Замена внутренних и наружных шрусов приводов
Симптомы изношенных шрусов на автомобилях ВАЗ 2109-2108 обычно достаточно четкие и понять это можно из-за появления хруста во время поворота руля или даже при прямолинейном движении. Так, к примеру:
- Хруст при поворотах рулевого колеса говорит скорее всего об изношенном наружном шрусе
- Хрустит даже при ровном движении машины — по всей видимости дело в одном из внутренних шрусов
Данная процедура не является довольно просто, хотя ее можно сделать самому, имея под рукой кучу инструмента. Вот все, что в итоге мне понадобилось для этого ремонта:
Но прежде, чем приступить к выполнению данного ремонта, необходимо выполнить некоторые подготовительные моменты:
- Вынув пылезащитный колпачок, сорвать гайку крепления передней ступицы, используя для этого мощный вороток и головку на 30 мм
- После этого срываем болты крепления колеса, поднимаем машину домкратом и снимаем колесо, окончательно вывернув все болты
- Откручиваем гайку крепления пальца рулевого наконечника, предварительно вынув шплинт, а затем при помощи съемника выпрессовываем наконечник из стойки
После этого откручиваем два болта крепления шаровой опоры, как это показано на приведенной ниже фотографии:
Теперь можно сдергивать передний рычаг вместе с тормозным диском, ступицей и передней ступицей со шруса резким движением:
Затем при помощи отвертки ослабляем хомут и снимаем его, а затем выворачиваем пыльник шруса наизнанку:
Далее можно попробовать сбить шрус с привода при помощи молотка. Бить следует по наружной части — на фото примерно показаны места, куда прикладывать силу:
Если сбить шрус не удается, то можно снять привод в сборе целиком. Для этого на яме при помощи монтировки поддеваем внутренний шрус из коробки передач:
После чего вынимаем привод из КПП ВАЗ 2109-2108:
Затем все делается довольно просто. Достаточно зажать привод в тисках и сбить шрусы молотком. Чтобы понять и посмотреть всю эту процедуру более наглядно, рекомендую вам посмотреть видео руководство, которое я сделал специально для данной статьи:
Думаю, из представленного выше видео стало все понятно и показано было наглядно, что и как делать. Цена новых шрусов на ВАЗ 2109-2108 может составлять от 700 рублей за внешний и от 1200 рублей за внутренний.
Замена внутреннего и наружного ШРУСа ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими руками
Если во время совершения маневра вы слышите со стороны передних колес треск и хруст при наезде на неровность дороги, а при выжатом сцеплении не слышите — то ШРУСы под замену и немедленно. В данном случае рассмотрим замену внутреннего и наружного ШРУСа на ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими руками.
Наша инструкция состоит из двух частей: практическое видео и пошаговый гайд с фото.
Прежде всего вам потребуется слить масло из коробки на 1/3 и произвести снятие привода. Только после этого приступать к разбору и замене ШРУСа. Также необходимы тиски для удобства работ.
При покупке нового ШРУСа смотрите на комплектацию: должны быть сам ШРУС, хомуты, пыльник, ступичная гайка, смазка. Или же можете купить по отдельности.
Видео замены наружного ШРУСа на ВАЗ семейства 2108, 2109, 21099
PS к видео: очень важно поставить хомут по ходу вращения, а не против!
Пошаговая инструкция по замене внутреннего и наружного ШРУСа ВАЗ 2108, 2109, 21099
Внутренний
После слива масла из коробки и снятия привода, закрепляем последний в тисках
Снимаем старые резиновые хомуты, затем пыльник
Берем молоток и колодку, с их помощью выбиваем внутренний ШРУС с привода. Наносим несколько сильных ударов чтобы снять его.
Снимаем наконечник на ШРУСе
Берем новый ШРУС и полностью наполняем его специальной смазкой (в комплекте)
Осторожными ударами молотка через деревянный брусок забиваем новый ШРУС на место
Установка пыльника: наденьте его на ШРУС и затяните хомутами настолько плотно насколько сможете.
Расстояние от конца ШРУСа до конца пыльника должно не превышать 21 см.
Наружный
Снятие старых хомутов наружного ШРУСа
Освобождаем ШРУС от пыльника
Выбиваем наружный ШРУС с привода при помощи молотка и колодки
Заполняем новый ШРУС смазкой и забиваем обратно на привод. Повторяем шаги с фиксацией хомутами и обратной сборкой
После такой работы плавность маневров и бесшумность в поворотах вы заметите сразу.
Замена внутреннего шруса ваз 2109
Поводом для замены детали внутреннего узла шруса на вашем ВАЗ-2109 может послужить слышимый при выполнении поворота на трассе звук «хруста». Деталь шарниров равных угловых скоростей — ШРУС, как и любой узел авто имеет тенденцию к износу. Проверить состояние шруса можно прокачкой приводной полуоси. В том случае, если вы ощутите заметный люфт или обнаружите повреждение чехла шруса – эту деталь придется заменить.
ШРУС можно разбирать и ремонтировать только от большого безденежья и при обладании солидными технологическими навыками. Во всех остальных случаях эту деталь рекомендуется заменять целиком, в сборе. Повреждения ШРУСа могут быть вызваны как естественным износом, так и в результате попадания внутрь посторонних предметов после повреждения его чехла. Стоит отметить, что составные части этого узла не являются взаимно заменяемыми. Также признаком необходимости замены ШРУСа могут являться следы смазки на его чехле или на участке соединения коробки передач и приводной половины оси. Рассмотрим, как производится операция по замене ШРУС на модели ВАЗ 2109:
[stextbox началом работ по смене ШРУС снимите полностью узел переднего привода вашего колеса.[/stextbox]
Извлеченную полуось зафиксируйте в подготовленные тиски. Так вы получите просторный доступ к деталям крепежных хомутов (внутреннему и наружному) этого узла. Снимите крепежные хомуты.
Передвиньте защитный чехол по направлению к внутреннему концу полуоси и выверните кожух на обратную сторону.
Весь ШРУС с применением выколоточного устройства необходимо снять с полуоси. Усилия необходимо прилагать к обойме снимаемой детали.
Обратите внимание, что на торце внутреннего конца полуоси имеется пластиковая заглушка. Не забудьте провести проверку ее наличия при обратной сборке узла, когда вы будете устанавливать вал привода на свое место.
Проведите проверку наличия и уровня смазки в размещаемом узле ШРУС. Ее количество должно составлять около 80-ти см3. При малом количестве смазки – пополните ее объем.
Установить ШРУС в сборе необходимо не очень сильно ударяя молотком через деревянную прокладку. Направление воздействия следует направлять на наружный торец полуоси. Сигналом к окончанию воздействия станет фиксация узла ШРУС. При проведении установки не допускайте попадания грязи в узел ШРУСа.
Перед установкой чехла защиты ШРУС, отожмите отверткой с плоским жалом его край. После попадания внутрь воздуха чехол расправится.
При установке пыльника внутреннего узла ШРУС, выдерживайте расстояние в 21 сантиметр между ближним краем чехла и внутренним краем хвостовика. Затяните фиксирующие хомуты посредством использования специальных клещей.
Правильная замена внутреннего шруса ваз 2109
Для того, чтобы определить устройство конструкции ШРУС его можно разобрать.
- Шарнир сдвигается и снимается со шлицевого вала.
- Отверткой поддевается и удаляется пластмассовый упор, как показано на фото.
Удаление пластмассового упора
- Вал шарнира зажимается в тиски.
Совет: Для предотвращения вмятин на вале в тиски нужно вставить накладки, изготовленные из мягкого металла.
- Отверткой поддевается и снимается стопорное кольцо.
Вытаскивание стопорного кольца
- Пассатижами вынимается с обоймой и шариками сепаратор.
- Вытаскиваются отверткой шесть шариков.
- Отсоединяется от сепаратора обойма.
Если после демонтажа все детали в исправном состоянии узел можно собрать, предварительно вложив в его полость смазку, объемом 80 см3. Такое сложное на ВАЗ 2109 устройство ШРУСа внутреннего показывает, как сложно его разбирать и ремонтировать.
А в случае попадания грязи при повреждении защитного чехла могут прийти в негодность другие детали ШРУСа. Составные элементы изделия не взаимозаменяемы, поэтому лучшим вариантом будет для автомобиля ВАЗ 2109, замена внутреннего ШРУСа вместе с пыльником.
Следы смазки, заметные на корпусе шарнира, говорят о порыве пыльника. Если масло подтекает в месте соединения КПП и приводной полуоси, то это указывает на износ сальника внутренней «гранаты», который требует замены.
Характерный «хруст» при движении авто на поворотах указывает на необходимость проверить шарниры угловых скоростей. Заметный «люфт» при покачивании руками приводной полуоси или хотя бы надорван чехол шарнира указывают на то, что нужназамена внутреннего ШРУСа ВАЗ 2109.
Виды ШРУСов
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо узнать, как именно устроен узел.
Пара приводов на ВАЗ 2109 оснащается в общей сложности 4 ШРУСами.
Тип ШРУСа | Особенности |
Внутренний | Их 2. Осуществляют передачу вращающего момента на полуоси от коробки переключения передач |
Наружный | Их также два. Устанавливаются на концы полуосей и передают вращающий момент непосредственно на колеса |
Данная схема расположения гранат обеспечивает возможность вращения колес при поворотах и постоянной работе системы подвески. Если говорить проще, наружные ШРУСы отвечают за передачу момента при поворотах, а внутренние — за вертикальное перемещение колес. Это наезды на кочки, ямы, крен в поворотах и пр.
Как поменять внутренний шрус на ваз 2109
Еще зимой обнаружил, что пыльник внутреннего ШРУСа протерся и лопнул, но так как зимой не ездил и холодно, решил подождать весну. Весной немного покатавшись начал замечать хруст, и этот хруст потихоньку начал усиливаться. Купил в БИ-БИ новую”гранату” немецкой фирмы GKN.
Внутренний ШРУС GKN
Выбор был основан на том, что “граната” данного производителя была в полной комплектации — пыльник, смазка, хомуты, стопорное “кольцо”. Обошелся в 1400р. Модели дешевле — итальянского и российского производства, мало того, что не имели в комплекте “расходку”, так и по качеству мне не понравились. Было впечатление что оригинальный ВАЗовский ШРУС делали из куска чугуния, обстуканного кувалдой с последующей доработкой напильником, а “итальянский” сильно смахивал на китайский трипод сделанный из шлака, полученного при выплавке чугуния для российского ШРУСА.
До кучи приобрел штампованный ключ 30х32 для отворачивания ступичной гайки.
(Лучше бы не тратил на него денег ! Превратился в трубу после первой попытки открутить гайку)
В течении недели до “операции” каждый день брызгал гайку ступицы WDшкой и WURTHовской хренью для откручивания ржавых соединений.
Вот наступили выходные, появилось свободное время для проведения “процидурки”, и дядя наконуне подогнал обрезок трубы для рычага, красота да и только !
Развальцевав гайку ступицы забиванием ручки напильника в паз наружного ШРУСа начал первую попытку откручивания гайки, и последнюю для ключа. Штампованный ключ превратился в трубку. Штамповка не годиться для силовых работ — ее кривит, разворачивает и потом она вообще прокручивается на гайке.
Решено было не останавливаться на достигнутом и в ближайших магазинах поискать литую или каленую головку с подходящим воротком. Немного побегав по району я нашел “идеальный” ключ для ступичной гайки ! Его наружный диаметр совпадал с внутренним диаметром ступицы, и гайку он захватывал плотненько. В БИ-БИ он назывался усиленный, только на витрине не был представлен.
Старый и новый ключи
Единственное что не понравилось, так это его цена — 400р. Но так как не только для себя покупаю и явно не на один раз, все-таки приобрел.
Замена шруса ваз 2109 внутреннего и наружнего
Для того, чтобы определить устройство конструкции ШРУС его можно разобрать.
Для этого:
- Шарнир сдвигается и снимается со шлицевого вала.
- Отверткой поддевается и удаляется пластмассовый упор, как показано на фото.
Удаление пластмассового упора
- Вал шарнира зажимается в тиски.
Совет: Для предотвращения вмятин на вале в тиски нужно вставить накладки, изготовленные из мягкого металла.
- Отверткой поддевается и снимается стопорное кольцо.
Вытаскивание стопорного кольца
- Пассатижами вынимается с обоймой и шариками сепаратор.
- Вытаскиваются отверткой шесть шариков.
- Отсоединяется от сепаратора обойма.
Если после демонтажа все детали в исправном состоянии узел можно собрать, предварительно вложив в его полость смазку, объемом 80 см3. Такое сложное на ВАЗ 2109 устройство ШРУСа внутреннего показывает, как сложно его разбирать и ремонтировать.
А в случае попадания грязи при повреждении защитного чехла могут прийти в негодность другие детали ШРУСа. Составные элементы изделия не взаимозаменяемы, поэтому лучшим вариантом будет для автомобиля ВАЗ 2109, замена внутреннего ШРУСа вместе с пыльником.
Следы смазки, заметные на корпусе шарнира, говорят о порыве пыльника. Если масло подтекает в месте соединения КПП и приводной полуоси, то это указывает на износ сальника внутренней «гранаты», который требует замены.
Характерный «хруст» при движении авто на поворотах указывает на необходимость проверить шарниры угловых скоростей. Заметный «люфт» при покачивании руками приводной полуоси или хотя бы надорван чехол шарнира указывают на то, что нужназамена внутреннего ШРУСа ВАЗ 2109.
Причины и поломки
В действительности ресурс ШРУСа оказывается существенно меньше, что вызвано условиями эксплуатации, низким качеством дорог, манерами вождения и прочими факторами.
В народе ШРУС принято называть»гранатой», что обусловлено внешним сходством элемента с этим взрывным устройством.
- Практика показывает, что наиболее частой причиной выхода из строя ШРУСа является грязь, пыль, песок, которые попадают в механизм через поврежденный пыльник;
- Иногда проблему не функционирующей гранаты можно решить путем замены пыльника. Это возможно, если сам ШРУС еще не успел износиться из-за воздействия загрязнений;
- Если не обнаружить вовремя поврежденный пыльник, граната полностью износится буквально за 200 километров пробега;
- В случае выхода из строя ШРУСа появляется сильный хруст при вхождении в повороты и ускорениях. Подобный симптом говорит о необходимости срочно заменить шрус;
- Стоимость новых гранат достаточно демократичная, они доступны в любом магазине автозапчастей. Но приобретать следует те, которые отвечают техническим требованиям ВАЗ 2109;
- При наличии хотя бы небольшого опыта по самостоятельному ремонту авто, заменить гранату вполне можно своими руками.
Виды ШРУСов
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо узнать, как именно устроен узел.
Пара приводов на ВАЗ 2109 оснащается в общей сложности 4 ШРУСами.
Тип ШРУСа | Особенности |
Внутренний | Их 2. Осуществляют передачу вращающего момента на полуоси от коробки переключения передач |
Наружный | Их также два. Устанавливаются на концы полуосей и передают вращающий момент непосредственно на колеса |
Данная схема расположения гранат обеспечивает возможность вращения колес при поворотах и постоянной работе системы подвески. Если говорить проще, наружные ШРУСы отвечают за передачу момента при поворотах, а внутренние — за вертикальное перемещение колес. Это наезды на кочки, ямы, крен в поворотах и пр.
Замена внешнего и внутреннего шруса пошагово
Еще зимой обнаружил, что пыльник внутреннего ШРУСа протерся и лопнул, но так как зимой не ездил и холодно, решил подождать весну. Весной немного покатавшись начал замечать хруст, и этот хруст потихоньку начал усиливаться. Купил в БИ-БИ новую»гранату» немецкой фирмы GKN.
Внутренний ШРУС GKN
Выбор был основан на том, что «граната» данного производителя была в полной комплектации — пыльник, смазка, хомуты, стопорное «кольцо». Обошелся в 1400р. Модели дешевле — итальянского и российского производства, мало того, что не имели в комплекте «расходку», так и по качеству мне не понравились. Было впечатление что оригинальный ВАЗовский ШРУС делали из куска чугуния, обстуканного кувалдой с последующей доработкой напильником, а «итальянский» сильно смахивал на китайский трипод сделанный из шлака, полученного при выплавке чугуния для российского ШРУСА.
До кучи приобрел штампованный ключ 30х32 для отворачивания ступичной гайки.
В течении недели до «операции» каждый день брызгал гайку ступицы WDшкой и WURTHовской хренью для откручивания ржавых соединений.
Вот наступили выходные, появилось свободное время для проведения «процидурки»,
и дядя наконуне подогнал обрезок трубы для рычага, красота да и только !
Развальцевав гайку ступицы забиванием ручки напильника в паз наружного ШРУСа начал первую попытку откручивания гайки, и последнюю для ключа. Штампованный ключ превратился в трубку. Штамповка не годиться для силовых работ — ее кривит, разворачивает и потом она вообще прокручивается на гайке.
Решено было не останавливаться на достигнутом и в ближайших магазинах поискать литую или каленую головку с подходящим воротком. Немного побегав по району я нашел «идеальный» ключ для ступичной гайки ! Его наружный диаметр совпадал с внутренним диаметром ступицы, и гайку он захватывал плотненько. В БИ-БИ он назывался усиленный, только на витрине не был представлен.
Старый и новый ключи
Единственное что не понравилось, так это его цена — 400р. Но так как не только для себя покупаю и явно не на один раз, все-таки приобрел.
Замена шруса Ваз 2109
Шрус (шарнир равных угловых скоростей) — устройство, которое при повороте уравнивает угловые скорости внутреннего и внешнего колёс, не давая последнему проскальзывать. Этот элемент один из основных в ходовой жигулей девятой модели, имеющих передний привод, находится под постоянной нагрузкой. Если условия эксплуатации идеальны, то шрус отработает довольно длительный период, приравненный к сроку службы всего транспортного средства.
Содержание:
Виды шрусов
Не лишним будет узнать, как такой узел устроен. Для «девятки» оба привода оснащены четырьмя элементами. Два внутренних передают крутящий момент на полуоси от коробки скоростей. Наружные (их тоже пара) монтируются на концевых участках полуосей, передают вращение колесам.
Такой вариант размещения обеспечивает вращение колес на поворотах и постоянную работу всей подвески. Проще говоря, наружные элементы передают крутящий момент на повороте, а внутренние отвечают за вертикальное движение колеса.
Вот теперь можно рассмотреть, как выполняется замена шруса Ваз 2109.
Причины поломок, цены на СТО
В реальности шрусы служат меньше, чем полагается, и связано это с качеством дорог, способами вождения и иными особенностями.
Основные неисправности могут быть вызваны скоплениями грязи и пыли, которые могут образоваться в механизме, попадая туда через порванный пыльник. Несвоевременная замена поврежденного пыльника повлечет за собой выход из строя «гранаты».
Сменить шрус непросто, но при наличии определенных навыков эта задача оказывается вполне выполнимой. В любом случае, должно выполняться одно требование – при установке используются новые шрусы, подходящие для данной модели автомобиля. Обратившись на СТО, будьте готовы к следующим расходам:
- стоимость пыльника — 120-150 рублей
- замена пыльника — 450-600 рублей;
- стоимость шруса — 3200-5500 рублей в зависимости от его позиции и производителя;
- замена шруса — 1000-1200 рублей.
Выполнив работу своими руками, вы сэкономите 1200-1300 рублей.
Порядок определения неисправности
Рекомендуется выполнять расширенный осмотр, используя для этого несколько способов. На слух однозначно можно понять по характерному хрусту во время поворотов, что шрус нуждается в замене. Это верный признак, что во внешнем шарнире появился люфт.
При движении задним ходом хруст будет настолько выраженным, что срочно следует принять меры по ремонту. В противном случае, велик риск заклинивания шарниров, что повлечет за собой потерю управления транспортным средством.
При осмотре следует обращать внимание на состояние подшипников на передних колесах, целостность пыльников, наконечники тяг, пыльники внутренних шрусов. В большинстве случаев повреждаются внешние гранаты, так как испытывают большую нагрузку.
Осмотр лучше всего выполнять, поставив автомобиль на яму либо подняв подъемником, чтобы подвеска была вывешена полностью, не испытывая нагрузочных воздействий.
Замена внутреннего шруса
При незначительном износе достаточно сменить пыльник, промыть гранату бензином, смазать. В остальных случаях требуется выполнить полную замену.
Для этого машина ставится на ручной тормоз, колеса фиксируются башмачными устройствами. Гайка ступицы отворачивается при помощи воротка и торцевого ключа, удаляются элементы кернения, чтобы не повредить резьбу шруса. Для сборки необходимо будет использовать новую гайку.
Ослабив колесные гайки и поддомкратив машину, колесо снимается. Перед началом работ из коробки следует слить масло. Поворотный кулачек освобождается от шаровой, для чего необходимо открутить два болта. Потянув к себе диск, аккуратно извлекаем шлицевую часть шруса. Приводная часть достается при помощи монтировки. Извлеченный шрус необходимо осмотреть. Если имеются потеки, следует сменить сальник.
Меняем наружный шрус
Его износ происходит гораздо чаще. Если имеются определенные навыки, гранату можно извлечь, находясь под машиной, выбив ее, что сэкономит время. Но придется действовать осторожно. Полуось должна быть неподвижной, чтобы не смещаться под ударами. Удерживать ее можно рукой, но лучше воспользоваться для эффективности тисками либо газовым ключом.
Посадочную зону необходимо промыть бензином, протереть ветошью и заложить свежую смазку. Теперь можно устанавливать новый шрус.
Для фиксации пыльников некоторые пользуются хомутиками для сантехнических работ. Они более удобны и держат эффективней, чем стандартные элементы крепления.
В любом случае за состоянием шрусов надо следить, так что делайте музыку потише и слушайте свой автомобиль!