Процедура замены ремня ГРМ ВАЗ 2110
Одной из важных операций по техническому обслуживанию считается замена ремня ГРМ ВАЗ 2110. Ее необходимо выполнять своевременно, каждые 50 тысяч км пробега. Данный интервал ни в коем случае нельзя увеличивать, это может привести к серьезным последствиям.
Что потребуется для работы?
Самое малое, что может произойти, размер ремня увеличится от растягивания настолько, что он перескочит на зубьях шестерен на одно или даже два звена, при этом нарушатся фазы газораспределения и двигатель станет работать с сильными перебоями. В худшем варианте дело может закончиться разрывом ремня и согнутыми клапанами. Не будет лишним периодический визуальный осмотр технического состояния узла ГРМ, для этого нужно всего лишь снять защитный пластмассовый кожух. Наличие глубоких трещин на поверхности ремня говорит о том, что скоро вас может ожидать неприятность, причем в самый неподходящий момент, поэтому лучше изделие поменять. Стоит обследовать и находящийся рядом ремень генератора ВАЗ 2110.
Рекомендации завода-производителя со времен появления ремня ГРМ вместо цепи однозначны:
изделие лучше всего менять в комплекте с натяжными роликами. Вазовская «десятка» комплектовалась двумя типами двигателей: 8- и 16-клапанным. В первом стоит один натяжной ролик, во втором — натяжной и опорный. Замена ремня ГРМ на десятой модели ВАЗ не относится к сложному и очень трудоемкому виду работ, ее вполне можно делать собственными силами, имея необходимый минимум инструментов:
- набор накидных и рожковых ключей;
- монтировку;
- отвертку;
- специальный ключ для натяжки ролика либо круглогубцы с изогнутыми концами;
- домкрат;
- тканевые перчатки;
- ветошь.
Тканевыми перчатками пользоваться лучше в любое время года, они нужны для предохранения рук от мелких травм, которые можно получить при ослаблении резьбовых соединений. Любой автослесарь не понаслышке знает, как это бывает. Смотровая канава здесь не требуется, а вот снятие правого колеса вполне может понадобиться при извлечении ремня генератора ВАЗ 2110, оборудованного гидроусилителем руля (ГУР), поэтому нужно иметь домкрат.
Описание разборки механизма
Разборка узла привода ГРМ на ВАЗ 2110 с двигателями 8V и 16V несколько различна, в случае с 16-клапанным мотором надо снять некоторые дополнительные элементы. Поэтому описание процесса будет выложено именно для него с оговорками на 8-клапанный агрегат. В самом начале требуется снять защитный пластмассовый кожух и для большего удобства работы снять корпус воздушного фильтра, убрать его в сторону. Внизу, напротив шкива коленчатого вала, установлен датчик. Нужно отсоединить от него разъем, открутить и снять сам датчик (в 8-клапанном моторе этого делать не нужно). Далее, в обоих видах двигателей нужно вращением коленвала совместить все метки на шкивах распредвалов и корпусе двигателя. Это совмещение проверяется совпадением метки и прорези на маховике, для этого следует вытащить из гнезда на коробке передач резиновую заглушку.
Аккуратно вращая коленвал совместите все имеющиеся метки на шкивах
Далее, чтобы разобрать механизм и снять ремень ГРМ, потребуется сначала ослабить и убрать со шкива ремень генератора. Выполняя эту нехитрую операцию, последний стоит внимательно осмотреть. Вполне возможно, что он тоже находится в плачевном состоянии, и параллельно потребуется также замена ремня генератора ВАЗ 2110. В автомобилях, оснащенных ГУР, это дополнительная операция, о которой будет рассказано ниже.
Следующий этап — ослабление и откручивание болта шкива, на который надевается ремень генератора ВАЗ десятого семейства. Для этого заклинивают отверткой или небольшой монтировкой коленчатый вал и ослабляют болт накидным ключом, после чего можно снять и сам шкив. Теперь можно откручивать ролик, натяжение ремня ГРМ уменьшится, что даст возможность открутить и снять опорный ролик.
Важно не потерять при этом специальные шайбы, что стоят под роликами (в двигателе 8V ролик только один). Разборка окончена, старый ремень привода газораспределительного механизма можно извлечь.
Рекомендации по установке и сборке
Первым делом следует еще раз проверить совпадение всех меток и при необходимости подправить. Новый ремень ГРМ ВАЗ 2110 начинают надевать на шкивы после того, как установили и прикрутили новые ролики. Операция начинается с нижнего шкива, ремень ставят на него, совмещая зубцы, а затем под небольшой натяжкой и на верхние два шкива таким образом, чтобы зубья совпадали (на 8-клапанном двигателе один верхний шкив). Держа ремень в легком натяжении, специальным ключом перемещают к нему ролик, обеспечив с его помощью натяжку ремня. Положение ролика фиксируют гайкой. Теперь ключом делают два полных оборота коленчатого вала и снова проверяют совпадение меток на шкивах распределительных валов и маховике. Если метка на шкиве распределительного вала ушла в ту или иную сторону на пару миллиметров, это допускается. Окончательно проверяется натяжка ремня, после чего можно производить сборку в обратном порядке и запускать двигатель, на этом замена ремня ГРМ на ВАЗ «десятке» закончена.
Несколько слов о ремне привода генератора. Часто имеет смысл его тоже поменять вместе с приводом ГРМ, тем более что цена этого расходника невелика. Есть только нюансы разборки узла в том случае, когда автомобиль оборудован ГУР. Когда его нет, достаточно открутить один болт крепления генератора, переместить его в сторону блока цилиндров и ремень можно снимать. Размер такого ремня тоже отличается, его длина составляет 1115 мм.
На автомобилях с ГУР генератор не двигается, а натяжение обеспечивает специальный ролик, такой, как в приводе газораспределительного механизма. Поэтому, чтобы поменять ремень генератора ВАЗ десятого семейства с ГУР, нужно ослаблять болт ролика, после чего натяжка уменьшится, и можно будет снимать ремень со шкивов. Нюанс заключается в том, что вытащить его полностью не получится, нужно открутить опору двигателя и приподнять сам агрегат с помощью домкрата. Это можно сделать, сняв правое переднее колесо. Только после этого удастся полностью извлечь ремень привода генератора.
Новое изделие заправляется назад таким же образом и надевается на шкивы. Дело в том, что конструкция привода в 16-клапанном двигателе отличается от 8-клапанного, и надевать ремень на шкивы не очень удобно и придется потратить некоторое время. Сборку произвести в обратном порядке, в конце процесса с помощью ролика натянуть ремень.
Такие относительно несложные процедуры вполне по силам выполнить любому автолюбителю самостоятельно, без привлечения специалистов.
Как правильно натянуть ремень ГРМ на 8 и 16 клапанных автомобилях ВАЗ
Алгоритм действий может немного различаться в зависимости от модели силового агрегата, а не от марки авто. Отличия существуют в процедуре замены и натяжки ремня на 8-ми клапанных и 16-ти клапанных моторах. О том, как натянуть ремень ГРМ на обоих типах автомобильного «сердца», читайте далее.
Четырехцилиндровые восьмиклапанные силовые агрегаты чаще встречаются на:
- ВАЗ-2108 — 2115;
- ВАЗ-2110 — 2111.
Шестнадцатиклапанные двигатели в основном применяются:
- На ВАЗ-2112;
- Лада приора;
- Лада калина;
- Лада ларгус;
- Лада гранта;
- Лада веста.
Некоторое количество автомобилей семейства «Самара 2» также оснащалось 16-ти клапанными моторами. Помимо этого, такие двигатели ставились и на модели 2110-2111.
Когда производится натяжка ремня газораспределительного механизма
Натяжка ремня ГРМ ВАЗ-2112 и других моделей ВАЗ производится в следующих случаях:
- Установка нового ремня;
- Ослабление ремня;
- «Проскакивание» ремня с нарушением регулировки ГРМ;
- Замена натяжного ролика и других механизмов привода ГРМ.
Если причиной вмешательства является обрыв или «проскакивание» ремня, предварительно следует убедиться в целостности клапанов. Оборвавшийся газораспределительный механизм (привод) приводит к повреждению двигателя на 16-ти клапанных силовых агрегатах объемом 1.5 литра. Однако в случаях обрыва привода на высоких оборотах, клапаны и ЦПГ разрушаются и на других моторах.
Проверяют работоспособность ГРМ на ВАЗ-2114 и других моделях, оснащенных 8-ми клапанными агрегатами, путем проворачивания распредвала вручную. Исправный механизм должен с некоторым усилием провернуться. Неисправный, как правило, не поддается воздействию.
Во время процедуры необходимо проверить компрессию в каждом из цилиндров. Простейшим способом сделать это является плотное закрытие свечного отверстия бумагой. При наличии давления в цилиндре заглушку на определенном этапе проворачивания распредвала выбивает с посадочного места.
Аналогичную проверку на 16-ти клапанных двигателях проводить не рекомендуется. Слишком велик риск повреждения изначально исправного клапанного механизма. В поршнях полуторалитровых моторов этого типа нет проточек. Поэтому клапаны, опускающиеся вниз, гнутся при контакте с поверхностью поршня.
Натяжка ремня на 8-ми клапанных моторах ВАЗ
Перед тем, как натянуть ремень ГРМ на ВАЗ, следует выполнить следующие подготовительные работы:
- Вывесить и снять правое переднее колесо;
- Выкрутить 3 болта крепления передней крышки привода ГРМ;
- Снять крышку;
- Ключом «на 17» ослабить затяжку натяжного ролика.
После этого следует сверить метки привода. Одна из них, расположенная на шкиве коленвала, должна совпадать с установочным усиком задней крышки. Одновременно с этим сверяют метку на маховике. Она должна быть на одном уровне с установочной меткой на приливе блока.
ВАЖНО! В реальности достичь точного совпадения меток удается не всегда. Поэтому механизм настраивают с погрешностью +/- 1-2 мм. Это не оказывает заметного влияния на ходовые качества автомобиля.
Если метки совпадают, вопрос о том, как натянуть ремень ГРМ, можно считать решенным. Не снимая ремня, необходимо подвинуть ослабленный натяжной ролик вправо таким образом, чтобы возникло необходимое натяжение. После этого ролик намертво затягивают. Для регулировки ролика используется специальный «рогатый» ключ. При его отсутствии можно воспользоваться двумя крестовыми отвертками, которые вставляют в специальные отверстия на ролике.
При несовпадении меток ремень ГРМ на ВАЗ-2109 необходимо снять со шкивов. После этого сами шкивы по отдельности выставляются по меткам. Обратный монтаж ремня лучше начинать с задней ветви. После его установки ролик затягивают.
ВАЖНО! Шкивы, расположенные по меткам, при установке ремня ГРМ ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделей, могут смещаться на 1-2 зуба. Если подобное происходит, выставлять метки следует с погрешностью влево, позволяющей компенсировать смещение. После установки ремня шкивы сами встанут в необходимое положение.
Необходимо закончить натяжку и фиксацию ремня, после чего вручную провернуть двигатель на 2-3 оборота за шкив коленвала. Для этого удобно использовать головку «на 19» с удлинителем. КПП должна стоять на «нейтрали». Если после проворачивания метки не сместились относительно друг друга, процедуру можно считать оконченной. Сборку производят в обратной последовательности.
Следует ответить на вопрос о том, как проверить состоятельность натяжения. Для этого необходимо зажать ремень между большим и указательным пальцем и повернуть на 90°. Мастер должен быть в состоянии сделать это, иначе ремень считают чрезмерно натянутым.
Натяжка ремня на 16-ти клапанных моторах ВАЗ
Натяжка ремня ГРМ на приоре и других автомобилях, оборудованных 16-ти клапанными моторами, в целом производится аналогичным образом.
Однако есть небольшие отличия. Так, крышка газораспределительного механизма этих двигателей крепится на 6-ти, а не на 3-х болтах, как в предыдущем случае.
Помимо этого, натяжка ремня ГРМ на силовых агрегатах «ВАЗ-2112» (16 клапанов) осуществляется с помощью двух роликов. Один из них подвижный, использующийся для натяжения. Второй — опорный.
Натягивая ремень «приоровского» мотора или мотора 2112, необходимо соблюдать особую осторожность. Надев и натянув его, необходимо в обязательном порядке попытаться провернуть двигатель вручную.
Если коленвал не удается прокрутить, следует еще раз проверить правильность установки меток. На этих моторах ошибка практически всегда приводит к повреждению клапанов и поршневой группы.
Привод газораспределительного механизма ВАЗ / Богдан / 2110 / 2111 / 2112
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
грм ВАЗ 2112 , ремень грм ВАЗ 2112 , замена грм ВАЗ 2112 , замена цепи грм ВАЗ 2112 , метки грм ВАЗ 2112 , замена ремня грм ВАЗ 2112 , грм ВАЗ 2111 , ремень грм ВАЗ 2111 , замена грм ВАЗ 2111 , замена цепи грм ВАЗ 2111 , метки грм ВАЗ 2111 , замена ремня грм ВАЗ 2111 , грм ВАЗ 2110 , ремень грм ВАЗ 2110 , замена грм ВАЗ 2110 , замена цепи грм ВАЗ 2110 , метки грм ВАЗ 2110 , замена ремня грм ВАЗ 2110 , грм Богдан 2112 , ремень грм Богдан 2112 , замена грм Богдан 2112 , замена цепи грм Богдан 2112 , метки грм Богдан 2112 , замена ремня грм Богдан 2112 , грм Богдан 2111 , ремень грм Богдан 2111 , замена грм Богдан 2111 , замена цепи грм Богдан 2111 , метки грм Богдан 2111 , замена ремня грм Богдан 2111 , грм Богдан 2110 , ремень грм Богдан 2110 , замена грм Богдан 2110 , замена цепи грм Богдан 2110 , метки грм Богдан 2110 , замена ремня грм Богдан 2110 , грм LADA 2112 , ремень грм LADA 2112 , замена грм LADA 2112 , замена цепи грм LADA 2112 , метки грм LADA 2112 , замена ремня грм LADA 2112 , грм LADA 2111 , ремень грм LADA 2111 , замена грм LADA 2111 , замена цепи грм LADA 2111 , метки грм LADA 2111 , замена ремня грм LADA 2111 , грм LADA 2110 , ремень грм LADA 2110 , замена грм LADA 2110 , замена цепи грм LADA 2110 , метки грм LADA 2110 , замена ремня грм LADA 2110
6. Привод газораспределительного механизма
Общие сведения
Привод газораспределительного механизма осуществляется зубчатым ремнем от ведущей шестерни коленчатого вала. Этим же ремнем приводится и насос охлаждающей жидкости.
Ременной привод имеет два ролика: натяжной — находится под выпускным распределительным валом, и промежуточный — находится под впускным распределительным валом.
Для работы датчика положения распределительного вала к шестерне впускного распределительного вала приварен диск.
Для правильного взаимного расположения шестерен (установка фаз газораспределения) имеются верхние и нижние установочные метки. Верхние метки расположены на шкивах, распределительных валах и на задней крышке ремня привода ГРМ, нижние – на шестерне коленчатого вала и на корпусе масляного насоса.
Замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)
Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 8 мм, ключ 10 мм, головка 10 мм, головка 17 мм, шестигранник 5 мм.
Внимание:
Если ремень привода ГРМ не будет заменен, то перед снятием на него необходимо нанести стрелку с указанием направления вращения.
1. Снять адсорбер и его кронштейн (см. соответствующий раздел).
2. Снять ремень привода генератора (см. соответствующий раздел).
Двигатель 2112:
3. Отвернуть шесть болтов крепления передней крышки ремня привода ГРМ…
…и затем ее снять.
Двигатель 21124:
4. Отвернуть пять болтов крепления верхней части передней крышки ремня привода ГРМ…
Примечание:
Ролик, показанный на фото, присутствует только на определенных модификациях автомобилей.
…и затем ее снять.
5. Отвернуть два болта крепления нижней части передней крышки ремня привода ГРМ…
…и затем ее снять.
Продолжение работ для всех двигателей:
6. Отвернуть четыре болта и снять правое переднее колесо.
7. Отвернуть три самореза и снять пластиковую защиту шкива коленчатого вала.
8. Включить пятую передачу и нажать на педаль тормоза (выполняет второй механик).
9. Отвернуть болт шкива коленчатого вала…
10. Опустить педаль тормоза и включить нейтральную передачу.
11. Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива до совпадения установочных меток на шкивах распределительных валов с метками на задней крышке ремня привода ГРМ…
…и до совпадения установочной метки на шестерне коленчатого вала с меткой на корпусе масляного насоса.
12. Ослабить гайку натяжного ролика ремня.
Двигатель 2112
Двигатель 21124
13. Провернуть ролик и снять ремень с натяжного ролика, шкива выпускного распределительного вала и шкива насоса охлаждающей жидкости.
14. Затем снять ремень с шестерни коленчатого вала, шкива впускного распределительного вала и промежуточного ролика.
15. Установить новый ремень на шкивы в обратной последовательности.
16. Убедиться, что установочные метки совмещены, как описано выше.
17. Провернуть специальным ключом натяжной ролик и натянуть ремень, затем затянуть гайку крепления ролика.
18. Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверить, что установочные метки совмещены, как описано выше.
19. Проверить натяжение ремня:
- Надавить на среднюю часть ремня (между шкивами распределительных валов) с усилием 100 Н (10 кгс) и штангенциркулем измерить его прогиб (см. фото ниже). Прогиб должен быть равным 5,4 мм. Если значение отличается от вышеуказанного, необходимо заново натянуть ремень привода ГРМ.
20. Дальнейшая установка производится в последовательности, обратной снятию.
Снятие и установка натяжного и промежуточного роликов ремня привода ГРМ
Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 17 мм.
1. Снять ремень привода ГРМ (см. выше).
2. Окончательно отвернуть гайку крепления натяжного ролика и затем снять ролик.
3. Отвернуть гайку крепления промежуточного ролика…
…и затем снять ролик.
4. Установка производится в последовательности, обратной снятию, кроме таких особенностей:
окончательную затяжку гайки крепления натяжного ролика следует выполнять только после установки ремня привода ГРМ.
Снятие и установка шестерни коленчатого вала
1. Снять ремень привода ГРМ (см. выше).
2. Снять шестерню коленчатого вала.
Примечание:
При необходимости, шестерню коленчатого вала можно поддеть отверткой.
3. Извлечь шпонку, чтобы не потерять ее.
4. Установка производится в последовательности, обратной снятию, но с учетом некоторых особенностей: при установке следить за тем, чтобы шпонка вошла в паз шестерни коленчатого вала.
Снятие и установка шкивов распределительных валов
Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 17 мм.
1. Снять переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Замена ремня привода ГРМ»).
2. Включить пятую передачу и нажать на педаль тормоза (выполняет второй механик).
3. Ослабить болты крепления шкива выпускного…
…и впускного распределительных валов.
4. Снять ремень привода ГРМ.
Примечание:
Полностью снимать ремень привода ГРМ не обязательно. Ремень необходимо снять только со шкивов распределительных валов.
5. Отвернуть болты и снять шкив выпускного.
…и впускного распределительных валов.
6. Извлечь шпонки, чтобы их не потерять.
7. Установка производится в последовательности, обратной снятию, но с учетом некоторых особенностей:
- При установке необходимо следить за тем, чтобы не перепутать шкивы распределительных валов. Шкив впускного распределительного вала имеет диск для датчика положения распределительного вала, в отличие от шкива выпускного распределительного вала.
Шкив впускного распределительного вала
Шкив выпускного распределительного вала
- При установке необходимо следить за тем, чтобы шпонка вошла в паз шкива распределительного вала.
8. После установки шестерен распределительных валов установить ремень привода ГРМ.
Снятие и установка задней крышки ремня привода ГРМ
Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм.
1. Снять ремень привода ГРМ (см. выше).
2. Снять натяжной и промежуточный ролик (см. выше).
3. Снять шкивы распределительных валов (см. выше).
4. Отвернуть шесть болтов крепления задней крышки и затем снять ее с двигателя.
Примечание:
Для наглядности, изображение показано при снятом двигателе.
5. Установка производится в последовательности, обратной снятию.
При покупке книги в PDF
1. Вы сможете скачать книгу сразу же после оплаты.
2. Книга будет скачана в формате PDF, и Вы сможете загрузить ее на любое устройство.
1. Все книги идеального качества, так как мы работаем с издательствами напрямую.
2. Электронные книги ничем не уступают бумажным и являются их полным аналогом.
3. Офисы нашей компании представлены в Украине, России и Польше, вы всегда можете обратиться к нам по конкретному адресу.
4. Все оплаты на сайте максимально защищены и происходят с помощью мировых платежных систем.
симптомы сбитых меток грм на ваз
короче, ребята, не повторяйте моих ошибок. первое. если снимаете заднюю крышку, прикручивайте обратно 6 болтов до усрачки. у меня один болт выкрутился и подъел ремень с внутренней стороны на треть. вот он и шпык — видимо болт чуть приоткрутился и ремень ему как-то помог скрутиться до конца. хорошо ни на одном из шкивов нет зазубрин. реально впускной шкив был на один зуб дальше — вот и звук газели. вот и легкое потрясывание. вот и провал при старте. высталяйте метку коленвала не по шкиву, а по метке на его зубьях, которые видно через смотровое окошечко на картере коробки. вот как-то так. , к шкиву коленвала не подлезть, не сняв колесо и брызговик моторного отсека. шкив можно выставить и не снимая колесо. либо за шкив распредвала (не самая хорошая затея, но можно), чисто ремнем (сняв его с распредвалов), на домкрате за колесо и на 5ой передачи.
В двигателях внутреннего сгорания с использованием зубчатого ремня в приводе ГРМ всегда есть опасность его перескакивания через один или несколько зубьев.
Приора, не попали на один зуб
Если перескочил ремень грм, то признаки этого могут быть в зависимости от конструкции двигателя следующие: Как правило, при перескакивании ремня ГРМ в пределах двух зубьев двигатель будет продолжать работать, но с видимыми перебоями.
Когда же ремень перескочить больше чем на два зуба, последствия могут быть самые разные. На примере переднеприводных ваз происходит следующее: двигатели 1. 1 и 1. 3 литра произойдет встреча клапанов с поршнями со всеми вытекающими последствиями; двигатели 1,5 и 1,6 литра клапана остаются целыми, но двигатель начинает себя вести неадекватно. На некоторых моделях современных двигателей клапана остаются целыми, но ломает рокера, что удешивляет последующий ремонт.
Подобная неисправность, как перескочивший ремень ГРМ, вызвана, как правило, либо утечкой масла, которое попало на зубья ремня, течью тосола, неисправностью натяжного ролика или предельным износом ремня. При осмотре двигателя потеки масла будут заметны на крышке ремня ГРМ, поэтому при открытии капота для проверки уровня масла всегда нужно обращать внимание на чистоту этой крышки. В случае же, когда крышка ремня без видимых следов масла, а работа двигателя резко изменилась, то нужно снять крышку и проверить совпадение меток и натяжение ремня ГРМ. Когда обнаружены следы масла, то необходимо снять крышку и внимательно осмотреть ремень и найти место течи масла.
Это могут быть сальники коленчатого или распределительных валов, потекшая помпа или, например потекший датчик давления масла на моторах ваз 2108-09 и их семейства. Датчик расположен как раз над крышкой ремня (слева вверху) и при его выдавливании масло стекает как раз под крышку ремня. В подобной ситуации необходимо заменить вышедшие из строя детали и если ремень ГРМ в масле, то заменить и ремень.
Замена ремня грм на приоре! Метки грм ВАЗ 2170, 2171,2172!
После снятия ремня ГРМ необходимо очистить все детали от следов масла. При замене ремня старайтесь выставить метки максимально точно, так как сбитый на один зуб ремень обязательно скажется на работе двигателя и его запуске. Особенно это относится к дизельным двигателям, наиболее требовательным к совпадению фаз газораспределения. Если конструкцией не предусмотрен автоматический натяжитель ролика, то необходимо проконтролировать натяжение ремня. Как выставить ремень ГРМ по заводским меткам можно прочитать.
Почему растягивается ремень ГРМ и что с этим делать
Если на автомобиле растянулся ремень ГРМ, то это значит, что он потерял свои изначальные свойства или сбились настройки натяжения. Вообще, мягкий привод газораспределения любого современного движка имеет небольшой ресурс — 50–100 тыс. км пробега. Поэтому ничего удивительного в этом нет, и на подержанных машинах деталь нужно заменять или натягивать.
Признаки, что ремень ГРМ пришел в негодность
Все мастера на СТО определяют износ детали по нескольким характерным симптомам. Рассмотрим признаки растянутого ремня ГРМ более подробно.
Возраст
Выше было написано, что ресурс привода определяется возрастом (пробегом автомобиля).
К тому же, имеет значение и возраст самого изделия — использовать можно ремни, которым не больше 5 лет. Иначе они теряют свою мягкость, дубеют и трескаются, независимо от проделанных машиной километров. Получается, что даже если водители редко ездят — мягкий привод ГРМ все равно изнашивается со временем.
Из этого следует, что в первую очередь надо проверить состояние детали и определить время эксплуатации. Наличие трещин и потертостей на детали однозначно укажут на необходимость замены.
Ремень ГРМ с трещинами
Падение мощностей двигателя
Порядком потрепанный или ослабленный ремень ГРМ не в состоянии синхронизовать работу зажигания. По этой причине процесс нарушается — топливная смесь воспламеняется не в свое время. Из-за этого осложняется запуск, двигатель начинает сильно вибрировать. Это не только вызывает дискомфорт от вождения, но и грозит другими, более серьезными поломками.
Дым из выхлопной трубы
Из-за неправильной работы системы зажигания, топливо сгорает не полностью. Часть горючего проникает в выпуск, что повышает температуру в глушителе. В результате оплавляется и разрушается катализатор, а выхлоп начинает сильно дымить черным нагаром. Также при этом наблюдается хлопающая работа мотора.
Дымящий автомобиль
Стучит мотор
Вернее сказать, что он шоркает или тикает, как часы. И чем сильнее обороты силового агрегата, тем громче и чаще звуки. Однако они не всегда бывают связаны с самим ремнем — нередко причиной становится неисправность смежных узлов.
Течь из-под кожуха привода ГРМ
Масляные подтеки в зоне привода ГРМ — еще один характерный симптом описанной проблемы. Тут это уже не следствие, а причина износа. На резину однозначно попадет масло, а это выведет деталь из строя. Поэтому, если заметили течь, ремень нужно проверять и в 90% случаях, менять.
Износ ремня ГРМ
Как и говорилось выше, износ удастся определить на глаз. Надо вывесить одно из колес, вытащить свечи зажигания, после чего начать медленно прокручивать коленвал и осматривать ремень. Любые признаки износа — трещины, разлохмачивания — повод для осуществления замены.
Подробнее о том, что можно выяснить при визуальном осмотре:
- надрывы и разлохмаченность (выступающие нити) — ремень ослаблен;
- большое количество трещин, мелких и больших — указывают на старение изделия;
- истирание между зубьями — неправильно проведено натяжение;
- сильные потертости на торце — привод перекошен, нужно отрегулировать.
Разлахмоченный ремень ГРМ
А еще можно послушать, как работает привод. Если ремень свистит, то это укажет на его перетянутость или недотянутость. Необходима срочная регулировка во избежание скорого обрыва.
Стартер крутит в холостую
Это означает, что двигатель не получается завести. Уже ситуация вышла боком, и поздно махать кулаками. Сам по себе стартер крутится бодро, но мотор не хочет запускаться, так как нет реакции. Данный признак означает потерю компрессии, что вызывается разрушением агрегата. Что делать — единственный вариант, окончательно убедиться в неисправности, а затем отправить ДВС на свалку и купить новый. Можно, конечно, попытаться отремонтировать движок, но целесообразнее приобрести контрактный агрегат в хорошем состоянии.
Выше были представлены все известные симптомы растянутого ремня ГРМ.
Чем грозит неисправность
Заменить потрепанный ремень ГРМ следует как можно скорее, чтобы не только синхронизовать процесс зажигания с работой ДВС, но и в профилактических целях. Если произойдет обрыв, это грозит серьезной поломкой элементов движка и требует сложного, дорогого ремонта.
Проскок ремня происходит не только на шестернях, но и на коленвальном шкиве и звездочке распредвала. Зажигание обязательно смещается в сторону позднего, что требует незамедлительного исправления. А конкретно величина изменения настроек зажигания зависит от количества зубьев. Допустим, если их 100, то смещения одного зуба вызывает трансформацию в 3,6 градуса.
Метки ГРМ
Что происходит с двигателем:
- повышается расход горючего;
- затрудняется запуск двигателя, особенно по утрам;
- увеличивается дымность выхлопа;
- падает тяга.
А если перескакивает несколько зубьев, то работа мотора становится критической. Двигатели некоторых автомобилей, оснащенных электронным управлением, вообще не заводятся, так как ЭБУ автоматически отключает мотор во избежание поломок. Но если компьютера, предохраняющего двигатель, нет, последствия станут очень плачевными.
Менять или подтянуть
Заменять ремень ГРМ в срочном порядке нужно, если визуальный осмотр дал следующую картину:
- сильно разлохмачен один из краев изделия;
- гладкая, внешняя сторона изделия имеет следы прижогов, истерта;
- на внутренней стороне подрезаны зубья;
- есть трещины.
Если же состояние ремня хорошее, но произошло его ослабление (перескок на один или несколько зубьев), нужно проверить работу натяжных устройств.
Проверяется степень натяжения следующим образом: за привод цепляют весы и тянут до 10-килограммовой отметки. Не ослабляя хвата, замеряют отклонение привода от «спокойного» положения. Укажет на слабую натяжку отклонение более чем на 5,5 мм. В противном случае, виновников перескока становится само изделие, которое и надо менять.
Регулировка натяжного ролика
Самостоятельно или на сервисе
Натянуть ремень ГРМ удастся и самостоятельно, если под рукой будут нужные инструменты. В частности, специальный регулировочный ключ и базовый набор гаечных ключей. Ниже подробно о том, как самостоятельно это сделать.
- Поставить машину на ровную площадку, обесточить аккумулятор.
- Открыть капот, демонтировать защитный кожух с ГРМ.
- Ослабить крепление натяжного ролика.
- Осуществить процедуру натяжения, используя регулировочный ключ. Надо вставить в специальные отверстия на гайке рожки ключа. Затем провернуть инструмент против часовой стрелки.
- После натяжения зафиксировать ролик, завернув гайку крепления.
- Проверить степень натяжения с помощью весов. Если что-то не так, повторить процедуру.
Однако выполнить данный процесс удается не всегда и не у всех. А при отсутствии опыта, можно легко повредить смежные элементы ГРМ. Нужно действовать максимально осторожно или сразу доверить натяжку ремня специалистам.
Натяжение ремня ГРМ — процедура сложная, она имеет свои нюансы. Инструкция действий может отличаться, в зависимости от модификации автомобиля. На некоторых моделях ролик выполняет двойную функцию — не только просто натягивает, но и улучшает сцепление зубьев в определенном месте, а также показывает индикацию.
Еще для нормальной регулировки крайне важно выкрутить свечи зажигания, так как вращение распредвала при наличии компрессии в ДВС очень вредит ремню. Да и вообще, крутить за болт распредвала не рекомендуется! Лучше это делать путем проворота водяного насоса — в частности, на Опелях и автомобилях, где присутствует эксцентрик.
Другая сложность — перетягивание ремня. Оно настолько же вредно, как и слабое натяжение. Ресурс изделия сокращается в этом случае почти втрое. Но и это еще не все. Одновременно большим нагрузкам подвергается помпа и ролик, так как из-за перетяга увеличивается температура и сила противодействия.
Порванный ремень ГРМ
Вот что конкретно может произойти из-за перетягивания:
- уменьшается ресурс привода ГРМ;
- изнашивается ролик и натяжное оборудование;
- повреждается водяной насос;
- загибается шпилька, выполняющая функцию опоры ролика.
Естественно, могут повредиться и другие системы автомобиля. Например, может нарушиться компрессия.
Как проводить регулировку, если вытянулся ремень ГРМ — самостоятельно или в СТО, решать вам. При наличии должного опыта, конечно, можно провести эту операцию. В иных случаях лучше не рисковать, а сразу отвезти машину в проверенный автосервис.