Что делать, если датчик уровня топлива на Шниве стал неправильно показывать
Для контроля количества топлива в баке на автомобилях Нива Шевроле устанавливаются специальные датчики резистивного типа. Они передают информацию на стрелочный указатель, расположенный на панели приборов автомобиля. Количество топлива в баке влияет не только на прохождение автомобилем определенного расстояния, но еще на ресурс электрического бензонасоса. Если датчик уровня топлива (ДУТ) на Шевроле Нива начинает отображать неправильную информацию, значит необходимо выяснить причину.
Принцип работы ДУТ
На Шевроле Нива устанавливаются датчики, определяющие количество бензина в баке, рычажного типа. В основе таковых устройств лежат переменные резисторы, по изменению сопротивления которых происходит высчитывание уровня топлива. Сопротивление меняется в зависимости от отклонения рычага, соединенного с поплавком. Располагается ДУТ на Нива Шевроле внутри бензобака, и крепится к модулю бензонасоса. Принцип его работы не трудный, и заключается он в выполнении следующих действий:
- Поплавок находится на поверхности бензина, и в зависимости от заполнения бака, изменяется его расположение (выше или ниже).
- Поплавок крепится к рычагу, один конец которого является ползунком переменного резистора.
- Перемещение ползунка способствует изменению сопротивления в электрической цепи.
- Колебания напряжения отражаются на стрелочном индикаторе, расположенном на приборной панели. Стрелка отклоняется в зависимости от величины сопротивления, а водитель за счет такой слаженной работы всегда знает, сколько в баке осталось бензина.
Датчики уровня резистивного или рычажного типа отличаются невысокой ценой, что обусловлено простотой конструкции. К ряду преимуществ можно добавить надежность такой системы, а также ее продолжительный ресурс. Неисправность возникает через время, и связана она преимущественно с истиранием дорожек или ламелей переменного резистора. Недостаток у него в том, что он имеет высокую погрешность (до 10 литров), поэтому для точных измерений не подходит.
Датчик количества бензина и его неверные показания — причины
Иногда водитель может заметить такую картину, когда стрелка уровня топлива на приборке стоит на одном месте или показывает неправильно. На одном месте стрелка может зависнуть на максимальном или минимальном уровне. Неправильные показания — это когда бак был заправлен до отстрела пистолета, а стрелка при этом показывает 0,5 бака или того меньше. Причинами таких неисправностей являются:
- Износ контактов потенциометра. Особенно это актуально, когда водитель часто израсходует бензин до минимального количества.
- Окисление контактов датчика.
- Несоответствие величины напряжения, что может быть связано с нарушением изоляции проводов.
- Повреждение поплавка.
Еще причиной неисправности может быть изгиб подвижного рычага, который является ползунком переменного резистора. В любом случае, перед тем, как приступать к замене ДУТ на Шевроле Нива, необходимо убедиться в его неисправности. Для этого осуществляется проверка при помощи мультиметра.
Это интересно! Чтобы проверить исправность потенциометра, необходимо подключить щупы мультиметра к выходам датчика, и изменяя расположение ползунка, фиксировать сопротивление. Изменение сопротивление говорит о том, что ДУТ исправен.
Подходящие варианты ДУТ на Niva Chevrolet
Убедившись в необходимости замену ДУТ на Ниве Шевроле, необходимо прибегнуть к покупке нового датчика. Сегодня эти устройства выпускаются следующими производителями:
- Pekar;
- GM;
- Premier.
Каталожные номера и стоимость датчиков отличается в зависимости от производителя. На ШНиву рекомендуется устанавливать оригинальные детали от GM, но стоят они дорого, поэтому многие предпочитают альтернативные варианты других фирм. Минимальная стоимость датчика топлива на Ниву Шевроле составляет 300 рублей, а самый дорогой обойдется в 1500 рублей.
Как заменить ДУТ на Нива Шевроле своими руками — пошаговая инструкция
Чтобы произвести замену датчика количества бензина в баке на Ниве Шевроле, понадобится предварительно подготовить минимальный набор инструментов — гаечные ключи и отвертки. Весь процесс выполняется в следующей последовательности:
- Отключить минусовую клемму от АКБ, предварительно сняв предохранитель бензонасоса, и завести двигатель. Это нужно для того, чтобы снизить давление в топливной магистрали.
- Под задним диваном находится защитная крышка, которую необходимо снять, выкрутив винт под крестовую отвертку.
- Удалить при помощи компрессора или пылесоса мусор и прочие загрязнения, чтобы они не попали в бак.
- Под крышкой располагается модуль бензонасоса. Чтобы его извлечь из бака, необходимо предварительно отсоединить два шланга (ослабив крепление хомутов), а также фишку с проводами.
- Ключом выкрутить 8 гаек по периметру.
- Извлечь модуль бензонасоса из топливного бака, слив остатки бензина обратно в бак.
- Снять резиновое кольцо, и если оно имеет признаки износа, то нужно его заменить.
- От разъема модуля бензонасоса отсоединить фишку питания.
- Аналогичную фишку необходимо отсоединить от бензонасоса.
- ДУТ крепится при помощи двух фиксаторов, на которые нужно нажать. После этого сдвинуть датчик по пазам с целью извлечения.
- На место снятого датчика поставить новый, и подключить его. Процесс сборки осуществляется в порядке обратном снятию.
После замены ДУТ не помешает проверить исправность сеточки бензонасоса, и при необходимости заменить ее. Когда модуль будет установлен на место, останется подключить минусовую клемму, и произвести проверку исправности работы стрелочного индикатора.
Процесс замены ДУТ не трудный, но требует соблюдения последовательности. При работе важно контролировать каждый шаг, и не забывать, что вы работаете с легко возгораемым топливом. Малейшая искра может повлечь за собой возгорание, поэтому нужно все делать аккуратно и внимательно.
Датчик уровня топлива на примере Нива Шевроле
Шеви Нива доказал свою надёжность и за 18 лет существования скопил массу положительных отзывов. Правда иногда машина всё же ломается, как правило по причине естественного износа деталей. Довольно редко, но преподнести «сюрпризы» может датчик уровня топлива (ДУТ). Например, стрелка начинает показывать: то 1/4 уровня бака, то 1/2. Из-за этого были случаи, когда машина обсыхала в дороге (обычно после покупки б/у автомобиля, владелец не знает его нрав). Далее расскажем: по каким признакам определяют неисправность датчика уровня топлива на Ниве Шевроле, как его проверить, какой выбрать и как заменить.
Механизм и принцип работы
Вид Chevrolet Niva кардинально отличается от советского внедорожника ВАЗ-2121. У приемника сильно изменился интерьер и экстерьер. А, вот конструкция узлов и агрегатов, включая топливную систему, довольно похожи. Например, GM-овские инженеры решили оставить рычажный датчик уровня топлива, как у обычной Нивы, только интегрировали его в корпус бензонасоса. В конструкцию механизма по-прежнему входят:
- Колодки питания для ДУТ и ЭБН.
- Потенциометр.
- Подвижной контакт (бегунок).
- Металлический рычаг.
- Поплавок.
Поплавок всегда остаётся на поверхности, поднимаясь или опускаясь в зависимости от уровня бензина в баке. К металлическому рычагу прикреплён ползунок, который скользит по резистору (потенциометру). При изменении сопротивления на потенциометре, меняется и напряжение, в следствии чего отклоняется стрелка на индикаторе уровня топлива, запитанном в систему. Главный недостаток рычажного механизма любого датчика топлива в том, что, находясь в мёртвой зоне* он способен выдавать параметры с большой погрешностью, вплоть до 20 %, а это 5.8 — 10 л бензина.
*) Мёртвая зона — область вверху бензобака у горловины, или у самого дна. Например, по индикатору топлива бак уже полный, но на самом деле еще можно долить некоторое количество литров. Или наоборот, стрелка уровня обречённо лежит, ярко горит лампочка, а машина ещё едет, и водитель знает, что некоторое количество бензина еще осталось.
Какой выбрать
На Шеви Ниву ставили разные электробензонасосы (ЭБН), соответственно ни них шли разные виды датчиков уровня топлива:
- до 2006 г. ЭБН «Утёс» 21230-1139009-20-0, ДУТ — 4м / 21230-3827010-01-0.
- с 2006 г. ЭБН «Утёс» 21236-1139009-00-0, ДУТ — К3 / 21230-3827010-00-0.
Поэтому перед установкой посмотрите, какой бензонасос стоит на вашей машине. Его оригинальный номер написан на верхней крышке.
Таблица 1. Цена датчика указателя топлива
Модификация | Стоимость в руб. |
---|---|
4М | 270 |
К3 | 250 |
DYTK3 (Пекар) | 380 |
DYT4M (Пекар) | 470 |
Источники: интернет-магазины timeturbo.ru (Ульяновск) и avtoall.ru (Воронеж)
В торговых точках оффлайн, цена продукции немного дороже, около 400–600 руб. Другие аналоги от брендовых производителей, таких как: Bosch, Magneti Marelli или Hella — найти невозможно, так как электробензонасос продаётся в сборе с датчиком и корпусом (модулем).
Признаки неисправности
Так как строение ДУМ — это трущиеся детали, то рано или поздно они изнашиваются. Водитель начинает замечать, что стрелка указателя топлива учиняет обман. Например, на АЗС автовладелец заправил полный бак до отсечки пистолета, а индикатор показывает только наличие 1/2 или 2/3 количества топлива. В иных случаях стрелка зависает, так как механизма банально может заклинить. Такие глюки возникают по следующему ряду причин:
- истёрлась контактная поверхность резистора;
- произошло окисление штекера;
- нарушена изоляция провода;
- повреждён поплавок;
- изношен ползунок.
Чем плох режим эксплуатации Нивы Шевроле с неисправным датчиком уровня топлива? Если длительное время ездить на горящей лампочке с пустым баком, то бензонасос будет перегреваться, особенно в жаркую погоду, и как следствие быстро выйдет из строя. Кроме этого, у заборника начнёт собираться грязь, а её микрочастицы будут проникать в систему через фильтр и забивать топливные каналы.
Для справки! На Chevrolet Niva можно сделать самодиагностику. Для этого необходимо нажать кнопку на одометре и включить зажигание. Если нажать 2-й раз, то выскочит версия прошивки. При нажатии 3-й раз появятся коды ошибок. Цифра «2» — это отсутствие сигнала от ДУМ.
Как проверить
Чтобы «прозвонить» датчик уровня топлива на Шевроле Нива, его необходимо снять. Он установлен в модуле бензонасоса, который в свою очередь закреплён внутри бака. Найти его легко, достаточно откинуть задний ряд сидений. Для проверки понадобится мультиметр, который необходимо переключить в режим омметра.
Подключаем щупы к выходам, перемещаем рычаг вверх и вниз, имитируя полный и пустой бак. Сопротивление должно меняться: в нижнем положении 235–335 Ом, в верхнем 17–25 Ом. При этом никаких скачков параметров быть не должно. Кроме этого рекомендуется внимательно осмотреть механизм на предмет повреждений и окислений, а также плотность контакта ползунка.
Замена
Для снятия и установки датчика уровня топлива на Шеви Нива рекомендуется подобрать хорошо проветриваемое помещение или провести работы на улице. Это меры предосторожности, чтобы не отравиться парами бензина. Для ремонта потребуется: крестовая и плоская отвёртки среднего размера, рожковый ключ 10 мм, головка 8 мм, пассатижи, ветошь и пылесос. Пошаговый процесс выглядит так:
- Зафиксируйете автомобиль на ручной тормоз.
- Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
- Стравите давление топлива в рампе, через верхний болт-регулятор.
- Откиньте задний ряд сидений.
- Пропылесосьте поверхность.
- Открутите винты защитного лючка и снимите его.
- Очистите крышку модуля бензонасоса от грязи.
- Отсоедините 2 топливных шланга.
- Открутите 8 гаек (головка 8 мм).
- Выньте модуль ЭБН из бака.
- Отсоедините 2 штекера питания от крышки и топливного насоса.
- Отожмите фиксаторы ДУТ и движением вверх снимите его с модуля.
- Поставьте новый датчик уровня.
- Подключите питание к ДУТ и насосу.
- Соберите всё в обратной хронологии.
В процессе работы оцените состояние уплотнительного кольца бака и сеточки топливоприёмника. Желательно всё почистить, а при необходимости заменить.
Заключение
При «глюках» датчика уровня можно остаться без топлива в дороге. Владея минимальными навыками ремонта, дефектный механизм легко заменить своими руками. Главное сначала узнать, какая модификация ДУМ стоит на машине: 4 М или К3.
Что делать если датчик уровня топлива Chevrolet Niva врет и как его заменить своими руками?
Датчик уровня топлива (ДУТ) — прибор, который определяет количество горючего в бензобаке Нивы Шевроле.
Его показания отображаются на индикаторе приборной панели.
Информация датчика позволяет определить скорость расхода и остаток бензина, километраж до следующей заправки.
Принцип работы
В Ниве используется устройство популярного рычажного типа. Он состоит из переменного резистора и рычага с закрепленным на нем поплавком. Датчик установлен внутри топливного бака. Работает он так:
- Легкий поплавок плавает на поверхности бензина и поднимается/опускается при изменении уровня топлива.
- Вместе с ним перемещается рычаг, который прикреплен к ползунку переменного резистора.
- Сопротивление потенциометра меняется, вместе с ним изменяется напряжение, которое поступает на стрелочный индикатор приборной панели.
- Стрелка отклоняется пропорционально уровню напряжения.
Достоинство прибора — простая конструкция и низкая цена. Такой способ измерений имеет высокую погрешность, поэтому для точного измерения расхода бензина используются другие приборы.
Почему ДУТ неправильно показывает уровень бензина?
Иногда стрелка индикатора количества топлива водит водителя в заблуждение. Как правило, это вызвано проблемами проводки или неисправностью датчика. Неправильные показания возникают по следующим причинам:
- Напряжение бортовой сети сильно отличается от номинального.
- Окислились контакты подключения индикатора на панели приборов или потенциометра.
- Параметры резистора ДУТ не соответствуют номинальному значению.
- Износились контакты потенциометра или бегунка.
Совет: если исправный датчик после снятия и установки в бензобак стал неправильно показывать уровень, следует снова снять его и проверить форму и ход рычага.
Какая модель подходит для Chevrolet Niva?
В магазинах представлены ДУТ производства разных компаний:
- Pekar;
- General Motors;
- Premier и другие.
Их цены и каталожные номера зависят от производителей. Минимальная цена — 300 рублей. Деталь производства GM или другого известного бренда стоит 700-900 рублей.
Замена своими руками
Для замены ДУТ Нивы Шевроле понадобится отвертка и гаечные ключи.
Порядок выполнения работы:
- Ослабить гайку и снять минусовую клемму АКБ.
- Поднять заднее правое сидение.
- Снять крышку.
- Стравить давление из топливной рампы.
- Отсоединить разъем с проводами.
- Ослабить хомуты и снять два шланга
- Открутить гайки крепления.
- Вынуть топливный насос из бензобака.
- Демонтировать уплотнительное кольцо.
- Отсоединить колодку проводов от разъема крышки.
- Отсоединить колодку проводов от топливного насоса.
- Отжать два фиксатора ДУТ и сдвинуть его по пазам корпуса.
- Установить новый датчик .
Сборка выполняется в обратном порядке. При необходимости уплотнительное кольцо следует заменить новым.
После этого остается включить зажигание и проверить работу датчика.
Рекомендуем посмотреть видео о ремонте ДУТ Шнивы
Какой фирмы выбрать радиатор охлаждения для Niva Chevrolet и как заменить своими руками?
Для чего нужен регулятор давления топлива Нива Шевроле и как его заменить своими руками?
Подробно про ДПДЗ Нивы Шевроле, какой выбрать и как заменить своими руками?
Неправильно показывает уровень топлива нива шевроле
Если датчик уровня топлива показывает неверное значение, есть несколько способов решения проблемы.
Необходимо произвести регулировку самого устройства:
- Первый способ. Спицу поплавка, который вы заменили, необходимо вывести из одного крайнего положения в другое. Как вы понимаете, в этом случае показания стрелки на панели приборов также должны варьироваться из одного положения в другое. В этом случае вам может понадобится помощь еще одного человека. Если вы заметили, что при перемещении спицы стрелочка на приборной панели демонстрирует неправильное значение, то необходимо будет незначительно подогнуть один из регулировочных язычков.
Стрелка показывает полный бак
Если ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, то не лишним будет и сделать его диагностику.
>Видео «Как отремонтировать регулятор уровня бензина»
О том, как самостоятельно произвести ремонт элемента, смотрите ниже.
Подскажите пожалуйста, у меня «шеви» Нива, но недавно вышел из строя датчик уровня топлива, постоянно показывает полный бак. Странность в том, что у меня стоит бортовой компьютер и тоже показывает полный бак топлива, никто, к кому обращалась не знает как исправить, что только ни делали. Подскажите в чём может быть причина? Как можно починить? Заранее благодарю за помощь.
Обычно так происходит, когда пришла пора менять ДУТ(датчик указателя топлива). Просто, в одно время, он начинает показывать некорректно. Для того, чтобы определить менять ДУТ или нет, нужно снять насос, и включив зажигание(отключив сам насос), рукой пробовать изменять положение поплавка. Если показывает неправильно или совсем не показывает-менять, но покупать только в том магазине, где проверенные запчасти(очень много брака). Если ДУТ работает нормально, значит виновата приборка, а именно гайки на самом приборе, которые обеспечивают контакт прибора и платы. Снять, почистить и плотно завернуть на место! И смотрите провода массы на насос и бак!
Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Эксплуатировать автомобиль становится крайне неудобно, если врет или не работает указатель уровня топлива на приборной панели. Чтобы не попасть в безвыходную ситуацию с пустым баком, водителю приходится записывать показания одометра и вычислять приблизительный пробег по расходу горючего. Другой вариант – постоянно возить в багажнике запасную канистру, наполненную бензином или соляркой. Избавление от перечисленных неудобств — поездка на автосервис либо самостоятельная диагностика и устранение неисправности.
Как функционирует прибор?
Чтобы самому разобраться в проблеме, нужно понимать, как осуществляется замер уровня горючего и передача информации указателю прибора. Схема, реализованная в большинстве транспортных средств, включает следующие основные элементы:
- поплавок, изготовленный из легкого полимера, погружен в бензобак и зачастую совмещен с блоком насоса;
- датчик бензина – потенциометр (иначе – реостат) рычажного типа;
- стрелка указателя со шкалой;
- соединительные провода.
Во многих современных автомобилях к системе подключен электронный блок управления.
Классический реостат представляет собой открытую катушку из проволоки повышенного сопротивления. Рычаг, оснащенный контактом и прикрепленный к поплавку, поднимается либо опускается вместе с уровнем горючего в баке, а контакт перемещается по виткам обмотки. Классическая схема работает просто:
- Реостат и стрелочный прибор включен в цепь последовательно, оба питаются от автомобильной бортовой сети.
- При перемещении поплавка с рычагом сопротивление потенциометра меняется.
- Изменение сопротивления вызывает повышение либо снижение силы тока в цепи, на что реагирует стрелка указателя. Шкала проградуирована по значениям сопротивления, соответствующим наполнению бензобака.
Обновленная версия системы работает с участием контроллера. Стрелка уровня топлива получает обработанный цифровой сигнал от электронного блока, подающего питание на потенциометр. Принцип работы не меняется, но схема позволяет получать более точные показания.
Распространенные неполадки
Система контроля над объемом топлива в бензобаке подвержена таким неисправностям:
- стрелочный указатель лежит на нуле независимо от количества оставшегося в баке горючего;
- прибор неправильно показывает уровень топлива – врет в большую либо меньшую сторону;
- стрелка «скачет» или меняет показания за короткий промежуток времени;
- не горит желтый индикатор минимального остатка топлива.
Справка. В некоторых отечественных моделях машин топливный датчик врет еще с завода. Пример – внедорожник Chevrolet Niva первых выпусков, где прибор сильно занижает реальный уровень бензина. Водитель, ориентируясь на указатель, заезжал на заправку, но обнаруживал доверху полный бак.
Причин падения стрелки на ноль встречается несколько:
- Заедание либо заклинивание рычага.
- Поплавок потерял герметичность и опустился на дно.
- Разрыв электрической цепи из-за окислившихся контактов или проблемы с проводкой.
- Поломка самого индикатора либо рычажного датчика – потенциометра.
Обычно неправильные показания и «скачки» стрелки – это следствие загрязнения реостата и бегунка. На автомобиле с большим пробегом эти детали могут износиться – тонкий слой на пластинах истирается, отчего между ними и бегунком пропадает контакт.
Датчик уровня топлива в баке посылает противоречивые сигналы, отражающиеся на приборной панели.
Одна из причин неработающего индикатора минимального уровня – перегоревшая лампочка на панели приборов. Реже встречаются проблемы с концевым контактом, находящимся внутри бака, либо обрыв электропроводки. В новейших системах лампа и вовсе загорается по команде контроллера, когда сопротивление рычажного потенциометра достигнет определенного значения.
Диагностика и способы ремонта
Чтобы осуществить проверку и выявить неисправность, выполните ряд подготовительных работ:
- Отыщите в автомобиле технологический люк, открывающий доступ к блоку электробензонасоса и поплавкового механизма. Обычно располагается под задним диваном, где установлен топливный резервуар.
- Открутите прижимной фланец и вытащите узел через отверстие. Почистите все контакты и пластину реостата, установите блок на место.
- Подготовьте «контрольку» с лампочкой и мультиметр.
Первым делом нужно точно определить «виновника» – проверить отдельно датчик и указатель. Работоспособность прибора диагностируется следующим образом:
- Включите зажигание и подсоедините один зажим мультиметра или контрольной лампочки к массе авто.
- Второй контакт подключите к плюсовой клемме провода, выходящего в технологический проем. Измеритель должен показать напряжение бортовой сети.
- Снимите плюсовую клемму и замкните ее на массу. Если прибор на панели исправен, стрелка покажет полный бак. Значит, не работает датчик уровня топлива.
- Если к бензобаку приходит 2 провода, поочередно соединяйте их с массой автомобиля. От одного должна загореться контрольная лампа, от второго – указатель переместиться на максимум. Если наблюдаются перечисленные признаки, меняйте датчик.
В том случае, когда на проводах имеется напряжение 12 вольт, но после замыкания на массу стрелочный указатель не реагирует, придется разбирать торпедо и снимать прибор. Аналогичные действия предпринимаются при нерабочем индикаторе минимального остатка бензина.
Самостоятельно проверить обновленную систему, устанавливаемую в машины последних лет, несколько сложнее, простое замыкание клемм ничего не даст. С помощью мультиметра убедитесь, что на проводах присутствует напряжение питания, а затем нужно подключить к ним другой, работоспособный датчик. Если при шевелении поплавка стрелка на приборной панели реагирует, элемент следует заменить.
Тщательная очистка бегунка и витков реостата помогает в том случае, когда банально врет датчик уровня топлива. Подвижный контакт можно аккуратно перегнуть, чтобы он проходил по неизношенной части витков. Очищайте токонесущие полоски потенциометра мягкой тканью, пропитанной спиртом, чтобы не повредить поверхность элемента.
Некоторые неисправности бензинового датчика можно устранить в гаражных условиях:
- «утонувший» поплавок с трещиной меняется в сборе с рычагом либо отдельно (зависит от марки авто);
- оторвавшиеся проводники соединяются с помощью обычного паяльника;
- поврежденная пластинка реостата меняется на новую при условии, что запчасть к вашему автомобилю найдется в продаже.
На данный момент ремонт датчика уровня топлива становится неактуальным. Учитывая стоимость нового элемента, проще и надежнее поменять нерабочую деталь.
Если указатель и измеритель остатка бензина исправен, но стрелка прибора врет, попробуйте произвести регулировку. Аккуратно подогните штангу поплавка в нужную сторону и снова проверьте показания. Чтобы добиться максимальной точности, операцию наверняка придется повторить несколько раз.
Электробензонасосы и ДУТ Шевроле Нива
Сегодня поговорим о ДУТ — датчиках уровня топлива, их видах, насосах, в которых они стоят и о времени применения их на автомобилях Шевроле Нива.
Оригинальные ЭБН Шевроле Нива
За весь цикл выпуска шевиков на конвейер было два поставщика. Первый — это ОАО «Утес» из Ульяновска. Что-то утесовцы делали сами, что-то закупали у других производителей. Так к примеру электробензонасос от СЭПО поставлялся на конвейер из Ульяновска, а не на прямую из Саратова.
Второй поставщик появился сравнительно недавно — в 2015 году. По факту это организация, связанная с «ДСК», поставляющая 16 версию 236 модулей. Но давайте по порядку.
Насосы до 2006 года
ЭБН 21230-1139009-20-0. Первый насос, используемый на именно Chevrolet — на ВАЗ 2123 был свой.
- Производитель — Утес;
- Дата снятия — 12.2005;
- Насос — Aisan;
- Корпус — Утес 2123-1139009-20, металлическая крышка;
- ДУТ — Утес 4м / 21230-3827010-01-0.
Используемый ДУТ производился, да и производится до сих пор, ОАО «Утес» и имеет нанесенное на поле обозначение «4М». Имеет форму, схожую с датчиками от обычной Нивы. Длина поплавка — 76 мм, высота в центре — 16, по краям — 13.
Насосы после 2006 года
В отличие от предыдущих 4 лет с 2006 года появился ассортимент насосов.
ЭБН 21236-1139009-00-0. Обновленный корпус и внедрение нового датчика.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 01.2006;
- Дата снятия — 09.2008;
- Насос — …;
- Корпус — Утес 21236-1139009-10, белая крышка;
- ДУТ — Утес К3 / 21230-3827010-00-0.
Обновленный ДУТ от Утеса обозначается «К3». Форма изменилась и стала прямоугольником. Длина поплавка — 76 мм, высота в центре — 16, по краям — 13.
ЭБН 21236-1139009-01-0. Из изменений в конструкции — внедрение регулятора INZI.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 01.2006;
- Дата снятия — 09.2008;
- Насос — Aisan;
- Корпус — Утес 21236-1139009-10, белая крышка;
- Регулятор давления — INZI;
- ДУТ — Утес К3 / 21230-3827010-00-0.
ЭБН 21236-1139009-02-0. Годичная партия от Саратовского СЭПО.
- Производитель — СЭПО;
- Дата установки — 08.2007;
- Дата снятия — 09.2008;
- Насос — СЭПО ЭДН-200;
- Корпус — СЭПО МЭБН 21236, черная крышка;
- Регулятор давления — СЭПО РДТ-380;
- ДУТ — СЭПО ДУТ-24, 7Д5.139.075.
ЭБН 21236-1139009-10-0. С 2008 года Утес перешел на обновленные датчики. С использованием данного ЭБН с конвейера автомобили выходили на протяжении 7 лет.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 09.2008;
- Насос — Bosch;
- Корпус — Утес, белая крышка;
- ДУТ — Утес К3-01 / 21236-3827010-00-0.
ЭБН 21236-1139009-15-0. А уже с февраля 2015 Утес поставляет ЭБН производства Моторика, ДСК с новыми датчиками «21236».
- Производитель — Моторика, DSK;
- Дата установки — 02.2015;
- Насос — Bosch 0580454035;
- Корпус — Моторика, DSK, черная крышка;
- ДУТ — Моторика, новейшего образца на защелках «21236-382700915» / 21236-3827010-15-0.
В феврале 2015 года GM-Avtovaz совершает несколько изменений в системе топливного бака — смена материала бака топливного с освинцованного на горяче-аллюминизированный металл (новые детали 21236-1101010-10-0, 21230-1101011-10-0) — в том числе внедряет и 15 насос.
ЭБН 21236-1139009-16-0. Отличие 16 от 15 в самом насосе — здесь используется Aisan.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 07.2015;
- Насос — Aisan 3J (EFP5);
- Корпус — Моторика, DCK, черная крышка;
- ДУТ — Моторика, новейшего образца на защелках «21236-382700915» / 21236-3827010-15-0.
В июне 2020 года к нам попал насос внешне идентичный описанному выше оригинальному -16, за одним исключением — в нем использовался мотором Aisan 81B. На сайте DSK мы увидели информацию о том, что у них продаются моторчик «нового образца» 21900-1139010-00, как раз тот самый, который и стоит в этом 16 насосе. Вполне вероятно, моторчики были заменены поставщиком.
Взаимозаменяемость электробензонасосов
До 2006 года. Так как на конвейер ставился только один насос, то взаимозаменяемость возможна с другими производителями, которые заявляют о взаимозаменяемости. Например «Пекар» выпускает насос 2123-1139009-20, заявляя его как аналог для оригинального от Утеса.
После 2006 года. Это период можно также разделить на неcколько этапов, взяв за основу используемые ДУТ’ы.
К3. Насосы 00, 01, 02. Как и указано в каталогах — эти три ЭБН взаимозаменяемы.
К3-01. 10 насос можно использовать вместо насосов из группы «К3». В обратную сторону — GM-Avtovaz не советует.
21236. Ну и последняя группа, в которую входят 15 и 16 насосы, взаимозаменяемы друг с другом, а также взаимозаменяемы с 10. Могут быть использованы вместо насосов из группы «К3», но в обратную сторону также GM-Avtovaz не советует.
Какой ДУТ? Подбираем правильно
В принципе, все необходимое для правильного подбора написано выше и если вы захотите сами заняться заменой ДУТ, то проблем возникнуть не должно. Просто посмотрите на крышку МЭБН и найдите номер указанной на ней в этой статье. Посмотрите какой датчик используется на найденном вами в списке МЭБН. Если что — пишите, поможем с подбором.