Зачем нужна на ВАЗ 2112 замена масла в двигателе
Одной из составляющей сохранения деталей и узлов в хорошем состоянии автомобиля является качественная смазка. О ее состоянии может сказать темный цвет, что указывает на содержание в масле продуктов горения, отрицательно сказывающих на эксплуатационных свойствах масла.
Помимо этого, на периодичность, когда нужна замена масла в двигателе в ваз 2112,влияют другие факторы:
- Время эксплуатации автомобиля.
- В каком состоянии двигатель.
- Манера вождения транспорта.
- Сезоны эксплуатации.
- Марка моторного масла.
- Интенсивность с которой эксплуатируется авто.
- Качество используемого топлива.
Как правильно выполнить замену масла в двигателе авто ВАЗ 2112
Хорошо подобранное моторное масло увеличивает срок службы двигателя.
Типы масла для двигателя:
- Минеральное. Цена его не большая, обладает большой вязкостью, требует частую замену.
Лучше всего когда замена масла в двигателе ВАЗ 2112 этого типа выполняется через 4 000 километров. - Полусинтетическое. Вязкость его значительно ниже, зимой двигатель прогревается значительно быстрее.
Детали сохраняются лучше от механических повреждений.Заменить масло в двигателе ВАЗ 2112 лучше всего через 6 000 километров. - Синтетическое. Самое дорогое.
Обладает хорошими защитными свойствами. Интервал замены превышает 8 000 километров. - Для заливки использовать масло только хорошего качества.
Как увеличить стойкость моторного масла
Совет: Владельцу, недавно приобретенного автомобиля, рекомендуется замену масла проводить по рекомендациям завода-изготовителя.
- Правильно производить обкатку автомобиля после приобретения и капитального ремонта основных узлов.
- После приобретения машины у другого автовладельца, независимо от уверений ее хозяина,замена масла в двигателе ВАЗ 21124 нужна обязательно. Для этого сливается старое масло, промывается двигатель, устанавливается новый фильтр и заливается выбранное новым владельцем качественное моторное масло.
Совет: Следует учитывать, что в двигатель, который издает шум или стук, не стоит заливать слишком дорогое масло. Лучше сделать его диагностику, найти причину, а затем решить делать капительный ремонт или продолжать эксплуатацию автомобиля.
- Замена масла в двигателе на ВАЗ 2112 нужна и при редкой эксплуатации автомобиля. Редкая замена двигателя способствует сбору конденсата, смешивание его с маслом ухудшает свойства последнего, что приводит к повышенному износу трущихся деталей.
- Увеличивает износ деталей и резкий старт с места, сильный разгон автомобиля.
- Необходимо соблюдать сезонное использование масла – зимой и летом разные типы жидкости.
- Ухудшает свойства масла и качество топлива, заливаемого в автомобиль. Загрязняют его остатки топлива, которое не сгорает до конца.
Замена масла в двигателе ВАЗ 2112
Замена масла двигателя на ВАЗ 2112 может выполняться двумя способами:
- С промывкой двигателя. В этом случае после слива масла нужно влить в двигатель промывочную жидкость или масло, которое будет заливаться, включить мотор, дать ему поработать минут десять и слить.
- Без промывки двигателя. После слива масла сразу заливается новое.
Порядок замены масла
Инструкция по проведению работ своими руками предусматривает выполнение замены масла на полностью прогретом двигателе.
Для работы понадобятся:
- Емкость объемом примерно четыре литра.
- Ключ на «17».
- Съемник для масляного фильтра.
- Машину желательно установить на смотровую яму.
- С маслозаливной горловины снимается крышка. Это обеспечит лучший сток жидкости, за счет предотвращения возникновения в верхней части мотора вакуума.
- Отворачивается пробка поддона картера.
Откручивание сливной пробки
- Сливается масло. Необходимо следить, чтобы горячее масло не попало на кожу рук. Время стока не менее десяти минут.
- Если выполняется замена масла двигателя ВАЗ 21124 жидкостью, отличной от ранее залитой, нужна помывка двигателя.
Для этого до нижней отметки щупа заливается промывочная жидкость, заводится двигатель, в течение десяти минут он должен работать на холостых оборотах. Затем масло сливается. - Замена масла двигателя ваз 2112 предусматривает замену маслосливного фильтра. Отвернуть его можно руками, используя шило или отвертку, или специальным съемником, как показано на фото.
Снятие масляного фильтра съемником
Совет: Перед тем, как установить новый масляный фильтр, в него примерно на половину нужно залить моторное масло, смазать уплотнительное кольцо фильтра этим же маслом, что предотвратит при запуске двигателя воздушные пробки.
- Закручивается на картере двигателя сливная пробка. Коническая, самоуплотняющая резьба пробки не требует установки дополнительных прокладок для уплотнения.
- Устанавливается масляный фильтр.
- Контроль количества заливаемого масла выполняется щупом.
- Для предотвращения перелива, масло в двигатель заливается медленно при постоянном контроле уровня, что объясняется высокой вязкостью жидкости и медленным подъемом его в устройстве.
- После того как в двигателе было заменено масло закручивается маслозаливная пробка, щуп устанавливается на место.
- Заводится двигатель. После угасания контрольной лампочки давления масла, мотор останавливается. Проверяется уровень масла, при необходимости жидкость доливается.
Подробно как правильно эксплуатировать двигатель ВАЗ 2112, замена масла выполняемая в устройстве, можно посмотреть на видео.
Своевременное устранение неполадок в узлах автомобиля ВАЗ 2112 продлит его эксплуатацию в хорошем состоянии.
Замена моторного масла ВАЗ 2110, 2111 и 2112
18 Декабря 2014 | Автор: Ник | Просмотров: 61812 |
- Отвернуть пробку поддона картера, используя ключ «на 17». Сливать масло в пустую емкость в течении 10 минут. Протиреть поддон картера от грязи и завернуть сливную пробку.
- Отвернуть масляный фильтр с помощью съемника или пробив корпус фильтра отверткой (как можно дальше от резьбы, чтобы не повредить штуцер). Смазать прокладку нового фильтра моторным маслом, вручную завернуть фильтр на штуцер на 3/4 оборота от момента соприкосновения прокладки с блоком цилиндров.
Истории наших читателей
«Гребаный таз. «
Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.
- Снять крышку маслозаливной горловины (фото на двигателе ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111).
- Аналогично выполняем пункт 1 для двигателя ВАЗ-2112.
- Залить в двигатель около 3,4 литра масла. Проверить уровень моторного масла с помощью щупа (уровень должен быть между метками «min» и «max»), фото двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ 2111.
- Аналогично выполняем пункт 3 для двигателя ВАЗ-2112 (для наглядности пластиковый кожух снят).
Кстати, масло для двигателя ВАЗ 2112 ничем не отличается от моторного масла двигателей ВАЗ-2110 или 2111.
Если заметили, что на ВАЗ 2110 двигатель ест масло, тогда убедитесь, что заливаете масло рекомендованное производителем. Если замена масла не решит проблемы, тогда отремонтируйте двигатель (см. поршневые кольца и МСК).
Меняем масло ВАЗ 2112
ВАЗ 2112 – легковой автомобиль от Волжского завода в кузове хэтчбек. Начал производится в 1998 году и закончил свою историю в 2008 году, когда на смену пришла Лада Приора.
ВАЗ 2112 имеет несколько модификаций которые немного отличается от основной версии.
- 21120 с двигателем 21120 1,5 16 кл версия стандарт, версия GLI люкс.
- 21121 с двигателем 21114 1,6 8 кл.
- 21122 с двигателем 2111 1,5 8 кл бюджетная версия на 13х дисках, невентилируемых тормозах 2108.
- 21124 с двигателем 21124 1,6 16 кл.
- 21128 (люкс версия) с двигателем 1,8 16 кл 98лс и 123 лошадей.
Все модификации основной модели обслуживаются также как и основная ВАЗ 2112.
Какое масло лить и сколько?
Ниже располагается таблица которая поможет выбрать подходящую вязкость и фирму моторного масла для двигателя ВАЗ 2112.
LIQUI MOLY OPTIMAL | 10W40 | SL/CF |
ЛУКОЙЛ-СУПЕР | 5W40, 10W40, 15W40 | SG/CD |
ЛАДА СУПЕР | 5W40, 10W40, 15W40 | SG/CD |
ESSO ULTRA | 10W40 | SL, SJ/CF |
MOBIL SUPER S | 10W40 | SL, SJ/CF |
SHELL HELIX PLUS | 10W40 | SL/CF |
HAVOLINE EXTRA | 10W40 | SL/CF |
ZIC A PLUS | 5W30, 10W30, 10W40 | SL |
MANNOL RACING | 15W40 | SL/CF |
НОВОЙЛ-СИНТ | 5W30, 5W40 | SG/CD |
НОВОЙЛ-СУПЕР | 5W30, 5W40, 10W30, 10W40, 15W30, 15W40, 20W50 | SG/CD |
ЮТЕК НАВИГАТОР | 5W40, 10W30, 10W40, 15W40, 20W40 | SG/CD |
MANNOL ELITE | 5W40 | SL/CF |
ESSO UNIFLO | 10W40, 15W40 | SL, SJ/CF |
ТНК СУПЕР | 5W40, 10W40, 15W40 | SL, SJ/CF |
SHELL HELIX SUPER | 5W40, 10W40 | SL/CF |
MOBIL 1 | 0W40 | SL, SJ/CF |
MOBIL SUPER M | 10W40, 15W40 | SL, SJ/CF |
VALVOLINE DURABLEND | 10W40 | SL/CF |
MANNOL CLASSIC | 10W40 | SL/CF |
VISCO 2000/3000/5000 | 10W40 или 15W40 или 5W40 | SL/CF |
ЛУКОЙЛ-ЛЮКС | 5W40, 10W40, 15W40 | SJ/CD |
MANNOL EXTREME | 5W40 | SL/CF |
Вместе с маслом нужно менять и фильтр очистки. Сегодня на рынке можно встретить очень много разных фирм, стоимость их сравнительно – дешевая.
… и многие другие.
Инструкция
- Греем двигатель до 45-50 градусов. Теплое масло имеет лучшую текучесть и лучше стечет с двигателя при полной замене. Наша задача убрать по максимуму старую грязную и отработанную жидкость которая уже не имеет полезных свойств с двигателя и залить новую. Если в картере остаканиться много старого грязного масла оно сметаешься с новым и ухудшит его полезные свойства. Прогревайте перед работой двигатель 5-7 минут, этого будит достаточно.
- Для удобного доступа к сливной пробке (и в некоторых моделях масляный фильтр также крепится с низу) и днищу автомобиля в целом нужно будит поддомкратить либо заехать на смотровую яму (лучший вариант). Также, в некоторых моделях может быть установлена “защита” картера двигателя.
- Открываем доступ воздуха в картер путем откручивания крышки заливной горловины и щупа.
- Подставляет большую тару (равную количеству заливаемого масла).
- Откручиваем сливную пробку ключом. Иногда сливная пробка выполнена как обычны “болт” под рожковой ключ, а иногда можно открутить с помощью четырех либо шестигранника. Не забываем одевать защитные перчатки, масло скорее всего будит теплым но нужно иметь ввиду осторожность.
- Ждем примерно 10-15 минут пока отработка стечет в тазик либо обрезанную пластиковую канистру.
- Необязательный пункт но очень эффективен! Промывка двигателя специальной жидкостью не вписана в регламент обслуживания и не является обязательной к выполнению – но. Немного заморочевшись вы в разы лучше промоете двигатель от старого, черного масла. При этом выполняют промывку со старым масляным фильтром в течении 5-10 минут. Вы удивитесь какое черное масло выльется с этой жидкостью. Использовать эту жидкость очень просто. Детальное описание должно присутствовать на этикетке промывочной жидкости.
- Меняем фильтр очитки. Седло (то место где стоит фильтр) нужно вытереть тряпкой насухо от пыли и грязи а уж потом ставить новый фильтр предварительно пропитанный маслом. Отсутствие масла в новом фильтре перед запуском двигателя может вызвать масляного голодание что в свою очередь может произвести деформации фильтра. В общем это не хорошая штука. Не забывайте также смазывать резиновое уплотнительное кольцо перед установкой.
- Заливаем новое масло. Убедившись в том что сливная пробка закручена, и установлен новый фильтр очистки масла можем приступать к заливки нового масла ориентируясь по щупу. Уровень должен быть между минимальной и максимальной отметкой. Также, нужно помнить о том что после первого пуска двигателя немного масла уйдет и уровень опуститься.
- В дальнейшем при работе двигателя уровень масла наверняка поменяется, будьте внимательны первые несколько дней эксплуатации. Выполните повторную проверку уровня масла по щупу после первого пуска.
Видео материалы
Информативное видео с комментариями от владельца ВАЗ 2112 по замене моторного масла.
Замена масла в 16-ти клапанном двигателе ВАЗ-2112 своими руками (+видео)
Хэтчбеки ВАЗ семейства 2112 выпускались с одним из двух 16-клапанников: 21120 и 21124. Объём этих двигателей – разный, и отличаются они даже внешне. Но если в конструкции двигателя предусмотрено 16 клапанов, то замена масла на ВАЗ-2112 займёт 15 минут. Суть в том, что маслофильтр будет доступен из-под капота. А мы этот фильтр будем менять.
Советы по выбору маслофильтра у нас представлены на видео:
Все шаги по замене масла для двигателя «21120»
Замену масла производим на полностью прогретом моторе. Сначала задействуем ручник и откручиваем пробку горловины. Затем удаляем пластиковую крышку.
Крепление – 4 метрических винта
Возможны варианты: крепление на винтах (ключ «на 10») или на резиночках. Во втором случае просто отводим крышку вверх.
На поддоне картера снизу находится пробка. Её откручивают ключом «на 17». Предварительно надо подставить пустую ёмкость.
Пробка откручивается ключом
В результате сольётся 3,2-3,3 л «отработки». Ждать нужно не меньше 10-ти минут.
Когда масло будет слито, пробку возвращают на место. Рекомендуемое усилие затяжки – 28,7-46,3 Н*м.
Замена маслофильтра
Если фильтр заменяться не будет, перейдите к следующей главе. Корпус фильтра найти очень просто: надо встать возле правого колеса и посмотреть под выпускной коллектор.
Нашли корпус маслофильтра
Старый фильтр чаще всего можно открутить рукой. Если не получится, возьмите съёмник. Монтаж нового фильтра производят так:
- С картера удаляют остатки «отработки»;
- Корпус фильтра заполняют маслом наполовину (100-120 мл). Также смазывают маслом резиновую прокладку;
Подготовили деталь к установке
Усилие затяжки для корпуса фильтра равно 37,48–87,47 Н*м.
Вместо съёмника иногда используют отвёртку. Тогда банку фильтра пробивают ближе к её дну!
Последний штрих
Знайте, что на ВАЗ-2112 замена масла не заканчивается одной заливкой:
- Через горловину постепенно вливают 3,2 л нового материала;
- Заводят мотор, ждут 3-4 минуты. Хорошо, если лампа «Маслёнка» погаснет;
- Глушат двигатель, вынимают контрольный щуп, проверяют уровень;
Надо знать, сколько доливать
Отличия по замене для двигателя «21124»
На моторе ВАЗ-21124 всё выглядит проще, чем на его младшем собрате:
- Пластиковая крышка всегда крепится на резиночках;
- Маслофильтр можно найти за одну секунду (возле катализатора справа).
Корпус маслофильтра на моторе ВАЗ-21124
Выполните все действия, указанные у нас выше.
Ресивер ВАЗ-21124 – произведение искусства
Щуп масла находится между второй и третьей трубкой ресивера.
Материалы и регламент замены
У всех 16-клапанников на хэтчбеках 2112 объём системы смазки не отличается. Он составляет 3,6 литра. При замене льют 3,3, а если меняют фильтр, то 3,4 л (плюс ещё 100 мл в сам фильтр). Выбор материала не зависит от типа двигателя.
Бренд | Вязкость | Класс качества по API |
---|---|---|
LIQUI MOLY OPTIMAL | 10W40 | SL/CF |
ЛУКОЙЛ-СУПЕР | 5W40, 10W40, 15W40 | SG/CD |
ЛАДА СУПЕР | 5W40, 10W40, 15W40 | SG/CD |
ESSO ULTRA | 10W40 | SL, SJ/CF |
MOBIL SUPER S | 10W40 | SL, SJ/CF |
SHELL HELIX PLUS | 10W40 | SL/CF |
HAVOLINE EXTRA | 10W40 | SL/CF |
ZIC A PLUS | 5W30, 10W30, 10W40 | SL |
MANNOL RACING | 15W40 | SL/CF |
НОВОЙЛ-СИНТ | 5W30, 5W40 | SG/CD |
НОВОЙЛ-СУПЕР | 5W30, 5W40, 10W30, 10W40, 15W30, 15W40, 20W50 | SG/CD |
ЮТЕК НАВИГАТОР | 5W40, 10W30, 10W40, 15W40, 20W40 | SG/CD |
MANNOL ELITE | 5W40 | SL/CF |
ESSO UNIFLO | 10W40, 15W40 | SL, SJ/CF |
ТНК СУПЕР | 5W40, 10W40, 15W40 | SL, SJ/CF |
SHELL HELIX SUPER | 5W40, 10W40 | SL/CF |
MOBIL 1 | 0W40 | SL, SJ/CF |
MOBIL SUPER M | 10W40, 15W40 | SL, SJ/CF |
VALVOLINE DURABLEND | 10W40 | SL/CF |
MANNOL CLASSIC | 10W40 | SL/CF |
VISCO 2000/3000/5000 | 10W40 или 15W40 или 5W40 | SL/CF |
ЛУКОЙЛ-ЛЮКС | 5W40, 10W40, 15W40 | SJ/CD |
MANNOL EXTREME | 5W40 | SL/CF |
На исправном моторе уровень масла между заменами остаётся выше отметки MIN. То есть, доливку не производят. А вообще на ВАЗ-2112 замена масла выполняется раз в 15 тысяч км. Фильтр меняют тогда же.
Применение масел API SF на моторах 21124 или 21120 является недопустимым. В нашем списке таких материалов нет.
Рекомендации по замене масла ВАЗ 2112
Процедура по смене масла в автомобиле ВАЗ 2112 элементарная. С ней справится даже дилетант, главное, осуществлять все работы поочередно. Перед каждым автолюбителем встает вопрос, о том, как часто должна осуществляться замена рабочей жидкости в двигателе. Будет ли он действовать в соответствии с рекомендациями завода – изготовителя или рассчитывать этот период сам? Для каждого авто этот период сугубо индивидуален, и зависит от некоторых факторов.
Что же влияет на период смены охладителя:
• Срок эксплуатации двигателя и качество работы двигателя,
• Напряженность работы транспортного средства,
• Манера вождения,
• Сезонность эксплуатации,
• Его качество,
• Качество горючего.
И при всем перечисленном, главная причина, это его темный цвет.
Масло нужно менять вовремя
Что это значит? Машине 21124 рекомендуется замена рабочей жидкости после пробега в 10000 км. Но если транспортное средство активно эксплуатируется в зимнее время, то этот период сокращается.
Если вы видите, что масло имеет темный цвет, то это сигнал к немедленному проведению этой процедуры. Потемнение происходит от попадания в него продуктов горения, а это плохо отражается на рабочих свойствах, таких как:
- вымывание продуктов горения,
- механический износ,
- отведение и подведение тепла,
- смазка.
Смена производится при теплом двигателе, то есть на машине нужно немного поездить, или прогреть ее, до нужной температуры, 10-20 минут.
Смена охладителя в 16 клапанном двигателе ВАЗ 2112, может быть, выполнена двумя способами:
- с промывкой двигателя,
- без промывки двигателя.
Остановимся на обоих способах. При смене с промывкой, сливается грязное масло, заливается промывочное, и мотор функционирует на не рабочем ходу 15 минут. Промывочное средство сливается, а рабочее заливается. Изъян этого способа состоит в том, что части промывочного масла смешиваются с новым, и ухудшаются рабочие свойства.
Замена без промывки подразумевает, что после слива старого охладителя, мотор сразу наполняется рабочей жидкостью. Недостаток выражается в смешивании остатков с новым, что существенно снижает срок действия масла.
Что за средство для удаление царапин?
Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства «жидкое стекло», и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.
Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.
Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.
Прочитать.
Как поменять масло
Замена рабочей жидкости в движке 21124 осуществляется в такой последовательности:
Работы ведутся на подъемнике или смотровой яме.
- Отвинчивается заглушка с заливного отверстия.
Все работы по замене охладителя выполнены, в соответствии с рекомендациями.
Если в двигателе слышны шум или стук, то замена масла не рекомендуется до выяснения причины и последующего ее устранения.
В автомобилях 2110, 2111 и 2112 устанавливаются двигатели ВАЗ 21124, которые являются продуктом эволюции мотора ВАЗ 2112. Только у него объем составляет 1,6 литра, и он имеет 16 клапанов.
Замена трансмиссионной жидкости в коробке передач автомобиля ВАЗ 21124
Последовательность операций при смене жидкости в коробке 16-ти клапанного ВАЗ 21124:
- Сливаем старую жидкость в емкость, объем которой более 2 литров.
При смене охладителя в коробке передач 21124 запрещается использовать растворители или моющие средства.
Заливаем чистую трансмиссионную жидкость. Для заливки нового масла нужен особый насос или специальный шприц. Трансмиссионой жидкости нужно залить от 1,3 до 1,5 литров, в зависимости от количества передач. Периодически необходимо следить за уровнем масла. По окончанию этой процедуры вытираем и закручиваем пробку заливного отверстия.
Как правильно поменять смазочную жидкость в «сердце» автомобиля?
Важно! Если вы прикупили автомобиль 2112, имеющий пробег, масло меняйте сразу. Перед реализацией машины, в нее заливают самое дешевое и низкокачественное масло.
И немного о секретах Автора
Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби — рыбалка.
Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.