Как разобрать стартер 29.3708 автомобиля ВАЗ-2109
В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.
Отверните гайку с нижнего контактного болта.
Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора.
Отверните два винта крепления тягового реле.
Выньте тяговое реле.
Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле
Выньте якорь и пружину из тягового реле
Снимите уплотнительное кольцо
С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным кольцом, установленным под ним
Снимите стопорное кольцо
Снимите ограничительное кольцо
Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку.
Снимите стопорное кольцо
Извлеките регулировочные шайбы.
Отверните гайки стяжных шпилек.
Снимите крышку со стороны коллектора
Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя
Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю.
При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.
Снимите корпус со статором
Снимите пластмассовый упор рычага
Выньте якорь из крышки со стороны привода.
Снимите промежуточную опору с вала якоря.
Снимите стопорное кольцо с привода стартера.
Детали привода стартера: 1 – шестерня 2 – рычаг привода 3 – обгонная муфта 4 – тарельчатая шайба
Снимите тарельчатую шайбу
Снимите упорную шайбу
Снимите муфту с рычагом.
Снимите упорное кольцо.
Отверните два винта крепления крышки тягового реле.
Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле (см. примечание).
Детали тягового реле
Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле
Снимите крышку тягового реле
Снимите уплотнительное кольцо
Выньте контактную пластину в сборе со штоком.
Снимите со штока возвратную пружину.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите изолирующую шайбу.
Снимите контактную пластину
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток)
Снимите изолирующую втулку.
Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе
Выньте из крышки контактные болты
После разборки нужно детали стартера продефектировать, отремонтировать и собрать стартер в обратной последовательности.
Переборка стартера ваз 2109 своими руками
Если речь зашла о стартере ваз 2109, то именно на этих машинах уже установлен один из тех, кто именует себя 29.3708 или 423.3708, иногда 5712.3708. Эти модели представляют собой тот самый электродвигатель с постоянным током смешанного возбуждения, у которого есть еще и тяговое реле двухобмоточное, тяговое.
Установочные размеры вышеуказанных стартеров практически одинаковы — различия лишь в устройстве привода и коллекторного узла. Для стартера 29.3708 предусмотрен коллектор торцового типа, а у стартера 423.3708 он цилиндрический. Больше различий нет, но стартер 5712.3708 в приводе наделен планетарным редуктором. Если приемы при снятии или установки во время ремонта одинаковы для всех вышеперечисленных единиц, то речь пойдет о ремонте того, что начинается с цифры 4.
Давайте рассмотрим рисунок:
Непосредственно в самом корпусе стартера (16 ) вы найдете четыре закрепленных полюса (17). У всех есть обмотки возбуждения. 3 из них серийного выпуска, а одна шунтовая. Присмотритесь к корпусу (16) и крышкам (6, 14). Они стянуты 2 шпильками. При этом якорь (18) уже имеет цилиндрический коллектор (12). Вращение заднего конца вала якоря происходит во втулке из металлокерамики. Она запрессована в крышку (14). Передний конец помещен во втулку, которая запрессована в картере сцепления.
Запомните схему соединения стартера, вам подобный план пригодится еще не раз, когда будете делать ремонт авто своими руками.
Что делать, если не крутит стартер ваз 2109
Прежде, чем разобрать конкретные случаи, посмотрите видео о ремонте стартеров в специализированном сервисном центре.
А теперь конкретика.
Случай первый: Если у вас не крутит стартер ваз 2109 индектор и машина стоит колом около недели, а мороз уже за минус 20 перевалил, то можете на аккумулятор не грешить: при отлично работающих световых приборах (габаритках, аварийках и дальнем свете) проблемы могут быть решены двумя способами.
· Совет 1. Вы слышите щелчки или их нет в помине? Проверьте предохранители, осмотрите проводку и реле втягивающее. Начните процедуру запуска заново. Теперь щелкает, но при этом не крутится? Пора менять реле втягивающее.
· Совет 2. Посмотрите, насколько износились втулки. Заменили и опять проблемы? Тогда это может быть ротор, который лег на статор. Устраните эту проблему – поедете к любимой девушке!
Случай второй: автовладелец купил экспортный вариант 2109. Поворачивает ключ зажигания, при этом загораются лампочки STOP, датчик давления масла, а лампа аккумулятора светиться не хочет. Хозяин поворачивает ключ в третье положение, но опять тишина: стартер вообще не крутит. При этом и вентилятор печки перестает работать. Водитель отпускает ключ — и радость: вентилятор набирает обороты. Лезет в АКБ : там все в порядке, затем подает питание на втягивающую: стартер начинает крутить, и машинка завелась, но зарядки как не было, так ее и нет. Аккумулятор на стол! Исправен, оказывается. Новое действие: поставил только что купленный мост. И тут облом, хотя лампочка в приборе светится, предохранители все целы, а реле в замке зажигания пытается щелкать.
Вопрос: что с контрольной лампой заряда АКБ?
· Ответ 1: Поменяйте мост и реле зарядки, которое со щетками в комплекте идет. Однако в предохранители лезть не стоит. Токи пуска не защищены конкретными предохранителями.
· Ответ 2: Окислился контакт силового провода. Примерно на уровне разъеме монтажного блока, где-то под капотом.
· Ответ 3: Проверьте провод, идущий от батареи к корпусу вашего двигателя. Даже если тяга хорошая, то не поленитесь открутить и зачистить клемму, находящуюся под болтом.
Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для проведения ремонта, обслуживания или замены деталей стартер необходимо снимать с двигателя и разбирать. Посмотрим как это сделать быстро — без лишних затрат времени и сил на примере разборки стартера 29.3708 широко применяемого на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Необходимые инструменты
— Отвертка шлицевая (крестовая)
— Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм
— Съемник стопорных колец (необязательно)
Подготовительные работы
Порядок разборки стартера 29.3708 ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снимаем тяговое (втягивающее) реле
Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.
Снимаем тяговое (втягивающее) реле стартера
При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.
Снимаем сердечник втягивающего реле
— Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера
Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.
Снимаем заднюю защитную крышку стартера
Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.
Снимаем уплотнительное кольцо защитной крышки
— Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса)
Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.
Извлекаем ось бендикса (привода стартера)
— Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса
Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).
Сбиваем ограничительное кольцо хода бендикса
Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.
Снимаем стопорное кольцо ограничителя хода бендикса
— Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера
Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.
Отворачиваем стяжные болты корпуса стартера
— Извлекаем привод стартера (бендикс)
Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.
Снимаем привод стартера («бендикс»)
Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.
Детали привода («бендикса»)
— Разъединяем якорь и корпус стартера
Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.
Снимаем стопорное кольцо вала якоря
При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.
Снимаем якорь и обмотки статора стартера
— Снимаем щетки
При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.
Снимаем щетки стартера
Как выглядит реле стартера ваз 2109
Информация для авточайников:
· если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;
· не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас четырьмя контактами слева от вакуумника.
Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.
Как снять стартер
Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.
Пошаговая инструкция снятия стартера
- Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
- Снять колодку проводов.
- Достать красный провод (плюсовой).
- Открутить болты крепления и снять защиту картера.
- Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
- Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
- Снять стартер со шпилек.
vtulka_0.jpg
Как же ее самостоятельно вытащить? Если удалось подметить, что стартер иногда с натягом проворачивает ваш силовой агрегат при условии полного заряда аккумуляторной батареи, то виновник явлению – якорь, который задевает статор. Небольшой проблемы вполне достаточно, чтобы вал стартера немного перекосило: узкий зазор при этом полностью исчезает. Но иногда причина кроется в сильном износе подшипника (переднего). Можете сутки спать спокойно: проблема эта быстро решаема. Для ее устранения надо подготовить подходящий по размеру метчик, найти патрон от дрели, взять длинный болт и старую втулку, банку с гайками и ящик с гвоздями. Теперь стоит отключить АБ, стартер, а затем лишить из «шубы», то есть снять проводку. Получилось? Приступайте к вывинчиванию у прибора нижнего болта и снимайте со стартера оставшиеся крепежные элементы.
Берем мечик и устанавливаем его в патрон ручной дрели: попробуем выполнить резьбу во втулке. Осторожно! На малых оборотах проводите такие действия. Метчик как девушка: предмет хрупкий. Лишнее усилие, небольшой перекос могут и сломать его. Не дай бог случится такое: придется раскошеливаться на новое изделие. Хотя можно провести реанимацию с помощью длиннющего болта с резьбой, вытачивая новые канавки. Как только они готовы, необходимо вставить гвоздики таким образом, чтобы их кончики выступали не более, чем на сантиметр над торцом.
Прямо шедевр футуризма получился! Его монтируем во втулку, производим манипуляции, пытаясь вытащить обломок, при этом делаем все ровно, без перекосов. Как только получилось нарезать оборотов, то вытаскиваем метчик, затем вставляем подходящий по размеру болт и тянем наружу втулку. Такую операцию можно проводить несколько раз. Стартер любит капризничать из-за перекоса вала, поэтому через какое-то время будет опять плохо держать втулку. Что делать? Точно не вытирать пот с лица, заканчивать ремонт стартера ваз 2109, повторяя монотонные действия. Готовьтесь в поход по магазинам. Пока вы будете наслаждаться запахом железа, ваша вторая половинка купит журнал, где прочитает статью об истории марки ВАЗ 2109 и пожалеет, что приобрели по более низкой цене не отечественный агрегат.
Редукторный или роторный стартер на ВАЗ 2109?
Сегодня я расскажу на собственном примере об отличиях редукторного и роторного стартеров! Долго же я мучился с этим роторным стартером, установленным ещё в далёком 98м году в Тольятти на конвейере АвтоВАЗ. Мучения у владельцев, как правило, начинаются при стечении некоторых обстоятельств)) Например, когда аккумулятору несколько лет и имеются проблемы с системой питания или зажигания. То есть, при переливе карбюратора или лёгкой неисправности трамблёра, когда и без того тяжело завестись (а надо на работу), тут на помощь в подсерании дня приходит наша батарейка =) Мы пытались завестись. Вот совсем чуть-чуть оставалось и должно было “схватить”, но аккумулятор умер=( А дальше психи, ненависть ко всему на свете, отчаяние. Всем это знакомо!
Вот это — мой старый стартер. Роторный. Ремонтированный раз 5 уже.
Автомобиль от папы мне достался сравнительно недавно. Ранее, я не мог повлиять на её судьбу да и почему-то не интересовался, как и что там у папы. Он в Будённовске жил, я в Москве. Но теперь-то…
Занимаясь вплотную изучением нашего и не нашего автопрома, я узнал, что на современных автомобилях стоят редукторные стартеры. Ну, я и прикупил себе новёхонький блестящий стартер ЗИТ.
Ну, а теперь про отличия.
— Что я могу сказать о стоковом стартере, который ставился в ВАЗ 2109 в те годы. Ну, для начала, он роторный
Замена стартера ВАЗ 2109
Проблемы с запуском двигателя обычно связаны с неисправностью стартера. Замена стартера ВАЗ 2109 своими руками процедура несложная и в большинстве случаев помогает устранить проблему с запуском двигателя. В руководстве по ремонту как произвести ремонт стартера самому, указаны возможные неисправности деталей стартера и как их заменить.
Стартер фирмы Eldix на автомобиль ВАЗ 2109.
Перед снятием и разборкой стартера Lada 2109 нужно выяснить причину неисправности. В случае обрыва электрической цепи или нарушении контакта снятие не потребуется. Устранение поломки ограничится ремонтом электропроводки стартера.
Снимать стартер нужно только после проверки исправности проводки и аккумулятора
Неисправности стартера
Ремонт стартера Лада 2109 значительно упростится, если диагностировать неисправность заранее без снятия узла.
Для диагностики поломки стартера необходимо проводок от клеммы подсоединить напрямую к «плюсу» :
- двигатель завёлся — неисправность реле включения;
- двигатель не завёлся — требуется замена щёток.
Возможно щётки отработали свой ресурс либо имеет место перекос щёток. Чтобы выявить причину неисправности щёток требуется демонтаж стартера.
Схема устройства стартера.
Где находится стартер
На девятке стартер расположен в передней части двигательного отсека, слева от силового агрегата.
Как снять стартер
Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.
Пошаговая инструкция снятия стартера
- Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
- Снять колодку проводов.
- Достать красный провод (плюсовой).
- Открутить болты крепления и снять защиту картера.
- Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
- Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
- Снять стартер со шпилек.
Установка стартера проходит в обратной последовательности.
Теперь попробуем все это собрать и установить на место.
Как ремонтировать стартер
Не всегда требуется полная замена стартера на новый. Устройство стартера предполагает наличие отдельных деталей, подверженных износу. При замене изношенных и неисправных деталей не потребуется замена узла целиком. Это сохранит значительную часть средств и повысит рентабельность ремонта.
Замена втулок стартера
Зачастую неисправность стартера связана с непригодностью втулок. Конструктивной особенностью Жигулей 2109 является расположение втулок. Одна втулка стартера запрессована в картер коробки передач, вторая находится в задней крышке стартера.
Сперва необходимо осмотреть втулку стартера в картере коробки передач. При наличии задиров, раковин требуется замена втулки.
При замене втулки в задней крышке стартера нужно обратить внимание на саму крышку со стороны коллектора и промежуточную опору. При наличии трещин — заменить детали.
Инструкция по замене стартера
Стартер на автомобиле ВАЗ 2109-2108 может прослужить довольно долгое время даже без элементарного ремонта и есть немало случаев, когда он отхаживал более 200 000 км без единой проблемы. Конечно, сейчас не так много качественных запчастей и о таком ресурсе приходится мечтать. Если вы впервые будете производить замену стартера своими силами, то приведенная ниже инструкция поможет сделать максимально быстро и удобно. Если не получится ни своими силами, ни совместными, то всегда есть вариант поменять машину. Если Вас заинтересует срочный выкуп авто, то найдутся те, кому Ваша машина очень нужна. Ну а пока по порядку.
Итак, прежде всего стоит сказать о необходимом инструменте для выполнения этого ремонта:
- Ключ на 13 рожковый или накидной
- Головка на 13
- Трещоточная рукоятка
После этого берем ключ на 13 и откручиваем гайку крепления клеммы от контактного вывода на втягивающем реле стартера, как это наглядно продемонстрировано на фото ниже:
И отводим после этого провод в сторону:
Также необходимо сдернуть еще один плюсовой провод — который потоньше, красного цвета:
Теперь остается открутить три или две гайки крепления стартера. Две находятся сверху по обе стороны, как видно на приведенной ниже фотографии:
А третья внизу и удобнее всего до нее добраться из под низа (при снятой защите двигателя):
Далее можно аккуратно без резких движений снимать стартер со шпилек и отводить в сторону:
И окончательно снимать его с автомобиля, так как больше его ничего не держит:
В случае необходимости замены, покупаем новый стартер по цене от 2000 до 3500 рублей. Они отличаются в первую очередь по своей конструкции: более дорогой как правило редукторный конечно превосходит по всем показателям обычные устройства, но придется заплатить почти в два раза дороже за него! Установку проводим в обратном порядке.
Устройство стартера ВАЗ 2109 – неисправности, схема подключения, ремонт своими руками
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Автомобиль ВАЗ 2109 стал родоначальником целой серии очень удачных и популярных моделей. Начало выпуска первых переднеприводных ВАЗовских модификаций произвело настоящий фурор.
Дизайн, компоновка силового агрегата, стиль управления, оформление салона – всё было новым и притягательным. Вождение также дарило совершенно иные ощущения. Машинка была более маневренной, приёмистой с мягким, информативным управлением.
Многообещающее начало сменилось реалиями особенностей отечественного производства – поломки были позаимствованы от прежних «Жигулей». В особенности это касается системы пуска. Не удивительно, ведь: как принцип работы, так и устройство стартера ничуть не изменились.
Ремонт стартера ВАЗ 2109 для опытного автолюбителя, который уже успел познакомиться с этим агрегатом в старых моделях «классики», совершенно не представляет затруднений.
Как в большинстве автомашин, устройство стартера ВАЗ 2109 достаточно привычно:
- электромотор постоянного тока на четыре полюса с электромагнитным включением;
- муфта свободного хода в комплекте с шестернёй; .
Неисправности стартера ВАЗ 2109, которые чаще всего встречаются
Учитывая, что общая конструкция стартера не претерпела совершенно никаких изменений, разработчики всё же попытались внести определённых коррективы, модернизировали некоторые детали.
Основное отличие – это втулка вала, которая теперь не принадлежит стартеру, а устанавливается в картере системы сцепления. Об этой детали часто забывают во время диагностики и ремонта. Проводя ремонт стартера 2109, неопытные водители с недоумением обнаруживают признаки поломки, когда в самом стартере заменено всё, что только можно заменить.
Замена втулки стартера ВАЗ 2109 также имеет свои особенности. Её не так уж легко извлечь, если не знать, как это правильно делать. Осуществить это очень просто, если ввинчивать подходящий по диаметру метчик. Нарезая резьбу внутри изношенной втулки, он аккуратно извлечёт её из гнезда.
В остальном, неисправности стартера ваз 21099 (и всех иных модификаций 9-ки), которые чаще всего встречаются, могут быть такие:
- вал стартера не вращается или вращается очень медленно;
- вал вращается, но шестерня не получает качественного зацепления с венцом маховика;
- втягивающее реле многократно впустую срабатывает, но не удерживает шестерню в зацеплении;
- при работе стартер издаёт необычный шум.
О том, как проверить стартер ВАЗ 2109, можно прочитать в специальной литературе, но если возникли проблему с запуском мотора, незамедлительно следует приступить к ремонту.
Разборка стартера ВАЗ 2109 и устранение неполадок
Перед любым ремонтом системы пуска, необходимо обязательно проверить состояние аккумуляторной батареи, а также качество контактов на цепи: аккумулятор – замок зажигания – реле стартера – тяговое реле.
Очень часто причина плохого пуска кроется в этой части и стартер оказывается совершенно не причём. Перед разборкой должна быть подробно изучена и запомнена схема подключения стартера ВАЗ 2109. Это важно для удачной установки после ремонта.
Снимается стартер достаточно просто. Для этого необходимо: отключить клеммы аккумулятора, демонтировать защиту картера двигателя, открутить и отключить клеммы электропроводки. После того, как будут откручены три гайки крепления к картеру, стартер оказывается у нас в руках. В ходе разборки стартера необходимо уделять особое внимание таким его частям: якорь мотора, состояние обмоток, состояние щёточного узла, изношенность шестерён, втулок, чистота контактов тягового реле.
Любая из деталей должна быть очищена и осмотрена, а электрочасти проверены специальными приборами. Для этого пригодится электрическая схема стартера ВАЗ 2109. Всё, что подгорело, сильно загрязнилось, износилось или сломалось необходимо заменять новыми запчастями и не стараться экономить на ремонте.