Регулятор холостого хода – как поддержать его в рабочем состоянии?
Почему важно знать, как проверить регулятор холостого хода (РХХ)? Все дело в том, что к его функциям относится повышение стабильности оборотов холостого хода, а от этого процесса зависит и расход топлива, и работа двигателя без нагрузки. Нарушение работы приведет к проблемам с самыми значимыми узлами автомобиля, поэтому давайте разберемся, в чем суть диагностики.
Проверка регулятора холостого хода – устройство узла
Данное устройство состоит из шагового электродвигателя и подпружиненной конусной иглы. Таким образом, в то время, когда двигатель работает на холостых оборотах, количество воздуха, нужное для его полноценной работы поступает за счет изменения сечения проходного канала, игнорируя закрытую заслонку дросселя. Датчик регулятора холостого хода учитывает это количество воздуха, и контроллер, осуществляющий подачу топлива, регулирует воздушный напор.
Как только температура движка достигает рабочей отметки, контроллер отвечает за поддержание оборотов холостого хода. В случае, когда движок не прогрет до нужной температуры, количество оборотов увеличивается за счет РХХ, таким образом, осуществляется достаточный прогрев двигателя, что позволяет начать движение немедленно. Согласитесь, роль этого узла тяжело переоценить, но что случается, когда он ломается?
Как определить, что нужен ремонт регулятора холостого хода?
Неисправности регулятора холостого хода довольно легко обнаружить, в этом случае на панели приборов обязательно загорится лампа «CHECK ENGINE». Произойти это может по ряду причин, самая простая из них – это обрыв провода, однако, чаще всего, причиной может послужить выработка привода конусной иглы или же ее направляющих. Что же относительно симптомов, указывающих на то, что срочно нужен ремонт регулятора холостого хода, так они будут следующими:
- во время включения передачи двигатель перестает работать;
- обороты движка во время работы холостого хода достаточно неустойчивы, возможно даже их непроизвольное снижение или же повышение, иногда вибрация;
- во время запуска не прогретого двигателя будут отсутствовать повышенные обороты;
- как только включается дополнительная нагрузка, сразу же наступает снижение оборотов.
Как проверить регулятор холостого хода – приспособления
Проверка регулятора холостого хода – это не какой-то сложный технологический процесс, так что сделать это самостоятельно не составит никакого труда. Предложить мы можем как минимум два подхода, для первого понадобится специальный прибор – мультиметр. Предварительно следует выключить зажигание и отсоединить жгут от РХХ. После этого осуществляется проверка сопротивления на всех обмотках регулятора с помощью мультиметра.
Сопротивление должно быть следующим: между обмотками С и В, а также A и D – обрыв цепи, а между С и D, А и В – 40-80 Ом.
Также можно сделать прибор для проверки сопротивления и самостоятельно, используя трансформатор переменного тока на 6 В. Проверяем ходы РХХ, переменно используя включатели. Яркий свет свидетельствует о том, что должна делаться чистка регулятора холостого хода. Для этой процедуры понадобится только лишь очиститель карбюратора и ВД-40.
Чистка регулятора холостого хода – как это делать?
Сначала отсоединяется колодка проводов от самого датчика, и с помощью ватной палочки, смоченной в специальном средстве, производим зачистку контактов. Затем с помощью крестовой отвертки снимаем датчик, чтобы оценить его состояние. Но для этого мы должны знать, где находится регулятор холостого хода, найти же его можно на корпусе дроссельной заслонки. Иногда датчик посажен на лак, тогда не обойтись без снятия всего дроссельного узла.
В случае, когда весь датчик покрыт маслом, прочистить следует и дроссельную заслонку, также с помощью ВД-40 очищается конусная игла с пружиной. Если после очистки никаких изменений в работе двигателя нет, значит, мог произойти обрыв проводов, или же в негодность пришли направляющие конусной иглы. В первом случае провода можно запаять, место пайки обезжирить спиртом и покрыть лаком (таким образом можно предотвратить коррозию контакта). Во втором же случае неотвратима замена регулятора холостого хода.
Регулятор холостого хода: Принцип работы, неисправности, виды регуляторов
Стабильная работа двигателя внутреннего сгорания обеспечивается балансом составляющих рабочей смеси: равномерным соотношением горючего и воздуха. При холостых оборотах эксплуатация мотора происходит без его взаимодействия с колесами и коленвалом. Чтобы стабилизировать этот процесс дроссельная заслонка имеет дополнительный элемент — регулятор холостого хода (РХХ). Как работает РХХ, какие признаки и причины неисправностей встречаются и как вернуть узлу прежнюю работоспособность?
РХХ: принцип работы
Выход из строя данного элемента дает ощутимый урон работе двигателя. Последний не способен поднять обороты до требуемых, выдает значительные скачки мощности и страдает от нарушения подачи горючего.
После запуска мотора происходит прогревание всей системы, наблюдаются завышенные обороты, которые спустя несколько секунд начинают снижаться до допустимых значений холостого хода. Каковы функции регулятора в данном процессе?
- РХХ дает двигателю внутреннего сгорания достичь нужного количества оборотов после запуска и сбавить их количество до допустимых показателей.
- Он влияет на изменения числа оборотов, давая мотору осуществлять быстрый прогрев перед началом работы с нагрузкой. Поток воздуха в дроссельную заслонку увеличивается, основываясь на считываемых ЭБУ данных датчика коленвала.
- Регулятор стабилизирует уровень оборотов при переключении скоростей, положении нейтральной скорости, остановке без выключения двигателя.
Технически эти процессы выглядят примерно следующим образом. Получая сигнал ЭБУ, регулятор холостого хода перемещает наконечник штока, меняя тем самым размер пропускного отверстия канала, через который проходит подаваемый в дроссельную заслонку воздух. При максимально выдвинутом штоке наблюдается нулевой шаг — его исходное положение. Такое состояние наблюдается при неработающем моторе. Канал при этом полностью перекрыт, не давая проход воздушной массе. Если же наконечник полностью втянут, то вход для прохождения воздуха полностью открыт.
Холостой ход сопровождается прогреванием мотора и закрытой заслонкой. Система при содействии регулятора обеспечивает поддержание нужного числа оборотов. Шток при этом полностью втянут, открывая канал.
При рабочих оборотах дроссельная заслонка открывается, воздушные массы беспрепятственно поступают внутрь через ее сечение. Регулятор выдвигает шток настолько, чтобы при резком снижении мощности, понижение оборотов происходило бы плавно и безопасно для работы силового агрегата. Чтобы рассчитать необходимое количество шагов происходит анализ данных с датчиков скорости, коленвала и дроссельной заслонки.
Эти процессы достаточно непростые для силового агрегата. Топливо подается весьма медленно, распыление может быть недостаточным. При забитом регуляторе, износе иглы повышается износ двигателя внутреннего сгорания, возможны ощутимые скачки мощности при езде, а также мотор может и вовсе заглохнуть при остановке.
Виды регуляторов
Внешне узел похож на электрический мотор, оснащенный конической иглой. Существует несколько вариаций детали:
- шаговый — состоит из кольцевого магнита и обмоток. Основной ротор вращается шаговой подачей энергии на составляющие цепи с помощью электромагнитной силы. Движение штока осуществляется исполнительным устройством с учетом расположения ротора;
- соленоидного типа — самый простой вид. Поступление энергии на обмотку активирует сердечник. Он перемещается в специальное отверстие, сокращая диаметр пропускного воздушного канала. Как следствие происходит уменьшение подаваемого объема воздуха. За счет своей простоты имеет самую низкую стоимость. Его работа осуществляется только в открытом или закрытом положении;
- роторный — впуск воздушной массы контролируется при помощи частотных импульсов, основная нагрузка идет на ротор. Устройством напоминает соленоидный регулятор.
Как определить неисправность РХХ?
Симптомы сломанного регулятора практически во всем аналогичны с признаками поломки дроссельной заслонки. Ввиду того, что эти два элемента находятся в непосредственной близи, рационально провести их одновременную диагностику.
Основными сигналами о наличии неисправности в этом узле являются:
- нестабильность оборотов, отчетливая ощутимость перепадов мощности;
- заметная вибрация кузова на холостых оборотах, создаваемая нестабильной работой мотора;
- слабый отклик или отсутствие его на выжатую педаль газа;
- деактивация двигателя на нейтральной передаче или при переключении скоростей;
- снижение оборотов при подключении дополнительных энергопотребителей — кондера, фар, медиасистемы и т.д.;
- затрудненный запуск мотора, особенно в холодное время года.
Присутствие данных моментов может быть последствиями забитой или изношенной иглы, загрязненном штоке, или обрыве провода. Так как ЭБУ не способно считывать изменения пропускного сечения РХХ, малейшая неисправность почти мгновенно проявит себя, сказавшись на работе движка. Как правило, подвисание числа оборотов, плавание, тяжелый запуск авто не считываются ЭБУ как ошибки.
Диагностика РХХ своими руками
Причины неисправности условно делятся на электрические и механические. Для начала нужно демонтировать регулятор и провести его визуальный осмотр, чтобы исключить загрязнение отработанным углеродом и его возможное влияние на работоспособность силового агрегата. В случае необходимости ремонта нужно провести чистку детали, тщательно просушить и смазать силиконом. Шаговый вариант промывают баллончиком, что не отличается экономностью способа.
После извлечения узла следует обратить внимание на резиновое кольцо или прокладку, при условии наличия установки на дроссель или патрубок. При внешнем монтировании детали происходит соединение с впускным коллектором. Потребуется осмотр его резиновых элементов на предмет деформаций и разрывов. Выявленную деталь с дефектами необходимо поменять.
Альтернативные способы диагностики
Если имеется специальный прибор для выявления неисправностей, к примеру, адаптер с подходящим ПО, диагностика совершается намного проще. Программа OpenDiag может использоваться даже на смартфоне и имеется как в платной, так и в бесплатной версиях. При запуске ПО стоит заострить внимание на текущее и желаемое положения заслонки дросселя. Их показатели будут соответственно изменяться вместе с оборотами. Если включить дополнительный электроузел, можно заметить изменения данных РХХ, мощность мотора при этом не должна меняться. В первую очередь, обновление значений происходит на строке желаемого положения, а затем — текущего. При изменении значений должно измениться и значение оборотов. В противном случае, есть вероятность того, что регулятор холостого хода неактивен или имеется подсос воздушного потока.
Для более быстрой проверки нужно открыть меню в верхнем левом углу. Это контроль управления работой исполнительных механизмов. С помощью параметров «текущее положение холостого хода» и «желаемое положение холостого года» можно вбить свои значения, которые должны тут же отобразиться на работе двигателя. При отсутствии реакции на вмешательство можно сразу выявить неисправный участок хода с явной дисфункцией регулятора.
Еще можно использовать мультиметр для диагностики проводки. При выключенном движке снимается разъем с регулятора. На измерительном устройстве вбиваются значения постоянного напряжения в 0-20 В. Затем замеряется значение напряжения разъема. Допустимым показателем являются 12 единиц.
Также стоит проверить сопротивление РХХ. Чтобы это сделать нужно зафиксировать значения после снятия клеммы с датчика между выводами С и D, A и B. Пределом на мультиметре выставляется 200 Ом. При допустимом сопротивлении нормой будут 50 Ом, а сопротивление между выводами — стремиться к бесконечности.
Можно осуществить диагностику с помощью дроссельного узла. Произведя его демонтаж вместе с датчиком, нужно проследить за его работой при активации/деактивации системы зажигания, подключении клапанного разъема. Пристальному вниманию подлежит работа иглы, наличие посторонних звуков, равномерность рабочего процесса.
Замена и ремонт РХХ
Если регулятор неисправен, гудит, его замена осуществляется следующим образом:
- Сперва нужно измерить расстояние между концом штока и монтажной пластиной — в норме оно не должно превышать 23 мм.
- Обесточить ЭБУ, отключив минус от аккума.
- Установить саму деталь.
- Подсоединить аккумулятор.
- Включить зажигание на пару секунд без запуска мотора, чтобы дать РХХ время на калибровку.
- Выключить зажигание, тем самым, завершить установку.
- Завести мотор и проверить холостой ход.
Ремонт и замена РХХ являются достаточно легкими процедурами, доступными даже неопытному автовладельцу. Где и чем производить замену и установку непринципиально, если имеются хотя бы малейшие ремонтные навыки. Цена данного узла может колебаться в зависимости от марки авто и производителя детали: как правило, начиная от 300 рублей и поднимаясь до пары тысяч.
Устройство и диагностика регулятора холостого хода
Чем отличается двигатель со впрыском топлива от карбюраторного с точки зрения пользователя? Здесь не нужно ни вытягивать подсос, ни играть с педалью газа при запуске двигателя. Автомобиль сам поднимает обороты для уверенной работы холодного мотора, сам опускает их до нормальных и никак не реагирует на включение фар или кондиционера, несмотря на увеличение нагрузки. До перехода на электронные дроссели эти функции выполнял отдельный узел – регулятор холостого хода (РХХ). Что такое РХХ? Это электронно-управляемый клапан, позволяющий системе впрыска увеличивать или уменьшать количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от положения дроссельной заслонки. Как только системы впрыска «научились» управлять непосредственно дросселем, надобность в отдельном РХХ пропала.
Часто употребляемый термин «датчик холостого хода» в корне неверен. Датчик – это узел, передающий какую-то информацию ЭБУ впрыска, регулятор ХХ – механизм исполнительный, которым ЭБУ воздействует на работу двигателя. Они стоят в разных концах алгоритма работы системы впрыска, и что-то общее иметь не могут. Появление термина «датчик холостого хорда» связано с малой технической грамотностью: любой непонятный узел, подключенный к «мозгам», можно посчитать датчиком. Датчик холостого хода действительно существовал на примитивных системах впрыска – это был простейший концевик, замыкавшийся при отпускании педали газа. И вот он-то и сообщал ЭБУ, что машина перешла на холостой ход. В дальнейшем же это определялось уже по датчику положения дроссельной заслонки, и отдельный «датчик холостого хода» был не нужен.
Конструкции регулятора холостого хода
Где находится РХХ? Ответ зависит от конкретной конструкции регулятора. Распространены два варианта:
- с шаговым двигателем
- широтно-импульсным управлением.
Первые традиционно устанавливаются на корпусе дроссельной заслонки, вторые из-за больших габаритов устанавливаются отдельным узлом. Исключение – ряд японских автомобилей, где ШИМ-регуляторы компактны для установки на дросселе.
Регулятор холостого хода с шаговым управлением – это клапан, установленный на резьбовом валу шагового электродвигателя малой мощности. Так как шаговый мотор может чисто конструктивно совершать поворот только на определенный угол, то каждый управляющий импульс превращается в перемещение штока клапана на строго определенное расстояние. Этот тип РХХ широко распространен, а благодаря ВАЗовским автомобилям всем известен.
Главный недостаток таких регуляторов в необходимости установки нуля. ЭБУ не имеет возможности точно узнать, насколько открыт клапан регулятора, поэтому при включении зажигания вынужден пытаться полностью закрыть РХХ и считать это положение нулевым, рассчитывая перемещения клапана от него.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Второй тип регуляторов с широтно-импульсным управлением из отечественных автомобилей знаком по «Газелям» и «Волгам» (его принято называть РДВ – регулятор дополнительного воздуха). Здесь, пока на его обмотки не подается напряжение, секторная заслонка открывается автоматически, пропуская полный поток воздуха. При работе РХХ же на его обмотки приходят импульсы с постоянной частотой, но с изменяющейся длительностью – чем она выше, тем меньше угол открытия заслонки РХХ и меньше объем проходящего сквозь регулятор воздуха. Но может быть и наоборот (импульсы будут пытаться открыть нормально закрытую заслонку).
Достоинство таких регуляторов холостого хода – в гарантированной самоустановке нуля: в момент включения зажигания клапан РХХ точно открыт или закрыт. К тому же он меньше покрывается нагаром за счет высокочастотной вибрации ротора (за промежуток между импульсами возвратная пружина успевает сдвинуть заслонку назад), даже если мотор работает на установившемся режиме. В то же время шаговые РХХ на постоянном режиме работы двигателя неподвижны и нагар собирают активнее.
Неисправности РХХ
Так как работает РХХ, исходя из названия, в первую очередь на холостом ходу, то и его неисправности заметны на этом режиме. Как и у любого электромеханического узла, у регулятора холостого хода выше вероятность отказа механики. Подвижные части покрываются отложениями от картерных газов, если же на моторе установлена система УПК (рециркуляция выхлопных газов), то РХХ «коптится» еще быстрее.
Поскольку ЭБУ впрыска не может отслеживать реальное изменение проходного сечения регулятора холостого хода, то малейшие подклинивания штока или ротора заслонки моментально выдадут себя. Плавание, зависание оборотов холостого хода, невозможность запуска без педали газа указывают на то, что регулятор холостого хода подклинивает или не движется вовсе. Такие неисправности РХХ не вызывают появления каких-либо кодов ошибок в памяти ЭБУ впрыска.
Проблемы с электрической частью встречаются реже, причем обычно не в самом регуляторе, а в разъеме и проводке: обрывы, короткие замыкания, окисление контактов. Здесь уже будет установлена ошибка со стандартным кодом по OBD-II:
- P1513 – короткое замыкание на массу.
- P1514 – обрыв цепи.
Самостоятельная диагностика регулятора
Признаки неисправности регулятора холостого хода – повод провести хотя бы базовую проверку. Извлеките регулятор и проверьте состояние: обильные отложения углерода станут прямым поводом выполнить чистку, чтобы исключить их влияние на РХХ.
В этом плане клапана с ШИМ-управлением удобнее: в них можно залить очиститель карбюратора и оставить регулятор холостого хода «отмокать», шаговые РХХ же моют под давлением струи из баллона, расход средства при этом выше.
Когда РХХ извлечен, сразу проверьте его уплотнение (прокладку или резиновое кольцо), если на автомобиле РХХ установлен на патрубок или дроссель. Внешние РХХ соединяются со впускным коллектором резиновыми патрубками – внимательно осмотрите их в поисках трещин или разрывов. Дефектную прокладку или патрубок потребуется заменить.
Гораздо проще проверить РХХ при наличии хотя бы простейшего диагностического оборудования, например – адаптера ELM327 с соответствующим программным обеспечением. Рассмотрим проверку регулятора холостого хода на примере программы OpenDiag (которая есть и в бесплатной, и в платной версии, в том числе и для смартфонов).
Как проверить РХХ на работающем моторе? Запустите программу и обратите внимание на две строки: желаемое и текущее положение регулятора. Цифры изменяются синхронно с изменением оборотов (снижение по мере прогрева). При включении фар или кондиционера Вы увидите изменение степени открытия РХХ, но обороты мотора при этом не должны падать. Причем первой меняется строка «желаемое положение» (этот параметр рассчитывается ЭБУ впрыска каждый цикл), а за ней – «текущее положение» (для шаговых РХХ – после передачи каждой серии импульсов на регулятор смещение составит один шаг, вплоть до совпадения «текущего» и «желаемого»). Если же данные меняются, а обороты нет – то у нас или серьезный подсос воздуха, компенсировать который закрытие РХХ не может, или сам регулятор не движется.
Можно проверить РХХ еще быстрее. Перейдем в меню управления исполнительными механизмами, вызываемое из верхнего левого угла. Здесь нас интересуют параметры «Желаемое положение регулятора ХХ» и «Желаемые обороты ХХ»: нажимая кнопки «вправо-влево» при работе мотора, можно либо изменять текущее положение клапана РХХ, либо устанавливать по желанию обороты, точно так же управляя клапаном. Любое вмешательство должно сразу отражаться на работе двигателя. Если же в каком-то участке хода команда на его изменение не вызывает реакции, то становится видно, что в этом месте регулятор холостого хода подклинивает.
—>Автозапчасти и СТО —>
В автомобилях, оборудованных инжектором, за холостые обороты двигателя и холодный пуск отвечает отдельный исполнительный механизм (РХХ), управляемый контроллером. Хотя его конструкция проста и надежна, в течение эксплуатации авто элемент может работать некорректно либо, как всякая другая деталь, отказывает по причине естественного износа. Как выявить симптомы неисправности и проверить регулятор холостого хода в гаражных условиях, подробно рассказывается в данной публикации.
Как работает регулятор?
В обиходе РХХ зачастую называют датчиком, хотя в действительности он таковым не является. Элемент представляет собой шаговый двигатель, заключенный внутри неразборного корпуса. Наружу выступает только подпружиненный шток с конусовидным наконечником. По команде ЭБУ двигатель выдвигает либо втягивает шток на определенное расстояние.
Датчик холостого хода находится в блоке дроссельной заслонки, рабочий конус выдвинут в обводной канал малого сечения. Поскольку запуск мотора и работа на холостых оборотах производится без нажатия педали акселератора, упомянутый канал обеспечивает подачу воздуха в цилиндры при закрытом дросселе. Задача РХХ – регулировать величину воздушного потока, перекрывая конусом часть проходного сечения.
Для лучшего понимания вопроса стоит представить принцип работы датчика холостого хода в виде алгоритма:
- После включения водителем зажигания контроллер приводит в действие двигатель регулятора, заставляя открыть воздушный канал холостого хода. Величину открытия ЭБУ вычисляет по датчику температуры – если двигатель холодный, шток отодвинется сильнее.
- В момент запуска форсунки подают обогащенную смесь в цилиндры. Затем количество топлива уменьшается, чтобы мотор не «задохнулся» и не заглох. Число оборотов отслеживается блоком управления с помощью датчика положения коленчатого вала.
- Объем поступающего через РХХ воздуха учитывается датчиком ДМРВ, стоящим на входном патрубке, при этом поддерживаются повышенные обороты коленвала (1200–1500 об/мин).
- По температурному датчику блок управления «видит», что двигатель прогревается и постепенно уменьшает холостые обороты, отдавая команду РХХ прикрыть сечение обводного канала. Когда температура достигает приемлемой величины (60 °С и более), регулятор поддерживает обороты на уровне 850 об/мин.
Примечание. Если производится запуск прогретого мотора, контроллер сразу устанавливает шток РХХ (КХХ) в рабочее положение, соответствующее нормальным холостым оборотам.
Симптомы и причины неисправности РХХ (КХХ)
Признаки неисправности датчика холостого хода проявляются следующим образом:
- при холодном пуске число оборотов коленчатого вала не увеличивается, отчего двигатель работает нестабильно и стремится заглохнуть;
- отмечается падение количества оборотов ХХ после существенного увеличения нагрузки на генератор – включения фар, электрических отопителей и так далее;
- мотор периодически глохнет в момент выключения какой-либо передачи механической КПП (симптом проявляется в процессе движения);
- обороты «плавают» — самопроизвольно повышаются и снижаются.
Важный момент! Существует ошибочное мнение, что поломка регулятора обязательно сопровождается включением индикатора Check Engine на приборной панели. Поскольку элемент является исполнительным механизмом, опция светового предупреждения предусмотрена далеко не во всех автомобилях.
Если на машине отмечаются признаки неисправности РХХ в виде плавающих оборотов мотора на холостом ходу, может понадобиться расширенная диагностика. Самопроизвольное изменение частоты вращения коленчатого вала происходит по многим причинам – выход из строя какого-либо датчика, подсос воздуха, неисправности газораспределения и так далее. Поиск неполадок лучше начать именно с проверки регулятора.
Отказ РХХ происходит по трем основным причинам:
- Обрыв или плохой контакт в цепи питания. Проще говоря, проблемы с проводкой.
- Поломка шагового двигателя из-за естественного износа. В данном случае поможет только замена датчика холостого хода.
- Загрязнение штока и конуса масляным налетом.
Существует и четвертая причина – неполадки электронного блока управления. Проблема встречается довольно редко и сопровождается дополнительными признаками – повышение расхода бензина, нестабильная работа на всех режимах, затрудненный пуск и тому подобное.
Масляный нагар попадает на шток благодаря вторичным газам, направляемым системой вентиляции картера на повторное дожигание. Чем изношеннее двигатель, тем больше отложений нарастает на рабочем конусе. В результате перемещение штока затрудняется, в запущенных случаях механизм попросту заклинивает.
Способы диагностики датчика
Простейший способ проверить датчик холостого хода на работоспособность – завести мотор и снять с колодки разъем подключения питания. Когда элемент исправен, обороты резко упадут и двигатель остановится – при отключенном электропитании пружина вытолкнет конус вперед и сечение обводного канала полностью закроется. Если работа мотора осталась прежней или изменилась незначительно, переходите к другим способам проверки.
Следующий этап диагностики – измерение напряжения питания, выполняемый в таком порядке:
- Отсоедините разъем РХХ и включите зажигание.
- С помощью вольтметра измерьте напряжение на соответствующих контактах снятого разъема (в автомобилях ВАЗ это клеммы с обозначениями A и D).
- Если напряжение отсутствует либо не достигает 12 вольт, нужно искать проблему в электропроводке. В противном случае переходите к диагностике самого регулятора.
В основном на автомобилях можно проверить работоспособность шагового электромотора без снятия с машины. С помощью мультиметра замерьте сопротивление между следующими парами контактов: A – B, C – D (оно должно составлять примерно 53 Ом). Затем измерьте другие пары – A – C, B – D, на исправном регуляторе прибор покажет бесконечность.
Дальнейшая проверка датчика холостого хода производится так:
- Отключите колодку электропитания, открутите винты крепления и вытащите элемент из блока дроссельной заслонки.
- Чтобы исключить загрязнение штока, почистите конус и пружину щеткой с мягким ворсом, используя керосин, солярку, а лучше – жидкость для промывки карбюраторов. Не применяйте ацетон и растворители типа 646 – они разрушают пластик.
- Продуйте очищенную деталь и подключите разъем.
- Приложив палец к штоку, попросите помощника включить зажигание. Конус работоспособного регулятора должен ощутимо сдвинуться. Если ничего не произошло, смело меняйте датчик.
Совет. При обнаружении сильного масляного нагара на рабочей части РХХ крайне желательно выполнить процедуру очистки дросселя и обводного канала – там наверняка наблюдается аналогичная картина.
Для установки нового регулятора обязательно снимите «минусовую» клемму аккумуляторной батареи. После сборки и подключения производится калибровка РХХ контроллером – нужно включить зажигание и обождать 15 секунд. Если аккумулятор не отключать, ЭБУ пропустит этап калибровки, отчего двигатель может работать нестабильно.
Датчик холостого хода автомобиля
Регулятор холостого хода — необходимый элемент любого современного авто. Функциональность устройства влияет на правильность работы силовой установки и комфортность эксплуатации машины. В статье рассказывается, зачем нужен этот датчик, как он действует, симптомы поломки и методики проверки.
Назначение и принцип работы регулятора холостого хода
Датчик или регулятор холостого хода обеспечивает нормальный ХХ. Он регулирует обороты силового агрегата, подавая воздух в определённом количестве. Если карбюратор обычно требуется отрегулировать вручную, то в инжекторе в автомобилях, оснащённых электронной системой зажигания, за регулировку данного процесса отвечает этот датчик. ДХХ встречается на ВАЗ и иномарках, у которых:
- За составление пропорций смеси топлива отвечает ЭБУ;
- Блок управления отмеряет требуемое количество топлива для каждого цилиндра;
- Установлены датчики: датчик положения коленчатого вала, датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации.
На основе информации с этих устройств начинает работу бензонасос и осуществляется распределение зажигания по цилиндрам мотора. По сведениям, передаваемым ДМРВ, регулятор холостого хода принимает решение о дополнительном обогащении смеси. Информация, полученная с ЭБУ, заставляют открыться обводной канал датчика. Если в карбюраторных силовых агрегетах обычно необходимо делать настройку подачи воздуха, то здесь система его регулирует сама. Карбюратор имеет для этого регулировочные шайбы и пусковую ручку. В инжекторных моторах с электронным зажиганием этот процесс происходит автоматически. Принцип действия ДХХ таков:
- Блок управления мотором обнаруживает датчик и калибрует его;
- Бортовой компьютер сравнивает показания ДМРВ с данными, передаваемыми ДПДЗ. По этим сведениям он определяет нехватку воздуха в системе;
- На РХХ поступает напряжение, при этом игла детали выходит из своего канала. Таким образом производится подача воздуха в нужном количестве. Впоследствии он перемешивается с бензином, образуя смесь положенного состава.
На ХХ блок также анализирует данные о температуре моторного масла и антифриза. На основе этих сведений при запуске силового агрегата устройство также может подавать дополнительный воздух. Карбюратор же осуществляет регулировку ХХ в зависимости от положения жиклёров и дроссельной заслонки.
Регулятор холостого хода — это электродвигатель шагового типа. Он оснащён конусной иглой, подающей воздух. Сейчас на многих машинах используется четырёхшаговый датчик. Он обладает ступенчатыми регулировками подачи по байпасу. Датчик имеет следующие элементы:
- Шаговый электродвигатель;
- Четырёхпозиционный шток;
- Иглу;
- Пружину.
Понимая, зачем требуется и как действует ДХХ, необходимо знать его месторасположение.
Где расположен датчик холостого хода
Если карбюратор практически не имеет подобной детали, то на машинах с инжектором регулятор располагается около дроссельной заслонки, недалеко от датчика её положения. Чаще всего его закрепляют винтами, но иногда он может быть приклеен лаком. При замене деталь практически не нуждается в регулировке. Необходимо лишь, чтобы расстояние от иглы до посадочного фланца составляло 23 мм. Простота настройки детали считается одним из факторов, почему нынешние автолюбители выбирают инжектор, а не карбюратор.
Понимая, как устроен и где расположен датчик, нужно знать ещё признаки неисправности и методы тестирования регулятора холостого хода.
Признаки неисправности ДХХ
Главные признаки неисправности датчика холостого хода таковы:
- Нестабильность оборотов на ХХ. Обороты самостоятельно меняются, плавают.
- Осложнённый запуск силового агрегата. Он запускается с трудом, иногда может не запуститься вообще. Это особенно ощущается зимой или в холодную погоду.
- При нормальной температуре силовой установки обороты падают или увеличиваются. Проблему можно увидеть по показаниям приборов.
- Снижение оборотов при запуске печки, кондиционера или иного электропотребителя. При включении устройства на приборке отображается падение оборотов.
- Дёргание авто на небольшой скорости. Авто ощутимо дёргается при движении.
- Машина глохнет при сбрасывании газа и включении нейтралки.
- Автомобиль может заглохнуть при включении повышенной или пониженной передачи.
Признаки неисправности или неправильной установки регулятора холостого хода могут присутствовать, как все сразу, так и наблюдаться лишь некоторые из них. Иногда проблема может носить плавающий характер. При этом симптомы на какое-то время исчезают или снижаются, а затем проявляются вновь. Иногда признаки неисправности рхх могут вызываться и иными поломками. Поэтому при возникновении указанных выше симптомов нужно продиагностировать этот элемент. Проверка осуществляется несколькими способами.
Методы диагностики РХХ
По правилам проверка автомобильного РХХ проводится на особом стенде. Он зачастую встречается лишь в крупных автотехцентрах. Обращение в них имеет смысл только в экстренных случаях, когда иными способами определить причину поломки не удалось. Обычно выяснить, что деталь сломалась можно и самостоятельно.
Но сначала стоит удостовериться, что сломался именно этот элемент, так как подобные признаки могут встречаться и при иных поломках. Для этого требуется максимально быстро разогнаться на машине. Проводить испытания желательно на свободной большой площадке или пустынном участке дороги, чтобы не помешать другим участникам движения. Если динамические показатели машины не изменились, скорее всего, сломался этот элемент. Если мотор стал хуже тянуть и разгоняться, то потребуется проверка не только регулятора холостого хода, но и диагностика мотора. Такое поведение машины нередко указывает на серьёзные неполадки силовой установки или на совокупность неисправностей, включая поломку РХХ.
Также нелишне узнать, присутствуют ли какие-либо коды неисправностей на бортовике. Найденные ошибки можно расшифровать на специальных сайтах в Интернете. По ним можно понять, связана ли поломка с РХХ или нет.
Диагностику датчика рекомендуется начинать с визуального осмотра. На нём нередко можно увидеть нагар и прочие отложения, поломку иглы и других элементов. Неисправная деталь ремонту не подлежит. Поэтому в случае обнаружения внешних дефектов её необходимо заменить. Нагар же можно удалить средством для чистки карбюратора. Этим составом рекомендуется почистить и весь дроссельный узел, так как, вероятнее всего, он тоже загрязнён.
Если видимых повреждений не обнаружено, следует продиагностировать деталь и проводку. Для этого существует несколько способов.
Первый способ. Для него потребуется диагностический сканер и программа для компьютера или ноутбука. Иногда встречаются приложения и для смартфонов. Например, можно взять адаптер адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. Это устройство простое и недорогое. Сложностей с поиском данной программы обычно не возникает.
В меню рекомендуется установить положение датчика на 20 шагов больше, чем нынешнее. Понаблюдать, как работает клапан.
Второй способ. Бывает, что вышел из строя не сам регулятор, а повреждена проводка. Этот дефект приводит к неправильной работе детали. Чтобы обнаружить проблему, необходимо воспользоваться мультиметром. Измерения производятся так:
- Заглушить двигатель;
- Перевести измерительное устройство в режим вольтметра;
- Удалить разъём с детали;
- На мультиметре поставить значения 0–20 Вольт;
- Померить напряжение на отключённом разъёме. Оно будет составлять 12 Вольт. Если значение иное, присутствует обрыв проводки. Его следует найти и устранить.
Третий способ. Проверка рхх мультиметром. Прибором, установленным на омметр, замерить сопротивление детали. На тестере установить значение 0–200 Ом. Сначала следует померить сопротивление на выходах A и B, а затем — на C и D. Клемму необходимо отключить. Если РХХ работоспособен, на дисплее высветится 50–55 Ом. А сопротивление между A и C или B и D будет равно бесконечности. Если значения отличаются от указанных, деталь следует поменять.
Четвёртый способ. Удалить датчик и дроссельный узел со своего места. При включении и выключении зажигания, можно будет вживую увидеть, как функционирует деталь. Метод позволяет определить сбои в её работе, подозрительные шумы и звуки.
Причины неисправности ДХХ бывают электрическими и механическими. Деталь чаще всего ломается от времени или из-за низкого качества. На её срок службы влияет регулярность технического обслуживания и особенности эксплуатации автомобиля. Датчик неремонтопригоден. Можно лишь выполнять очистку его элементов от загрязнений. В остальных случаях устранить проблему поможет только замена детали.
Замена и калибровка регулятора
РХХ для большинства моделей стоит недорого. Поэтому желательно приобретать оригинальные запчасти. Обычно купить такую деталь нетрудно. Практически для любого авто её можно найти в физических или Интернет-магазинах автотоваров.
Замена выполняется так:
- Проверить на новой детали расстояние от посадочного места до иглы. Оно в норме составляет 23 мм;
- Убрать минус с АКБ;
- Удалить старый регулятор и заменить его новым;
- Подключить аккумулятор;
- Вставить ключ в замок зажигания и повернуть на один оборот. Заводить автомобиль не нужно. Примерно за 5 секунд датчик должен откалиброваться;
- Выключить зажигание;
- Запустить силовой агрегат и протестировать функциональность ДХХ. Для этого нужно проследить за оборотами на ХХ. Если они нормальные и все прежние неполадки исчезли, значит, работа выполнена правильно. Если процедура не помогла, желательно обратиться на СТО для профессиональной проверки и восстановления машины.
Ездить со сломанным датчиком можно. Это не запрещено ПДД. Но эксплуатация машины с такой проблемой не очень комфортна. Поэтому рекомендуется устранить её в разумные сроки.