Устройство стартера Ваз 2109
Стартер Ваз 2109 состоит из двух основных частей, двигатель и втягивающее реле, устройство стартера Ваз 2109 показано ниже на рисунке:
Схема стартера ваз 2109: 1 – крышка со стороны коллектора, 2 – корпус, 3 – крышка со стороны привода, 4 – привод, 5 – вал якоря, 6 – втягивающее реле стартера Ваз 2109, 7 – контактные болты, 8 – вывод обмотки статора.
Ремонт стартера Ваз 2109
Перед началом ремонта и выявлением неисправности стартера Ваз 2109, его необходима снять с автомобиля, как снять стартер:
ВАЖНО: Перед началом снятия стартера на Ваз 2109 отключите массу от АКБ. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления ключом на 13 и снимите провод с контактного болта втягивающего реле стартера.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера ключом на 13.
Отверните третью гайку ключом на 13 крепления стартера сверху отсека двигателя.
Выньте стартер Ваз 2109 из картера сцепления.
Как стартер окажется в руках, можно начать поиск неисправностей. Основные неисправности стартера Ваз 2019 — это выход из строя втягивающего реле или износ втулок стартера в редких случаях изнашиваются щетки, так как они не подлежат ремонту, требуется замена щеток стартера Ваз 2109.
Ремонт втягивающего реле стартера Ваз 2109
Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить.
1 – контактная пластина, 2 — прямоугольные головки контактных колец.
Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.
Если устранить неисправности втягивающего Ваз 2109 не удалось, следует произвести замену на новый.
Замена втулок стартера Ваз 2109
На автомобиле Ваз 2109 устройство стартера не такое как на классических моделях Ваз и одна из втулок стартера расположена в картере КПП, а вторая в задней крышке стартера, для замены передней втулки стартера требуется снятие стартера (смотри информацию как снять стартера Ваз 2109 выше).
Втулка стартера расположенная в картере коробки передач Ваз 2109 замена. Осмотрите втулку, запрессованную в картер КПП. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.
Замена втулки стартера Ваз 2109 в крышке. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.
Сборка и установка стартера Ваз 2109 производится в обратной последовательности от снятия и разборки.
Снятие и ремонт стартера ваз 2108, 2109, 2110
Признаки неисправности
— При повороте ключа стартер не срабатывает
— При работающем двигателе стартер не отключается
— Стартер крутит, но двигатель не заводится
— Шум, скрежет при срабатывании стартера
Для снятия стартера не обязательно автомобиль поднимать или еще как то под него залезать. Все делается сверху моторного отсека.
1. Скинте «-» от аккумулятора.
2. Отсоедините провод тягового реле. Бывает, что это провод просто выходит из зацепления. Если вы не слышите стартер, то проверьте сначала данное соединение. Разъем может отойти от тряски автомобиля или окислиться, т.к на нее попадает грязь, влага и дорожные реагенты. В этом случае его нужно зачистить и по возможности защитить от окружающей среды.
3. Ключом «13» откручиваем гайку «+» провода стартера
5. Ключом «на 15» откручиваем две гайки крепления стартера к картеру сцепления.
6. достаем стартер.
7. Головкой «на 10» откручиваем гайку нижнего вывода тягового реле и снимаем провод.
8. Головкой «на 8» откручиваем два болта крепления тягового реле
9. Отсоединяем его.
Между тяговым реле и передней крышкой стартера находится прокладка. Снимаем ее и вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле. Якорь находится в зацеплении с передней крышкой ухом. Когда будете доставать якорь, то доставайте заведя его в бок, чтобы ухо вышло из крючка.
10. Ключом «на 10» откручиваем две гайки на шпильках шпильках.
11. Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки.
12. Снимаем с вала якоря центральную шестерню.
13. Крестовой отверткой откручиваем два винта. Если винты, почерневшие от гари, то это может быть признаком того, что внутри стартера проходят запредельные токи.
14. Снимаем заднюю крышку, поддев ее отверткой. Крышка является «-» стартера. В связи с несовершенством конструкции, на минусовые клемы внутри стартера могут попадать влага, грязь и прочее…..и окисливать контакты.
15. Вынимаем щетковый узел.
16. Достаем из статора якорь.
Бывает так, что магнитные полюса (магниты создают магнитное поле) отслаиваются от корпуса стартера и охватывают или пристают к самому якорю. Это происходит в случае неисправности замка зажигания, когда ключ не возвращается в обратное положение, когда двигатель уже завелся, либо сам водитель передерживает ключ. В этот момент уже не стартер проворачивает маховик, а наоборот, маховик крутит стартер. В узлах стартера присутствуют хоть и очень малые, но люфты и вот за счет них якорь и сбивает магнитные полюса. Как следствие возникают запредельные токи и крепления крышки, и щеточный узел испытывают эти токи на себе и конечно выходят из строя.
17. Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.
18. Извлекаем опору вала якоря.
19. Достаем три шестерни привода.
20. Нажимаем пальцем на шестерню привода и отверткой поддеваем опору рычага, снимаем привод в сборе
21. Снимаем опору с рычага.
22. Ставим торцевую поверхность коронной шестерни на деревянную поверхность
23. Расположив ключ «13» на ограничительном кольце хода шестерни привода и, ударив молотком по ключу, спрессовываем его.
24. Снимаем запорное кольцо поддев его отверткой
25. Снимаем привод в сборе.
26. Щипцами разжимаем стопорное кольцо и снимаем его.
27. Снимаем шайбу…
28…и опору вала привода.
29. Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.
Проверьте визуально коллектор и обмотку якоря. Не допускается чрезмерная гарь на обмотке. Небольшую гарь убираем мелкой абразивной шкуркой. Небольшие задиры устраняем шкуркой и полировкой. Все должно хорошо держаться и не отслаиваться.
Проверка якоря.
Сопротивление между коллекторами (ламелями)
тестер ставим на 20 ом и проверяем ламели парами. Причем вторая ламель становится первой, в процессе продвижения по ним.. Если показатели на всех парах ламелях примерно равны 0.07-0.08 или чуть меньше или больше этих показаний, то якорь в рабочем состоянии
Проверка обмотки изоляции.
Ставим тестер на 20к. Один щуп тестера ставим на ламель, другой на электротехническое железо. Если все хорошо, то тестер будет показывать единицу. Минимально допустимое значение 15-20кОм.
Если у вас есть сомнения в показаниях, то лучше заменить якорь
При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
П о л е з н о. Медную шинку (загнутая плоская, медная пластинка с противоположной стороны щеточного узла ) можно доработать, обмотав ее по всей длине изолентой, тем самым свести на нет случайное соприкосновение с контактами минуса. Для этого конечно предусмотрена бумажная прокладка, но она не гарантирует что «-» и «+» не будут замыкаться. При установке новых щеток их желательно притереть к якорю, чтобы площадь соприкосновения между ними была выше и предотвратит чрезмерное искрение. Для этого охватываем якорь (ломели) по всему диаметру стеклянной бумагой (но не обычной наждачной ). Крышку прикручиваем к щеточному узлу и вращаем эту конструкцию по якорю обхваченным бумагой ПРОТИВ. часовой стрелки.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Собирают стартер в обратном порядке
1. Перед монтажом щеткового узла, на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток, для того, чтобы щетки вдвинулись в направляющие. Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины…
3. После установки щеткового узла, на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
4. Крепим заднюю крышку к щетковому узлу.
5. При установке якоря в статор придерживайте длинной отверткой якорь от притягивания его магнитами статора и опускайте статор на заднюю крышку.
6. Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливается на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.
7. Шестерни планетарного редуктора смазываем «Шрусом» или литолом
Стартер ВАЗ 2109
Стартер ВАЗ 2109 имеет классическую конструкцию электродвигателя со щёточным узлом, обмоткой, редуктором и возвратным электромагнитным реле. Принцип работы механизма состоит в раскрутке коленчатого вала двигателя до полного запуска цикла зажигания – возгорания топливной смеси в цилиндрах и включения генератора. Питание стартера в общей электроцепи автомобиля происходит от аккумуляторной батареи постоянного тока, после срабатывания привода коленвала, когда его крутящий момент становится больше, чем скорость вращения маховика, втягивающее возвратное реле даёт импульс на возвратную муфту, отключая приводной узел.
Штатные стартеры на модели ВАЗ 2108, 2109 и модификации 21099 «Самара» – взаимозаменяемы и подходят к любой из этих модели как по техническим характеристикам, так и по установочным креплениям. За всё время производства модели ВАЗа этой серии комплектовались в основном тремя типами стартера с оригинальными номерами:
- 3708 – базовая версия с кольцевым коллектором и приводом роторного типа. Его мощность составляет 1,3 Квт при потребляемой силе тока в 40 А.
- 3708 – модернизированная версия предыдущего с цилиндрическим коллектором, мощностью в 1,3 Квт и силой тока в 60 А.
- 3708 – усовершенствованный стартер для семейства «Лада-Самара» с металлокерамической втулкой для рабочей части вала якоря мощностью в 1,5 Квт и значением силы тока на холостом ходу в 80 А.
Различия в конструктивных особенностях этих стартеров небольшие – изменения были внесены в элементы коллекторных узлов, приводов бендикса и некоторых материалов втулок, выполненных из металлокерамики. Версия 5712.3708 позже была оснащена редуктором привода планетарного типа.
Сравнительные характеристики штатных стартеров ВАЗ 2109
423.3708 | 5712.3708 | |
---|---|---|
Номинальная мощность | 1,3 КВТ | 1,55 Квт |
Максимальна сила тока при запуске двигателя | 250 А | 370 А |
Потребляемая сила тока при срабатывании реле | 500 А | 700 А |
Потребляемая сила тока на холостом ходу | 60 А | 80 А |
Типичные неисправности стартера
Все поломки стартерных механизмов делятся на два типа: механические и электрические. При выходе из строя рабочих элементов шестерёнок бендикса, маховика (их износу, либо повреждению зубьев), нарушению работы рычага привода, обгонной муфты, возвратной пружины – причина поломки механическая, при этом стартер ремонтопригоден. Изношенная деталь подлежит замене.
Нарушения режима работы в электрике стартера сложнее: сгоревшая обмотка коллектора или якоря, сломанный редуктор, изношенные щётки восстановлению не подлежат, в этом случае меняют весь механизм в сборе на новый. Единственная деталь в электроцепи, которую можно заменить без последствий – это втягивающее реле. Часто сбои в электрике происходят в результате попадания влаги, загрязнений, из-за чего возможно падение мощности, короткие замыкания и окисление контактов. Такого рода неисправности устраняют чисткой электрических элементов с последующей обработкой специальными антикоррозийным составом.
Характерные признаки неисправности стартера:
- При включении зажигания (подачи тока с АКБ) стартер не крутит, слышен щелчок, пуска двигателя не происходит: возможная причина – выход из строя реле, поломка редуктора, заклинивание шестерёнок передаточных узлов бендикса или маховика, короткое замыкание щёток.
- Стартер запускается медленно с потерей мощности оборотов вала и посторонним скрежетом – механическое повреждение передаточных звеньев, обрыв обмотки в коллекторе или якоре, загрязнение внутренних узлов.
- После запуска двигателя стартер продолжает работу – выход из строя втягивающего реле, поломка возвратной пружины или обгонной муфты.
- Зажигание не срабатывает, либо срабатывает с запозданием и последующей потерей мощности, недостаточной для поворота коленчатого вала – нарушения в электроцепи, окисление клемм, обрывы в обмотке якоря.
- Стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигание – не поступает ток с аккумуляторной батареи: нарушены контакты на клеммах АКБ, либо она разряжена.
Диагностику электрических причин неисправностей можно произвести, не снимая стартер, с помощью специального оборудования (микрометром или тестером) замерив показатели мощности и силы тока на якоре, контактах втягивающего реле и возвратной муфте. Первый признак электрической поломки – падение напряжения во время пуска. Нормой считается отклонение в 1-2 Вольт при включении зажигания, большие отклонения (возможно в два раза) – верный признак того, что неисправны щётки, обмотка, либо втулки. Если с электрикой всё в порядке и показатели в норме, то для определения механической причины поломки стартер демонтируют, разбирают, устанавливая возможные повреждения визуально.
Срок эксплуатации стартера зависит от количества полных запусков системы зажигания и условий работы. При низких температурах его износ происходит быстрее: масло в двигателе становится вязким, поэтому электрическая цепь, редуктор и движущие узлы испытывают повышенную нагрузку. Частый запуск с недостаточным зарядом АКБ автомобиля также может приводить к нарушению работы реле, преждевременному износу обмотки коллектора, на якоре и щёточного узла.
Снятие и установка стартера ВАЗ 2109
Перед работой необходимо отключить аккумуляторную батарею, сняв клемму «минус».
- Снять контакты с торцевой крышки стартера, открутив болты на клеммах:
- Колодку жгута с проводкой снять и отвести в сторону:
- Для доступа к нижним креплениям стартера снять поддон картера, отвернув четыре болтовых соединения:
- Затем отвернуть две гайки на нижнем креплении стартера
- Верхнюю гайку на стартере открутить в последнюю очередь
- После этого механизм снимают с креплений:
Новый или восстановленный стартер устанавливают строго в обратном порядке. При монтаже важно не повредить изоляционный слой на проводке, проследив состояние клемм на предмет образования окислов.
Ваз 2109 ремонт стартера
Стартер на ВАЗ-2109 – это надежное устройство, которое редко выходит из строя. И когда такой момент наступает, автомобиль уже не заводится, тем самым создавая массу хлопот своему хозяину.
Опытные автовладельцы уже по звуку работы устройства могут определить проблемы, которые могут возникнуть в перспективе. В таких случаях лучшим выходом будет проведение профилактических работ, нежели заниматься устранением серьезной неисправности.
Стартер очень просто снимается с машины и также легко разбирается. Поэтому заняться устранением неисправностей может практически каждый автолюбитель. В статье мы подробно рассмотрим вопрос о том, как происходит ремонт стартера на ВАЗ-2109 своими руками.
Принцип работы стартера
Перед тем как заняться поиском и устранением неисправности, желательно знать, как устроен стартер и как он работает. Только с этими познаниями вы наиболее точно сможете определить возможные проблемы с устройством.
Стартер на ВАЗ-2109 складывается из следующих элементов:
- Мотор, к которому подается постоянный ток через четыре щетки.
- Муфта, обеспечивающая свободный ход с шестерней, которая предназначена для запуска маховика двигателя.
- Тяговое реле, отвечающее за выдвижение муфты с шестерней при включении устройства.
Вам как автомобилисту необходимо помнить, что в стартере есть втулки, которые обеспечивают свободное вращение ротора, шестерни и муфты.
Одна из таких втулок размещена внутри устройства, а вторая располагается в картере сцепления.
Стартер выполняет свои функции путем преобразования электрического сигнала во вращательное движение шестерни привода. По щеткам передается электричество на мотор. Одновременно с этим выдвигается муфта и соединяется шестерня с маховиком.
Для запуска мотора необходимо кратковременное вращение стартера. Как только ДВС был запущен, муфта устройства возвращается на свое место.
Самые распространенные поломки стартера
Проводить поиск неисправностей рекомендуется с его работы на автомобиле, потому как после демонтажа стартера выявить некоторые поломки будет достаточно трудно. Основные симптомы выражаются в следующих ситуациях:
- Нехарактерный шум во время запуска двигателя.
- медленное вращение или его полное отсутствие.
- Устройство вращается, но шестерня с маховиком не сцепляется.
- Стартер вращается с маховиком, но впоследствии появляется разрыв зацепления.
- При повороте ключа не происходит никаких признаков «работоспособности» устройства.
В каждом из вышеизложенных случаев необходимо смотреть подкапотное пространство. Вполне вероятно, что проблема может скрываться в плохих соединениях контактов и разъемах электрической части. Дополнительно проверьте состояние АКБ, возможно, он разрядился.
Диагностика стартера
Проверить работоспособность стартера можно без демонтажа устройства при помощи мультиметра. Как показывает практика, удобнее всего использовать цифровой прибор.
- Аккумуляторные клеммы соединяются с полюсами измерительного прибора. За показаниями попросите проследить помощника, а сами садитесь в автомобиль. Для безопасности установите КПП в нейтральное положение и затяните ручник.
- Как только тестер был подключен, вольтметр должен показать напряжение. Если с АКБ все в порядке – значения будут находиться в диапазоне от 11 до 13 В.
- Поверните ключ зажигания, включите стартер. В этот момент замерьте напряжение. Если система теряет 1-2 В, то стартер не оказывает сопротивления. Если показания уменьшаются в два раза, тогда можно сделать вывод, что «стартер берет на себя». В такой ситуации, возможно, износились щетки или втулки.
- После демонтажа устройства можно проверить состояние тягового реле. Подайте к выводам на корпусе напряжение 12 вольт от АКБ. Если обгонная муфта передвигается к передней крышке, тогда с этим узлом все в порядке. В ином случае понадобится покупать новый элемент и менять.
Демонтаж стартера
Бывают ситуации, когда стартер можно отремонтировать только после его демонтажа. Здесь все достаточно просто, и никаких трудностей возникнуть не должно. Снять его можно за считанные минуты. Для этого вам потребуется смотровая яма, эстакада или подъемник, а также набор ключей.
- Поставьте автомобиль на ручник и на первую передачу КПП.
- Снимите минусовую клемму с АКБ.
- Разъем с проводом отключается от вывода тягового реле стартера.
- Открутите гайку, которая крепит контактный болт реле, и снимите провод.
- Если присутствует защита картера мотора, тогда снимите ее путем поочередного откручивания фиксирующих болтов.
- Открутите две гайки, которые удерживают стартер в посадочном месте. Делать это лучше снизу моторного отсека. Третью гайку лучше откручивать сверху.
- Теперь стартер можно извлечь.
Очистите устройство от загрязнений перед тем, как разбирать его.
Последовательная разборка стартера
Весь процесс происходит в несколько этапов, и на каждом можно выявить потенциальную неисправность.
Первый этап подразумевает осмотр щеток после их снятия. Как правило, это наиболее распространенная проблема, которая препятствует нормальной работе стартера. Для этого сделайте следующее:
- Открутите два винта, которые фиксируют крышку защиты. Она снимается очень легко.
- Отверткой с вала снимите стопорное кольцо и регулирующие шайбы.
- Следующим шагом снимите две гайки стяжных шпилей и со стороны коллектора можно демонтировать крышку.
- Теперь при помощи отвертки можно отжать пружины и вытянуть щетки из посадочных мест.
Чтобы измерить высоту щеток, используйте линейку или штангенциркуль. Если высота элемента меньше 12 мм, тогда их следует заменить. Если на поверхности есть сколы и трещины, это также является поводом к их обновлению на новые детали.
Демонтаж и проверка якоря
Следующим этапом идет проверка якоря. Если щетки в нормальном состоянии продолжаем разборку стартера:
- Снимите корпус со статором. На якоре осмотрите состояние коллектора и целостность обмотки. При наличии нагара или пробоя необходимо мелкозернистой наждачной бумагой обработать проблемные места.
- Обмотка якоря и статора диагностируется при помощи омметра.
Проверка обгонной муфты с шестерней
Для того чтобы добраться до обгонной муфты с шестерней, нужно будет вытянуть якорь из передней крышки. Последовательность действий:
- Снимите стопорное кольцо рядом с обгонной муфтой, а далее демонтируйте ограничительное кольцо.
- На следующем шаге снимается пластмассовый упор рычага и достается якорь.
- Теперь выньте промежуточную опору с вала.
- Визуально оцените состояние зубьев шестерни. Если заметили явные дефекты, тогда этот элемент подлежит замене.
Проверка тягового реле
Тяговое реле необходимо менять, когда при подаче напряжения обгонная муфта не выдвигается. Некоторые разновидности стартеров комплектуются разборными реле. Однако лучше менять элемент целиком.
- Для демонтажа узла открутите два винта, располагающихся в передней части.
- Далее поднимите немного реле и отсоедините якорь от рычага.
- Теперь можно извлечь узел из корпуса вместе с пружиной и якорем.
Если по прошествии этих этапов проверки стартера проблема с работоспособностью была решена, тогда после всех ремонтных работ сборка и установка устройства в автомобиль производится в обратном порядке.
Подводя итог, отметим, что в статье мы рассмотрели общий принцип работы стартера, процесс разборки устройства, а также определение потенциальных неисправностей на ВАЗ-2109. Теперь на основании только что полученной информации вы без проблем сможете отремонтировать данное устройство на своем автомобиле.
Устройство стартера ВАЗ 2109 – неисправности, схема подключения, ремонт своими руками
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Автомобиль ВАЗ 2109 стал родоначальником целой серии очень удачных и популярных моделей. Начало выпуска первых переднеприводных ВАЗовских модификаций произвело настоящий фурор.
Дизайн, компоновка силового агрегата, стиль управления, оформление салона – всё было новым и притягательным. Вождение также дарило совершенно иные ощущения. Машинка была более маневренной, приёмистой с мягким, информативным управлением.
Многообещающее начало сменилось реалиями особенностей отечественного производства – поломки были позаимствованы от прежних «Жигулей». В особенности это касается системы пуска. Не удивительно, ведь: как принцип работы, так и устройство стартера ничуть не изменились.
Ремонт стартера ВАЗ 2109 для опытного автолюбителя, который уже успел познакомиться с этим агрегатом в старых моделях «классики», совершенно не представляет затруднений.
Как в большинстве автомашин, устройство стартера ВАЗ 2109 достаточно привычно:
- электромотор постоянного тока на четыре полюса с электромагнитным включением;
- муфта свободного хода в комплекте с шестернёй;
- тяговое реле.
Неисправности стартера ВАЗ 2109, которые чаще всего встречаются
Учитывая, что общая конструкция стартера не претерпела совершенно никаких изменений, разработчики всё же попытались внести определённых коррективы, модернизировали некоторые детали.
Основное отличие – это втулка вала, которая теперь не принадлежит стартеру, а устанавливается в картере системы сцепления. Об этой детали часто забывают во время диагностики и ремонта. Проводя ремонт стартера 2109, неопытные водители с недоумением обнаруживают признаки поломки, когда в самом стартере заменено всё, что только можно заменить.
Замена втулки стартера ВАЗ 2109 также имеет свои особенности. Её не так уж легко извлечь, если не знать, как это правильно делать. Осуществить это очень просто, если ввинчивать подходящий по диаметру метчик. Нарезая резьбу внутри изношенной втулки, он аккуратно извлечёт её из гнезда.
В остальном, неисправности стартера ваз 21099 (и всех иных модификаций 9-ки), которые чаще всего встречаются, могут быть такие:
- вал стартера не вращается или вращается очень медленно;
- вал вращается, но шестерня не получает качественного зацепления с венцом маховика;
- втягивающее реле многократно впустую срабатывает, но не удерживает шестерню в зацеплении;
- при работе стартер издаёт необычный шум.
О том, как проверить стартер ВАЗ 2109, можно прочитать в специальной литературе, но если возникли проблему с запуском мотора, незамедлительно следует приступить к ремонту.
Разборка стартера ВАЗ 2109 и устранение неполадок
Перед любым ремонтом системы пуска, необходимо обязательно проверить состояние аккумуляторной батареи, а также качество контактов на цепи: аккумулятор – замок зажигания – реле стартера – тяговое реле.
Очень часто причина плохого пуска кроется в этой части и стартер оказывается совершенно не причём. Перед разборкой должна быть подробно изучена и запомнена схема подключения стартера ВАЗ 2109. Это важно для удачной установки после ремонта.
Снимается стартер достаточно просто. Для этого необходимо: отключить клеммы аккумулятора, демонтировать защиту картера двигателя, открутить и отключить клеммы электропроводки. После того, как будут откручены три гайки крепления к картеру, стартер оказывается у нас в руках. В ходе разборки стартера необходимо уделять особое внимание таким его частям: якорь мотора, состояние обмоток, состояние щёточного узла, изношенность шестерён, втулок, чистота контактов тягового реле.
Любая из деталей должна быть очищена и осмотрена, а электрочасти проверены специальными приборами. Для этого пригодится электрическая схема стартера ВАЗ 2109. Всё, что подгорело, сильно загрязнилось, износилось или сломалось необходимо заменять новыми запчастями и не стараться экономить на ремонте.
Источник: cartore.ru
Ремонт стартера 5712.3708 ВАЗ-2109
Отсоединяем клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи.
Снятие стартеров 5712.3708 и 29.3708 аналогично
Эту операцию покажем на примере 5712.3708.
Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления и снимите провод с контактного болта тягового реле стартера.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера.
Отверните третью гайку крепления стартера сверху отсека двигателя
Выньте стартер из картера сцепления
Стартер устанавливают в порядке, обратном снятию.
Разборка стартера
В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.
Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.
Отверните гайку с нижнего контактного болта.
Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора.
Отверните два винта крепления тягового реле.
Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле
Выньте якорь и пружину из тягового реле
Снимите уплотнительное кольцо
С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным кольцом, установленным под ним.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите ограничительное кольцо.
Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку.
Снимите стопорное кольцо а затем регулировочные шайбы.
Отверните гайки стяжных шпилек.
Снимите крышку со стороны коллектора
Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.
Примечание 1 – изолированные щетки 2 – неизолированные щетки
Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю.
При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.
Снимите корпус со статором.
Снимите пластмассовый упор рычага.
Выньте якорь из крышки со стороны привода.
Снимите промежуточную опору с вала якоря.
Снимите стопорное кольцо с привода стартера
Детали привода стартера:
1 – шестерня 2 – рычаг привода 3 – обгонная муфта 4 – тарельчатая шайба
Снимите тарельчатую шайбу.
Снимите упорную шайбу.
Снимите муфту с рычагом.
Снимите упорное кольцо.
Отверните два винта крепления крышки тягового реле.
Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле.
Детали тягового реле: 1 – выводы обмоток 2 – якорь 3 – корпус 4 – крышка 5 – контактные болты
Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле
Снимите крышку тягового реле.
Снимите уплотнительное кольцо
Выньте контактную пластину в сборе со штоком.
Снимите со штока возвратную пружину.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите изолирующую шайбу.
Снимите контактную пластину.
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток)
Снимите изолирующую втулку.
Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе
Выньте из крышки контактные болты
Дефектовка и ремонт стартера
Очистите все детали стартера.
Проверьте состояние обмотки статора.
Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус.
Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки.
Замените обмотку или статор.
Таким же образом проверьте вторую обмотку.
Обмотки статора можно проверить мегомметром.
Подсоедините один контакт к выводу, а другой – к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор.
Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т. п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой.
При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды – проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой.
Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения больше, замените якорь.
При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу.
Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь.
Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь.
Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В.
Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря.
Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу».
В этом случае надо заменить якорь. Примечание к операции 6 Обмотки якоря можно проверить мегомметром.
Один его контакт подсоедините к коллектору, другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм.
При меньшем сопротивлении замените якорь.
Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке.
Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод.
Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала.
Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод.
При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору.
Если на этих деталях появились трещины, замените их.
Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря.
При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.
Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления.
Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.
Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить.
Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий.
Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.
Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу. Проверьте это с помощью контрольной лампы
Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра.
Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель.
Вставьте щетки в щеткодержатели.
В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс).
Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С.
Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Примечание Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле.
Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты.
В обоих случаях тяговое реле надо заменить. 1 – контактная пластина 2 – прямоугольные головки контактных колец
Осмотрите контактные болты.
Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.
При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной.
Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.
Сборка стартера
Соберите стартер в обратном порядке с учетом следующего.
Надежно припаяйте выводы обмоток к клеммам тягового реле.
Смажьте моторным маслом шлицы и цапфы вала якоря.
втулки задней крышки и промежуточной опоры
наконечник якоря тягового реле..
шлицы обгонной муфты
Подбором регулировочных шайб отрегулируйте осевой зазор вала якоря стартера.
Зазор должен быть не более 0,5 мм.
Установите опору на рычаг выступом к якорю.
Стяжные шпильки должны проходить через изолирующие трубки
При подсоединении рычага к наконечнику якоря тягового реле язычок на наконечнике якоря должен быть направлен вниз