Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Указатель температуры охлаждающей жидкости

Для любого водителя важно знать, где расположен датчик, показывающий температурный режим в системе охлаждения. Почти во всех автомобилях, независимо от их марки, данный прибор расположен в верхней части корпуса двигателя.

Сегодня разговор пойдёт о предназначении этого важного устройства, о его проверке, неисправностях и схеме. Вы узнаете, как произвести подключение датчика температуры антифриза и заменить его на новый прибор.

Для чего предназначен датчик

Прибор или устройство, показывающее температурные изменения в охлаждающей системе, имеет огромное значение для всей системы управления автомобильным мотором. Именно он осуществляет контроль над состоянием температуры антифриза в общей схеме охлаждающей системы.

При помощи данных датчика происходит контроль над системой управления двигателя, корректируются параметры функционала движка, которые непосредственным образом, осуществляются в зависимости от нагрева и теплового состояния охлаждающей жидкости.

Какие данные наиболее важны:

  • Качество состава топливной смеси;
  • Количество оборотов коленчатого вала за определённый период;
  • Изменение угла опережения зажигания.

Датчик помогает определить, насколько быстро прогревается двигатель во время запуска, и обеспечивает его скорейшее прогревание, а также поддерживает ту самую оптимальную температуру, которая сохраняется при различных рабочих режимах.

Как осуществить проверку датчика температуры охлаждающей жидкости самостоятельным образом

Чтобы определить, насколько грамотно работает и показывает данные устройство, его необходимо снять или демонтировать. Сделать такую операцию довольно просто, нужно лишь соблюдать последовательность действий:

  • Демонтируйте воздушный фильтр, так как прибор обычно располагается на патрубке ГБЦ.
  • Затем необходимо снять провод с аккумулятора под знаком «минус».
  • Слить охлаждёнку из радиатора.
  • От устройства отключить все провода.
  • При помощи ключа с номерами 19-21,ослабить затяжку и снять датчик.

После всех проделанных манипуляций следует поместить датчик в ёмкость и налить в неё охлаждающую жидкость. Далее начать прогревание жидкости под полным контролем с учётом показаний омметра.

Можно определить правильность работы датчика по специальной таблице. Если показания, снятые с вашего прибора не совпадают с данными таблицы, стоит задуматься о покупке нового датчика, так как отремонтировать его не удастся.

Бывает, что датчик отлично работает, и состояние его соответствует стандартам, а проблемы в работе двигателя не исчезают, в этом случае стоит обратить внимание на работу термостата.

Какие признаки неисправности датчика существуют

Не исключены некоторые неисправности, связанные с датчиком для охлаждения жидкости, которые чреваты сбоями в работе двигателя. Большинство признаков говорят о поломке приора и необходимости его замены. Вот некоторые из признаков:

  • Вы видите, что топлива тратится больше, чем обычно;
  • Когда при холодном двигателе наблюдается плохой выхлоп;
  • Не осуществляется запуск мотора в морозную погоду.

Но не стоит сразу бросаться в магазин для приобретения нового датчика при обнаружении выше перечисленных проблем. Очень может быть, что неполадки связаны с плохим контактом или его повреждением, возможно, существуют проблемы в проводке или утечке жидкости.

Для того чтобы исключить возможные проблемы, устройство осматривается визуально, возможно, вы заметите коррозию или повреждение без снятия устройства и разборки всей системы.Для опытных автомобилистов даже при визуальном осмотре обнаруживаются источники проблемы.

Водители отмечают, что в некоторых случаях можно заметить, как начинает «колбасить» двигатель в охлажденном состоянии, а показатели холостых оборотов прыгают, с минимальных на максимальные значения. После нескольких минут проблема исчезает сама собой, именно такой казус красноречиво говорит о поломке датчика температуры ОЖ.

Датчик, является дорогой и важнейшей частью любого автомобиля, он требует к себе должного внимания. Чтобы не произошло закипание мотора, следует периодически отслеживать состояние прибора и его показания.

Как устроен датчик температуры ОЖ

Данное устройство – это герметичный переключатель, произведённый из специального материала, имеющего ферромагнитные свойства. За счёт пружинных контактов осуществляется контакт, при повышении напряжения магнитного поля происходит контакт и замыкание, а при ослаблении напряжения имеет место размыкание контактов.

Как подключить датчик

Чтобы правильно и безопасно установить датчик, следует остудить двигатель. Любой водитель может осуществить установку самостоятельно, нужно лишь вкрутить его в посадочное гнездо, подтянуть резьбу и подключить провода. После этого все детали возвращаются на свои места, а именно воздушный фильтр и колодка с проводами.

Герметик для этого процесса использовать нельзя, так как он при сильном нагреве может потечь, тогда не исключено попадание его в тосол, и как следствие, сбой всей системы охлаждения.

Проверка уровня датчика ОЖ

Надо сказать, что проверка уровня ОЖ может производиться и на «глазок», для опытного водителя не нужны специальные приборы. Посмотрев в расширительный бак можно понять, сколько израсходовалось жидкости.

  • При холодном двигателе ОЖ находится между отметками минимума и максимума, а вот при нагревании мотора, уровень повышается.
  • При исправной работе автомобиля уровень может понижаться, и датчик тут же выдаёт соответствующие показатели, которые выражаются в сигнале на приборной панели. Тогда требуется доливка тосола или охлаждающей жидкости.
  • Важно знать, по мнению специалистов, в разогретый мотор ОЖ доливать категорически запрещается, только после полного остывания двигателя можно производить соответствующие действия.
  • Воду в чистом виде также запрещено лить, это чревато возникновением коррозии на головках цилиндров.

Если после проверки, датчик не показывает уровень температуры ОЖ, вам следует обратиться в сервисный цент по обслуживанию авто, где вам будет диагностирована неисправность.

Все системы автомобиля тесно связаны друг с дружкой, сбой может дать даже не правильно закреплённая деталь или какая-нибудь ваша ерундовая оплошность. Из-за неё одна из систем способна сопротивляться и выдавать ошибку. При осмотре машины профессионалами, если появляется нужда в замене датчика, вам будет выдана гарантия на качественную замену прибора и установки всех узлов на прежнее место.

Обычно сам датчик стоит значительно дешевле самой работы. Датчик приобретается непосредственно на месте его замены.

Где расположен датчик температуры двигателя?

Автомобильный двигатель является сложным устройством, работа которого обеспечивает бесперебойное функционирование многих систем автомобиля. Рабочая температура мотора является одним из важнейших параметров, который должен строго соблюдаться, ведь его перегрев может привести в поломке и даже возгоранию.

  • Где находится датчик?
  • Виды датчиков охлаждающей жидкости
  • Признаки неисправности ДТОЖ
  • Замена ДТОЖ
  • Итог

Для контроля за этим применяется охлаждающая жидкость, которая предохраняет двигатель от излишнего нагрева, не замерзает при отрицательных температурах окружающей среды, а также защищает движок от коррозии и засоров.

В системе функционирования автомобиля должно стоять сразу несколько температурных датчиков, которые помогут контролировать довольно большой комплекс параметров, с целью создания максимально благоприятных условий в салоне машины, а также для ее работы. Это датчик температуры окружающей среды, охлаждающей жидкости, моторного масла, топлива, температуры внутри авто и многое другое

Датчик температуры охлаждающей жидкости или ДТОЖ отслеживает температуру охладителя, при достижении критического порога которой, подается сигнал в центр управления, который включает обдув радиатора. Это не дает мотору перегреться, что обеспечивает оптимальные условия работы системы, а также экономит бензин, ведь горячему движку требуется довольно много топлива по сравнению с тем, который работает при допустимой температуре.

При неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости способен привести к поломке мотора, что чревато разного рода неприятными последствиями — коррозия составляющих двигателя из-за перегрева, перерасход топлива и многие другие.

Где находится датчик?

ДТОЖ для сбора корректных данных должен быть расположен непосредственно в измеряемой среде, то есть — термистор прибора должен находиться не снаружи, а в самой системе охлаждения, будучи погруженным в жидкость.

Чаще всего температурный датчик стоит в блоке цилиндров в корпусе термостата (реже может быть его расположение в самой головке блока, либо стоят два прибора в обоих указанных местах, каждый из которых выполняет свою функцию — один из них снимает температурные показатели жидкости на выходе из радиатора, а другой на выходе из двигателя).

Независимо от точного расположения прибора, одно условие должно быть обязательно соблюдено — необходим контакт датчика с хладагентом, иначе считывание и передача температурных данных будут иметь некорректные показатели, что скажется на качестве работы системы. Размещение термоизмерителя в любом другом месте приведет к тому, что он начнет собирать показатели с наружного пространства, а не с требуемой жидкости, а это абсолютно недопустимо. Это условие касается абсолютно любого транспортного средства, будь то мерседес, газель, камаз или мопед.

Данный прибор помещен в теплопроводную оболочку с резьбой и электрическим разъемом.

Основываясь на данных, которые передает термодатчик, система управления может регулировать следующие моменты в работе автомобиля:

  1. обогащение или обеднение горючего (в зависимости от температуры мотора — чем ниже показатели тепла, тем меньше обогащается топливо и тем большее его количество требуется);
  2. выставление опережения зажигания с целью уменьшения газообразования выхлопа;
  3. корректировка циркуляции газов при прогреве транспортного средства;
  4. контроль за работой вентилятора, блокировкой раздаточной коробки и продувкой системы.

Виды датчиков охлаждающей жидкости

  1. Магнитный. Состоит из якоря, расположенного меж катушек, к которому подключены стрелка шкалы на приборной панели автомобиля. Одна из катушек подключается к кабелю с изменяющимися показателями сопротивления, а вторая к автомобильной сети. Уровень нагрева мотора меняет показания, создавая магнитное поле, которое движет якорем.
  2. Биметаллический. Состоит из сочетания двух элементов из металлов с разным показателем температурного сопротивления. Под воздействием нагрева происходит расширение, которое приводит в действие прибор на панели. Этот и предыдущий типы устройств автовладелец сможет определить самостоятельно, просто заведя свою машину. При установленном магнитном детекторе стрелка шкалы начнет дергаться, а в случае с биметаллическим прибором — перемещаться плавно.
  3. Полупроводниковый. Более распространенный тип датчика, нежели биметаллический. Принцип работы прибора основан на снижении сопротивления при нагреве.
  4. Капиллярный. На сегодняшний день практически не используется, так как считается устаревшим и не самым удобным видом ДТОЖ. Представляет собой капсулу, наполненную субстанцией с низкой температурой закипания. При прогреве мотора хладагент начинает кипеть, что приводит к повышению давления в системе детектора, в результате воздействия которого начинается перемещение стрелки индикатора.

Признаки неисправности ДТОЖ

Есть несколько моментов, которые помогут автовладельцу определить выход из строя термодатчика ОЖ:

  • самое простое — это код ошибки на экране приборной панели в современных моделях авто;
  • некорректные показания (например, распространенная неисправность марки Газель, когда показания детектора скачут от нуля до нормальных чисел);
  • затруднен запуск мотора даже при благоприятных условиях внешней среды;
  • сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах;
  • значительный перерасход горючего;
  • ошибки в данных о газе;
  • перегрев мотора, который может сопровождаться задымлением из-под капота;
  • нехарактерный цвет выхлопа.

Прежде чем покупать новый термодатчик, следует проверить уровень охлаждающей жидкости и ее качество (так как без своевременной ее замены, она теряет свои свойства), а также убедиться в отсутствии погрешностей в работе вентиляции.

Замена ДТОЖ

Как только хозяин автомобиля убедился, что причина проблем кроется именно в неисправности термодатчика, можно приступать к его ремонту.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: признаки неисправности, проверка и ремонт

ДТОЖ – это специальное устройство, позволяющее поддержать стабильную работу ДВС. За счет этого элемента автомобиль быстрее прогревается, работает достаточно эффективно и не перегревается. Размеры датчика небольшие. Однако функции, которые он выполняет, весьма значимые. ДТОЖ может влиять не только на работу силового агрегата, но и на общее состояние автомобиля. Если элемент выдает некорректные показания, это может повлечь за собой не только неправильную работу двигателя, но и более серьезные последствия.

Где установлен ДТОЖ

Современные автолюбители не знают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Его можно найти в выпускной магистрали головки блока цилиндров. На корпусе датчика есть резьба, и он просто вкручивается в соответствующее отверстие.

В зависимости от особенностей конструкции автомобиля, года выпуска, ДТОЖ также может находиться около корпуса термостата или прямо в нем. Этот элемент устанавливается таким образом, чтобы он был в прямом контакте с антифризом, тосолом и другими вариантами ОЖ.

Устройство и принцип действия элемента

Предком современных датчиков температуры ОЖ считаются термореле, которыми оснащали некоторые виды ДВС автомобилей. Так, термореле было установлено в системах впрыска типа К-джетроник. Когда контакты термореле находятся в открытом положении, мотор прогревается. Когда контакт замкнется, это означает, что двигатель уже прогрелся до своих оптимальных рабочих температур.Сейчас в основе ДТОЖ лежит специальный элемент – это термистор. Что это такое? Деталь представляет собой резистор, сопротивление которого может меняться в зависимости от температур. Датчик контролирует температуру ОЖ постоянно. В качестве материалов для производства термисторов применяют оксид кобальта, а также никеля. Особенность этих веществ в том, что при росте температуры растет количество свободных электронов. А за счет этого падает сопротивление.

Зачастую термисторы, находящиеся в ДТОЖ, отличаются отрицательным температурным коэффициентом. Максимальные показатели сопротивления термистор имеет тогда, когда мотор холодный. На ДТОЖ подают напряжение около 5 В. Затем, по мере прогрева силового агрегата, сопротивление падает. ЭБУ постоянно получает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости и следит за изменениями напряжения. По этим колебаниям рассчитывает температуру ОЖ.На двигателях «Рено» инженеры могут устанавливать датчик температуры охлаждающей жидкости, имеющий положительный коэффициент. Он имеет такое же устройство, но сопротивление на нем не снижается, а, наоборот, повышается.

На что влияет ДТОЖ

За счет сигналов, которые посылает этот небольшой элемент, ЭБУ формирует управляющие команды на огромное количество исполнительных устройств. Так, если на блок приходит информация о том, что температура ОЖ холодная, то система пересчитывает время впрыска топлива в цилиндры в сторону увеличения. За счет этого повышается стабильность работы мотора в режиме холостого хода. Но в процессе прогрева температура двигателя повышается, а значит, ЭБУ начнет обеднять топливную смесь. Если же наблюдаются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то ЭБУ может получать ошибочную информацию и смесь будет чрезмерно богатой. Кроме того, что из-за этого существенно повышается расход топлива, также усиленно загрязняется атмосфера. Свечи быстро покрываются черным сухим нагаром и могут выйти из строя.Двигатель может остановиться, если количество оборотов в момент его запуска будет недостаточным. Избавиться от этого поможет уплывающая команда от ЭБУ на повышение оборотов, чтобы двигатель не заглох.

Для поддержки управляемости в процессе запуска клапан рециркуляции должен быть в закрытом состоянии. И так до тех пор, пока система не выйдет в режим рабочих температур. Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то в результате двигатель будет работать нестабильно, обороты будут плавать. Есть риск остановки мотора. От того, нормально ли функционирует ДТОЖ, зависит и угол зажигания. Система регулирует данный параметр по определенным регламентам. Это позволит уменьшить вредные выбросы до того, как мотор нагреется до рабочих температур. От зажигания также зависит уровень потребления топлива, мощность и тяга двигателя.Угольный фильтр, который улавливает пары топлива, будет продуваться лишь после полного прогрева силового агрегата. Муфта гидротрансформатора в автоматической коробке передач не блокируется до тех пор, пока двигатель не будет полностью прогрет. Это сделано, чтобы сохранить оптимальную управляемость.

Датчик также обеспечивает запуск вентилятора охлаждающей системы автомобиля. За счет дополнительного охлаждения вентилятором жидкость остынет значительно быстрее. В отдельных автомобилях для того, чтобы запустить принудительное охлаждение, используется отдельный датчик. Но там, где его нет, его задачи выполняет ДТОЖ.

Как понять, что ДТОЖ неисправен?

Давайте рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В большинстве своем это надежные устройства, которые выходят из строя крайне редко. Конструкция элемента предельно проста, но иногда элемент начинает сбоить. Чаще всего неисправности датчика связаны с нарушением его показаний. Самый первый признак – это вентилятор, который не включается. Но вентилятор – не основополагающий симптом. О выходе из строя ДТОЖ скажет возросший расход топлива, повышенные обороты на холостом ходу, детонационные звуки при работе мотора, плохой запуск на горячую и перегрев.

С перегревом стоит быть внимательным – он может привести к печальным последствиям. В старых моделях автомобилей имеется стрелочный контроллер. Когда стрелка зашла за опасную зону, машину нужно остановить и искать причину перегрева. Это может быть неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости инжектора. В более современных автомобилях о перегреве сообщит бортовой компьютер. Появится соответствующее диагностическое сообщение.

Причины выхода из строя

За счет простой конструкции поломки ДТОЖ – это большая редкость. Причин неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости много. Плохой антифриз или тосол ведут к разрушению поверхности датчика, также нередко чувствительный элемент может покрыться осадком в виде кристаллов. Меняется температурное воздействие и показатели.Также одна из причин – некачественный датчик. На современном рынке автозапчастей предлагается много контрафактной продукции. Эти элементы даже будучи новыми не отвечают заявленным параметрам. Даже малейшие повреждения приведут к выходу устройства из строя. Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут возникнуть из-за утечек антифриза, из-за которых меняются я показатели. Жидкость уходит через резьбу – износилась прокладка. Существует фактор нарушений в электропроводке автомобиля. Здесь причин может быть несколько – это и скачки напряжения, и коррозия контактов.

О замене датчика

Не каждый владелец автомобиля знает, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. А ведь на самом деле это простая операция. Необходимо добраться до датчика, затем демонтировать его, слив предварительно охлаждающую жидкость из двигателя. Элемент просто вкручен в отверстие с резьбой. Замена выполняется в обратном порядке.

Самостоятельная диагностика

Если есть хотя бы один из симптомов, стоит проверить ДТОЖ на исправность. Давайте посмотрим, как это можно сделать. Но прежде чем снять датчик, лучше еще раз убедиться, что причина именно в нем. Проверить ДТОЖ можно в домашних условиях. Существует несколько эффективных способов.

Опускаем датчик в воду

Вот как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости путем помещения элемента в воду. Вначале нужно приготовить точный термометр и опустить его в емкость, заполненную холодной жидкостью. Хорошо для этих целей подойдет обычный чайник. Термометр лучше всего для этих целей электронный.Далее к датчику подключают мультиметр, настроенный на измерение сопротивления. После этого ДТОЖ опускают в чайник и проводят замеры. Цифры лучше зафиксировать на листе бумаги или каким-либо другим образом. Далее чайник нагревают на плите до температур в 15, 20, 25 градусов. Обязательно нужно фиксировать на бумаге в этот момент показания мультиметра. Далее результаты сравнивают с эталонными. При несоответствии параметров можно констатировать неисправность элемента.

Проверка без термометра

Это еще один способ как определить неисправность ДТОЖ. Особенность в том, что при кипении воды температура равна 100 градусам. За основу берут эту температуру и в ней измеряют сопротивление. Когда вода начнет кипеть, сопротивление должно составлять около 176,7 Ом. Если прибавить погрешности, то мультиметр может показывать порядка 190-210 Ом. Если показания не соответствуют этим, то нужно выяснить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на конкретном автомобиле. Его нужно просто заменить его новым.

Заключение

Итак, мы выяснили, как определить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Данный элемент играет важную роль в работе двигателя автомобиля. При его неисправности возможны различные неполадки, вплоть до перегрева ДВС.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: признаки неисправности, проверка и ремонт на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Где находится и как заменить датчик температуры ОЖ

Устройство измерения температуры антифриза установлено в каждом транспортном средстве, поскольку является неотъемлемой частью системы охлаждения любого мотора. Сегодня мы расскажем вам о том, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как понять, что он неисправен и как его заменить своими руками.

Данные от устройства используются системой управления транспортного средства с целью изменения основных настроек мотора в зависимости от:

  • периодичности вращения коленчатого вала;
  • непосредственного качества составляющих бензино-воздушной смеси.

Принцип работы датчика

В большинстве своем на транспортные средства устанавливается указатель температуры охлаждающей жидкости логометрического вида. Принцип работы такого устройства заключается во взаимодействии поля постоянного магнита с магнитным полем измерительных обмоток. Как правило, таких обмоток три, и по ним проходит напряжение. В свою очередь, постоянный магнит соединен со стрелкой, которая и показывает водителю состояние температуры.

Читайте также  Как снять вентилятор печки

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости передает информацию блоку управления мотором. Затем эти данные участвуют в корректировке электронного впрыска бензина и регулировании момента зажигания. В зависимости от типа мотора, устройство может эксплуатироваться для активации вентилятора охлаждения, который установлен непосредственно на радиаторе антифриза (охлаждающей жидкости). Также данная информация может выводиться на панель приборов, если эта функция присутствует в транспортном средстве.

Иными словами, принцип работы датчика температуры антифриза заключается в обеспечении оперативного прогрева мотора при его старте и поддержании рабочей температуры во время работы. В том случае, если рабочая температура двигателя изменяется, также меняется и сопротивление датчика. В зависимости от устройства элемента, изменение температуры сопровождается уменьшением или увеличением сопротивления.

Где он расположен?

Датчик температуры охлаждающей жидкости (далее — ДТОЖ) во всех транспортных средствах обычно установлен в одном и том же месте. В частности — рядом с корпусом термостата во впускном коллекторе. Но иногда его расположение зависит исключительно от производителя машины. Однако есть автомобили, где в этом месте вы его можете не найти. Очень редко инженеры компаний-производителей ставят эти устройства непосредственно в головке цилиндра.

Но и это не предел. Иногда разработчики авто и вовсе устанавливают два устройства на машину: один в блоке цилиндров мотора и один возле термостата. А некоторые производители ставят элемент в электронном блоке управления, а второй — для вентилятора охлаждения радиатора. Поэтому, если на вашем авто не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, а вы не знаете, где он расположен, то помочь вам сможет только инструкция по эксплуатации.

В любом случае элемент будет установлен так, чтобы его конец соприкасался непосредственно с охлаждающей жидкостью, а сам он находился рядом с термостатом. Только таким образом его сигнал может быть правильным. Если уровень антифриза в системе слишком низкий, показания устройства могут быть неправильными.

Замена датчика

Замена ДТОЖ не представляет собой трудоемкий процесс, однако сложности может вызвать место расположение элемента. Если вы готовы к самостоятельной замене, то просто придерживайтесь определенных шагов, указанных в инструкции. А если вы неуверенны в своих силах, это дело лучше доверить мастеру на СТО.

Признаки неисправности

Разумеется, чтобы точно знать, что ДТОЖ вышел из строя, необходимо определить его неисправность. Далее мы расскажем вам, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Если элемент вышел из строя, об этом могут сказать следующие признаки:

  • ухудшилась управляемость транспортного средства;
  • при езде на холодном моторе, вы почувствуете неправильное качество выхлопа (вы сможете это услышать);
  • на 100 километров пробега увеличивается расход бензина;
  • ухудшение качества состава отработанных газов, если система мотора отказалась переходить в замкнутый режим.

Как показывает практика, неисправности ДТОЖ проявляются в результате некачественно выполненной электропроводки (если какой-нибудь провод «перебился»). Также могут возникнуть проблемы, если провода или же соединения окислились и проржавели. Иногда даже сам датчик вполне рабочий, а проблема кроется именно в проводах. То есть, если температура на ДТОЖ ниже рабочей, то это может свидетельствовать об открытом термостате: как известно, в этом случае мотор прогревается медленней.

Если же термостат нерабочий или он был неправильно подобран для конкретной модели транспортного средства, то ДТОЖ также покажет низкую рабочую температуру. С данным устройством может быть связано много проблем, неисправность термостата и проводка — это только часть из возможных поломок. По каким причинам может неправильно работать ДТОЖ:

  • вышел из строя вход с ДТОЖ на блок управления мотором;
  • в системе очень низкий уровень антифриза;
  • вышли из строя вентиляторы охлаждения;
  • двигатель начал функционировать на авто-запуске (блок управления не может «понять», почему двигатель долго работает и не прогревается);
  • радиатор печки работает в усиленном режиме. Этот элемент системы будет сильно охлаждать жидкость, что способствует скачкам стрелки ДТОЖ на панели приборов авто. В результате этого блок управления примет информацию датчика за недействительную.

Также стоит отметить, что замена ДТОЖ целесообразна, если устройство закоротило или разомкнуло. Проверка этой неисправности не займет много времени — здесь нужно только замерять внутреннее сопротивление, используя вольтметр. Если же с сопротивлением все в норме, то проблема, скорее всего, заключается в электропроводке или блоке управления.

Что необходимо для замены?

Если вы решили самостоятельно заменить ДТОЖ, то учтите, что для этого вам потребуется слить антифриз. Возможно, вы его недавно меняли, поэтому его замена нецелесообразна. Но если антифриз менялся давно, то есть смысл заменить его и вместе с ним датчик уровня охлаждающей жидкости. Что понадобится для замены в домашних условиях:

  • поддон для слива отработанной охлаждающей жидкости;
  • сам антифриз (если вы решили менять и его);
  • набор отверток;
  • новый ДТОЖ (избегайте покупок датчиков неизвестного производства — покупайте только оригинальные);
  • герметик;
  • яма или эстакада;
  • набор гаечных ключей.

Пошаговая инструкция

Как же происходит установка устройства измерения температуры охлаждающей жидкости? Ниже представлена пошаговая инструкция по замене элемента:

  • заезжаем на яму или эстакаду;
  • открываем капот, находим бачок с охлаждающей жидкостью;
  • откручиваем пробку бачка, после чего лезем под днище и находим крышку для слива отработанного антифриза;
  • подставляем под крышку поддон. Если вы решили заменить антифриз, то откройте крышку и ждите 5-10 минут, пока вся жидкость не сольется. Необходимость замены определяется уровнем загрязнений. В том случае, если полная замена антифриза в вашем автомобиле не нужна, то достаточно слить столько жидкости, чтобы ее уровень остался ниже самого датчика;
  • когда слилось достаточное количество антифриза, закрутите крышку слива под днищем;
  • найдите место, где находится ДТОЖ. В зависимости от способа крепления, датчик может быть установлен на защелках, на резьбе или при помощи хомута. Если его можно снять руками, то просто отверните защелки и демонтируйте элемент. При необходимости (если датчик крепится при помощи хомута) возьмите крестообразную или шлицевую отвертку и открутите винтик, или же сделайте это гаечным ключом (если он закручивается);

Видео от Дениса Рема «Замена датчика температуры ОЖ в автомобиле Audi A3»

В этом видео описан пошаговый процесс замены датчика температуры антифриза в автомобиле Audi A3.

Вам пригодился этот материал? Что вы знаете о датчиках температуры? Расскажите об этом нашим читателям!

  • Система циркуляции охлаждающей жидкости
  • Плотность и состав охлаждающих жидкостей
  • Обзор антифриза FL22 от Мазда

Где находится датчик температуры двигателя

Защиту большинства элементов силовой установки от термической деформации обеспечивает система охлаждения. Ее качественная работа способна значительно повысить ресурс двигателя и не допустить заклинивания. Каждый автомобилист должен знать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, и уметь его заменить при необходимости.

Основные понятия

В систему охлаждения входят следующие элементы:

  • рубашка, состоящая из разветвленных каналов вокруг блока;
  • радиаторы охлаждения;
  • патрубки;
  • циркуляционный водяной насос (помпа);
  • термостат.

Привод насоса в большинстве конструкций обеспечивается вращением коленвала. Термостат пускает охлаждающую жидкость по малому или большому кругу. Во втором случае задействуется радиатор. В нем за счет увеличенной поверхности происходит отдача избыточного тепла в атмосферу. Если в пассивном режиме не удается сбросить температуру до нужного уровня, происходит автоматическое подключение активного обдува. Его проводит встроенный вентилятор.

Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости

Мониторинг нагрева жидкости в системе выполняет встроенный датчик. В результате водитель на приборной панели видит практически в реальном времени состояние охлаждающей системы. Если же показания значительно расходятся с действительным состоянием, то требуется обязательная замена датчика температуры охлаждающей жидкости. Ведь кроме вывода показаний на панель приборов, им отсылаются сигналы на электронный блок управления. В результате система регулирует подачу топлива исходя из термопоказателей.

Во время старта двигатель холодный. Чтобы обеспечить достаточную мощность мотору, нужно подавать обогащенную топливную смесь. В этот период поступает информация о низкой температуре двигателя. Когда система выходит в рабочий режим, подача топлива нормализуется.

Так как датчик температуры работает постоянно, он не позволяет допускать существенного перерасхода, снижая вредные выбросы и повышая экономичность автомобиля, за счет непрерывной подачи информации о температуре двигателя в ЭБУ.

Дополнительной функцией электронного элемента системы охлаждения является помощь в установке угла зажигания. На основании полученной от него информации корректируется угол опережения зажигания.

Как выглядит датчик температуры охлаждающей жидкости

Базовым элементом данного прибора является термистор. Фактически это элемент, который способен обладать различным сопротивлением при изменяющейся окружающей температуре. Он располагается в металлическом корпусе, имеющем на наружной поверхности резьбу.

Хвостовая часть заключена в термостойкий пластик. Она содержит контакты, которые выводятся на питание и для присоединения к автомобильной электронике (ЭБУ). Кабель для отрицательного питания соединен с массой. Бесперебойна работа термистора зависит от подающегося на него напряжения в 5В от электронного блока через резистор постоянного сопротивления.

Принцип работы термистора основан на отрицательном температурном коэффициенте. Из чего следует, что во время повышения окружающей температуры значение сопротивления будет уменьшаться, параллельно с этим происходит понижение напряжения, которое поступает на прибор.

Благодаря встроенным алгоритмам электроника (ЭБУ) рассчитывает изменения в напряжении, что соответствует изменению в температуре. Эти показатели предоставляются водителю в виде информации на приборную панель.

В разных моделях автомобилей точка контроля температуры охлаждающей жидкости может отличаться, поэтому и датчик может располагаться в разных местах. Его встречают в головке блока цилиндров, недалеко от термостата, также и на самом термостате. Часто он стоит на отводящем патрубке, который выводит жидкость в радиатор. Это положение обеспечивает наиболее точные данные.

Возможные неисправности

Достаточную степень надежности обеспечивает относительная простота конструкции. Большая часть проблем заключается в нарушении градуировки, напрямую влияющего на сопротивление. Так как электронный блок основывается на термопоказания, то такая поломка приводит к общей разбалансированности всех систем.

Явным признаком того, что требуется проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, является отключение работы вентилятора, расположенного напротив радиатора. Однако, данная поверхностная диагностика будет неактуальной при наличии в автомобиле двух датчиков: основного и дополнительного, установленного исключительно для пуска вентилятора. В этой ситуации проблему нужно решать с проводкой на дополнительный датчик или с его полной заменой.

Современные автомобили часто имеют встроенный на панели индикатор, оповещающий о работоспособности электрического датчика. При этом достаточно часто некорректная работа зависит от окислившихся контактов. Устранив проблемы с проводкой, можно дальше эксплуатировать прибор.

Диагностика

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, стоит провести проверку целостности всей подходящей проводки. С помощью электронного тестера или мультиметра удастся проконтролировать поступающее на прибор напряжение. Отсоединяем с хвостовой части штекер с проводкой и соединяем все через вольтметр.

Запустив двигатель, замеряем текущие показания прибора. На дисплее должно отображаться значение максимально близкое к 5В. Если показатель соответствует норме, то диагностируем сопротивление.

Потребуются следующие материалы и инструменты для демонтажа и проверки:

  • емкость для антифриза;
  • термометр (не ртутный, желательно электронный);
  • тестер/мультиметр;
  • посуда с горячей водой;
  • ключ рожковый на 19.

Чтобы не разлить охлаждающую жидкость, перед тем, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости, через сливное отверстие частично удаляем ее небольшой объем, ровно столько, чтобы при вывинчивании резьбы не расплескать ее в подкапотном пространстве. Откидываем провода от хвостовой части и выкручиваем датчик.

Проверка в домашних условиях

Проверка проводится двумя способами:

  • В первом случае датчик соединяем с тестером, установленным в режиме замера сопротивления, и опускаем в емкость с водой комнатной температуры. Там же должен находиться электронный термометр. Начинаем подогревать емкость и контролировать показания сопротивления на дисплее. Во время замера температуры 15 С значение должно быть 4450 Ом. На 40 С оно понижается до 1459 Ом, а при кипении 100 С его уровень снижается до 177 Ом. Когда автомобилист выявит значительные расхождения, то стоит задуматься о замене детали.
  • Когда под рукой отсутствует специальный термометр, то можно тестировать в горячей воде при температуре близкой 100 С. Достаточно получить показания порядка 177 Ом, чтобы убедиться в исправности.

Проведение замены

Термодатчик относится к неремонтируемым элементам конструкции. При его выходе из строя остается лишь заменить деталь на новую.

Купленный датчик можно протестировать описанными выше методами. Если он пройдет положительно тестирование, то его вкручиваем на законное место. Для избегания протечек вследствие температурных расширений и т.п. резьбу обрабатываем герметиком.

На хвостовик прибора монтируем штекер с проводкой, который крепится в единственно правильном положении, поэтому его переполюсовать не удастся. Доводим объем охлаждающей жидкости до нормы, долив ее через горловину расширительного бачка.

Если замена датчика не привела к желаемому результату, то стоит проконтролировать работоспособность остальных элементов системы, например, термостата. Он может не пускать жидкость по большому кругу, обеспечивая ей значительный перегрев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]