Буксует сцепление ВАЗ 2109 — что делать?
Обычно буксует сцепление ВАЗ 2109 по причине ухудшения тяговых способностей автомобиля. Также это может привести до уменьшения скорости и затруднению движения в условиях сложных дорог.
Если буксует сцепление на ваз 2109, следует срочно заняться его ремонтом.
Из-за чего буксует сцепление
Самые известные причины пробуксовки машины:
- педаль не перемещается свободно;
- изношенны фрикционные накладки;
- набухли резиновые детали.
Для того, чтобы устранить или предупредить пробуксовку сцепления, прежде всего нужно проверить ход педали сцепления. При необходимости, её регулируют.
Фрикционные накладки износились до заклёпок
Буксует сцепления ваз 2109
Причинами такой неприятности могут быть:
- нормальная изнашиваемость с учётом условий эксплуатации;
- ошибки при управлении авто, нажатие педали «газ» с места;
- плохой ход системы сцепления;
- неправильная установка или регулировка привода сцепления.
Примечание! В подобном случае сжатие сцепления происходит с недостаточным усилием.
Теряется упругость нажимных пластин
Ваз 2109 буксует сцепление
Пробуксовка дисков сцепления может наблюдаться при ослабевании или неисправности нажимных пружин. Также это может происходить за счёт износа или коробления трущихся поверхностей маховика с диском нажимным.
Примечание! Если фрикционные накладки диска ведомого замаслены, то они вместе с неисправными нажимными пластинами меняются новыми.
Трущиеся поверхности маховика с диском нажимным обрабатывают с применением шлифовки. Если при передвижении машины ощущается запах горения накладок, наблюдается незначительный разгон, снижение скорости либо медленное пересечение возвышенностей, то причина, скорее всего, скрывается в сцеплении, возможно, оно не полностью активируется.
Если двигатель отключается, то сцепление будет работать нормально, если же этого не произошло, тогда можно сделать вывод, что сцепление пробуксовывает.
Ваз 2109 сцепление буксует
В лучшем случае фрикционные накладки также рекомендуют менять при обнаружении трещин на поверхности, прогораний и задиров. Пробуксовка сцепления иногда может произойти из-за набухания резиновых элементов гидропривода.
Подобный дефект чаще всего возникает за счёт использования некачественной тормозной жидкости, либо состав не отвечает нормам. Не исключается проникновение в жидкость минеральных масел, керосина или бензина.
Для устранения подобной неисправности нужно:
- демонтировать функционирующий и основной гидропривод;
- разобрать систему;
- промыть её очищенной тормозной жидкостью;
- сменить разбухшие детали;
- почистить компенсаторное отверстие;
- залить чистую качественную жидкость.
Упругость нажимных пластин может пропасть из-за долговременной работы. Также это может случиться вследствие недостаточного давления на диск (ведомый).
Состояние пластин рекомендуется проверить в автомастерской, поскольку не обойтись без использования специальных приборов и приспособлений.
Как правило, ослабленные пружины требуется заменить. Это также касается и масла фрикционных накладок.
Замасленные или засаленные фрикционные накладки
Такая проблема может случаться по нескольким причинам:
- при повреждении уплотнителя КП или двигателя;
- в случае избытка смазки на валу КП либо на коленвале;
- если нарушилась герметичность привода гидравлического.
Примечание! В результате снижается коэффициент трения накладок.
Если при нормальном передвижении педали сцепление всё-таки пробуксовывает, то, скорее всего, попало масло на накладки. Необходимо демонтировать сцепление и проверить диск ведомый с накладками на предмет замасливания.
Обычно масло проникает на диск и накладки из-за его излишка в КП, а также из-за загрязнения дренажного зазора маховика.
Для извлечения масла с накладок, их требуется хорошо промыть с помощью керосина или бензина. После этого детали насухо протирают и зачищают наждачной бумагой.
Если ведомый диск сильно замаслен, его меняют, это также касается и комплекта фрикционных накладок. Далее нужно установить в КПП нормальный уровень масла и почистить зазор маховика.
Сгорание или отслаивание фрикционной накладки
Буксует сцепление в ваз 2109
Сгорание или отслаивание может случиться из-за:
- частого пробуксовывания сцепления;
- «газования» с места при высокой передаче;
- чрезмерно малого усилия сжимания сцепления;
- неисправностей или дефектов в системе активации сцепления либо из-за отсутствия зазора, который должен образоваться между рычагом отключения сцепления и подшипником;
- замасливания и засаливания;
- чрезмерной глубины маховика, это может быть ошибка тюнинга.
Примечание! В этих случаях может произойти перегрев, ведущий к значительному повреждению накладок.
Фрикционные накладки не воспринимают нагрузку всей поверхностью
К причинам такой особенности стоит отнести:
- недоработку маховика;
- наличие царапин на поверхности трения.
В итоге может снизиться коэффициент трения накладок.
Примечание! Фрикционная накладка на новом диске сначала воспринимает наружную нагрузку, при этом обеспечивается полноценная нагрузка заменённых деталей до общей проработки.
Перегревание нажимного диска
Перегрев может произойти по нескольким причинам:
- за счёт частой пробуксовки сцепления;
- при засаливании или замасленности;
- из-за поломки и дефекта сцепления или при малом зазоре между рычагом отключения сцепления и подшипником сцепления;
- если глубина маховика значительно больше нормы.
При наличии одной из причин может снизиться коэффициент трения накладок. Постоянная пробуксовка влияет на повышение показателей теплопоглощающих способностей. В результате происходит перегрев.
Сильный износ конечностей мембранной пружины
Это может произойти в тех случаях, когда:
- изнашивается система привода;
- выработалась направляющая трубка;
- на подшипник действует чересчур большая нагрузка.
Эффективность усилия сжимания сцепления блокируется за счёт зависания подшипника выжимного, она также может частично уменьшаться из-за высокой начальной загрузки.
Разломанная мембранная пружина
Диск нажимной ваз
Разлом элемента может произойти по причине больших усилий сжимания либо разрешенного хода отключения сцепления. В подобной ситуации пружина может потерять собственные расчётные показатели.
Примечание! Может случиться разъединение сцепления при незначительном отжимании нажимного диска.
По возможности решать проблему с пробуксовкой нужно незамедлительно, сразу при обнаружении первых причин. В ином случае при движении на трудной дороге будет риск поломки двигателя.
Если не получается выявить причину пробуксовки авто самому, нужно обратиться в автосервис. Если же посредством видео и фото причина всё-таки выявлена, можно попытаться устранить неисправность своими руками.
Для лёгкой работы в сети есть инструкция по ремонту того или иного элемента. Так как цена услуг на СТО постоянно растём, многие предпочитают ремонтировать свой автомобиль самостоятельно.
Пробуксовывает («буксует») сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 2109
Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью включено (схема)
Пробуксовывает сцепление – не полностью включается.
Во включенном состоянии (педаль сцепления отпущена), на холостом ходу, либо с включенной передачей в движении, сцепление должно без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии (коробке передач).
Это достигается за счет того, что ведомый диск плотно прижат ведущим диском корзины к маховику двигателя и вращается вместе с ним и первичным валом коробки передач (см. изображение ниже). Выжимной подшипник прижат к лепесткам демпферной (нажимной) пружины корзины, но не нажимает на них и так же вращается вместе с ней.
Если сцепление пробуксовывает — это значит, что ведомый диск по каким-то причинам не плотно прижимается ведомым диском к маховику и проскальзывает относительно них.
Признаки пробуксовки сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— В движении, при нажатии на педаль «газа», двигатель набирает обороты – «ревет», а автомобиль не ускоряется или ускоряется с некоторой задержкой. Особенно это становится заметно при подъеме в гору.
— Затруднено трогание с места. Двигатель может глохнуть при отпускании педали сцепления. Требуется больше «газовать» чтобы сдвинуть машину с места.
— Появляется запах пригоревших накладок ведомого диска.
— Резко повышается расход топлива.
— При сбросе газа во время движения двигатель может заглохнуть.
Проверка наличия пробуксовки сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На ранних стадиях возникновения неисправности, когда нет еще явных признаков, можно провести диагностику сцепления по тахометру. В движении резко нажимаем на педаль «газа» и наблюдаем за тахометром. Обороты подскочили, а автомобиль вяло ускоряется, потом обороты несколько падают, автомобиль начинает нормально ускоряется – сцепление скоро потребует регулировки или ремонта.
Причины пробуксовки сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не отрегулирован привод сцепления
После проведения ремонта сцепления, замены его элементов, привода и т. д., в ходе предварительной регулировки возможно сцепление было «сильно затянуто», рабочий ход педали получился больше 125-135 см и «схватывать» сцепление будет высоко. В результате сцепление «буксует». Необходимо как можно быстрее отрегулировать его привод, в противном случае происходит сильный износ фрикционных накладок ведомого диска и ситуация с пробуксовкой быстро усугубляется. Педаль сцепления должна находится приблизительно на уровне педали тормоза. Подробнее см. «Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Регулировка привода сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 вращением регулировочной гайки
— Замасливание маховика, ведущего и ведомого дисков
Подтекание моторного масла из-под заднего сальника коленчатого вала двигателя, сальника первичного вала КПП, болтов маховика, прокладки клапанной крышки и попадание его на трущиеся поверхности сцепления приводит к проскальзыванию ведомого диска относительно маховика и пробуксовке сцепления даже при правильно отрегулированном приводе. Следы подтекания масла можно визуально заметить на двигателе. Поможет только разборка, устранение течи (причин может быть несколько) и протирка дисков сцепления и маховика бензином (керосином, уайт-спиритом) с последующей затиркой накладок очень мелкой шкуркой. Сильно замасленный ведомый диск стоит заменить новым.
Рабочие поверхности маховика и ведущего диска могут быть залиты маслом — сцепление в таком случае пробуксовывает
— Снижение усилия (износ) демпферной (нажимной) пружины
Лепестки нажимной пружины ведущего диска сцепления в результате постоянной и длительной работы теряют упругость, на их концах появляется кольцевая выработка от постоянного контакта с выжимным подшипником. Происходит это приблизительно на пробеге около 100 тыс. км. Сцепление начинает пробуксовывать так как нажимная пружина создает недостаточное давление на ведомый диск и он начинает проскальзывать относительно маховика. Для проверки пружины необходимо специальное оборудование, поэтому в условиях гаража поможет только замена «корзины». Замена необходима так же при величине кольцевой выработки от выжимного подшипника на лепестках более 0,8 мм.
Кольцевая выработка
Косвенно определить снижение упругости нажимной пружины «корзины» по повышенной мягкости педали при выключении сцепления (нажатии) и увеличении ее рабочего хода.
«Корзина» сцепления
— Износ, разрушение или пригорание фрикционных накладок ведомого диска
Со временем фрикционные накладки ведомого диска истираются (в среднем на пробеге 50-60 тыс. км). Ускоряет износ неправильно отрегулированный привод или привычка ездить постоянно держа ногу на педали сцепления. При износе фрикционных накладок ведомого диска сцепление начинает пробуксовывать, так как свободный ход педали увеличивается. Визуально педаль сцепления поднимается выше педали тормоза автомобиля. При небольшом износе (накладка считается полностью изношенной, если расстояние между заклепками и рабочими поверхностями меньше 0,2 мм) пробуксовку сцепления в этом случае можно устранить регулировкой привода, а при большом износе поможет только замена ведомого диска.
Фрикционные накладки ведомого диска сцепления
— Повреждение или заедание привода сцепления
Привод сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 тросовый. Вполне возможно повреждение тросика в оболочке (разлохмачивание, зажатие, деформация, вытягивание). Как результат проскальзывание ведомого диска относительно маховика, по причине его неплотного прижатия ведущим диском «корзины». Необходимо проверить работу привода и заменить неисправные детали.
Трос привода сцепления ВАЗ 21083 (21093, 21093)
— Изношена контактная плоскость маховика
Неисправность характерная для машин с большим пробегом. Если износ контактной плоскости маховика более 1 мм избавиться от пробуксовки сцепления заменой ведомого диска или корзины не удастся. Менять придется так же и маховик. Убедится в износе его контактной плоскости можно только после снятия «корзины».
Контактная плоскость (рабочая поверхность) маховика
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1987 года выпуска еще одной причиной пробуксовки сцепления может являться отсутствие свободного хода вилки сцепления так как само сцепление имеет некоторые конструктивные отличия (имеется зазор между «выжимным» подшипником и лепестками нажимной пружины, вилка выключения сцепления имеет оттяжную пружину и т.д.). Регулировка свободного хода вилки выключения сцепления (3,3 – 4,7 мм) на автомобиле ВАЗ 2108 обеспечивается изменением положения нижней ветви троса привода относительно кронштейна. Подробнее см. «Устройство и принцип действия сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Почему буксует сцепление на ВАЗ 2109?
Девятка – одна из самых часто встречаемых машин на наших дорогах. Она завоевала признание многих автолюбителей простотой конструкции, легкостью в управлении и относительной дешевизной в эксплуатации. Но наряду с перечисленными выше достоинствами она имеет и ряд недостатков, которые связаны с недостаточной надежностью и проработанностью многих систем. Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что часто буксует сцепление ВАЗ 2109 или провалилась педаль. При этом неисправность встречается как на автомобилях с солидным пробегом, так и на моделях, недавно сошедших с конвейера.
Пробуксовка на ВАЗ 2109 достаточно неприятная проблема в особенности если владелец сталкивается с ней в дальней поездке. Пробуксовка не только затрудняет движение автомобиля, но может стать причиной ДТП. Поэтому если вы столкнулись с этим неприятным явлением, немедленно займитесь выявлением причины и ее устранением.
Основные причины неисправности
- износ накладок до заклёпок;
- утрата нажимными пружинами упругости;
- замасленность накладок;
- сгорели или отслоились накладки;
- невосприятие нагрузки накладками полной поверхностью;
- перегрев диска;
- износ или разрушение мембранной пружины.
Как проверить пробуксовку
Для того чтобы убедиться есть пробуксовка или нет нужно выполнить следующее:
- Включить двигатель и потянуть ручку тормоза до конца.
- Включить скорость и плавно выжимать педаль газа, не спеша, отпуская сцепление.
- Мотор ВАЗ 2109 в этот момент должен заглохнуть, это значит, что со сцеплением все в порядке и переживать не о чем. Если же двигатель работает, то значит у вас проблемы — сцепление вашего авто буксует.
Варианты решения проблемы
Причин пробуксовки сцепления ВАЗ 2109 много и факторы вызывающие их могут быть различные. В данной статье не ограничимся одним перечислением неисправностей, а разберемся в них детально и попытаемся найти решение устранения их.
Утрата нажимными пружинами упругости
Пробуксовка на ВАЗ 2109 может быть вызвана неполадками с нажимными пружинами и износом поверхностей маховика. Если при движении чувствуется гарь, разгон затруднен, скорость резко падает на возвышениях, то, скорее всего, проблема в неполной активации сцепления.
В замене накладок есть необходимость в случае появления трещинок, возникновения задиров и подгораний.
Замасливание или засаливание накладок
Эта происходит в силу следующих факторов:
- поврежден или имеет дефекты уплотнитель коробки или мотора;
- избыток масла на валу коробки или на коленчатом вале;
- нарушение герметичности гидропривода.
В том случае если ход педали нормальный, а пробуксовка есть, то, можно утверждать, что на накладках смазка. В данном случае необходим демонтаж трансмиссии и проверка диска на замасливание.
Провалилась педаль сцепления
- Если педаль провалилась, то одной из причин может быть, то, что в пришел в негодность и порвался трос. В данном случае не поможет ничего, кроме его замены.
- Так же если вы выжали педаль, а она провалилась, то возможна поломка или соскок возвратной пружины. В данном случае, если пружина цела, то достаточно ее просто вернуть на место. Если сломана, то необходима ее замена.
- Неисправности, связанные с вилкой включения также могут стать пичиной того, что проваливается педаль. Обычно водители не связываются с ремонтом вилки, а устанавливают новую.
- Педаль провалилась, однако на некоторое время может включаться резким нажатием. В данном случае проблемы в главном цилиндре, который подлежит замене.
Сгорели или отслаиваются накладки
Подобное может случится из-за:
- постоянных пробуксовываний;
- газования с места на повышенной скорости;
- недостаточного усилия сжатия;
- замасливание накладок;
- излишней углубленности маховика, вследствие неправильного ремонта.
Изношенность мембранной пружины
К изношенности пружины могут привести следующие факторы:
- износ привода;
- дефекты направляющей трубки вследствие выработки ресурса;
- подшипник постоянно перегружен.
В случае если не выходит устранить неисправность и найти почему сцепление буксует самостоятельно, необходимо безотлагательно обратиться на СТО.
Видео « Замена сцепления на автомобилях ВАЗ »
В этом видео показана замена на автомобилях ВАЗ, на модели 2109 все проходит аналогично. Эта информация будет полезна тем у кого буксует сцепление, провалилась педаль или есть другие неисправности.
- Как заменить трос сцепления на ВАЗ 2109?
- Инструкция по замене выжимного подшипника на ВАЗ 2109
- Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109 самому?
Как происходит регулировка сцепления ВАЗ 21099
В каких случаях нужно регулировать педаль сцепления.
Регулировка сцепления ваз 2109 необходима, так как:
- При неправильной регулировки педали сцепления автомобиль тратит слишком много сил на движение и при дальнейшей эксплуатации ремонт неизбежен.
- При малом ходе педали происходит потеря крутящего момента автомобиля. Как говорят все автолюбители — сцепление буксует.
- Если отрегулировать педаль неправильно, то маховик соприкасается с диском сцепления и происходит их износ.
Как добраться до нужного узла?
Теперь о том, как заменить сцепление правильно. Если хотите добраться до этого узла, вам придется снять коробку передач и несколько деталей дополнительно. Для этого вам обязательно нужен домкрат, смотровая яма либо эстакада. При необходимости можно изготовить и самодельную эстакаду. Без таких приспособлений не обойтись, поскольку для того, чтобы заменить сцепление на ВАЗ, вам придется пролежать почти сутки под своей машиной.
Когда вы сможете нормально работать под машиной, вам придется демонтировать КПП по частям. Это выглядит так:
- Отсоедините узел стартера — отключите все контакты, потом открутите три винтовых крепления и снимите устройство.
- Далее следует заняться приводом смены передач. Ослабьте хомут, и вытащите устройство.
- Отключите трос от спидометра и провода заднего хода.
- Дальше вы увидите растяжки к рычагам подвески. Необходимо ослабить их крепления, а потом отвести их в разные стороны.
- Снимите шаровые опоры с поворотных рычагов.
- Вытащите наконечник ШРУС и сразу заткните его какой-нибудь заглушкой, иначе польется масло.
- Демонтируется нижняя часть защиты картера сцепления, там всего 3 болта.
- Чтобы двигатель и КПП не упали, под них делают опоры.
- Дальше откручивайте оставшиеся опоры, после чего можно аккуратно вытащить узел КПП.
Даже при бережной эксплуатации любая деталь или узел по истечении определенного срока выходит из строя. Не является исключением и сцепление. На автомобилях ВАЗ-2109 и 21099, а также и 2108 заменить сцепление можно выполнить двумя способами, которые рассмотрим ниже.
Для работы следует приготовить домкрат, упоры, козлы, монтировки, отвертки, набор автомобильных ключей и головок, в том числе съемники и оправки, а также емкость для слива жидкости из трансмиссии. В первую очередь нам понадобятся:
- ключи: 8,10, 13 ,17 (два);
Первый способ
Замена сцепления ВАЗ-2109 выполняется в несколько этапов: подготовка, демонтаж коробки, замена и сборка.
- Подготовка
. Зафиксировав задние колеса с помощью упоров, поднимите переднюю часть машины домкратом и установите «козлы». Демонтируйте защиту и слейте жидкость с КПП. После этого снимите оба колеса и демонтируйте трос сцепления от коробки. Для этого понадобятся два ключа на 17. Затем извлеките трос указателя скорости. Эта процедура не требует больших усилий и дополнительных приспособлений.
Вслед за этим выкрутите ключом на 17 болты крепления шаровой опоры и ослабьте головкой на 24 крепеж левого рычага. На левом кронштейне растяжки выкрутите болты и поверните ее вниз на 90 градусов.
. С помощью ключа на 13 отсоедините массу от КПП. Выкрутите крепеж и демонтируйте нижнюю часть кожуха маховика. Затем демонтируйте с левой стороны двигателя опору и брызговик. Для этого предварительно подготовьте ключи на 8, 10 и два на 17. Открутите крепеж задней опоры мотора к кузову и хомута привода КПП, предварительно его вынув. Напоследок выкрутите оставшиеся три болта и гайку, которая соединяет мотор с коробкой. После этого осторожно наклоните силовой агрегат и снимите КПП, которая повиснет на проводах.
Замена сцепления
. Головкой на 8 открутитекрепеж корзины. При необходимости вместо старого выжимного подшипника и/или вилкиустановите новые аналоги. После этого выполняется замена диска сцепления ВАЗ-2109. Для его центровки воспользуйтесь оправкой.
Сборка данного узла реализуется в обратном порядке.
Второй способ
Последовательность замены сцепления данным методом практически идентична первому способу. Подготовка выполняется в аналогичном порядке. Исключением является только демонтаж КПП. Вместо двух болтов верхнего крепления коробки вкрутите крепежные аналоги головки блока. Их резьба такая, но длина значительно больше. В итоге передняя часть коробки после отсоединения от двигателя будет висеть на этих элементах, а задняя часть ляжет на растяжку. После этого замените подшипник и диск.
Этот способом удобен тем, что нет необходимости центрировать сцепление из-за того, что болты головки будут выступать в роли направляющих и для установки достаточно просто аккуратно нажать на них. В заключение замените их штатными болтами крепления КПП.
Следующим преимуществом этого способа является то, что в данном случае можно не демонтировать стартер, сливать жидкость с трансмиссии, вытаскивать трос указателя скорости и демонтировать шарниры угловых скоростей.
Диагностика сцепления Ваз.
Выявить, правильно отрегулирована педаль сцепления или нет, можно самостоятельно, без вмешательства автосервиса. Настраивать ход педали нужно только в том случае, если у вас есть какие то признаки неполадки.
Как самостоятельно определить правильность регулировки педали сцепления:
- При плавном начале движения автомобиль дергается, бьет и издает шум.
- Педаль проваливается.
- При включение скорости слышен шум.
- Если автомобиль трогается сразу после начала отпускания педали сцепления.
- Если автомобиль вообще не тронулся даже после полного отпускания педали.
Почему буксует сцепление на ВАЗ 2109?
Девятка – одна из самых часто встречаемых машин на наших дорогах. Она завоевала признание многих автолюбителей простотой конструкции, легкостью в управлении и относительной дешевизной в эксплуатации. Но наряду с перечисленными выше достоинствами она имеет и ряд недостатков, которые связаны с недостаточной надежностью и проработанностью многих систем. Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что часто буксует сцепление ВАЗ 2109 или провалилась педаль. При этом неисправность встречается как на автомобилях с солидным пробегом, так и на моделях, недавно сошедших с конвейера.
Сцепление ВАЗ 2109
Пробуксовка на ВАЗ 2109 достаточно неприятная проблема в особенности если владелец сталкивается с ней в дальней поездке. Пробуксовка не только затрудняет движение автомобиля, но может стать причиной ДТП. Поэтому если вы столкнулись с этим неприятным явлением, немедленно займитесь выявлением причины и ее устранением.
Основные причины неисправности
- износ накладок до заклёпок;
- утрата нажимными пружинами упругости;
- замасленность накладок;
- сгорели или отслоились накладки;
- невосприятие нагрузки накладками полной поверхностью;
- перегрев диска;
- износ или разрушение мембранной пружины.
Комплект для замены от фирмы Valeo
Как проверить пробуксовку
Для того чтобы убедиться есть пробуксовка или нет нужно выполнить следующее:
- Включить двигатель и потянуть ручку тормоза до конца.
- Включить скорость и плавно выжимать педаль газа, не спеша, отпуская сцепление.
- Мотор ВАЗ 2109 в этот момент должен заглохнуть, это значит, что со сцеплением все в порядке и переживать не о чем. Если же двигатель работает, то значит у вас проблемы — сцепление вашего авто буксует.
Варианты решения проблемы
Причин пробуксовки сцепления ВАЗ 2109 много и факторы вызывающие их могут быть различные. В данной статье не ограничимся одним перечислением неисправностей, а разберемся в них детально и попытаемся найти решение устранения их.
Утрата нажимными пружинами упругости
Пробуксовка на ВАЗ 2109 может быть вызвана неполадками с нажимными пружинами и износом поверхностей маховика. Если при движении чувствуется гарь, разгон затруднен, скорость резко падает на возвышениях, то, скорее всего, проблема в неполной активации сцепления.
В замене накладок есть необходимость в случае появления трещинок, возникновения задиров и подгораний.
Замасливание или засаливание накладок
Эта происходит в силу следующих факторов:
- поврежден или имеет дефекты уплотнитель коробки или мотора;
- избыток масла на валу коробки или на коленчатом вале;
- нарушение герметичности гидропривода.
Фрикционные накладки
В том случае если ход педали нормальный, а пробуксовка есть, то, можно утверждать, что на накладках смазка. В данном случае необходим демонтаж трансмиссии и проверка диска на замасливание.
Провалилась педаль сцепления
- Если педаль провалилась, то одной из причин может быть, то, что в пришел в негодность и порвался трос. В данном случае не поможет ничего, кроме его замены.
- Так же если вы выжали педаль, а она провалилась, то возможна поломка или соскок возвратной пружины. В данном случае, если пружина цела, то достаточно ее просто вернуть на место. Если сломана, то необходима ее замена.
- Неисправности, связанные с вилкой включения также могут стать пичиной того, что проваливается педаль. Обычно водители не связываются с ремонтом вилки, а устанавливают новую.
- Педаль провалилась, однако на некоторое время может включаться резким нажатием. В данном случае проблемы в главном цилиндре, который подлежит замене.
Сгорели или отслаиваются накладки
Подобное может случится из-за:
- постоянных пробуксовываний;
- газования с места на повышенной скорости;
- недостаточного усилия сжатия;
- замасливание накладок;
- излишней углубленности маховика, вследствие неправильного ремонта.
Новые накладки для замены
Изношенность мембранной пружины
К изношенности пружины могут привести следующие факторы:
- износ привода;
- дефекты направляющей трубки вследствие выработки ресурса;
- подшипник постоянно перегружен.
В случае если не выходит устранить неисправность и найти почему сцепление буксует самостоятельно, необходимо безотлагательно обратиться на СТО.
Видео «Замена сцепления на автомобилях ВАЗ»
В этом видео показана замена на автомобилях ВАЗ, на модели 2109 все проходит аналогично. Эта информация будет полезна тем у кого буксует сцепление, провалилась педаль или есть другие неисправности.
Регулировка педали сцепления.
Для регулировки хода педали нужно сделать следующее:
- Ослабляем гайку под педалью.
- Регулировка хода педали осуществляется с помощью регулировочных гаек 1 и 2.
- Ход педали должен быть в пределах 12-13 см.
После того, как регулировка закончена необходимо:
- 3 раза нажать на педаль и замерить расстояние хода.
- Если ход не в пределах нормы повторяем регулировку.
Регулировка педали закончена, теперь остается только наслаждаться управлением своего автомобиля.
Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109
Автомобили 09 семейства ВАЗ оборудованы тросовым приводом включения сцепления. Эта технология в 5 раз надежнее относительно классических вариаций с гидравлическим приводом. Однако во время эксплуатации любой механизм требует калибровки и данный блок не является исключением.
Плановый осмотр требуется выполнять каждые 15000 км пробега или один раз в год, смотря что наступит раньше. Однако случаются непредвиденные поломки, при которых требуется оперативное вмешательство.
Признаками некорректной работы блока считаются такие факторы.
- Трогается машина с места рывками – сцепление буксует, что вызывает неравномерное ускорение.
- Увеличение расхода горючего примерно на 10-15%.
- Диссонанс набора оборотов двигателя и фактического ускорения машины.
- Во время включения передачи от КПП слышны посторонние звуки, скрипы.
- При осмотре автомобиля присутствует неприятный запах горелых колодок.
- Педаль проваливается или клинит.
- Срабатывание привода происходит не посередине хода педали.
Если обнаружен даже 1 из перечисленных пунктов – конструкцию необходимо настраивать.
Устройство фрикционной муфты Ваз 2109 и ее назначение
Представляет собой сухую конструкцию однодискового типа. Фрикционный механизм обеспечивает необходимую эффективность и простоту эксплуатации, обслуживания.
Где находится
Фрикционный механизм находится между КПП и двигателем, расположен внутри корпуса коробки передач. От узла выходит приводной трос в оболочке и подводится к педали в салоне автомобиля.
Зачем нужна регулировка сцепления
Регулировка необходима ввиду его естественного износа. Между корзиной и диском расположены фрикционные накладки, подверженные истиранию. Следовательно, после их стачивания педаль поднимается и узел барахлит.
Второй причиной выступает растяжение троса сцепления. При увеличении его длины происходят аналогичные дефекты.
Типичные неисправности сцепления ВАЗ 2109
Среди самых распространенных поломок выделяются.
- Разрыв или растяжение троса.
- Износ фрикционных накладок.
- Деформация креплений и кронштейнов.
Диагностика работы сцепления
Чтобы понять правильно ли работает сцепление достаточно выполнить процедуру.
- Взять линейку и упереть ее в пол. Второй конец измерителя следует приложить к нижней части педали. Должно получиться примерно 18-19 сантиметров.
- Нажать на рычаг до упора и снова измерить расстояние – в норме будет 7-8 см.
- Нормой считается, когда разница между показаниями составляет 13,5-14,5см.
Если присутствует отклонение в параметрах от нормы более чем на 20 мм – привод нужно регулировать.
Регулировка сцепления своими руками на ВАЗ 2109
На карбюраторной или инжекторной девятке настройка выполняется, не снимая коробки. Механизм расположен так, что системы подачи топлива не перекрывают доступ.
Суть работ заключается в выставлении необходимого продавливания педали и дозировании натяжения троса. Образно это выглядит так:
- замер высоты педали;
- подтяжка тросика;
- проверка.
Также подробный отчет по процедуре можно посмотреть на видео:
Необходимые инструменты
Для выполнения операции регулировки достаточно минимального набора инструментов. Здесь потребуется два ключа на 17 и небольшая щетка по металлу для очистки грязи с поверхности устройства.
Регулировка троса сцепления
Калибровка тросика сцепления выполняется следующим образом.
- Подготавливается необходимый инструмент: 2 ключа №17, линейка или рулетка, WD-40 или аналог.
- Машина загоняется на ровный участок дороги и ставится на стояночный тормоз.
- Для безопасности можно отключить клеммы АКБ.
- Слева по ходу движения автомобиля необходимо найти сам трос – деталь прикрепляется к корпусу коробки передач специальным кронштейном.
- После этого находится сам регулировочный узел (место крепежа к КПП). Там имеется резиновый кожух и две гайки, затянутые по бокам планки.
- Заливаются резьбы ВД-шкой для лучшего откручивания.
- Далее, одновременно двумя ключами №17 ослабить гайки.
- Сторона под №1 крутиться по часовой стрелке для ослабления троса (педаль падает вниз), для натяга, нужно прокрутить ее в обратную сторону – рычаг поднимается.
- Когда установлено необходимое преднатяжение конструкции, все гайки закручиваются до упора.
- Затем требуется сесть в машину, 5-6 раз выжать сцепление до упора и проверить правильность настройки, при необходимости подрегулировать еще.
Примечание! Согласно инструкции завода, правильное положение тросика является таковым, когда автомобиль начинает трогаться примерно на середине свободного хода педали сцепления.
Регулировка свободного хода педали сцепления
Положение и свободный ход рычага сцепления на ВАЗ 2109 устанавливается таким образом.
- Подготавливается инструмент – линейка или рулетка, два ключа №17.
- Внутри машины необходимо приложить к боковой части педали измерительную ленту.
- В не нажатом состоянии высота от пола составляет около 180-190 мм – это нормально.
- Далее необходимо надавить на рычаг до упора и запомнить на какой отметке остановилась нижняя часть накладки. К примеру, 50-60 мм.
- Заводом установлено, что длина хода педали сцепления должна составлять 125-135 миллиметров. Значит, для подсчета, из большего числа отнимаем меньшее и получается фактический прожим. Например: 190-50=140 – это допустимо (разрешается не более 160мм). Если значение отличается от эталона на 15%, требуется поправить натяжку троса.
После манипуляций с натяжителем требуется проверить корректность включения передач и момент срабатывания выжимного подшипника. Если все нормы соблюдены, дополнительная калибровка не требуется. Бывает, что настройка не приносит желаемого эффекта, в данном случае необходимо обратиться к квалифицированному мастеру – возможно проблема скрывается внутри самого блока сцепления.
Проверка на работоспособность
После регулировки сцепления необходима его проверка. Выполняется операция путем прикладывания линейки и нажатия на педаль. Процедура детально описана выше.
Замена троса сцепления на ВАЗ 2109
Установка новой детали выполняется просто. Здесь присутствует только примитивная механика, основанная на передаче энергии через трос.
Причины для замены
Основанием для ремонта может стать пробуксовка сцепления, затруднение переключения передач. Часто бывает, что от резкой нагрузки или рывка трос рвется – это и становится основным источником проблем.
Замена
Выполняется 2 способами. Потребуется нехитрый набор инструментов и 30 минут личного времени.
Снимая жабо
Сложная процедура подразумевает множество ненужных действий, но если есть вопрос – будет ответ.
- Загнать машину на смотровую яму.
- Открутить трос от педали и демонтировать его.
- Далее следует снять жабо и стеклоочиститель, открыть капот.
- Затем следует найти место крепления троса к машине. Открутить его.
- Вынуть старую магистраль и установить на ее место новую.
Без снятия жабо
Заменить трос дома можно так.
- Вынуть регулировочную часть из крепления на корпусе КПП.
- Открутить поводок троса и отсоединить его от вилки сцепления.
- Конец тросика отсоединяется от педали, путем извлечения шплинта.
- Далее вся магистраль вытягивается из машины.
- Установка новой линии выполняется в обратной последовательности.
Настройка сцепления ВАЗ 2109 после замены
После выполнения ремонтных работ проводится стандартная процедура калибровки троса. Стоит понимать, что все элементы цепи, включая тросик, пружины выжимного подшипника, приводного диска подвергаются усадке. Это значит, что через 500-700 км пробега может потребоваться внеплановая ревизия конструкции.
К примеру, тросик низкого качества за данное время может вытянуться (болячка всех подобных приводов) примерно на 5-10 мм от изначальной длины. Это негативно скажется на точности работы агрегата и его потребуется настроить.
Прокачка сцепления
Ввиду конструктивных особенностей прокачка магистрали не нужна. Здесь нет гидравлического привода, масла и прочих «прелестей» устаревших конструкций.
Обслуживание привода сцепления ВАЗ 2109
Для обслуживания привода достаточно периодически смазывать трос жидким маслом и подтягивать его по мере проседания педали.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Пробуксовывает буксует сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 2109
Фрикционные накладки сцепления отличаются от тормозных колодок только формой, а маховик представляет собой сплошной диск.
Износ сцепления происходит подобно износу накладок тормозных колодок с той лишь разницей, что в данном случае износ сопровождается пробуксовкой сцепления. Изношенный диск сцепления не подлежит ремонту, поэтому единственно правильным решением является замена самого диска и механическая шлифовка маховика в случае появления на нем зазубрин под воздействием фрикционной накладки сцепления.
Как определить степень износа диска сцепления и выжимного подшипника читайте здесь
Замасливание диска сцепления
Это происходит намного чаще, чем кажется на первый взгляд, особенно если вспомнить о расположении сцепления в непосредственной близости от заднего основного уплотнения двигателя и переднего уплотнения трансмиссии. Вытекшее из двигателя или трансмиссии масло рано или поздно попадает на фрикционный диск и проникает в его поверхность как в губку.
Пропитанный маслом диск становится непригодным для использования, поэтому его можно смело выбрасывать. Попадание воды на диск также может привести к пробуксовке сцепления, но это явление носит временный характер при условии, что вы не допустите сгорания накладки диска сцепления вследствие его пробуксовки.
Глазировка фрикционного материала
Это явление в некоторой степени связано со снижением эффективности тормозной системы, поэтому и возникает по тем же причинам. Ухудшение работы тормозов происходит в результате их перегрева при неоднократно повторяющемся нажатии педали тормоза водителем во время движения с высокой скоростью.
Сильный перегрев тормозов приводит к глазировке поверхности тормозных накладок и влияет на их способность зацепления тормозного диска. То же самое происходит при перегреве сцепления вследствие его чрезмерной пробуксовки. Допустив перегрев сцепления до появления дыма, можете считать, что вы их окончательно «поджарили».
Выход из строя нажимных пружин
Нажимные пружины, прижимающие диск сцепления к маховику, как и любые другие пружины в автомобиле, со временем ослабевают из-за постоянно чередующегося воздействия высоких и низких температур, что способствует снижению их прижимной способности.
Как правило, это происходит не так уж и быстро, ведь ни для кого не секрет, что износ фрикционного материала происходит двое быстрее, чем пластинчатых пружин, но их естественный износ все же неизбежен. Более того, пружина может даже сломаться, хотя и происходит такое достаточно редко.
Образование зазубрин на маховике
Ответственность за столь редкое явление, как образование борозд и зазубрин на маховике, лежит всецело на водителе, который сознательно допускает длительную пробуксовку сцепления после повреждения фрикционной накладки.
Механическая обработка маховика допускается, если борозды на нем не слишком глубокие, в противном случае замена маховика становится неизбежной. Не допускайте бесконтрольной работы поврежденного маховика, поскольку зазубрины на нем могут стать местами концентрации напряжения и очень быстро превратиться в трещины.
Опасность заключается в том, что это может привести к разрыву маховика на расстоянии всего 6 дюймов от вашей правой ноги.
Признаки неисправностей
Сцепление и коробка передач обычного современного автомобиля больше других узлов трансмиссии работает в периодическом режиме. Практически все наставления по автомобильному делу требуют ревизии устройства после 40-50 тыс. км эксплуатации, при этом ресурс узла признается на уровне 100 тыс. км. У грамотного водителя сцепление может прожить и дольше, у любителя гоночных заездов – проживет не более 20 тыс
В условиях городского движения и регулярного переключения передач стоит обратить внимание на работу и возможные основные неисправности сцепления уже через 10-15 тыс. км
Если вовремя диагностировать признаки неисправности сцепления, есть шанс исправить положение, а при должном внимании и регулировках узел прослужит еще не один десяток тысяч километров.
На что обращаем внимание в первую очередь:
- на четкость и точность включения любых передач КПП в движении в любой последовательности;
- на поведение и реакцию педали, работу привода выключения;
- на «отзывчивость» автомобиля на работу педалью газа в момент старта, когда педаль сцепления полностью отпущена.
Важно! Даже если вас все устраивает, не поленитесь осмотреть и проверить состояние картера и отсутствие неисправности гидропривода вилки на смотровой яме. При отсутствии следов подтекания заменить гидравлическую жидкость следует после 2 лет интенсивной езды на машине
В противном случае грязь и продукты износа «убьют» механизм привода в самый неподходящий момент.
Первые признаки неисправности сцепления появляются, если нужная передача не включается с первого перемещения ручки или нарушена четкость «схватывания». Иногда приходится выжимать педаль выключения дважды или с повышенным усилием.
Пробуксовка — сцепление
Схема устройства и работы дифференциала. |
Пробуксовка сцепления может происходить из-за отсутствия свободного хода педали сцепления, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска. При этом крутящий момент от двигателя передается не полностью и автомобиль трогается с места очень медленно или даже стоит на месте при включенной передаче и отпущенной педали сцепления. Для устранения неисправности нужно проверить величину свободного хода по центру площадки педали сцепления, которая должна быть 35 — 45 мм на автомобиле Москвич-412 и 20 — 30 мм — на ВАЗ-2101. Если после регулировки свободного хода педали сцепление продолжает пробуксовывать, его необходимо снять, промыть или заменить накладки ведомого диска.
Пробуксовка сцепления может возникнуть из-за разбухания резиновых уплотнительных ( манжет) колец 5 ( рис. 36, а) и резинового кольцевого плавающего клапана 7 поршня 6 главного цилиндра / и засорения компенсационного отверстия 2 или разбухания резиновых уплотнительных колец 12 и 14 ( рис. 36, б) рабочего цилиндра 9 привода выключения сцепления.
Пробуксовка сцепления может явиться следствием нарушения регулировки привода сцепления ( выбор свободного хода педали), замасливания дисков при неправильной ( чрезмерной) смазке подшипника муфты выключения или при ослаблении пружин сцепления в результате перегрева сцепления при чрезмерном буксовании машины.
Пробуксовку сцепления можно заметить во время движения машины, когда трактор или автомобиль, работающий под нагрузкой, при резком увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя не увеличивает скорость движения. Причиной пробуксовки сцепления может быть и неправильная регулировка, вследствие чего сцепление не полностью включается. В случае, если она вызвана замасливанием дисков, сцепление следует промыть в керосине. Для этого при работающем двигателе, включая и выключая сцепление, заливают между дисками керосин.
Признаками пробуксовки сцепления являются медленное трогание автомобиля с места и малое ускорение при разгоне.
Признаком пробуксовки сцепления является слишком медленный разгон машины, несмотря на интенсивное увеличение оборотов двигателя: появляется запах гари.
Для устранения пробуксовки сцепления на автомобиле МАЗ-205 поступают следующим образом. Снимают крышку смотрового люка ( см. рис. 62, б) снизу картера сцепления и замеряют расстояние от торца муфты рычажков выключения до плоскости на кожухе сцепления ( размер А), которое должны быть 31 5 — 35 5 мм. Если размер А больше 35 5 мм, нужно удалить из-под ограничительных сухарей по одной регулировочной прокладке; если размер А меньше 31 5 мм, следует установить под каждый сухарь по одной дополнительной прокладке толщиной 0 25 мм.
Не пользоваться пробуксовкой сцепления для изменения скорости передвижения автопогрузчика; скорость движения должна изменяться регулировкой величины открытия дроссельной заслонки карбюратора или переключением коробки передач.
Чтобы устранить причины пробуксовки сцепления , необходимо прежде всего проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления. Свободный ход педали замеряется при помощи линейки. А делается это следующим образом. Во-первых ставим линейку и измеряем где находится площадка педали в свободном, не нажатом состоянии. После этого медленно начинаем давить на нее до тех пор пока не почувствуем сопротивление. Расстояние пройденное педалью и есть ее свободный ход.
Для устранения причин пробуксовки сцепления необходимо прежде всего проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления ( см. разд. Если сцепление при нормальном свободном ходе педали по прежнему пробуксовывает, то следует обратиться к специалистам на СТО. Для этого необходимо отвернуть болты 7 крепления кожуха 5 к маховику 8, предварительно сняв коробку передач ( см. разд. При этом освобождается ведомый диск 2 ( с фрикционными накладками 1 и 3) сцепления.
Однодисковое сцепление с электромагнитным приводом. |
Для нормальной работы автомобиля без значительной пробуксовки сцепления при его включении момент сцепления Мс должен превышать момент двигателя Мс Мттах.
Проверка величины свободного хода педали сцепления. |
Недостаточная величина свободного хода вызывает пробуксовку сцепления ( неполное включение) и быстрый износ фрикционных накладок и подшипника выключения сцепления. Если свободный ход педали будет велик, то не будет происходить полного выключения сцепления.
Устранения проскальзывания сцепления
Каждую причину пробуксовки сцепления автомобилисту необходимо исправлять разными способами и методами.
Каждую причину пробуксовки сцепления автомобилисту необходимо исправлять разными способами и методами. В таблице ниже приведены причины пробуксовки сцепления и способы устранения этой неполадки.
Причина | Способ ремонта |
Отсутствие свободного хода педали сцепления | В случае отсутствия свободного хода педали сцепления нам необходимо отрегулировать эту педаль и проконтролировать сам показатель свободного хода. Диагностика пробуксовки сцепления всегда начинается с проверки свободного хода педали сцепления. Только если после регулировки свободного хода педали сцепления мы ощущаем все те же признаки, тогда уже необходимо снимать сцепление с автомобиля и ремонтировать. |
Нажимные пружины утратили упругость | Первым делом производят замену нажимных пружин, утративших упругость. Эта замена производится вместе с заменой шайб термоизоляции. Чтобы отремонтировать сцепление автомобиля, его необходимо снимать вместе с коробкой передач. При снятии коробки передач нужно помнить, что коленчатый вал двигателя является всегда уравновешенным. Именно поэтому при монтаже маховика со сцеплением необходимо накинуть расположения кожуха сцепления самого маховика. При этом болты для крепежа необходимо отворачивать один за другим постепенно, по диаметру, чтобы не деформировать сам кожух сцепления. |
Износ фрикционных накладок | Самыми первыми из строя вследствие износа выходят фрикционные накладки диска сцепления. Если на фрикционных накладках расстояние до заклёпок тоньше, чем 0,2 мм, тогда их необходимо заменить их на новые. Вместе с фрикционными накладками заменяется и замаслившиеся накладки. |
Разбухание уплотнительных колец цилиндра привода | В случае пробуксовки сцепления вследствие разбухания платит уплотнительных колец цилиндра привода сцепления нам необходимо заменить вилку, которая выключает сцепление. |
Компенсационное отверстие забилось | Также сцепление может пробуксовывать в случае засорения компенсационного отверстия. В этом случае кольцо разбухает из-за плохого качества тормозной жидкости либо попадания минерального масла внутрь контура. |
Снятия цилиндра сцепления | Если ничего не помогло и сцепление пробуксовывает и дальше, тогда необходимо снимать цилиндр сцепления, разбирать его и промывать. С помощью мягкая проволоки необходимо будет очистить компенсационные отверстия и заменить все детали, которые пришли в износ. Промывать цилиндр сцепления необходимо специальной приобретенной жидкостью. После сборки цилиндра сцепления его необходимо наполнить тормозной жидкостью, которая подходит именно для вашей модели автомобиля. |
Выводы
Для того чтобы сцепление транспортного средства прослужило не один год, следует оказывать ему должный уход и производить правильную эксплуатацию
Важно вовремя менять фрикционные накладки, а также использовать исключительно качественную тормозную жидкость
Важно как можно быстрее исправлять проблему, потому как пробуксовка сцепления в дальнейшем принесет автовладельцу множество проблем, осложнений и серьезных последствий