Как заменить маслосъёмные колпачки самостоятельно в 9 этапов?
Стабильная работа двигателя зависит от качества смазки механических деталей и регулярной замены расходных элементов. В газораспределительном механизме лишнее масло снимают сальники клапанов (маслосъёмные колпачки). При движении штоков клапанов происходит смазка трущихся деталей. Плотно прилегающие сальники препятствуют попаданию посторонних веществ в камеру сгорания, пропускают только необходимое количество масла. В процессе длительной эксплуатации необходима замена маслосъёмных колпачков. Износ элементов сопровождается падением компрессии и снижением мощности двигателя.
Недостаточное закрытие клапанов приводит к появлению лаковых отложений в головке цилиндров и на поршневой группе. Критерии, указывающие на износ сальников:
- регулярное появление нагара на свечах зажигания;
- завышенный расход моторного масла;
- отсутствие стабильных оборотов на холостом ходе;
- при резком повышении оборотов — обильное выделение дыма сизого цвета.
Прохождение технического обслуживания включает регулярную замену масла, воздушных, масляных и топливных фильтров. Сальники клапанов рассчитаны на эксплуатацию автомобиля до 100000 км. По факту — проводить замену приходится раньше указанного ресурса.
Устройство маслосъемных колпачков (сальников клапанов)
Маслосъёмный сальник имеет форму цилиндра с усечённым конусом. Для плотного контакта с поверхностью направляющей клапана предусмотрено полимерное кольцо с пружиной-эспандером. Пластмассовое (или резиновое) кольцо снимает излишки масла при движении стержня клапана, а пружина позволяет плотно фиксироваться на штоке.
В конструкции сальника долгое время применялось резиновое кольцо. Варианты из каучука и фторопласта появились недавно. Связанно это с тем, что резина быстрее дубеет и теряет свои свойства. Изготовление кольца с применением современных полимеров продлевает срок эксплуатации сальника.
Назначение маслосъёмных колпачков
Длительная бесперебойная работа ДВС обеспечивается качественной смазкой трущихся деталей. Маслораспределительный механизм обеспечивает подачу масла в небольшом объёме. Распределительные валы в головке цилиндров и поршневая группа — нуждаются в постоянной смазке. Вал вращается и вокруг него образуется облако из масла. Регуляция количества смазки происходит маслосъёмными колпачками.
Нагар на поверхности клапана приводит к неполному закрытию и появлению зазора. В камере сгорания происходит воспламенение горючей смеси, а излишки масла оседают в виде лаковых отложений. При опускании клапана вниз сальник штока препятствует попаданию избытка масла. Защищает поршневую группу от налета, возникающего при сгорании масла и топливной смеси. Маслосъёмные колпачки относят к расходным элементам, так как они нуждаются в периодичной замене.
Расположение маслосъёмных колпачков в двигателе
На блоке цилиндров установлена головка с распределительными валами и клапанами. Стержень клапана движется через направляющую втулку. Тепловой зазор между ножкой и втулкой закрывается колпачками. Сальник расположен так, чтобы масло из головки не попало в камеру сгорания. Шейки распределительных валов получают масло под давлением, а остальные узлы — за счёт разбрызгивания. Сняв головку блока двигателя и распределительные валы, можно увидеть расположение сальников в седлах клапанов.
Признаки износа маслосъёмных колпачков
Узнать о необходимости замены можно без разбора двигателя. Имеют маслосъемные колпачки следующие признаки износа:
- превышенный расход масла;
- синеватый дым;
- нагар на свечках зажигания.
При износе сальников увеличивается расход масла. Это происходит и при «закоксованности» поршневой группы, но при этом есть визуальное отличие. Заметны масляные потёки на патрубке сапуна. Выхлоп дыма сизого цвета — признак того, что масло попадает в камеру сгорания. «Троение» двигателя и нагар на свечах зажигания обоснованы протеканием масла через сальник штока. Автомобилю необходима диагностика и замена сальников.
Срок службы маслосъёмников не зависит от цены и производителя. Для бюджетных и «премиум» авто-ресурс рассчитан на пробег до 100000 км.
Процедура замены маслосъёмных колпачков
- Отсоединение воздушного фильтра, снятие крышки и воздуховодов. Патрубки и технические отверстия закрывают заглушками. Выкручивают свечи и болты головки цилиндров.
- Поршень в первом цилиндре устанавливается в верхнюю мертвую точку. Снятие стопорной шайбы и звезды. Попускаются контргайки клапанов, а регулирующие выкручиваются до упора.
- Снимаются сухари и пружины. Съёмником вынимаются сальники. Втулки смазываются маслом, надеваются на стержень и устанавливаются молотком и оправой.
- Собирают узлы и детали в обратном порядке. После, аналогичным алгоритмом меняют остальные колпачки в порядке цилиндров 4 — 2 — 3.
Обслуживание каждого цилиндра нуждается в повороте коленвала на 180 градусов.
Необходимые инструменты и материалы
Самостоятельная замена потребует наличие специального инструмента. Основное специфическое приспособление — «рассухариватель» клапанов. Он понадобится для замены сальника клапана. Устройства и материалы:
- наборы торцевых и накидных ключей;
- удлинитель с головками;
- стержень и молоток;
- цанговый зажим;
- прессовочная оправа;
- пинцет;
- прокладка под головку;
- комплект новых колпачков;
- герметик.
При проведении работ возможна замена прокладок под блок и головку цилиндров. Новые сальники подбираются под конкретную модель двигателя.
Порядок замены маслосъёмных колпачков
Рассмотрим, как производится замена маслосъёмных колпачков на 8 клапанном двигателе без снятия головки:
- Снимаем топливный насос и воздушный фильтр.
- Отключаем питание аккумулятора и демонтируем распределитель зажигания.
- Откручиваем верхнюю крышку блока, отсоединяем зубчатый шкив и массу.
- Равномерно откручиваем и снимаем гайки крепления на распредвале и подшипниках.
- Демонтируем валы и сальники.
- Поворотом коленчатого вала, подымаем поршень в ВМТ на обслуживаемом цилиндре.
- Мягкий прут из олова вставляем под клапан через отверстие для свечи.
- Снимаем пружины специальным устройством и удаляем тарелки. Проводим замену сальников, спрессовав старые со втулки и установив новые.
- Поводим сборку в обратном порядке. Переходим к последовательной аналогичной замене на оставшихся цилиндрах.
Перед установкой в оправу колпачки смазываются маслом. Запрессовываются в тарелку осторожно, без резких сильных ударов.Под шляпками болтов установлены прокладки и уплотнители. Мелкие элементы сортируйте, чтобы избежать их потери.
После замены всех сальников клапанов соберите головку, посадив на герметик и новую прокладку. Гайки затягивайте с определенным моментом усилия, согласно руководству по эксплуатации данного двигателя.
Полезные советы
Для различных двигателей комплекты сальников клапанов отличаются по конструкции. Установка производится согласно технических рекомендаций под конкретную модель автомобиля. При проведении работ самостоятельно придерживайтесь точности:
- совпадения диаметров пояса втулки и стержня клапана;
- длины посадочных мест направляющей втулки и колпачка;
- установки на масло с надежной фиксацией (без малейших люфтов);
- подбора комплекта колпачков под конкретную модель двигателя.
Высокий класс точности изготовления деталей позволяет повысить плотность соединения и полное совпадение размеров.
В продаже встречаются присадки для восстановления сальников. Их принцип действия заключается в размягчении задубевшей резины уплотнительного кольца. Производители отличаются качеством изготовления присадок. Встречается разное воздействия на резину: без эффекта или чрезмерное размягчение, что приводит к перерасходу масла.
При проведении замены без цангового зажима действуйте осторожно. Посадочное кольцо тонкое и хрупкое. Замена круглогубцами может повредить ступеньку под втулку. Последующий ремонт седла и клапана дороже покупки инструмента и нового комплекта сальников.
Заключение
При падении компрессии двигателя, нестабильном холостом ходе и потере динамики ускорения необходима диагностика автомобиля. Одна из причин — износ маслосъёмных колпачков. Решать Вам: провести работы на станции технического обслуживания или заменить сальники клапанов самостоятельно.
Как самостоятельно заменить маслосъемные колпачки?
Маслосъемные колпачки (клапанные сальники) выполняют функцию изоляции двигателя от излишков масла. Как правило, изготавливают их из особого вида резины, тем не менее со временем колпачки изнашиваются, следовательно, излишки масла уходят в двигатель. Возрастает расход самого моторного масла.
Устройство маслосъемных колпачков
Конструкция маслосъемных колпачков имеет всего лишь два варианта. Первый вид сальника – манжетный клапан. Название говорит само за себя. Устройство надевается на отрезок направляющей втулки клапана. Это самый распространенный вид колпачков, за счет своей простой конструкции и достаточно низкой стоимости. Есть и минусы у этого устройства колпачков. Без специальных навыков и инструментов самостоятельно заменить их будет проблематично. Потребуется помощь профессионалов.
Другой вид колпачков устанавливается под клапанную пружину. Пружина стабилизирует сальник на головке, за счет чего происходит герметизация стыка. Этот вариант сальников хорош тем, что отсутствуют соприкосновения с направляющей втулкой, нет нагрева, что в свою очередь обеспечивает более длительную износостойкость. Также к плюсам второго вида маслосъемных колпачков относится и простота их монтажа. Для этого не требуются какие-либо дополнительные инструменты, вполне возможно их заменить самостоятельно. К минусам, пожалуй, можно отнести лишь стоимость этого вида сальников. Она порой превышает стоимость первого вида в несколько раз.
Стоит также обратить внимание на материал, из которого изготавливаются сальники. Лучшим решением будут маслосъемные колпачки из фторкаучука или акрилатного каучука.
Когда нужно менять колпачки?
В среднем, замена маслосъемных колпачков требуется при пробеге каждые 100 000 км. Показатель усредненный, не стоит придерживаться этих цифр. Каковы же признаки того, что необходима замена сальников?
- увеличение расхода моторного масла. Если вы заметили, что автомобиль «съедает» масло и долив требуется при каждой 1000 км, это первый признак того, что нарушена герметизация, и масло попросту убегает;
- синий, сизый дым из выхлопной трубы. Может возникать только при запуске, или же при торможении, но на это стоит обратить свое внимание;
- неестественный налет на свечах.
Важно! Если вы заметили в работе своего автомобиля хотя бы один из вышеперечисленных признаков, стоит как минимум проверить состояние маслосъемных колпачков, и, возможно, произвести замену.
Расположение маслосъёмных колпачков в двигателе
Для поиска колпачков нужно открыть капот автомобиля и посмотреть на двигатель. Колпачки располагаются непосредственно на клапанах мотора. Соответственно сколько в авто клапанов, столько и колпачков.
От марки автомобиля и устройства его двигателя зависит способ замены, и арсенал требующегося инструмента.
Инструменты для замены сальников
Для замены сальников вам могут понадобится следующие инструменты:
- инструмент для снятия (рассухаривания) клапанов. Есть в любом автомагазине, стоимость от 150 руб;
- пинцет. Приобрести можно в любом магазине, стоимость от 50 руб;
- оправка для запрессовки маслосъемных колпачков, цена от 100 руб;
- набор ключей. Обязательно должны присутствовать накидные ключи и рожковые, свечной ключ;
- цанговый зажим (съемник для колпачков). Его стоимость не столь низка, если поискать, можно приобрести по цене менее 1000 руб;
- новая прокладка крышки ГРМ;
- молоток.
Как заменить колпачки без снятия ГБЦ?
- При работе по замене сальников двигатель автомобиля должен быть холодным.
- Уберите крышку ГРМ (газораспределительный механизм).
- Следует ослабить натяжитель привода распредвала при его демонтаже.
- При цепном приводе отвинтите шестерню привода и снимите с распредвала. При ременном приводе будет легче убрать ремень с шестерни.
- Отверните крепление постели с распредвала, здесь Вам понадобятся ключи.
- Снимите толкатели клапанов. Вариант демонтажа зависит от индивидуальной конструкции авто.
- Закрепите кронштейн рассухаривателя максимально близко к краю рычага, установите его на шпильке крепления постели распредвала. А тот, что ближе к середине зафиксируйте кольцом на тарелку, которая покрывает клапанные пружины. Нажмите на рычаг рассухаривателя так, чтобы пружины максимально сжались, а тарелка пошла вниз. Другой рукой при помощи пинцета выньте сухари из тарелки.
- Снимите со штока пружины и тарелку.
- Цанговый зажим крепите на колпачке. Двигая грузик вверх, нажмите или ударьте по верхнему упору, таким образом колпачок снимается.
- Снимите пружину с колпачков, вставляйте колпачок в оправку.
- Вместе с оправкой начинайте надевать колпачок на шток клапана. Здесь потребуется молоток, несильными ударами по оправке «посадите» сальник на свое место.
- Не забывать монтировать снятые пружинки на колпачки.
- По окончании установки сальников, установить все комплектующие по местам в том порядке, в котором они снимались и засухарить.
Важно! От количества маслосъемных колпачков на вашем автомобиле зависит, сколько раз придется произвести эту процедуру.
👨🏻🔧 Простой способ. Замена 🛢️маслосъёмных колпачков. Победа над рассходом масла.
Ну вот и закончилась моя эпопея длинною в 50 тысяч километров, победой над расходом масла! последним пунктом была замена МСК. После замены проехал около 1500 км, и уровень стоит на месте. Проверяю уровень всегда на одной и той же площадке на горячую после простоя в 5 минут. Для уверенности еще снял нижний патрубок интеркулера и почистил воздушную заслонку. В патрубках имеется маслянный налет на стенках, но ни капли масла, турба живая. Перед заменой пришлось кататься на густом масле так как по пробкам на горячую сильно дымить начинала.
В общем готовился к замене долго около двух месяцев так как у самого опыта такого нету. Много читал смотрел спрашивал. В итоге заказал следующие артикула запчастей:
1. Elring 325.155 Сальник коленвала передний 2шт.Х198 р.
2. Victor Reinz 15-34364-01 Прокладка регулятора фаз газораспределения 328 р.
3. Victor Reinz 70-31306-00 Колпачок маслосъёмный 22 штХ20р. 440р.
4. Vika 12225 Прокладка клапанной крышки 475 р.
5. Bosch 1 280 210 752 Кольцо уплотнительное топливной форсунки верхнее 8шт.Х34р.(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО)
Под шумок заменил сальник правого привода, он же сальник переднего диференциала, правый сальник АКПП.
6. Hans Pries 114 528 016 Сальник привода правый 1108р.(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО)
Также заехал в ближайший автомагазин прикупил:
7. Рассухариватель клапанов тазовский с двумя насадками. которые непонадобились. Выпуск пришлось самому сделать насадку на 30мм длиной в 110 мм
8. Магнит на телескопической антенке.
9. Щипцы для снятия МСК.
10. Шланг резиновый тонкий 1 метр для подпирания клапанов поднятием поршня в ВМТ
11. Резиновые перчатки и трубчатый ключ на 20 мм внешним диаметром. Объясняю зачем…Для рассухаривания и засухаривания впускных клапанов. Рассухариватель тазовский пойдет на выпуск. А впуск просто упираем трубкой и бьем по ней и сухари выскакивают. Можно взять трубу от метапола, можно головку из набора, да что угодно. А засухариваем не ударом а нажатием подложив на конец трубки резиновую перчатку. Далее ссылка (не моя) на ютюб как это делается
По новым колпачкам остался вопрос. Мне лично показалось что они слабо сидят в своих посадочных местах, пару штук я посадил а потом выдернул с усилием примерно один килограм… Если сравнивать как сидели старые…Они вообще еле сдергивались. Поэтому для надежности поджимал пассатижами колпачки перед посадкой, делая их немного овальными.
ЕСЛИ вдруг они слетят буду разбираться почему и будет дополнительный отчет.
Из нюансов на которые особое ВНИМАНИЕ!
1. Тщательно подготовить моторный отсек застелив все дыры ветошью что бы сухари ронялись на нее а не на землю, на подрамник, или того хуже в маслянный канал! Такие маленькие детали как сухари обязательно падают роняются и т.д.
2. При установке на место пружин очень внимательно поправлять их в посадочное место иначе при езде оборвет клапан! Ниже на фото есть как не надо делать
3. Купить запасные сухари. Так как они обязательно теряются
Все работы делал один. Если не считать подготовительный процесс и процесс сборки то на впускные клапана я потратил около 40 минут быстрым способом.
Описывать как опустить морду в сервисное положение и снять валы не буду, отчетов море. Там главное на шестерне распредвала шпонку не навернуть))
Замена маслосъемных колпачков без снятия головки: тонкости процедуры
Чтобы понять, зачем нужны маслосъемные колпачки (другое название – сальники), нужно иметь некоторое представление о работе двигателя.
В системе газораспределения используются впускные и выпускные клапана. Верхняя часть клапана всегда подвергается воздействию маслянистого тумана, образуемого вращение распредвала, а нижняя часть находится посреди взвеси из бензинового пара (впускные клапана) или разогретого выхлопа (выпускные клапана).
Нормальная работа распределительного вала обеспечивается за счет смазки, но ее попадание в камеру сгорания необходимо предотвращать, иначе сгоревшее масло образует нагар на рабочей поверхности клапана, цилиндра и поршня. В результате двигатель будет закоксован: его характеристики ухудшатся, а износ многократно ускорится.
Маслосъемные колпачки предотвращают образование нагара: они снимают масло со штока, чтобы оно не оказывалось посреди горючей смеси. Конструкция сальника достаточно проста: он представляет из себя резиновый колпачок, внутри которого располагаются армированная стальная втулка и эспандерная пружина, обеспечивающая качественное сцепление колпачка и штока. Немаловажное значение имеет материал сальника: современные производители используют акрилатный каучук или вторкаучук – эти материалы обеспечивают хорошее качество прижима.
Когда менять маслосъемные колпачки?
[stextbox работе двигателя на сальники приходится очень высокая нагрузка. Помимо сугубо механического воздействия, маслосъемным колпачкам приходится выдерживать еще и агрессивное воздействие масла вперемешку с выхлопными газами. Длительная эксплуатация сальников приводит к тому, что каучук начинает твердеть, вследствие чего происходит истирание рабочей поверхности. [/stextbox]
Конечно, всегда можно сказать, что маслосъемные колпачки – это расходный элемент, и его износ является нормальным явлением. Это так, но есть одно неудобное обстоятельство – менять сальники достаточно сложно. Чтобы добраться до них, потребуется выполнить немало лишних действий.
Впрочем, замена сальников требуется не так уж и часто: один комплект маслосъемных колпачков в среднем «проезжает» около 100 тысяч километров.
Маслосъемные колпачки: признаки износа
О том, что маслосъемные колпачки пора менять, можно понять по следующим признакам:
1. Чрезмерный расход масла. Такой признак в большинстве случаев говорит об износе сальников. Увеличение расхода масла также отмечается при износе поршневых колец, но в таком случае масляные подтеки можно найти в патрубке сапуна.
2. Выхлоп, имеющий явно заметный оттенок синего цвета. Этот симптом проявляется за счет того, что масло сразу после запуска двигателя попадает в цилиндр и начинает сгорать, проявляясь в виде синего дыма, идущего из выхлопной трубы.
3. Равномерный расход масла вне зависимости от условий эксплуатации. Если масло не протекает в патрубок сапуна, а расход при этом высок и неизменен – сальники явно не в порядке, и их необходимо менять.
4. Образование нагара на свечах зажигания. Повышенный износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что свечи заливает маслом, вплоть до троения двигателя.
Обнаружение одного или нескольких признаков обычно говорит о том, что сальники изношены. Если же описанные выше симптомы наблюдаются уже длительное время, то в ближайшую очередь необходимо озаботиться заменой сальников, иначе дальнейшая езда может привести к плачевным последствиям
Замена маслосъемных колпачков без снятия головки
Решение о замене сальников при обнаружении признаков неисправности – это очень правильный шаг. Иногда водители пытаются решить проблему без «хирургического» вмешательства, используя различные присадки и добавки, якобы размягчающие резину и продлевающие срок службы маслосъемных колпачков. Такое решение принимать не стоит: присадки или не оказывают никакого влияния на материал сальников, или же размягчают их слишком сильно, вследствие чего износ каучука только увеличивается.
Замена сальников без снятия головки – процесс сложный, поэтому стоит уделить ему много времени, а все действия выполнять очень внимательно. Как менять маслосъемные колпачки? Алгоритм работы достаточно громоздкий, но все эти операции необходимо осуществлять последовательно и очень скрупулезно:
1. В первую очередь нужно дождаться, пока двигатель остынет, и все его элементы перейдут в «ждущий режим». После этого можно приступать к работе.
2. Первый шаг – снятие крышки ГРМ. Действовать нужно аккуратно, чтобы не повредилась прокладка (ковырять крышку отверткой точно не стоит).
3. Далее нужно выставить оба вала (коленчатый и распределительный) по меткам. Детали стоит маркировать, чтобы не перепутать при сборке двигателя, а еще лучше все свои действия записывать. При снятии распредвала нужно ослабить его привод. Снятый распредвал желательно осмотреть на степень износа – это поможет сэкономить время и силы при дальнейшей эксплуатации автомобиля.
[stextbox /> Как троит двигатель и чем это может обернуться – смотрите тут.
Что делать, если двигатель пошел в разнос: действия и причины.
В чем причины большого расхода топлива? В нашей статье вы найдете ответ на этот непростой вопрос.
[/stextbox]
4. Следующий этап – рассухаривание клапанов. Для этого стоит воспользоваться специальным приспособлением. Кронштейн расухаривателя нужно зафиксировать на шпильке крепления постели, а другой его конец устанавливается кольцом прямо на тарелку пружины клапана. Нажимая рычаг, необходимо в это же время при помощи пинцета вытащить сухари из тарелки. После этого можно извлекать толкатели клапанов.
5. Учитывая тот факт, что 1 и 4 поршни находятся в верхней точке, начать замену сальников лучше именно с них. Это связано с необходимостью опоры для рассухаривания клапанов – поршни обеспечат ее.
6. Закончив с рассухариванием, необходимо извлечь пружины и тарелку. Далее нужно взять цанговый съемник и закрепить его на колпачке. Сдвигая грузик вверх по штоку съемника, нужно нанести удар по верхнему упору, таким образом надежно и без потерь снимая колпачок. Стоит воздержаться от выполнения этой операции при помощи пассатижей – дело в том, что посадочная площадка для колпачка очень легко ломается, и даже легкое сжимающее усилие может нанести ей непоправимый ущерб, устранение которого обойдется намного дороже, чем приобретение инструмента с цанговым зажимом.
7. После извлечения сальников стоит заодно проверить шток и его направляющую. Мотивация этих действий такая же, что и при проверке распредвала – пользуясь случаем, стоит выжать из ремонта максимум пользы.
8. Теперь, когда все предыдущие шаги выполнены, можно устанавливать новые маслосъемные колпачки. Для этого с них нужно снять пружинки и вставить сальники в оправку, предварительно капнув масла на шток.
9. Далее сальники при помощи оправки устанавливаются на свое место. Для надежной посадки стоит легонько постучать молотком по оправке. После установки на колпачки нужно установки пружинки.
10. Следующий этап представляет собой последовательность действий, обратную той, которая использовалась при разборе: устанавливаются и засухариваются все элементы. Проделав эти операции необходимое количество раз, замену маслосъемных колпачков можно считать законченной. Остается только установить все элементы на свои места и отрегулировать каждую систему.
Видео: замена маслосъемных колпачков
Замена маслосъемных колпачков без снятия головки может без проблем выполняться самостоятельно. Важно лишь внимательно следить за своими действиями и соблюдать правильную последовательность, но качественно проделанная работа того стоит – двигатель с обновленными сальниками будет нормально функционировать, не доставляя своему владельцу ни малейших неудобств.
Замена маслосъемных колпачков
Сальники клапанов (МСК) изолируют ДВС от излишков смазки. Делаются они из особого типа резины, способной выдерживать нагрузки. Однако со временем они все равно изнашиваются, поэтому излишки масла попадают внутрь силовой установки. Это приводит к увеличению расхода автола и другим неполадкам. Узнайте, как проводится замена маслосъемных колпачков своими руками.
Причины для замены колпачков
В среднем сальники служат 100 тыс. км пробега и более. Но данный показатель усредненный, на самом деле все зависит от характерных признаков:
- нарушения герметизации — резко повышается расход масла на каждые 1000 км;
- изменения цвета выхлопа — при запуске или торможении из глушителя валит сизый, синеватый дым;
- закоксовки свечей зажигания.
Хотя бы один из перечисленных симптомов укажет на необходимость тщательной проверки и при необходимости — замены маслосъемных колпачков клапана.
Замена колпачков без снятия ГБЦ (Инструкция + ссылка на Видео)
Специальный подъемник для замены колпачков в гаражных условиях не нужен. Ниже подробнее о том, как проводить работу на 16-клапанном моторе 1.8 л. Одновременно с этой процедурой рекомендуется заменить ремень ГРМ, натяжной/обводной ролики, помпу и антифриз, чтобы заново не разбирать машину.
- Открутить и снять модуль катушек зажигания. На некоторых автомобилях — просто вытащить свечи.
- Обесточить аккумулятор. Достаточно скинуть минусовую клемму.
- Отключить электронный блок управления, чтобы убрать многожильный кабель и обеспечить доступ к левой стороне ДВС и механизму газораспределения.
- Демонтировать навесное оборудование, которое мешает снятию ремня ГРМ.
- Снять ремень или цепь ГРМ.
- Освободить шестерни распредвалов, используя держалку для валов и головку с удлинителем. Затем надо снять пластиковую защитную крышку.
- Отсоединить лишние магистрали (шланг отвода картерных газов, топливный шланг и другие).
- Открутить клапанные крышки. Болты клапанной крышки легче выкрутить специальным трубным ключом или головкой.
- Вывернуть крепления постелей распредвалов, используя Torx-шестигранник.
- Вытащить постели. Тут нужна монтировка, которая вставляется в зазор и помогает отлепить ложе от герметика.
- Снять все гидрокомпенсаторы магнитом. Обязательно подписать каждый толкатель, чтобы вставить на свое родное место.
Теперь остается снять МСК.
Видео: Замена маслосъемных колпачков без снятия ГБЦ
Снятие колпачков
Работа проводится следующим образом:
- закрутить в свечной колодец самодельный штуцер;
- подключить компрессор, создав давление в цилиндре — за счет повышенного давления в цилиндре, клапан не упадет;
- поставить рассухариватель, подбить слегка молотком и снять пружину с сухариком (опять используем магнит);
- вытянуть клещами сальник.
Новые сальники вставляются спокойно на клапан, который не уходит вниз, так как его держит давление снизу от работающего компрессора. После установки МСК (можно брать сальник пинцетом для удобства), надо прижать его проставкой и слегка подбить молотком. Поставить на место пружину и засухарить. Так проводится замена маслосъемных колпачков без снятия головки.
Внимание! Перед тем, как установить новый сальник, следует поставить на клапан самодельный резьбовик. Подойдет кусок свечи с резьбой. Он нужен для того, чтобы во время монтажа не задрать резиновую часть МСК. После вставления сальника, самодельный элемент вытаскивается.
Необходимый инструмент
Обязательно надо подготовить:
- рассухариватель клапанов с насадками (коза);
- специальные клещи для снятия колпачков;
- магнит на телескопической антенке;
- молоток;
- пинцет;
- ключ-шестигранник типа торкс;
- держалка для валов;
- алюминиевая трубка для запрессовки новых сальников;
- самодельный штуцер, сделанный из свечи — на один конец приварен фитинг для вдевания шланга компрессора;
- самодельный резьбовик для вставки новых МСК;
- насос (компрессор).
Ну и конечно, подготавливаем новые расходники: сальники, прокладки клапанных крышек, ремни, ролики и т. д.
Видео как снять колпачки
Как вытащить сальники, не снимая головки
Какие лучше купить колпачки при замене
МСК необходимы для уплотнения зазоров между клапаном и направляющими. По этой причине их качество должно быть на высоте, иначе они быстро износятся, масло начнет попадать в камеру сгорания. Лучшие производители сальников представлены ниже.
- Nok. Японский производитель выпускает качественные оригинальные сальники, в основном для Тойоты и Хонды. Есть также продукция для вторичного рынка. Ресурс этих МСК гарантировано 2-3 года или 50 тыс. км пробега транспортного средства.
- Elring. Немецкий бренд, выпускающий отменную продукцию. Сальники этой формы отличаются эластичностью, надежностью. Правда, ряд серий вышел с неточными размерами, но производитель списал это на подделки.
- Victor. Американо-немецкий холдинг, который делает очень хорошие маслосъемные колпачки. Преимущества — эффективный съем масла, большой ассортимент, оригинальность. Недостаток — высокая цена.
Маслосъемные элементы желательно заменять на отметке 100-150 тыс. км на автомобилях отечественного производства и 200-250 тыс. км — на иномарках (Мерседес, Тойота, БМВ). И обязательно следить за признаками — увеличился расход масла, надо проверять и делать выводы. Цена замены маслосъемных колпачков без снятия ГБЦ в СТО — от 200 до 1000 рублей за комплект.
Как заменить маслосъемные колпачки без снятия головки блока цилиндров?
Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя и при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянное дымление обычно не наблюдается. Косвенные признаки — увеличенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания.
Заменить маслосъемные колпачки можно, не снимая с двигателя головку блока цилиндров, но для этого потребуется сложное приспособление для сжатия пружин клапанов без снятия распределительного вала, которое трудно найти в продаже. Можно воспользоваться для этой цели универсальным приспособлением, сняв корпус распределительного вала, но так как корпус и головка блока цилиндров закреплены одними и теми же болтами, придется обязательно заменить прокладку головки блока. Поэтому рекомендуем заменять маслосъемные колпачки на снятой головке блока.
Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), пинцет для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов…
…и приспособление для сжатия пружин клапанов.
1. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).
2. Снимите нажимные рычаги и сухари рычагов (см. «Замена гидрокомпенсаторов клапанов»).
3. Установите на головку блока приспособление для сжатия пружин клапанов, закрепив его, как показано на фото, с помощью крючка, изготовленного из подходящего металлического прутка.
4. Установите под «рассухариваемый» клапан опору (можно воспользоваться головкой подходящего размера из набора инструментов), сожмите пружину и выньте из тарелки пружины сухари.
5. Снимите верхнюю тарелку пружины клапана, пружину…
6. …и нижнюю тарелку пружины впускного клапана…
7. …или механизм вращения выпускного клапана.
8. Снимите пассатижами с направляющей втулки клапана маслосъемный колпачок.
Маслосъемные колпачки установлены на направляющих втулках с небольшим натягом, поэтому их можно снять пассатижами без риска повредить втулки.
9. Смажьте внутреннюю поверхность маслосъемного колпачка моторным маслом, продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки и нажатием пальцев наденьте колпачок на втулку до упора.
Оригинальные маслосъемные колпачки устанавливайте только руками без применения оправки. Попытка напрессовать колпачок через оправку молотком неизбежно приведет к его повреждению.
10. Установите пружину и тарелки (механизм вращения) клапана в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана. После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцу клапана, чтобы сухари сели на место.
Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, то при пуске двигателя «рассухарившийся» клапан провалится в цилиндр, что приведет к серьезной аварии двигателя.
11. Аналогично замените маслосъемные колпачки остальных клапанов.
Рис. 5.4. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
12. Установите на двигатель головку блока цилиндров, а корпус распределительного вала на головку и затяните болты их крепления в последовательности, показанной на рис. 5.4 (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), моментом, приведенным в приложении 1.
Прокладку головки блока цилиндров обязательно замените новой.
Перед установкой корпуса распределительного вала на головку блока нанесите слой герметика на привалочную поверхность корпуса к головке.
13. Установите все ранее снятые детали газораспределительного механизма.
14. Отрегулируйте натяжение ремней привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления, а также компрессора кондиционера.
Расположение маслосъёмных колпачков в двигателе
Для поиска колпачков нужно открыть капот автомобиля и посмотреть на двигатель. Колпачки располагаются непосредственно на клапанах мотора. Соответственно сколько в авто клапанов, столько и колпачков.
От марки автомобиля и устройства его двигателя зависит способ замены, и арсенал требующегося инструмента.
Для чего нужны маслосъемные колпачки
В двигателях внутреннего сгорания смазка является комбинированной, то есть, масло попадает на шейки распределительного вала под давлением, а остальные детали этой конструкции смазываются разбрызгиванием.
Когда двигатель работает, в верхней части головки блока цилиндров моторное масло собирается в таком количестве, что даже покрывает верх направляющих клапанов.
Функция маслосъемных колпачков в том, что они не дают стекать накопившемуся вверху головки маслу по штокам клапанов. Если колпачки изношены, то масло стекает по калапанам прямо в рабочие камеры сгорания цилиндров, отсюда и густой дым из глушителя.
Износ колпачков происходит постепенно. Из-за высокой температуры двигателя, резиновые колпачки со временем не плотно прилегают к стенкам клапанных штоков и масло начинает стекать вниз.
Какие клапаны прогорают?
Выпускной клапан работает в более высокой температуре. Поэтому, при изношенном маслосъемном колпачке, масло стекает на фаску шляпки клапана и при высокой температуре оно сгорает, образуя нагар на шляпке клапана. Потом этот нагар отлетает и иногда дырявится или откалывается по краям шляпка клапана.
Что касается впускных клапанов, то, даже если колпачки не держат масло, оно без последствий для клапанов просто стекает в цилиндр. Температура работы впускных клапанов не такая высокая, поэтому впускные клапана не сгорают.
Советы профи: нужно ли использовать химические присадки для восстановления сальников
Как известно, в наше время существует немало присадок для восстановления сальников. Если у вас появится соблазн воспользоваться ими вместо замены колпачков, вспомните, что чудес в работе силового агрегата не бывает. Остановить естественный износ деталей невозможно. Подобные присадки способны размягчить отвердевшую резину, что, казалось бы, восстанавливает свойства сальников. Но, как показывает опыт, они или никак не воздействуют на резину, или размягчают ее очень сильно, от чего увеличивается размер рабочей кромки и существенно возрастает расход масла. Так что лучше все же заменить маслосъемные колпачки. Стоимость данного мероприятия будет зависеть от типа мотора. Однако вы точно будете знать, что они выполняют свои функции. Присадки, увы, не смогут гарантировать вам такого эффекта. Поэтому не стоит пробовать такие присадки на своем автомобиле.
Назначение маслосъёмных колпачков
Длительная бесперебойная работа ДВС обеспечивается качественной смазкой трущихся деталей. Маслораспределительный механизм обеспечивает подачу масла в небольшом объёме. Распределительные валы в головке цилиндров и поршневая группа — нуждаются в постоянной смазке. Вал вращается и вокруг него образуется облако из масла. Регуляция количества смазки происходит маслосъёмными колпачками.
Нагар на поверхности клапана приводит к неполному закрытию и появлению зазора. В камере сгорания происходит воспламенение горючей смеси, а излишки масла оседают в виде лаковых отложений. При опускании клапана вниз сальник штока препятствует попаданию избытка масла. Защищает поршневую группу от налета, возникающего при сгорании масла и топливной смеси. Маслосъёмные колпачки относят к расходным элементам, так как они нуждаются в периодичной замене.
Когда нужно менять колпачки?
В среднем, замена маслосъемных колпачков требуется при пробеге каждые 100 000 км. Показатель усредненный, не стоит придерживаться этих цифр. Каковы же признаки того, что необходима замена сальников?
- увеличение расхода моторного масла. Если вы заметили, что автомобиль «съедает» масло и долив требуется при каждой 1000 км, это первый признак того, что нарушена герметизация, и масло попросту убегает;
- синий, сизый дым из выхлопной трубы. Может возникать только при запуске, или же при торможении, но на это стоит обратить свое внимание;
- неестественный налет на свечах.
Важно! Если вы заметили в работе своего автомобиля хотя бы один из вышеперечисленных признаков, стоит как минимум проверить состояние маслосъемных колпачков, и, возможно, произвести замену.
Инструменты для замены
Если решили менять колпачки своими руками, то понадобятся следующие инструменты:
- молоток;
- рассухариватель клапанов;
- набор головок с воротком;
- набор накидных и рожковых ключей;
- пинцет;
- цанговый зажим для снятия колпачков;
- герметик силиковновый или новую прокладку ГРМ;
- оправка для запрессовки колпачков.
Маслосъемные колпачки, признаки износа
Опытный автовладелец может предположить старение или износ маслосъемных колпачков в случае появления следующих признаков:
- Увеличение потребления масла.
- Появление нагара на свечах зажигания.
- Появление синего либо сизого дыма из выхлопной трубы.
Заметив подобные тревожные признаки, автолюбитель должен осмотреть газораспределительный механизм, маслосъемные колпачки и клапана, и, если его домыслы оправдались, незамедлительно заменить испорченные детали, не дожидаясь возникновения более серьезных последствий.
К серьезным последствиям поступления смазки внутрь камеры сгорания можно отнести:
- Снижение мощности силового агрегата.
- Плохое закрытие клапанов.
- Падение компрессии.
- Появление нагара в цилиндрах и на поршнях.
- Холостой ход автомобиля начинает сбоить.
Нагар на агрегатах и механизмах транспортного средства ускоряет их износ, что может повлечь за собой преждевременный капитальный ремонт мотора, поэтому не следует тянуть с заменой маслосъемных колпачков, если они износились.
При падении компрессии двигателя, нестабильном холостом ходе и потере динамики ускорения необходима диагностика автомобиля. Одна из причин — износ маслосъёмных колпачков. Решать Вам: провести работы на станции технического обслуживания или заменить сальники клапанов самостоятельно.