Особенности работы датчика температуры 2110
АвтоВАЗ одна из крупнейших отечественных автомобилестроительных компаний. Крупнейший производитель легковых авто. АвтоВАЗ насчитываем множество наименований своих автомобильных серий. Ваз 2106, 2107, 2108, модификации 2109 инжектор и 2109 карбюратор, и подобные им. Рестайлинговые версии и устаревшие замененные на современные аналоги, но еще встречающиеся на наших дорогах 2112, 2114, 2123.
Современный завод выпускает помимо своей собственной продукции, автомобили марок Ниссан, Рено и Датсун. Со времен образования у завода были свои взлеты и падения (в том числе из-за кризиса), которые чуть было, не стоили ему жизни. Однако выкарабкавшись с трудом из долговых ям, завод таки смог нарастить свой доход и получить некоторую стабильность.
Главный офис компании находится в городе Тольятти. С 2014 года доля иностранного капитана в АвтоВАЗе превысила 88%, что де-факто говорит о его принадлежности зарубежным инвесторам больше, нежели России.
Однако это же открыло возможность гибкости настройки современных легковых автомобилей выпущенных заводом. Даже автомобили иностранных марок нередко имеют те же механизмы и части, что и их отечественные собратья. Так, например датчики температур определенных моделей с легкостью подойдут как к Вазу, так и к Рено или Ниссану.
Аналогичным образом работают и множество моделей самого ваза. Например, датчик температуры 2107 и датчик температуры 2115 взаимозаменяемы и без проблем подойдут друг к другу.
Где находится и как работает датчик температуры 2110?
Датчик температуры 2110 расположен в блоке цилиндров также как и в большинстве моделей Ваза. Отличие 2110 в том, что он использует сразу два детектора, однако если один работает базово, то другой сообщается только с приборной панелью, и кроме как указательной никакой работы не осуществляет.
Основной дтож имеет пару контактов:
- первый связан с блоком управления;
- второй отвечает за работу вентиляции.
Второстепенный детектор имеет только один контакт – с приборной панелью.
Дтож является термистором, от изменения, сопротивления которого изменяются и показания температуры. Отвечает он не только за измерения и включения вентилятора, но и за расчет времени впрыска топлива. Диагностирует проблемы с пуском или отказом системы. Напряжение внутри контроллера влияет напрямую на впрыск (снижение напряжения влияет на движение форсунки, замедляя его, сигнализируя о необходимости увеличения впрыска). При достижении пороговых значений, происходит блокировка рабочих механизмов для избегания поломки.
В случае выхода дтож из строя компьютер автомобиля принимает решение о критическом значении показаний. Для избегания поломки двигателя он начинает охлаждать его на полную мощность. Это приводит к перерасходу топлива и износу системы охлаждения.
Диагностировать поломку дтож можно по неверной работе системы охлаждения и неверным его показаниям. В первую очередь необходимо проверить работу электронной цепи, так как чаще всего выходит из строя именно она, в результате коррозии или отхода контактов. В случае исправной работы цепи, следует приниматься за сам измеритель.
Для демонтажа детектора необходимо слить охлаждающую жидкость, отсоединить провода цепи, после чего открутить деталь. Прежде чем установить новую деталь, убедитесь в неисправности старой. Перед непосредственным монтажом не забудьте использовать герметик на деталь. Монтировав устройство необходимо вновь залить антифриз и подключить сеть. После этого можно давать зажигание и проверять работу датчика и отсутствие подтеков охлаждающей жидкости.
Эксплуатируя автомобиль, следует помнить, что заливать в бак охлаждения необходимо именно специализированную жидкость. В случае если вы зальете туда дистиллированную воду, или того хуже обычную из под крана, в результате вы получите сильнейший износ системы охлаждения в результате тяжелых осадков и ржавчины.
Заливая обычную воду в систему охлаждения, с каждым разом вы всё сильнее приближаете кончину этого механизма, и выход из строя всего автомобиля. Прибегать к такому охлаждению можно только в крайнем случае, когда иных вариантов добраться до ближайшего пункта обслуживания, просто нет, а машина требует температурного охлаждения.
В результате имеется перечень основных дефектов работы детектора:
- неисправная электронная цепь;
- выход из строя самого устройства;
- нарушения в работе системы охлаждения (например, нехватка антифриза, приводит к отсутствию соприкосновения прибора и измеряемой жидкости).
Дтож является одним из основных приборов для исправной работы автомобиля. Именно благодаря ему двигатель исправно работает и избегает закипания на протяжении всей своей работы, не требуя постоянного вмешательства человека. Дтож автоматизирует работу системы охлаждения транспортного средства.
YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.
Какой датчик температуры охлаждающей жидкости ваз 2110 инжектор 8 клапанов
Механизм действия датчика температуры на семействе ВАЗ 2110–2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от окружающего режима t°C. По сути, перед нами электронный резистор с негативным коэффициентом температур. То есть, чем ниже t°C, тем выше сопротивление прибора, и наоборот.
Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ
Температура, t°C | Сопротивление, Ом |
---|---|
100 | 177 |
40 | 1459 |
25 | 2796 |
9420 | |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Представленные величины можно использовать для проверки датчика тестером. Об этом чуть ниже.
Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
На инжекторных машинах нет заслонки (подсоса). Теперь топливо обогащает или обедняет блок управления, используя величины t°C, поступающие с ДТОЖ. Кроме этого, главный контролер следит за рабочей температурой двигателя и даёт команду на включение вентилятора в случае его перегрева.
Причины и признаки неисправности
Мастера сервисных мастерских говорят, что в 90 % случаев поломка датчика температуры на ВАЗ и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. Чаще всего, возникает обрыв внутренних контактов резистора. Как следствие, ДТОЖ отправляет на ЭБУ некорректные параметры, например, пусковую t° двигателя в пределах 0 °С. Блок управления считает мотор холодным и даёт команду другому датчику — ДМРВ убавить подачу воздуха, то есть, обогатить смесь. Поэтому прогретый мотор начинает работать странно, «взахлёб» с провалами. Вот ещё 3 наиболее частые причины некорректной работы ДТОЖ:
- Нарушена герметичность корпуса датчика.
- Произошёл обрыв электропроводов.
- Слетела колодка электропитания.
В перечисленных случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому привлекает внимание водителя сигналом «Check Engine» на приборной панели. При этом работа автомобиля становится необычной:
- двигатель запускается с трудом и норовит заглохнуть;
- обороты плавают даже на прогретом моторе;
- чувствуется сильная детонация;
- пропадает былая мощность.
Кроме этого увеличивается расход топлива, а из выхлопной трубы идёт тёмный дым. Необходимо сделать диагностику. Для этого можно отправиться в автосервис, или установить на смартфон специальное приложение и купить адаптер Bluetooth.
Где стоит ДТОЖ
Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз, между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, то можно увидеть место расположения ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и смотрит по ходу движения, то есть в сторону радиатора. К нему подходит колодка с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, стоит ещё один датчик температуры ОЖ. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К устройству подходит 1 бело-зелёный провод).
Салонный датчик температуры
Для управления системой отопления ВАЗ 2110 используется датчик температуры салона – ДТВС. На основании его показаний контроллер регулирует положение задвижки отопителя и скорость вращения вентилятора, подавая в машину холодный или горячий воздух. Датчик расположен в середине потолочной панели, за центральным плафоном освещения. Датчик состоит из термоэлемента и микровентилятора, установленных в прямоугольном пластиковом корпусе.
Заменить датчик температуры своими руками достаточно просто: нужно аккуратно поддеть отверткой фиксирующие защелки, опустить датчик и отсоединить колодку проводов. Новый прибор устанавливается в обратном порядке. Каталожный номер оригинальной детали: 2110-8128050-02, его средняя стоимость составляет около 800 рублей.
Если после установки нового датчика возникают несоответствия между режимом, который выбран на блоке управления климатом, и реальной температурой в салоне, то следует провести настойку. Для этого нужно вынуть блок управления печкой из панели и повернуть регулировочный винт на левой стороне корпуса (для увеличения температуры – по часовой стрелке, для уменьшения – в обратном направлении).
Какой датчик выбрать
Независимые эксперты автомобильной индустрии и специалисты сервисных мастерских придерживаются во мнении, что покупать лучше оригинальные запчасти или брендовые аналоги. Последние подбираются по кодам в специальных программах совмещения. У датчика температуры охлаждающей жидкости, семейства ВАЗ 2110–2112, заводской номер 21120–3851010–00. Иногда на окончании вместо 00, можно увидеть: 01, 02, 03. Это говорит о том, что прибор сделан на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.
Таблица 2. Цена оригинального ДТОЖ и его зарубежных аналогов
Производитель | Номер | Сумма, руб. |
---|---|---|
GM АвтоВАЗ | 21120–3851010–00 | 250 |
АвтоВАЗ | 21120–3851010–82 | 165 |
Magneti marelli | 1719 16011 150 | 355 |
Hella | 6PT 009 107–271 | 735 |
Eps | 1.830.098 | 1080 |
Источники: autopiter.ru, exist.ru.
Интересный факт. Некоторые владельцы покупают на свои «десятки» исключительно иностранные запчасти. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрооборудование и другие детали «оттуда» — служат гораздо дольше.
Проверка датчика
Для тестирования понадобится мультиметр. Проверяется датчик температуры охлаждающей жидкости следующим образом:
- Элемент демонтируется с автомобиля (процесс описан в инструкции по снятию и установке в следующем разделе). Далее нужно подготовить емкость, полностью заполненную охлаждающей жидкостью;
Диагностика работы демонтированного датчика температуры ОЖ с помощью мультиметра
Таблица для определения температуры жидкости с помощью показаний мультиметра
Как проверить
В истории много случаев, когда собственник ставит новую запчасть, а она не работает. Поэтому, после покупки датчика температуры рекомендуется измерить сопротивление перед установкой на тот же ВАЗ или другой автомобиль. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Переводим его в омметр. При комнатной температуре (+23 °C, +25 °C), показания должны быть в районе 2780 Ом (как в таблице №1). Если опустить ДТОЖ в стакан с кипяток (+100 °C), немного подержать и снять показания, на экране тестера должен появится результат в границах 175–180 Ом. Значит покупка в исправном состоянии. Можно устанавливать на машину.
Замена
Перед ремонтом необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для машины следует выбрать ровную площадку. Можно в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, приготовьте инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). А ещё понадобится ёмкий медицинский шприц 100–250 мл, к нему трубка от капельницы 15–20 см и банка 0.5–1 л (чтобы не сливать тосол/антифриз). Последовательность действий такая:
- Ждём, пока мотор полностью остынет.
- Шприцем откачиваем из расширительно бачка ОЖ (100–200 мл.).
- Откручиваем минусовую клемму АКБ (ключ 10–13 мм).
- Отвинчиваем крепёж корпуса воздушного фильтра (ключ 8 мм).
- Бережно откидываем «кастрюлю» вправо.
- Отсоединяем колодку питания от ДТОЖ.
- Отворачиваем датчик (ключ 19 мм).
- Очищаем привалочную площадку от грязи.
- Вкручиваем новый ДТОЖ.
Сборку необходимо провести в обратной хронологии. Герметиком пользоваться не надо, так как медное уплотнительное кольцо прекрасно обжимается и герметизирует соединение. Запускаем двигатель. Проверяем его работу и осматриваем ремонтную зону на предмет утечки тосола. На всё мероприятие 15–20 минут.
Видео «Наглядная инструкция по диагностике и ремонту ДТВС»
Как произвести диагностику и ремонт ДТВС в ВАЗ 2110 — наглядная инструкция по выполнению этой задачи подробно описана в ролике ниже (автор видео — канала 190Sheva).
Как заменить ДТОЖ
Прежде, чем приобретать новое устройство взамен старого, стоит уточнить маркировку на старом датчике. Приобретать лучше точно такой же прибор.
Другие, хоть и похожие элементы, могут давать не те показания, ЭБУ неправильно их поймет, а на панели приборов водитель увидит ложные показания. В комплекте с новым элементом обязательно должна быть медная шайба. Если она отсутствует, ее покупают отдельно.
Датчик давления масла (ДМ)
Этот датчик сигнализирует о состояние масляного давления вдвигателе. При его снижении загорается лампа на приборной панели автомобиля ввиде красной масленки. Датчик является полностью механическим и отвечает толькоза включение индикатора недостаточного давления масла.
Рабочая температура ВАЗ 2110: диагностика и замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Водители, которые регулярно ездят по загородным трассам, часто видят следующую картину: на обочине стоит легковушка с поднятой крышкой капота, из моторного отсека идет пар. Причиной этой ситуации чаще всего становится датчик температуры. В одном случае в поломке виноват сам автомобилист, он не заметил превышение температуры, а в другом – электронный элемент износился. Датчик охлаждающей жидкости (ДТОЖ) редко ломается, но если это случилось, то требуется срочная замена. После изучения данного материала читатель узнает, какая рабочая температура у мотора, почему греется двигатель ВАЗ 2110, как проверить ДТОЖ и как выполнить замену/установку нового элемента в автомобиле, где стоит инжектор.
Рабочая температура и причины перегрева двигателя
В нормальных условиях циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивает температуру 86-90 °C. В жаркий период показатель может запаздывать, потом после включения вентилятора температура останавливается на 94-108 °C. Частый вопрос автолюбителей: какая температура зимой в морозы? Первые 10-15 километров показатель может быть ниже 80 °C, но после этого рубежа он должен подниматься до 85-90 °C. Эти данные подходят для ВАЗ 2110 инжектор.
Также рабочая температура зависит от типа прошивки, скорости включения вентилятора и других особенностей, поэтому нормальный показатель – это 90-105 °C.
Теперь вы знаете, какая нормальная рабочая температура ВАЗ 2110, поэтому пора изучить причины ее превышения. Если «виновником» завышенного показателя является не ДТОЖ, то стоит предпринять следующие действия:
- Проверить наружную часть радиатора на наличие загрязнений.
- Выполнить замену термостата в ВАЗ 2110 инжектор.
- Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, если ее стало мало — долить до нужной отметки.
- Осуществить регулировку установки момента зажигания.
- Выполнить проверку включения вентилятора.
Предназначение ДТОЖ и его расположение
Датчик температуры двигателя – это электронный прибор, выполняющий работу резистора. Его сопротивление изменяется в зависимости от окружающей среды. Для работы понадобится стандартный набор инструментов. В «десятке» электронный прибор установлен на головке блока цилиндра.
Во всех авто датчик температуры осуществляет контроль температуры силовой установки. Также этот элемент отвечает за экстренный запуск вентилятора. Если водитель имеет начальные навыки обращения с электроприборами, то ехать в автосервис не стоит, замену можно выполнить самостоятельно.
Проверка датчика
Для тестирования понадобится мультиметр. Проверяется датчик температуры охлаждающей жидкости следующим образом:
- Элемент демонтируется с автомобиля (процесс описан в инструкции по снятию и установке в следующем разделе). Далее нужно подготовить емкость, полностью заполненную охлаждающей жидкостью;
Демонтаж и установка нового элемента
Перед тем как менять датчик включения вентилятора, необходимо убрать всю рабочую жидкость из автомобильного радиатора. После этого можно переходить к замене и установке нового элемента ВАЗ 2110 инжектор для включения вентилятора:
- С аккумуляторной батареи необходимо отсоединить минусовую клемму – это защитит от короткого замыкания, которое может произойти во время демонтажа электронного элемента;
- Далее следует отсоединить колодку проводов, как показано на фото:
Важный момент! На корпусе ДТОЖ присутствует уплотнительная прокладка. При снятии ДТОЖ нужно следить, чтобы она не упала в капот. Прокладка может понадобиться при установке нового датчика, так как прокладка может не входить в набор ДТОЖ.
Заключение
Если греется двигатель ВАЗ 2110 из-за ДТОЖ, то проблему можно решить своими руками, в других случаях процесс ремонта будет сложнее. Какая рабочая температура двигателя тоже следует знать каждому владельцу этой модели. Если опыт ремонта и замены электрики отсутствует, то лучше доверить работу профессионалам из автомобильных мастерских.
Ваз 2110: замена датчика температуры своими силами
Автомобили оснащены множеством датчиков, контролирующих состояние всех автомобильных узлов. Один из самых важных датчиком – датчик температуры, находящийся в моторном отсеке.
На ваз 2110 замена датчика температуры – ответственный процесс. Замена датчика температуры ваз 2110 в данной статье проводится полностью своими руками.
Что собой представляет данный прибор
Несмотря на важность, датчик температуры сравнительно простой, он контролирует состояние охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров. Он сообщает об изменениях температуры, передавая эти сведения к электронному блоку управления.
Прибор представляет собой термистор, у которого при увеличении температуры снижается электрическое сопротивление.
Показания температурного датчика влияют на многие системы двигателя и работоспособность мотора. Поэтому нужно постоянно контролировать исправность датчика и при обнаружении перебоев незамедлительно его заменять.
Неисправным датчиком искажается информация, поступающая в электронный блок управления, что может привести к большим неприятностям. Возможны проблемы с управляемостью машины при холодном двигателе, выхлопом, может увеличиваться расход топлива или ухудшаться состав отрабатываемых газов.
Примечание. Зачастую датчик меняется только в тех случаях, когда он ломается. Но рекомендуется менять его заблаговременно, к примеру, при ремонте или замене двигателя, потому что датчик может изнашиваться, и показания могут быть неточными.
ДТОЖ, как еще коротко называют температурный датчик охлаждающей жидкости – это прибор, показания которого влияют на работу самого двигателя. Об этом не стоит забывать.
Маленький, да удаленький прибор внимательно следит за системами двигателя автомобиля, являясь своеобразным сторожем.
Процесс замены
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ваз 2110
Для проверки и замены прибора температуры потребуются следующие инструменты и материалы:
- Накидной ключ на «19»;
- Герметик;
- Охлаждающая жидкость;
- Медная шайба.
Примечание. Температурный датчик располагается в ВАЗ 2110, зачастую, во впускном коллекторе возле корпуса термостата, редко – в головке цилиндра.
Он устанавливается так, что наконечник соприкасается с охлаждающей жидкостью. Лишь в таких случаях его сигнал правильный.
Если уровень охлаждающей жидкости низкий, то показания датчика могут быть неправильными.
Когда нужна замена
При высоком сопротивлении датчика на холодном двигателе и не прохождении электрического тока через указатель, его стрелка располагается на низком значении. В тех случаях, когда температурным указателем температура двигателя не указывается, то, прежде всего, нужно проверить электрические цепи датчика.
Следует также проверять подачу тока в электроцепь. При беспорядочном дергании стрелки указателя возможна неточная подача напряжения или прием не стабилизированного напряжения.
При этом требуется замена стабилизатора.
Если все же имеются подозрения о неисправности температурного указателя, то перед выполнением замены следует проверить его работоспособность:
- в том случае, если стрелка указывает низкую температуру мотора, то нужно отсоединить электрический разъем от температурного датчика и соединить его с массой;
- если при включенном зажигании стрелка отклоняется то, датчик температуры ВАЗ неисправен, и его нужно менять;
- при не перемещении стрелки необходимо снять комбинацию приборов и проверить электрическую цепь между указателем и датчиком и подачу напряжения (исправность электрической цепи означает, что неисправен температурный указатель и его необходимо заменить).
Примечание. Следует иметь в виду, что довольно часто проблемы с прибором возникают из-за плохой проводки или неплотных ржавых соединителей.
- в тех случаях, когда температурный указатель постоянно показывает высокую температуру, то нужно отсоединить от прибора электрический разъем (если стрелка указателя при этом перемещается при включенном зажигании на шкале холодной температуры, то это указывает на неисправность температурного датчика и его нужно менять).
Поломка данного прибора иногда заметна визуально – это утечка жидкости, сильная коррозия зажимов или трещины на нем.
Примечание. Также следует проверить состояние и охлаждающей жидкости. Если ее использовали больше 3-х лет (для обычной) и больше 5-ти лет (для долговечной), то ее нужно заменить. Она заменяется при явных признаках ее загрязнения.
Замена непосредственно
Снятие и установка прибора
Замена ДТОЖ производится в следующем порядке:
- Сначала выключается зажигание и от клеммы аккумуляторной батареи отсоединяется провод;
- Сливается из радиатора охлаждающая жидкость;
Примечание. Охлаждающую жидкость не обязательно сливать полностью, можно открыть спускной клапан и слить такой объем жидкости, чтобы ее уровень был ниже датчика.
- Чтобы было удобно работать, можно снять воздушный фильтр;
- Колодка с проводами отсоединяется от температурного датчика с отжиманием пластмассового зажима;
- ДТОЖ выворачивается из патрубка системы охлаждения при помощи ключа на «19» (при этом датчик вынимается вместе с медной уплотнительной шайбой).
Примечание. Работая с датчиком, необходимо соблюдать осторожность.
Из-за повреждения прибора может нарушаться нормальная работа системы управления двигателем. Нужно знать, что его нельзя снимать до тех пор, пока не остынет двигатель.
При необходимости замены новый датчик устанавливается в обратном снятию порядке.
- Перед тем, как ввинчивать температурный датчик, на его резьбу наносится тонкий слой герметика;
- Затем датчик ввинчивается на место и к нему подсоединяется электрический разъем;
- В систему охлаждения заливается или добавляется охлаждающая жидкость;
- После этого запускается двигатель и проверяется работа датчика температурного указателя.
В заключение система охлаждения проверяется на наличие утечек. Если возникает необходимость, то датчик заворачивается сильнее в корпус термостата.
Также необходимо проверять систему охлаждения на наличие в ней воздуха, который, попадая в термостат, может вызывать перегрев двигателя, изменяя при этом показания температурного датчика.
Примечание. В тех случаях, когда течь устранить не получается, то необходимо переустанавливать датчик. При этом потребуется нанести на резьбовую часть больше термостойкого герметика или произвести замену медной шайбы.
Рекомендуется перед проведением работ посмотреть вот это видео.
Где находятся датчики клапанов и температуры на ВАЗ 2110?
Владельцу современного авто, начиненного различной электроникой, поневоле приходится разбираться, где находятся датчики клапанов ВАЗ-2110-2112. Ведь поменять любой из них может и сам автолюбитель, за этим не всегда нужно ехать на станцию техобслуживания, терять время и платить деньги. Большинству водителей известен разве что датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, да прибор, контролирующий давление масла. Но этих устройств в современных автомобилях ВАЗ гораздо больше.
Измеритель нагрева силового агрегата
Устройство для измерения температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110 встроено в патрубок, расположенный с правой стороны двигателя. Корпус датчика, представляющего собой терморезистор, контактирует с антифризом напрямую. Чем больше прогреваются мотор и охлаждающая жидкость, тем сильнее падает сопротивление данного устройства. Контроллер, подающий на него электрический сигнал, производит расчет температуры двигателя в зависимости от величины падения напряжения и предпринимает такие действия:
- Управляет обогащением или обеднением топливовоздушной смеси. Для холодного мотора смесь готовится обогащенной, а в процессе нагрева до рабочего режима — обедняется до нормы.
- Подает сигнал на указатель температуры охлаждающей жидкости, находящийся на панели приборов.
- Включает электрический вентилятор принудительного охлаждения, когда температура достигает заданного значения.
От того, насколько корректно работает датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ десятого семейства, зависит целых 3 важных функции. Устройство считается довольно надежным, но иногда выходит из строя по причине перетирания изоляции проводки тросом акселератора, либо разрыва цепи внутри элемента, что случается реже. Испорченные провода подлежат замене, как и сам неисправный прибор.
Несколько рекомендаций на тему, как проверить датчик температуры. О неисправности свидетельствуют такие признаки:
- заметное увеличение расхода топлива, поскольку процессор неправильно готовит смесь из-за неработающего измерителя;
- прогретый до рабочей температуры двигатель плохо заводится;
- вентилятор включается самопроизвольно при разной температуре;
- неработающий датчик охлаждающей жидкости провоцирует неправильные показания прибора на панели.
Произвести замену элемента несложно, доступ к нему открыт. Но при выкручивании из патрубка потечет антифриз, поэтому надо сначала дождаться, пока силовой агрегат остынет. Потом взять пластиковую емкость и частично опорожнить охладительную систему путем слива антифриза из блока цилиндров. После этого можно выкручивать старый и ставить новый датчик температуры ВАЗ-2110.
Контроль расхода воздуха
Расположение датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) — на воздуховоде, идущем от фильтра к дроссельной заслонке. Прибор состоит из 3 элементов, находящихся внутри воздушного потока. Первый измеряет температуру входящего потока, а 2 других нагреваются до определенной степени. Чем сильнее поток, проходящий сквозь воздушные датчики ВАЗ-2110, тем интенсивнее они охлаждаются. Контроллер, подающий напряжение, определяет расход воздуха по энергии, затрачиваемой на подогрев 2 элементов по отношению к температуре первого измерителя.
Существует и другая конструкция прибора ДМРВ с кремниевой сеткой и двумя элементами, действует он по такому же принципу. Маркировка первого типа — 2112-1130010, второго — 21083-1130010. Получая сигналы от этих устройств, процессор делает расчет и меняет продолжительность впрыска топлива ВАЗ-2110. О поломке датчика говорят такие признаки:
- двигатель глохнет при переходе с больших оборотов на холостой ход;
- нестабильная работа на холостом ходу;
- возникают трудности при запуске мотора;
- повышение расхода топлива.
Заменить устройство контроля ДМРВ не составляет труда, нужно отсоединить провода, снять старый датчик с воздуховода и поставить новый.
Определение положения коленчатого вала
Задача данного элемента — определять расположение поршней, по которому контроллер выдает искру в тот или иной цилиндр. На автомобилях ВАЗ-2110 инжектор 8 клапанов и последующих моделях датчик стоит около зубчатого шкива коленчатого вала. В более ранних десятках с карбюратором устройства могли находиться внутри механического распределителя зажигания. Тогда они имели название датчик Холла и контролировали положение поршней по вращению распределительного вала.
Прибор представляет собой магнит с небольшой катушкой, вырабатывающий электрические импульсы при приближении металлической массы, роль которой играют зубцы шкива.
Магнитный измеритель Холла ВАЗ-2110 — важнейший элемент в работе двигателя, и в случае выхода датчика из строя мотор даже не заведется.
Благо, прибор весьма надежен и функционирует длительное время. Замена проста и описания не требует.
Другие приборы контроля
Остальные датчики также связаны с контроллером и выполняют важные функции. Поломка любого из них ведет к возрастанию расхода горючего, потере разгонной динамики или нестабильной работе силового агрегата. Вот их перечень:
- определитель положения дроссельной заслонки;
- датчик детонации;
- измеритель скорости;
- датчик кислорода;
- определитель фаз.
Элемент, определяющий угол поворота дроссельной заслонки, установлен на ее корпусе и напрямую связан с осью. Задача — способствовать подаче лишней порции топлива в цилиндры при резком нажатии на педаль акселератора. Принцип работы сходен с насосом — ускорителем в карбюраторе, только электронного типа. Прибор часто выходит из строя, особенно после мойки двигателя.
Не в пример надежнее функционирует датчик детонации, стоящий на блоке цилиндров с передней стороны. В отличие от других устройств, генерирует сигнал самостоятельно, действуя по принципу пьезоэлемента. Чем сильнее детонационные вспышки в цилиндрах, тем большее напряжение подается на контроллер, а тот регулирует угол зажигания, стремясь детонацию погасить. При необходимости меняется с помощью гаечного ключа.
Кислородный датчик (иначе — лямбда-зонд) отслеживает содержание свободного кислорода в отработанных газах, свидетельствующее об обогащении или обеднении топливной смеси. Участвует в формировании этой смеси, в работе очень надежен. Боится этилированного горючего и быстро выходит из строя при его использовании. Находится в первой части выхлопного тракта, в месте схождения выпускных коллекторов.
Прибор — измеритель скорости тоже работает по принципу датчика Холла и снимает показания с вала привода спидометра, стоящего возле коробки передач. Задача — передавать процессору сведения о скорости автомобиля.
Дополнительную информацию о работе ГРМ передает контроллеру устройство, определяющее фазы. Устанавливается на автомобилях ВАЗ-2112 16 клапанов, в верхней части головки цилиндров. Данный прибор сообщает, когда открываются клапаны подачи топлива, поскольку отслеживает положение впускного распределительного вала. Это помогает синхронизировать сложный процесс газораспределения и впрыска топливной смеси в нужный момент.