Подключение реле вентилятора охлаждения после установки радиатора с вентилятором.
Всем пятничный привет, сегодня аж пятница 13 Ноября 2015. Вот в этот день давайте и расскажем об установке радиатора охлаждения с вентилятором, но больше всего поговорим о подключении выносного 4х контактного реле, так как прошлым хозяином родной монтажный блок (чя) 17.3722 (1988-1998) был заменен на 2114-3722010-18 (с 1998). Для начало были установлены предварительно отмытые резинки рамки радиатора где проходит основная проводка. И поставлены назад 2 больших нижних резинки с клеймом 89г (в новом комплекте идут 2 маленьких).
После этого устанавливаем радиатор с прикрученным вентилятором. Подготавливаем еще одну большую резинку и крепежную пластину. С первого раза поставить не получилось, в итоге радиатор встал на место после ослабления крепежа рамки вентилятора, в таком положении был затянута крепежная пластина, а после рамка вентилятора к радиатору.
Вот он родной на месте.
А вот теперь предстоит разобраться, что же сделано с проводкой. Ужасная реализация подключения реле вентилятора. Все давно придумано и можно собрать аккуратно, но изолента это же быстро она творит чудеса. Давайте сделаем все по нашим семейным традициям. 4х контактное реле и колодка были куплены еще при замене ремня грм. Для начало заменим клеммы на 2х контактной фишки подключаемой к вентилятору охлаждения. Предварительно прозваниваем провода удостовериться, что они целые. Померив, что проводов для подключения хватает, отрезаем то, что было варварски испорчено и ставим новые клеммы (мама 6,3).
Теперь предстоит сделать новую схему подключения выносного реле, в этом помогал 4epenallika . Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков (чя) родного который должен быть на авто 17.3722 (1988-1998) и его заменителя 2114-3722010-18 (с 1998). На бумаге схематично уже накидали схему по которой будет реализовано подключение.
По нашей схеме, мы использовали стандартное подключение, не чего не придумывали, в монтажном блоке 2114-3722010-18 (с 1998) пользовались стандартными колодками подключения. Для лучшей наглядности потратил время и изобразил понятную схему подключения выносного 4х контактного реле.
А теперь постараюсь расписать более подробно или запутать. Выносное реле будет установлено на одну из шпилек крепления комутатора, чтобы провода подключения были не такие длинные. Начнем с провода подключения вентилятора Ш5-5, вытаскиваем его из колодки (разъем на нем мама 6,3, а на реле папа 6,3 переделывать не надо) и выводим в моторный отсек проверяя на сколько хватит длины. Провод будет присоединен к выводу 87 на реле. В колодку Ш5-5 по месту делаем новый провод, обжимая с двух сторон мамы 6,3 и выводим его туда же, он будет подключен к выводу 30 на реле. Колодку Ш5 подключаем обратно в монтажный блок, который имеет обозначение Х5 (2114-3722010-18). В этой цепи Ш5-5 – Х5 присутствует стандартный предохранитель F5 — 20А (старое обозначение для блока 8 — 16А), который отвечает за электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты).
Провод от датчика включения вентилятора Ш6-9 (бело-черный) вытаскиваем из колодки так как в монтажном блоке 2114-3722010-18 вообще отсутствует контакт для подключения. В колодке применены маленькие разъемы (мама 2,8) поэтому, чтобы не портить провод делаем дополнительный провод на одном конце маленький (папа 2,8) на другом (мама 6,3) используя колодку для маленьких разъемов, подключаем провода между собой и выводим к уже имеющимся проводам. Этот провод будет подключен к выводу 86 на реле. Колодку Ш6 подключаем обратно в монтажный блок который имеет обозначение Х6 (2114-3722010-18).
По стандартной схеме ЧЯ 17.3722 находим, что контакт реле 85 запитан от предохранителя 4 – 16А через замок зажигания. В новом ЧЯ 2114-3722010-18 имеется тот же предохранитель F7 – 30А от замка зажигания. Который отвечает за реле обмотки включения электровентилятора системы охлаждения. В колодке Ш7 имеется провод Ш7-2 моторедуктора фар в моем комплектации провод отсутствует поэтому новым проводом на одном конце маленькая мама 2,8 а на другом мама 6,3 подключаемся к колодке Ш7-2, а другим к выводу 85 на реле. Если у вас имеются моторедукторы фар и провод, то просто подключаемся к нему.
Вот такие дополнительные провода получились для подключения выносного реле, с применением разъемов и колодок подключения.
4 провода для подключения выносного реле. Выведены возле пластиковой заглушки закрывающая все провода. В специальную колодку для реле вставляем провода в соответствии со схемой. На провода решил одеть изоляцию. Колодку подключаем к реле, которое закреплено на шпильке коммутатора.
Подключение электровентилятора через реле: особенности и схемы
Настало лето, жаркая погода. Многие едут на дачу, путешествуют на машинах, часами стоя в пробках. Из-за жары электровентилятор легко может сгореть перегревшись. В такие дни данное устройство просто необходимо, чтобы радиатор с двигателем обдувались. Включается оно только в тот момент, когда происходит блокировка муфты. Но чтобы не ждать, когда это время наступит, можно сделать кнопку с принудительным включением, а как подключить вентилятор охлаждения в своей машине — узнаете ниже!
Схема подключения вентилятора радиатора
Датчик включения двигателя ставится на радиатор, имеющий у себя внизу небольшую пластину. От температуры она начинает нагреваться, двигая красный стержень, соединяющий контакты вместе. Один из контактов всегда соединяется с кузовом, уже через него скрепляясь с минусовой клеммой аккумулятора. Минус подается на электромагнит реле.
На другой контакт идет плюс при включении зажигания. Электромагнит притягивает к себе железку, соединяющую вместе контакты (30, 87) и на электровентилятор через предохранитель от генератора идет плюс, что заставляет всю конструкцию работать.
Электросхема вентилятора охлаждения происходит по следующему описанию:
- Напряжение подается на электрический двигатель вентилятора охлаждения.
- Далее, данный двигатель подключается к датчику включения этого устройства и коммутируется на массу.
- При достижении температуры срабатывания, датчик замыкается — через цепь течет ток.
- Вентилятор начинает работать!
Когда температура снижается у двигателя — датчик, соответственно, размыкается, ток прекращает течь, электровентилятор останавливается: происходит отключение системы.
Обратите внимание, что схема подключения вентилятора охлаждения через реле отличается тем, что весь заряд идет на массу. При его замыкании ток течет через первичную обмотку, контакты 87, 30 замыкаются — I начинает течь в цепи электродвигателя. При понижении температуры происходит обратный процесс.
Первичная обмотка подключается к плюсу 12 В на катушку зажигания. Провод тянется к 86 выводу реле. С 85 тянется на датчик вентилятора. С датчика включения провод приходится на массу. Получается минимум проводов, а реле находится в непосредственной близости от датчика включения.
Варианты схем
Схема включения вентилятора охлаждения с помощью реле зависит только от правильного соединения плюса с минусом, соответственно, проводов!
Как работает реле
Электровентилятор со временем начинает потреблять большое количество электроэнергии, в отличие от нового. Пусковые токи могут просто испортить выключатель температуры.
Основная задача реле — коммутация высоко токовых цепей с помощью низко токового управляющего сигнала.
Типичное реле представляет собой катушку на сердечнике, являющуюся электромагнитом и группу контактов, замыкающихся или размыкающихся между собой. Катушка срабатывает при очень низких значениях тока в несколько миллиампер. Пропускаемые контакты дают пройти через себя большие токи.
Обозначается реле на схеме буквой К с числовым индексом, показывая его порядковый номер и при помощи 2-х блоков: первый — электромагнит, второй — группа контактов.
Характеризуется оно следующими параметрами: напряжение, ток, при которых срабатывает реле, а также U, ток комутации: какую величину I он сможет пропускать по своим контактам. Превышать U нельзя — может возникнуть напряжение контактов, последующее их прилипание друг к другу.
Подключение вентилятора охлаждения через реле
Имеется электровентилятор, от него отходят 2 провода. Один ведет к термодатчику, другой — к реле. Дополнительно можно подключить лампочку контроля работы Карлсона через 87 контакт для лучшей визуализации, диагностики.
На крышке вы увидите обычную схему 4-х контактного реле, с помощью которого можно понять какие контакты являются электромагнитами:
- 30;
- 80;
- 87;
- 85.
По схеме подключения электровентилятора через реле 30 и 85 пускают на аккумулятор. На датчик вентилятора идут только минусовые провода. Если вы кинете к нему плюсовой — он у вас постоянно будет перегорать. На 2 минусовых провода подключается кнопка, чтобы замыкать цепь.
При разрыве тока на реле электровентилятора возникает искра, поэтому стали делать модели со встроенным диодом.
87 идет на фишку вентилятора, 80 — на датчик охлаждения. Плюсовой провод подцепляете сразу к вентилятору, кидая на массу.
Совет: 2 провода, отходящих от вентилятора лучше всего спаять (скрутить, заизолировать). Это нужно для того, те не повредеились, т.к. здесь могут проходить большие нагрузки, сам разъем находится в моторном отсеке, где присутствует влага, контакты окисляться, поэтому лучше перестрахуйтесь!
Для отдельного использования реле используется кнопка, фиксирующаяся при включении, она будет давать минус на 86 контакт, замыкая его. Протягивается она на рулевую колонку через магнитолу (можно попробовать спицей), в итоге получается принудительное включение вентилятора. Синий провод идет на массу, коричневый — на управляющие контакты.
Причины неисправности вентилятора
Первое, что нужно проверить — уровень тосола в расширительном бочке. При недостаточном уровне его температура может не достигнуть нужной точки, при которой включается датчик. При полной исправленной цепи питания вентилятор включаться не будет.
Если не будет открываться термостат, в него не сможет попасть горячий тосол. Это является причиной, по которой вентилятор неисправно работает.
Проверить, генерирует ли термостат — просто! Нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, пощупав нижнюю часть радиатора — они должны быть горячими.
Можно приступать к проверке самого вентилятора и цепей его питания:
- Снимите контакты с датчиков вентилятора.
- Присоедините их друг к другу — вентилятор должен включиться. Если так произойдет — все исправлено.
- Значит не включается вентилятор из-за датчика. Для проверки — нагрейте его до температуры включения (92 градуса) и посмотрите, замыкается ли цепь.
- Посмотрите его предохранители (располагается в монтажном блоке).
- Реле тоже нужно проверить: подключите его к аккумулятору по схеме, нарисованной на нем.
- Если вентилятор все равно не включается — проведите осмотр его самого: подключите напрямую к автомобильной батарее.
- Еще одна причина — сгорание дорожки монтажного блока. Когда она повреждается — появляется запах горелого.
- На инжекторном двигателе проверьте целостность цепи.
Бывает такое, что вентилятор работает постоянно. Связано это с:
- термодатчиком;
- сломанным блоком;
- реле;
- замыканием цепи.
Схема – реле включения вентилятора системы охлаждения авто
Для реализации схемы срабатывания системы охлаждения существует множество схем, рассмотрим одну из них, которая показала себя наиболее эффективно. Принцип работы заключается в включении вентилятора, охлаждающего двигатель при достижении им определенной температуры.
В итоге устройство будет представлять собой реле с системой управления переключающего реле при достижении определенной температуры двигателя. Принципиальная схема строится на основе коммутаторе 130 из системы зажигания автомобиля ГАЗ, нельзя использовать коммутатор 131 из более поздних моделей данная схема для него не справедлива. 130-й коммутатор можно купить в любом автомагазине вещь не дефицитная, так что легко достанете.
Самым слабым месте в этом коммутаторе является транзистор КТ848, силовой транзистор расположен на радиаторе. В случае поломки элемента дело скорее всего именно в этом транзисторе.
Итак, на основе этого коммутатора строим схему, представленную на следующем рисунке.
Принцип работы простой, при увеличении температуры уровень напряжения на датчике уменьшается. Понятно, что почти все напряжения падает на подстроечный резистор R**, в момент, когда напряжение на подстроечном резисторе станет меньше напряжения стабилизации стабилитрона V** транзистор закроется, что в свою очередь приведет к открытию транзисторов V5 и V6.
Тем самым питание будет подано на управляющие контакты реле РС503(см. третий рисунок), оно переключится и вентилятор начнет вращение. Важное значение в схеме играет резистор R3 его номинал определяет значение температуры двигателя при которой произойдет отключение вентилятора.
Чем меньше будет номинал резистора R3, тем больше будет разница температур между включением и выключением вентилятора. Другими словами при уменьшении номинала резистора R3 двигатель придется охлаждать дольше.
Во избежание выхода из строя реле резистор R3 не стоит ставить меньше 50 кОм, вообще его значение варьируется в диапазоне от 50 кОм до 1 Мом. Резистор R** является более тонким инструментом подстройки температуры включения реле, с помощью него можно будет отрегулировать температуру включения с погрешностью в 1 градус. Общая схема подключения принципиальной схемы, реле, питания, датчика температуры представлена ниже.
Устройство будет находиться в агрессивной среде подверженной вибрации и температуры, поэтому изначальная настройка на определенную температуру со временем уйдет на 2-3 градуса. В остальном схема проявила себя очень хорошо.
Устройство и назначение вентилятора радиатора, обзор распространенных неисправностей
В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.
Что же такое электровентилятор радиатора?
Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.
Каким образом включается вентилятор?
В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.
Возможные неполадки в работе электровентилятора
Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:
- Поломка электродвигателя;
- Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
- Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
- Сгорел предохранитель электровентилятора;
- Сломалось реле выключения вентилятора;
- Вышел из строя датчик включения;
- Неисправен клапан расширительного бачка.
Как проверить вентилятор радиатора
Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.
Проверка электропроводки
Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.
Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей
Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.
Проверяем датчик включения электровентилятора
Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.
Замена предохранительного клапана бочка радиатора
Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.
Непрерывная работа электровентилятора охлаждения
Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:
- Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
- Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
- Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.
Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.
Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.
При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.
Не работает вентилятор охлаждения: причины, диагностика и ремонт
Независимо от конструкции ДВС, этот важный элемент автомобиля нуждается в тщательном охлаждении, чтобы избежать перегрева и вследствие чего поломки подвижных конструкций. ДВС современного типа оснащены ОЖ (охлаждающей жидкостью), циркулирующей посредством водяного насоса. Чтобы она не закипала применяется специальный радиатор, состоящий из нескольких тонких трубочек и ламелей.
В процессе перемещения воздух попадает на металлическую поверхность и проходит между ламелями, что помогает охладить металл. В результате температура жидкости постепенно снижается. Чтобы не допустить возникновения критической ситуации, важно оперативно определить локализацию поломки и узнать, по каким причинам не работает вентилятор охлаждения.
Общее представление о вентиляторе охлаждения
Конструкция представлена в виде обыкновенного электрического двигателя, который питается 12В от бортовой сети. Вал имеет специальную крыльчатку, посредством которой формируется воздушный поток, направляющийся к поверхности радиатора. Вентилятор крепится к передней части станины, а с обратной стороны прикрывается радиаторной решеткой.
На примере ВАЗа стоит отметить, что чаще всего в системе работает один вентилятор, но встречаются и исключения среди отечественного автопрома , а также иномарок. Так, например, НИВА оснащена крыльчаткой с двумя независимыми электромоторами. Подобная конструкция способствует увеличению скорости охлаждения жидкости, что является дополнительной гарантией сохранности двигателя.
Как активизируется устройство
Активация работы охлаждающего вентилятора может осуществляться несколькими способами. Все зависит от марки и конфигурации транспортного средства. Если машина имеет карбюраторный двигатель, то температура жидкости должна достичь диапазона 105-107 градусов. Тогда автоматически включается датчик, отправляющий сигнал на реле. Оно в свою очередь подает питание на электрический мотор, замыкает цепь.
Машины, оснащенные инжектором, имеют несколько другую систему охлаждения и работу вентилятора. Все процессы запускает электронный блок управления. Первоначально информация с датчика обрабатывается контроллером, а потом передается на реле.
Причины возникновения неисправности
Когда температура жидкости повышается до критического уровня, это означает, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Главная цель – это как можно быстрее определить локализацию неисправности и ликвидировать ее. Существует ряд самых распространенных причин, почему не включается вентилятор охлаждения:
электрический двигатель вентилятора перестал работать;
нарушение целостности проводки, которая обеспечивает беспрерывное питание электромотора и подключения датчика включения;
контакт датчика и электродвигателя перестал быть надежным;
предохранитель перегорел;
реле вентилятора оказалось неисправным;
сломался датчик;
предохранитель клапана расширительного бачка работает с перебоями.
Определить неисправность в каждом случае возможно самостоятельно. Разберем каждый пункт более подробно.
Если сломался электродвигатель вентилятора
Если не работает вентилятор охлаждения, то в первую очередь важно проверить, в каком состоянии находится электропривод. Для этого потребуется взять 2 провода, сделать подключение к вентилятору и организовать питание от АКБ напрямую. Если запуск прошел успешно, значит, элемент исправен и нужно проводить диагностику дальше.
Также стоит обратить внимание на разъемы и контакты в электродвигателе. Иногда неисправность появляется из-за скопления грязи и пыли, а также окисления металлических элементов.
Если после подключения к АКБ ничего не произошло, значит, проблема в электроприводе. Поломка случается по нескольким причинам:
щетки износились;
коллектор разрушился;
обмотка ротора замкнулась.
В первом варианте достаточно поставить новые щетки. Во втором и третьем случае ситуацию исправить невозможно. Нужен новый вентилятор.
Проверка проводки
Не менее распространенная причина, по которой вентилятор охлаждения перестает работать. Может произойти разрыв провода или замыкание. Для проверки достаточно использовать обыкновенный тестер, предварительно активировать режим детектора. Сделать прозвон проводки, которая соединяет контроллер с предохранителем, реле и электродвигателем.
Проверка предохранителя и реле вентилятора
Для начала нужно сделать проверку предохранителя вентилятора. Как правило, он располагается в блоке монтажа под капотом. Чаще всего маркируется обозначением F7. Проверку сделать при помощи тестера. Если все в порядке, нужно найти реле включения. Чтобы найти необходимое реле, рекомендуется использовать руководство автомобиля. Под капотом должно располагаться 3 реле.
В кустарных условиях определить работоспособность практически невозможно, поэтому легче всего воткнуть реле в соседнее гнездо.
Тест датчика включения
Еще одной популярной причиной, из-за которой не работает вентилятор, выступает неисправность датчика. Точно определить, что сломался датчик, возможно только в автомобилях с инжекторами. Если отключить питание, то электронная система воспримет это как неисправность и сделает запуск вентилятора в аварийном режиме.
Когда выходит из строя датчик включения вентилятора, то следует быть осторожным. Проверку нужно проводить следующим образом: прогреть машину до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 100 градусов. Далее заглушить двигатель, открыть капот и отключить датчик, отсоединяя разъем. Далее запустить двигатель. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в неисправности датчика.
Важно обратить внимание, что в машинах с карбюраторными двигателями, сделать проверку подобным образом невозможно. В данном случае можно сделать только замену нового датчика и прогреть двигатель до рабочей температуры.
Смена предохранительного клапана
Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.
Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.
Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.
Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:
отключить клемму с АКБ;
освободить радиатор от жидкости;
отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;
нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;
не нужно затягивать датчик слишком сильно;
залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.
Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.
Несколько полезных советов
Ряд эффективных советов поможет сократить риск возникновения неисправности вентилятора, а если это произошло, то минимизировать потери:
периодически нужно контролировать работу отдельных элементов системы охлаждения. Обязательно проверять температуру охлаждающей жидкости. Показатель отображается на панели приборов. Можно прислушиваться к характерному звуку;
контролировать уровень охлаждающей жидкости, своевременно производить замену;
как минимум один раз в год требуется промывать крышку в расширительном бачке. Достаточно использовать обыкновенную воду. Легкая процедура поможет продлить эксплуатацию предохранительного клапана;
если обнаружен хотя бы небольшой сбой в системе охлаждения, нужно прекратить эксплуатацию автомобиля как можно быстрее и начать исправлять ситуацию в зависимости от локализации поломки.
Нередко происходит ситуация, когда вентилятор перестает работать конкретно из-за выхода из строя какого-то механизма. Например: реле, электропривода или датчика. Тогда нужно отключить инжектор или подключить электропривод к бортовой сети. Это поможет добраться до ближайшего сервиса без возникновения перегрева двигателя.