Какие функции выполняет крышка расширительного бачка и как её проверить
Даже малоопытные водители, которые лишь недавно сели за руль автомобиля, прекрасно знают о наличии расширительного бачка в подкапотном пространстве, куда заливается жидкость охлаждения двигателя. То есть речь идёт об антифризе или тосоле.
При этом у этого бачка, обычно выполненного из пластика, есть крышка. О том, что она выполняет определённые функции и имеет огромное значение, известно далеко не всем.
Некоторые уверены, что крышка или заглушка нужна исключительно для предотвращения вытекания охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации автотранспортного средства. На практике задачи и функции крышки намного обширнее. Это важный компонент для работы всего двигателя.
Во многом от исправной работы заглушки расширительного бачка зависит сохранность очень дорогостоящих элементов ДВС и системы охлаждения двигателя.
Что это такое
В процессе работы двигателя он нагревается. Это естественное явление, обусловленное протекающими внутри мотора действиями. По мере нагревания ДВС также нагревается жидкость системы охлаждения, то есть антифриз или тосол.
Эта ОЖ забирает часть тепла, передавая её на обогрев салона и минимизируя перегрев двигателя. Когда жидкость нагревается, она расширяется и параллельно увеличивается давление. Закономерность простая. Чем сильнее нагрет двигатель, тем выше создаётся давление внутри системы охлаждения.
Если бы в системе всё было герметично, и на расширительном бачке использовалась обычная плотная заглушка, это привело бы к крайне неприятным последствиям. Высокое давление провоцирует разрыв патрубков, трубок, шлангов, выход из строя радиатора и прочих элементов, входящих в систему охлаждения.
Чтобы всё это не произошло, на расширительный бак надевается специальная крышка. Она создана не только для закрытия ёмкости, но также выполняет функции клапана.
В зависимости от типа двигателя и его конструктивных особенностей, для каждого мотора существуют свои нормальные температурные показатели, при которых они могут работать в обычном режиме. Для большинства силовых установок это диапазон от 90 до 100 градусов Цельсия. Хотя есть и более серьёзные ДВС, где нормальным считается прогрев до 100-130 градусов.
При указанных температурных диапазонах жидкость охлаждения может расширяться примерно за 20-30% от своего номинального значения. Это провоцирует создание внутри системы охлаждения избыточного давления. Средний нормальный показатель давления, который не считается критичным, составляет от 1,1 до 1,5 атмосфер. Если же давление превышает эти показатели или оно падает ниже нормы, возникают определённые неприятности. Это может проявляться в виде создания эффекта вакуума, сжатия трубок, выхода из строя различных элементов системы охлаждения.
Работа крышки расширительного бака, куда заливают антифриз или тосол, позволяет защитить двигатель от чрезмерно высокого и пониженного давления, поддерживая его примерно на одном постоянном уровне.
Устройство и принцип работы
Теперь следует детальнее поговорить про устройство используемой в конструкции расширительного бачка крышки, а также поговорить про принцип работы этого с виду неприметного элемента практически каждого автомобиля.
Основную задачу крышки расширительного автомобильного бачка вы уже знаете. Это контроль нормального давления внутри системы охлаждения мотора. Параллельно заглушка удерживает внутри всю охлаждающую жидкость. А для этого требуется плотное прилегание к граням.
И тут важно учесть, как устроена и работает эта крышка или пробка от расширительного бачка. Всё дело в конструкции маленькой детали, в которую вмонтирован специальный клапан. Именно за счёт него происходит процесс регуляции давления. Клапан находится внутри расширительного бачка, то есть с внутренней стороны заглушки. При этом на современных машинах используется только 1 клапан, выполняющий 2 функции одновременно. То есть он стравливает избыточное давление, а также нагнетает его, если давление внутри системы снижается до критических отметок.
Если говорить о том, как работает на автомобиле крышка расширительного бачка, следует учесть тип используемой заглушки. Современные иномарки получают заглушки, где установлен физически только один клапан, занимающийся двумя противоположными функциями нагнетания и стравливания. А на старых отечественных машинах предусмотрено сразу 2 разных клапана. Каждый из них выполняет возложенные на него функции.
Но количество клапанов не играет принципиальной роли. Самое главное, чтобы они открывались и закрывались тогда, когда значения давления достигают своих критических нижних или верхних пределов.
Когда давление нормальное, и не выходит за рамки допустимых параметров, клапаны не функционируют, то есть находятся в условном режиме ожидания. Но в момент превышения значения они начинают сбрасывать давление, либо же постепенно нагнетают, возвращая давление в системе охлаждения в состояние нормы.
Симптомы неисправностей
Если автомобилисту удастся разобраться в характерных признаках неисправностей крышки расширительного бачка, для него не составит труда своевременно принять меры по их устранению.
В действительности диагностировать эти неисправности, касающиеся клапанной конструкции крышки от расширительного бачка, бывает не так просто. Признаки могут не проявиться сразу, а с более серьёзными симптомами последствий приходится бороться уже не простой заменой крышки, а кардинальными мерами и дорогостоящим ремонтом.
Есть несколько ситуаций, указывающих на то, что заглушка явно не работает и не справляется с возложенными на неё функциями.
- Из подкапотного пространства начинает валить дым. Зачастую такое происходит в ситуациях, когда антифриз или тосол начинает выливаться и попадать на впускной коллектор, разогретый к тому времени до большой температуры. Но хорошо лишь то, что в подобном случае температура самого двигателя остаётся в норме. Этот симптом характерен при поломке клапана. В норме он должен спустить давление только тогда, когда оно увеличится до пикового значения. Но бывает так, что сброс начинается раньше. А потому из бачка выплёскивается жидкость охлаждения.
- Двигатель перегревается, но при этом из печки поступает холодный воздух. При наличии подобных признаков наверняка вышел из строя клапан, отвечающий за контроль низкого давления. Его поломка ведёт к завоздушиванию системы охлаждения, воздушные пробки внутри которой провоцируют перегрев ДВС.
- Следы жидкости охлаждения. Если вы заметили, что антифриз оказывается в районе хомутов, трубок или под радиатором, вероятно вышел из строя клапан. Он не даёт лишнему давлению выходить, а потому давление внутри системы повышается. Из-за этого срываются хомуты, разрываются трубки и выходит из строя радиатор.
Помимо непосредственно самой замены крышки на расширительном бачке, здесь также придётся заменить радиатор, хомуты, трубки, поменять уплотнители при необходимости. Бывает и так, что разрывает сам расширительный бачок от избыточного давления. Тогда уже нет смысла покупать новую крышку. Весь узел меняется в сборе.
Проверка состояния крышки
В некоторых ситуациях правильно с позиции автомобилиста будет заняться самостоятельной проверкой пробки из расширительного бачка. Но важно учитывать, что это довольно сложная процедура. Ведь работоспособность элемента напрямую связана с создаваемым внутри системы охлаждения давлением.
Искусственно в гаражных или домашних условиях создать нужное давление, дабы проверить элемент, не очень просто. Потому пробку от расширительного бачка, которую подозревают в неисправностях, часто отправляют в автосервис, а не ломают голову над тем, как сделать это своими руками.
Суть диагностики на автосервисе заключается в том, что проверяемая крышка бачка подвергается давлению, создаваемому специальными насосами. Именно они обеспечивают необходимое количество атмосфер для той или иной модели крышки с клапанами. Это даёт возможность увидеть, срабатывает ли при заданных значениях открытие и закрытие, либо устройство вышло из строя и требует замены.
Самостоятельно провести диагностику можно, пусть даже точность полученных результатов будет ниже в сравнении с проверкой в автосервисе. Зато платить деньги никому не придётся. Для проверки нужно выполнить следующие манипуляции:
- Для начала, пока двигатель не запускался, нужно снять крышку со своего расширительного бачка в подкапотном пространстве, и визуально осмотреть пробку со всех сторон при хорошем освещении. Наличие сколов, разных трещин, разрывов и затёртостей говорит о том, что элемент имеет ряд механических повреждений, которые вероятно и привели к появлению характерных симптомов.
- При отсутствии механических повреждений верните заглушку на место, и запустите мотор. Нужно дождаться, когда ДВС прогреется до своих рабочих параметров. Снова вернитесь к подкапотному пространству, наденьте перчатку и начинайте постепенно раскручивать пробку. Важно создать вокруг себя тишину, поскольку тут придётся слушать.
- Если вы ничего не слышите, никакие звуки при открытии не появляются, с крышкой всё хорошо. Но при наличии звука, напоминающего процесс открытия какой-нибудь газировки, это указывает на неисправность. Шипение говорит нам о том, что клапан не срабатывает, хотя давление уже достаточно высокое. Подобные звуки подтвердят ваше опасение. Заглушка сдерживает избыточное давление, поскольку клапан не функционирует и не открывается при необходимости.
- Проверить низкое давление можно несколько иначе. Для этого закрутите плотно крышку, прогрейте двигатель до рабочих температур, после чего проинспектируйте состояние толстых шлангов в вашей системе охлаждения. Бывают ситуации, когда шланги оказываются словно вдавлены внутрь, их сжало. Характерный признак, подсказывающий автомобилисту, что крышка вышла из строя, и не нагнетает давление при его падении ниже требуемого уровня.
Существует альтернативный метод диагностики, но он подойдёт не всем, поскольку автомобильные системы охлаждения отличаются по своей конструкции и доступу к шлангам.
Если же добраться без лишних демонтажных работ к шлангу системы охлаждения вы можете, попробуйте использовать этот метод. Вам потребуется открутить пробку, сжать подручным приспособлением или просто рукой один шланг, а затем вернуть на место крышку. То место, которое вы зажали, следует отпустить. Если при этом трубка вернётся в своё изначальное состояние, с клапанами всё хорошо.
При выявлении признаков, указывающих на неисправность клапанной крышки расширительного бачка с жидкостью охлаждения, единственным способом устранить неисправность будет замена повреждённого элемента. Для этого купите такую же крышку, как установлена на вашу машину, и закрутите её. Если после таких манипуляций работоспособность системы вернётся к норме, причина крылась именно к заглушке бачка с антифризом.
Пробка достаточно маленькая и неприметная, но на практике выполняет крайне важные функции. Потому автовладельцам рекомендуется периодически проверять её работоспособность, проводить визуальный осмотр и не забывать подливать в бачок качественную охлаждающую жидкость.
Как проверить крышку расширительного бачка на исправность работы клапанов
Автомобиль — это механизм, в котором каждая деталь выполняет свою задачу. Неисправность одной может повлечь нарушение работы всех систем. Мало кто знает, насколько огромное значение имеет такой элементе в ДВС (двигатель внутреннего сгорания) автомобиля, как крышка бачка охлаждающего замкнутого контура, вот о ней и будет далее рассказано.
С одной стороны, может показаться, что эта пробка просто не дает расплескиваться антифризу или тосолу. Не все так просто! Поверьте, если данная деталь в двигателе придет в негодность, у основных узлов автомобиля будут проблемы. Соответственно, вашему кошельку придется похудеть.
Что необычного в крышке бачка с охлаждающей жидкостью
Казалось бы, обычная пробка, которая закрывает емкость с жидкостью, но в основном весь негатив исходит из-за не ликвидности этого элемента ДВС. В данном элементе системы присутствуют 2 клапанных механизма (регулятора). Один сбрасывает избыточное давление, а другой наоборот, нагнетает воздух для увеличения давления.
Когда система нагревается при запущенном двигателя автомобиля, клапан сбрасывает лишнее давление для поддержания системы в рабочем состоянии. В случае остывания двигателя давление падает в охлаждающем контуре. Чтобы патрубки не начали сжиматься, и система не пришла в нерабочее состояние, другой регулятор вступает в игру, увеличивая попадания воздуха из атмосферы внутрь системы.
Немало важный факт, связанный именно с крышкой отечественного производства, заключается в том, что данную деталь порой нужно дорабатывать самому в гаражных условиях или на дому. С завода у пружин много витков, тем самым образуется плотное соприкосновение клапанов с крышкой.
Поэтому они не могут выполнять свои функции в полном объеме. Водители-рукодельники исправляют дефект самостоятельно. Если же вы не разбираетесь в технической части автомобиля, то лучше обратиться в сервисный центр или заменить деталь.
Как устроена крышка и принцип её работы
Данный элемент имеет простое строение:
- Пластмассовая крышка (оболочка);
- 2 пружины с клапаном;
- Пробка с отверстиями;
- Резиновый уплотнитель.
Принцип работоспособности пробки также очень прост: в случае чрезмерного нагрева охлаждающего контура, регулятор спускает избыточное давление. Наоборот, если оно в контуре низкое, регулятор пропускает через себя атмосферный воздух, чтобы набрать давление. Благодаря впускному клапану, охлаждающий контур постоянен.
Если один из элементов охлаждающего контура окажется негерметичным, то в системе окажется воздух. В результате возникает воздушная пробка. К чему это приведет? Перегрев ДВС или нарушение циркуляции во всей системе.
Признаки неисправности
В случае перегрева ДВС водители стараются найти проблему под капотом, в частности проверяют крышку бачка охлаждающей системы, которая держит давление в охлаждающем контуре. Печальным результатом перегрева может стать антифриз (тосол), который может попасть в сам двигатель.
Главной и основной проблемой является нарушение работы внутреннего клапана. При нарушении его работоспособности в систему попадает воздух, вследствие чего образовывается воздушная пробка. Она не дает правильно циркулировать антифризу (тосолу) внутри герметичной охлаждающего контура.
Если крышка неисправна или сам впускной клапан, может произойти следующее:
- Нарушение целостности шлангов из-за превышения срока эксплуатации или некачественных материалов;
- Расплавление оболочки термостата;
- Образование течи в радиаторе;
- Нарушение целостности бачка, в котором находится охлаждающая жидкость.
- Заменять неисправную деталь 1 раз в 2-3 года;
- Постоянно следить за уровнем и качеством антифриза, который залит в бачок системы.
Почему давит антифриз из-под пробки бачка ОЖ
Основной причиной выхода антифриза из расширительного бачка является неисправность пробки.
Помимо самого запирающего элемента есть ряд других причин, из-за которых может выйти охлаждающая жидкость:
- Трещина в корпусе бачка, в котором находится антифриз;
- Разгерметизация охлаждающего контура, в результате прогара прокладки головки блока двигателя;
- Плохая работоспособность помпы. Из-за нее циркуляция в охлаждающем контуре не позволяет внутренностям охладиться до приемлемой температуры;
- Поломка термостата;
- Трещины на радиаторе;
- Трещины на соединениях шлангов и патрубков.
Как правильно проверить крышку и устранить проблему
Первоначально окинуть взглядом деталь на предмет повреждений. Неосмотрительность-главный фактор, который может навредить всей охлаждающей системы и двигателя в целом. При покупке новой крышки следует ее проверить на наличие повреждений, так как возможен брак с магазина.
Если крышка без внешних дефектов, ее следует закрутить и завести двигатель. ДВС должен поработать, чтобы набрать рабочую температуру. После данного действия нужно осторожно прокручивать пробку против часовой стрелки. Должен появиться шипящий звук. Отсюда можно понять, что пробка, действительно, работает как надо.
Пока двигатель заведен, следует проверить толстые патрубки охлаждающего контура. Если в системе несоответствующее давление (низкое), то патрубки на работающем двигателе будут вдавленными.
Открутить крышку расширительного бачка и сдавить патрубок. После закрыть пробку и отпустить патрубок. Он должен прийти к изначальной форме при повседневном для силового агрегата давлении в охлаждающем контуре.
Лучшим вариантом для теста пробки бачка системы является насос с измерительным показателем уровня давления в контуре.
Диагностика элемента на автомобилях моделей Калина, Приора, Газель
Чтобы понять исправность крышки, нужно не только проверить ее состояние, но и произвести диагностику атмосферным воздухом. В специальных сервисных центрах используют оборудование-насос давления, которые нагнетают необходимое количество атмосфер. Им можно вычислить работоспособность клапанов в крышке расширительного бачка.
К примеру, у водителей на Приоре нет специального насоса, как ему проверить работоспособность крышки расширительного бачка?
Диагностика качества работы пробки будет менее точная, но все равно можно выявить неисправности работы клапанов:
- Сначала следует заглушить двигатель.
- Как силовой агрегат автомобиля немного постоит, выкрутить пробку с горловины расширительного бачка.
- Провести осмотр детали на наличие ярко выраженных дефектов. Осмотреть резиновый уплотнитель внутри крышки.
- Если пробка в исправном состоянии, вернуть крышку обратно и снова завести двигатель.
- Ожидать, пока двигатель не наберет штатную температуру.
- Взять пробку в руку и плавно откручивать до шипящего воздуха. Если он появился, то клапаны в пробке готовы к дальнейшей эксплуатации.
- Двигатель заглушить и дать постоять.
- Осмотреть прилегающих к контуру шлангов. Если они будут втянуты, то в системе давление ниже нормы. Соответственно, вакуумный клапан не справляется с регуляцией давления.
Это основная инструкция к моделям АвтоВАЗа. Данная инструкция подойдет к Калине, Приоре и моделям марки Газель.
Проверка крышки на моделях ВАЗ 2108 – 2116
У каждого поколения автомобилей, начиная с «восьмерки», технология обследования пробки бачка системы не особо различается. Разберемся по порядку.
Осмотр элемента на ВАЗ 2108/2109
Строение «восьмерок» и «девяток» позволяет произвести проверку готовность работы клапанов крышки всего за 60 секунд.
Порядок действий такой:
- Открыть капот ВАЗа. Подождать пару минут, чтобы ДВС немного постоял после эксплуатации.
- Ослабить крышку бачка охлаждающего контура.
- Сжать подводящий патрубок, что есть силы.
- Одновременно со сжатием шланга затянуть пробку на горловине.
- Потом отпустить патрубок.
Выпрямляется после сжатия, с клапанами все в порядке и вам нечего бояться.
Диагностика пробки на ВАЗ 2110—2112
Технология проверки данной детали в точности такая же, как и всех моделях автомобилей марки ВАЗ. Главное, чем отличается: при открытии крышечки механизм, который установлен в ней, может выпадать.
Это не признак неисправности, просто заводской дефект. Если его правильно не установить, то данный элемент контура, увы, недолго проработает.
Проверка детали для охлаждающего контура на ВАЗ 2113—2116
Все просто, товарищи автомобилисты:
- Запустить двигатель.
- Приоткрыть капот и начинать откручивать крышку бачка системы.
- Если при первых же манипуляциях из-под крышки доносится звук газов, все в порядке и не о чем волноваться.
Разработчики новых моделей русской марки создают более новые и сложные механизмы. Поэтому проверка работоспособности клапанов в кустарных условиях может не принести результатов. Придется в таком случае обращаться к специалистам в сервис. Там вам смогут продиагностировать крышку бачка охлаждающей системы при помощи специального оборудования.
Какой можно сделать вывод
Крышка расширительного бачка – это элемент, который жизненно необходим двигателю. Он играет роль не только запирающего устройства в подкапотном пространстве, но и своего рода регулятора. Пробка регулирует давление в системе охлаждения, что позволяет силовому агрегату работать исправно и без нареканий.
Но если наступают моменты, которые заставляют засомневаться, что крышка неисправна, то следует ее проверить в обязательном порядке. Все способы и порядок действий описаны выше.
В случаях, когда крышка в ненадлежащем состоянии, рекомендуется приобрести новую. Лучший вариант купить в специализированном автомагазине, именно той марки, которой владеете.
Оригинальная крышка прослужит дольше, чем те, которые приобретаются на рынках. Установив оригинал, можно не беспокоиться о системе охлаждения в течение нескольких лет.
Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?
Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.
Главная функция пробки бачка
Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.
В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.
В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.
Как работает расширительный бачок
Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.
Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.
В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.
Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.
Признаки неисправности пробки расширительного бачка
В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.
Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.
Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:
- повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
- разрыв корпуса термостата;
- течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
- разрыв расширительного бачка.
К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.
Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?
- На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
- Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
- На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
- Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
- Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.
Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.
Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.
Купили новую крышку, а она не работает?
Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.
Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.
Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.
Как проверить целостность и починить крышку расширительного бачка
Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя авто, как правило, не вызывает подозрений на предмет исправности. На эту, как многие думают, весьма «скромную» по своей значимости деталь возложена очень ответственная задача – регулировать давление в охлаждающей системе. Когда крышка перестает с этим справляться, в лучшем случае будет закипать или вытекать жидкость, а в худшем – это приведет к поломке каких-нибудь узлов.
Какую основную роль играет крышка бачка?
У работающего двигателя, как известно, в системе охлаждения создается давление, отличное от обычного атмосферного. Это происходит в силу того, что охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается вместе с мотором, вследствие чего расширяется – увеличивается в объеме. В результате давление внутри системы охлаждения двигателя (СОД) возрастает, а она не контактирует с внешней средой, и ей некуда сбросить избыточное давление.
С повышенным давлением в СОД разработчики современных автомобилей не борются «радикально» – не пытаются полностью от него избавиться. С помощью крышки бачка его регулируют. Повышенное давление в СОД используют для смещения момента закипания ОЖ. Ведь ни для кого не секрет, что при нормальном атмосферном давлении для воды он наступает при температуре 100 °C, для тосола – 105–110 °C, а для антифриза – 120 °C. Рабочая температура двигателей современных автомобилей очень близка к этим критическим значениям.
Так, например, для карбюраторных ВАЗ она должна находиться в пределах 90–95 °C, а для инжекторных – 97–105 °C.
Однако при некоторых режимах работы двигателя происходит кратковременное повышение его температуры до более высоких значений, что, впрочем, не приводит к выходу из строя исправного мотора, но вызывает такое же нагревание ОЖ. Например, на инжекторных ВАЗ 2109 у жидкости в такие моменты может быть 120–125 °C. Очевидно, что такого нагрева не перенесет даже антифриз. В то же время, возрастание давления любой жидкости приводит к увеличению ее температуры кипения.
Инжекторный ВАЗ 2109
Инженеры, проектирующие двигатели, давно выяснили – чтобы ОЖ не закипала даже при кратковременном критическом нагреве мотора, достаточно поддерживать давление в СОД на уровне 1,1–1,5 кгс/см 2 (1,1–1,5 бар). Более высокая температура не нужна, потому что двигатель на нее не рассчитан, и она приведет к выходу его из строя. А допускать большее самопроизвольное повышение давления, которое может, тем не менее, происходить, не имеет смысла, потому что оно вызовет усложнение процесса изготовления и обслуживания мотора, а также возрастание его себестоимости, так как потребует более прочную и герметичную СОД (более прочные патрубки и расширительный бачок, крепкие хомуты).
Поэтому крышка бачка должна быть герметичной, но только до указанных выше необходимых предельных значений давления, после достижения которых она их поддерживает, соединяя по мере необходимости систему с внешней средой для выпуска сжатого внутри расширительной емкости воздуха.
Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка
Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см 2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).
Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.
Впускной клапан крышки
При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.
Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.
Охлаждающая жидкость авто
Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см 2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.
Признаки и возможные последствия неисправности детали
Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.
Закипание ОЖ автомобиля
Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.
- разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
- появление течи в основном или отопительном радиаторе;
- разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
- лопнувший расширительный бачок.
Появление течи в основном радиаторе
Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.
Как проверить крышку и выявить проблемы?
Перед тем, как проверить крышку расширительного бачка, ее сначала надо осмотреть, чтобы убедиться, что она цела, и у нее отсутствуют механические повреждения в виде царапин, трещин и сильного износа, а также нет ржавчины, грязи, накипи и иных изъянов. Затем следует проверить работоспособность ее клапанов. Несколько простых способов диагностики, позволяющих лишь примерно определить их исправность, приведено ниже.
Для предохранительного клапана. При работающем, прогретом двигателе окручиваем крышку. Должен раздаться шипящий звук выходящего из бачка сжатого воздуха. Значит, клапан держит давление. Но какое именно – не всякий профессионал определит.
Откручивание крышки бачка
- Если патрубки СОД перед первым запуском мотора утром выглядят деформированными (сдавленными, плоскими) – клапан точно неисправен.
- Выкручиваем и снимаем крышку. Затем сильно сдавливаем один из патрубков СОД и, удерживая его так, ставим и закручиваем пробку обратно. Отпускаем патрубок. Если он начал принимать свою первоначальную форму – скорее всего, клапан исправен.
Более надежный способ проверить работу клапанов – использовать для этого насос с манометром. Также потребуется любой пустой расширительный бачок. К одному из его штуцеров подсоединяем, а затем фиксируем хомутом шланг насоса, у которого перед этим сняли наконечник под ниппель. Остальные выводы из бачка глушим какими-нибудь пробками. Затем закрываем бачок проверяемой крышкой.
Насос с манометром
Можно проверить и на бачке, установленном на своей машине, не сливая при этом ОЖ. Для этого, например, на ВАЗ 2109 отсоединяем от расширительной емкости патрубок, подходящий сверху и отводящий пар из СОД. Вместо него устанавливаем шланг насоса. В отсоединенный патрубок, чтобы его заглушить, вставляем что-нибудь круглого сечения и подходящего диаметра, например, сверло. Затем на этот шланг одеваем хомут и затягиваем его.
Включаем насос и, наблюдая за стрелкой его манометра, фиксируем момент появления щелчка, а следом – шипящего звука, выходящего из бачка через пробку воздуха. Если это произошло на отметке 1,1–1,5 кгс/см 2 , а дальнейшее накачивание приводит только к усилению шипения, но давление не повышается, значит, вакуумный клапан не травит, а предохранительный работает, как положено.
Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?
Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.
Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.
Укорачивание пружинки пробки
Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см 2 . С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.
Крышка расширительного бачка — назначение, поломки
От целостности крышки расширительного бачка зависит работоспособность всей системы. Многие автомобилисты привыкли проверять элемент на предмет разгерметизации при помощи рта, но лучше не ставить эксперименты над своим здоровьем. Как известно, расширительный бачок необходим для хранения охлаждающей жидкости, без которой двигатель не может полноценно работать. Именно на этом бачке находится специальная крышка. Среди специалистов она называется клапанной крышкой. Несмотря на то, что устройство кажется простым, на него возлагается большая ответственность и нагрузка.
Один клапан крышки необходим для того, чтобы сбрасывать избыточное давление, другой служит для его нагнетания
От целостности крышки расширительного бачка зависит работоспособность всей системы охлаждения мотора. Во время работы двигатель нагревается до высокой температуры. Охлаждающая жидкость занимается тем, что забирает часть тепла на себя для предотвращения перегрева двигателя. В тот момент, когда охлаждающая жидкость нагревается, она увеличивается в объеме. Вместе с этим возрастает давление в системе. Чем горячее силовой агрегат, тем выше давление в системе охлаждения. Чтобы избежать разрыва патрубков и бачка, а также радиатора и прочих элементов, используется клапанная крышка. Поэтому важно не только правильно закручивать ее, но и периодически проверять на целостность. По нескольким признакам можно определить, что элемент нуждается в ремонте или замене на новый.
Если крышка исправна, двигатель будет работать в обычном режиме. Если же в крышке есть дефекты, последствия могут оказаться губительными для мотора.
Крышка расширительного бачка необходима не только для снижения давления. В конструкции предусматривается 2 клапана или 1, который сочетает в себе сразу 2 функции. Один клапан необходим для того, чтобы сбрасывать избыточное давление, другой служит для его нагнетания. Чтобы силовой агрегат работал исправно, ему нужно поддерживать рабочую температуру. Как правило, она находится в пределах 95 — 120 градусов. Это зависит от особенностей конструкции мотора. При нормальных температурных показателях расширение антифриза происходит примерно на 30%, что создает в системе избыточное давление. Нормальное давление — 1.1-1.5 атмосферы. Клапанная крышка бачка при необходимости способна выводить из системы лишнее давление или, наоборот, создавать его.
Если крышка исправна, двигатель будет работать в обычном режиме. Если же есть дефекты, последствия могут оказаться губительными для мотора.
Признаки неисправности. Перед тем как менять крышку или покупать новую, нужно убедиться в том, что старая вышла из строя и не может выполнять свои функции. Как правило, самыми первыми признаками являются следующие:
1) из-под капота идет густой дым белого цвета;
2) двигатель перегревается, но печка холодная;
3) сорвало хомуты;
4) разорвало трубки система охлаждения;
5) нарушилась герметичность генератора;
6) нарушилась циркуляция антифриза.
Если имеются видимые повреждения, значит крышка нуждается в замене
Проверка. Проводить диагностику элемента лучше всего в сервисе. Специалисты для этих целей используют насосы, чтобы создавать оптимальное давление. Проверить крышку бачка можно и самостоятельно. Первым делом нужно заглушить мотор и дать ему остыть, а потом снять крышку с бачка. Первое правило — изучить состояние визуально. Если имеются видимые повреждения, значит она нуждается в замене. Отсутствие видимых повреждений не говорит о целостности элемента. Поэтому нужно закрутить крышку, завести мотор и подождать, пока он дойдет до рабочей температуры. После этого нужно встать возле бачка и прислушаться к посторонним звукам. Если есть шипение, это говорит о том, что клапан удерживает избыточное давление. Если шипения нет, нужно проверить систему на нагнетание. Для этого следует прощупать патрубки. Если они сжаты или вдавлены, значит клапан не работает.
Итог. Крышка расширительного бачка ответственна за давление в системе охлаждения двигателя. При неисправности этого элемента можно столкнуться с проблемами при работе двигателя.