Как правильно поменять радиатор печки на автомобиле ГАЗ 3110 Волга
Волга или ГАЗ 3110 заслуженно относится к категории раритетных транспортных средств. Но это совершенно не мешает машине оставаться востребованной и популярной. Подобные авто можно встретить буквально в каждом уголке нашей необъятной страны.
Автомобилисты и специалисты отмечают завидную долговечность двигателей на ГАЗ 3110, которой позавидуют многие современные отечественные и зарубежные транспортные средства. Одной из причин долговечности называют эффективную и качественную работу системы охлаждения, неотъемлемой частью которой выступает отопитель. Или просто печка.
Но даже печка ГАЗ 3110 имеет свой ограниченный ресурс. Во многом долговечность радиатора отопителя зависит от грамотного отношения к узлу, своевременного обслуживания и ухода. Если элемент выходит из строя, ему требуется обязательная замена.
Снимать панель или нет
Отыскать руководство по эксплуатации для автомобиля ГАЗ 3110 не сложно даже в наше время. С его помощью можно выполнить ряд ремонтно-восстановительных работ, поменять множество деталей и узлов в сборе.
Если изучить это руководство, там вы найдёте и мануал о том, как выполняется замена радиатора отопителя в составе штатной печки ГАЗ 3110. Но основная проблема заключается в необходимости снимать всю панель в салоне. Задачу нельзя считать невыполнимой, но она требует много времени, усилий и стараний.
Ещё больше проблем и вопросов вызывает обратная сборка панели после замены радиатора. Кто-то неправильно выставляет зазоры, другие путают местами провода, патрубки и пр. В итоге появляются заметные и ощутимые проблемы с работой отопителя, обдув функционирует неправильно и пр.
Учитывая потенциальные сложности, многие даже не решаются самостоятельно поменять печной радиатор. Они обращаются за помощью в автосервисы, платят большие деньги и получают свою Волгу с уже заменённым радиатором.
Но если знать о нюансах замены, которая не требует снятия панели, можно сэкономить солидную сумму денег и провести работы своими руками. Замена без снятия панели объективно лучше и предпочтительнее схемы, предлагаемой в руководстве по эксплуатации и ремонту автомобилей ГАЗ 3110.
Демонтаж панели в ГАЗ-3110
Инструменты и материалы
Для замены старого радиатора печки вам потребуется не только новый элемент, но также и определённый набор инструментов и вспомогательных материалов.
Но искать какие-то особые инструменты или профессиональные приспособления не придётся. Подходящий набор состоит из:
- набора гаечных ключей различных размеров;
- плоскогубцев;
- молотка;
- кусачек;
- плоской отвёртки;
- крестовой отвёртки;
- ёмкости примерно на 10 литров, но не меньше;
- приборов для лучшего освещения;
- ветоши и пр.
Всё необходимое с лёгкостью можно найти в гараже любого автолюбителя, который хотя бы периодически выполняет простейшие работы по ремонту и обслуживанию своего автомобиля. И не важно, будет это ГАЗ 3110 или какая-то современная иномарка.
Последовательная процедура замены
При работе с радиатором отопителя на ГАЗ 3110 Волга вы всё равно будете контактировать с проводами. Потому начните с самого важного и элементарного действия. Просто откройте капот, отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, и откиньте её в сторону. Теперь никаких коротких замыканий и ударов током бояться не придётся.
Прежде чем демонтировать радиатор печки, следует слить из системы жидкость охлаждения. Чаще всего в Волгу 3110 заливают тосол, но некоторые применяют антифриз или даже обычную воду. С последним вариантом злоупотреблять не стоит, поскольку простая вода быстро приводит к образованию накипи в радиаторе, и промыть его уже не так просто. Вскоре снова придётся всё разбирать и менять. Потому будет лучше, если вы приучите себя заливать в расширительный бачок системы охлаждения двигателя исключительно качественные ОЖ.
Медный радиатор печки ГАЗ-3110
Первым этапом на пути к снятию и замене радиатора отопителя на автомобиле ГАЗ 3110 будет слив жидкости охлаждения. Для этого:
- открутите кран на радиаторе отопителя, провернув его до упора в правую сторону;
- под заглушкой предварительно разместите пустую ёмкость подходящего объёма;
- выкрутите саму заглушку и выпустите наружу жидкость охлаждения;
- дождитесь, пока весь объём тосола стечёт в тару;
- верните заглушку на место.
Лучше проводить эту процедуру после того, как двигатель остынет. Иначе из радиатора хлынет горячая жидкость, способная оставить на вашей коже серьёзные ожоги.
Когда жидкость из системы охлаждения слита, можно приступать к демонтажным работам. Теперь из патрубков если и будет литься антифриз или тосол, то в небольшом количестве. Держите под рукой сухую ветошь, чтобы при необходимости вытереть остатки, а не разливать их по полу, в салоне или под автомобилем.
Дальнейшие процедуры по замене радиатора отопителя в Волге ГАЗ 3110 предусматривают следующие действия:
- поднимите капот и зафиксируйте крышку в устойчивом и безопасном положении;
- на верхней части радиатора отопителя снимите патрубок, предварительно с помощью отвёртки ослабив хомут;
- далее снимите патрубок по аналогичной схеме, но уже с нижней части радиатора;
- открутите пару крепёжных гаек, с помощью которых кран печки удерживается на брызговике;
- снимите краник печки со шпилек, проверьте его состояние и при необходимости замените;
- с двух патрубков радиатора печки снимите уплотнители, выполненные из резины (их также в дальнейшем лучше заменить на новые).
Работы со стороны подкапотного пространства фактически завершены. Далее переходите уже непосредственно в салон вашего автомобиля Волга 3110. Для удобства можете снять передние кресла. Но вряд ли в этом есть острая необходимость. Просто сдвиньте их до упора назад, освободив побольше места в и без того просторном транспортном средстве.
Алюминиевый радиатор отопителя для автомобиля Волга
Последовательность дальнейших операций, направленных на снятие и замену радиатора отопителя на Волге 3110, выглядит следующим образом:
- Открутив всего 3 крепёжных винта, снимается нижняя полка со стороны салона автомобиля.
- На двух винтах удерживается бардачок. Их также следует открутить и снять вещевой ящик, откинув его пока в сторону.
- Ещё предстоит снять боковину, которая закрывает доступ к ЭБУ, демонтировать накладку стойки. Последняя удерживается ещё 3 винтами.
- Следом идёт этап откручивания панели. Один саморез располагается справа внизу, и ещё 4 крепления вверху. Найти их вы сможете непосредственно под декоративными накладками, прикрывающими сопла обдува для подачи воздуха на лобовое стекло.
- Выполнив все эти процедуры, можно будет на некоторое расстояние оттянуть панель в свою сторону.
- Далее откручивайте правую нижнюю половинку отопителя. Тут есть в общей сложности 7 крепёжных винтов. 6 из них располагаются по кругу, и ещё один прямо в центре конструкции. Откручивание этих креплений процесс не из лёгких. Ещё сложнее будет вернуть их на место. Но снимать всю панель ещё тяжелее. Выбор за вами.
- Оттягивая панель, сначала аккуратно вытаскивайте нижнюю часть отопителя, а затем расположенный в корпусе радиатор. Тут не помешает помощь второго человека.
Таким методом можно снять всю печку в сборе, либо же демонтировать только составные компоненты отопителя, такие как радиатор. Всё зависит от того, в каком состоянии находится печка, и что требует вмешательства для последующего ремонта или замены.
Когда все эти манипуляции будут выполнены, берёте новый радиатор, вставляете его точно так же, как и снимали старый, только в обратном порядке. Далее уже по обратной схеме выполняется сборка всех ранее демонтированных узлов и креплений.
Если будете снимать печку в сборе, не забудьте отключить колодки электропитания, демонтировать держатели печки путём отсоединения тяги, а также открутить 3 гайки. Именно на них удерживается корпус отопителя.
Будьте внимательными в процессе обратной сборки. Рекомендуется ещё на этапе демонтажа делать пометки или маркировать элементы, в правильном подключении которых вы не уверены. Не экспериментируйте и не полагайтесь на удачу. Если сделать что-то не так, перепутать патрубки или провода, можно спровоцировать довольно серьёзные негативные последствия, вплоть до полного отказа печки или других узлов автомобиля ГАЗ 3110.
Классическая Волга далека от совершенства в плане своей конструкции, и менять радиатор отопителя здесь не просто. Но всё же существуют альтернативные решения, позволяющие обойтись без полного снятия всей панели.
Печка на ГАЗ 3110 «Волга»: устройство, причины неисправности и замена своими руками
ГАЗ 3110 — настоящая рабочая лошадка, и, несмотря на почтенный возраст, таких автомобилей по всей стране ещё много.
Однако, невзирая на множество несомненных достоинств, у этого автомобиля есть и ряд серьёзных недостатков, к которым можно отнести технически несовершенный и подверженный поломкам отопитель.
Устройство и принцип работы печки ГАЗ 3110
«Волга» в части устройства отопителя и принципов его работы в целом не отличается от других автомобилей.
На схеме можно увидеть основные части печки ГАЗ 3110
Среди основных составляющих стоит выделить:
- радиатор;
- патрубки;
- вентилятор;
- заслонки.
Прогрев салона происходит за счёт работы двигателя.
Воздух снаружи проходит через радиатор, нагреваясь, а затем поступает в салон
Дело в том, что во время работы мотор буквально раскаляется, и чтобы он не вышел из строя, излишнее тепло от него необходимо отвести.
Для этого предназначена охлаждающая жидкость — антифриз или тосол — которая циркулирует по специальным патрубкам.
Они соединяются с радиатором — центральным узлом отопителя, устройством, аккумулирующим тепло.
Таким способом охлаждающая жидкость переносит тепло от работающего двигателя в радиатор.
Параллельно с этим вентилятор обеспечивает приток воздуха к радиатору.
Впоследствии нагретый воздух поступает в салон через открытые заслонки, которые регулируются при помощи реек и рычажков.
Блок управления печкой
Управление печкой «Волги» осуществляется посредством довольно простого щитка, расположенного на панели управления.
В более старых моделях на щиток были вынесены два рычажка — рычажок управления фокусировкой воздушных потоков и рычажок управления краном печки.
Так выглядит блок управления печкой на старой «Волге» (доработан владельцем)
Воздушные потоки можно было направить либо на лобовое стекло и в салон, либо на лобовое стекло и передние двери, либо в ноги водителя и пассажира на переднем сидении.
Рычажок управления краном печки позволял регулировать количество поступающего в салон тёплого воздуха, вплоть до полного прекращения его подачи.
После обновления (до версии ГАЗ 31105) «Волга» получила усовершенствованный блок управления отопителем.
Блок управления печкой ГАЗ 31105 стал более удобным за счет трех рукояток
Вместо двух рычажков на нём располагались три «крутилки» — рукоятка управления фокусировки воздушных потоков, рукоятка управления скоростью вентилятора печки и рукоятка регулировки температуры.
Стоит отметить, что печка от ГАЗ 31105 может с успехом заменить «родную» печку на классической 3110.
Схема подключения печки
Если снять щиток и посмотреть на него с обратной стороны, то можно увидеть микросхему.
С обратной стороны блока можно увидеть микросхему
Печка связана со всей остальной «электрикой» в машине по стандартной схеме.
На данной схеме показано, как правильно подключить печку ГАЗ 3110
Резистор печки ГАЗ 3110
Резистор — важное звено электрической цепи. В печке резистор отвечает за скорость вращения лопастей вентилятора.
Резистор подсоединён к мотору вентилятора и распределяет поступающий ток, благодаря чему вентилятор может функционировать на разных скоростях.
Когда резистор ломается, весь электрический ток поступает напрямую к вентилятору, и печка работает в единственном режиме — на максимальной скорости.
Резистор обеспечивает работу печки в разных режимах
В печках ГАЗ 3110 устанавливается один резистор, но автолюбители зачастую устанавливают и второй, чтобы добиться более эффективной работы отопителя.
Резистор расположен на корпусе печки, немного левее моторчика вентилятора; относительно салона автомобиля — под полкой бардачка, правее магнитолы.
Чтобы добраться до резистора, придётся снять бардачок, а возможно, и верхнюю половину торпеды.
Причина выхода из строя резистора печки «Волги» – его перегрев.
Дело в том, что охлаждение резистора происходит за счёт поступления наружного воздуха, и если вовремя не менять салонные фильтры, эта немаловажная деталь печки выйдет из строя.
Когда необходима замена печки
Автолюбители отмечают, что ГАЗ 3110 — холодный автомобиль. Дело в том, что у «Волги» большой салон и низкотемпературный двигатель, а соответственно, и слабая печка. Кроме того, в силу конструктивных особенностей отопитель «Волги» не обеспечивает обдув стекла со стороны водителя. Ещё один неприятный момент — шум при работе печки.
В связи с этим владельцы автомобилей ГАЗ 3110 всячески стремятся усовершенствовать её.
Тюнинг печки ГАЗ 3110
Опытные водители «Волг» указывают на то, что одними из наиболее эффективных способов «довести до ума» печку автомобиля являются:
- замена мотора вентилятора отопителя на более мощный. При этом можно поставить «самаровский» (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115) резистор, а рычаг панели управления взять от «Москвича»;
- замена крана печки на электроклапан с любой иномарки;
- установка электропомпы на выходе печки;
- замена радиатора на сдвоенный (необходимо соединить и обрезать по размерам два тонких радиатора от любой иномарки).
Кроме того, можно сменить «родной мотор» от классической версии ГАЗ 3110 на более мощный — от новой версии модели ГАЗ 31105.
Причины поломки печки ГАЗ 3110
Разумеется, необходимо заменить печку или какие-либо отдельные её детали при выходе из строя.
Среди наиболее часто встречающихся неисправностей нужно указать следующие:
- вентилятор отопителя не включается вообще;
- вентилятор не работает в каком-либо положении переключателя;
- слабая мощность печки;
- вентилятор печки сильно шумит.
Таблица: диагностика неисправностей печки и способ их устранения
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Не включается вентилятор отопителя | Перегорание предохранителя в цепи электродвигателя | Проверьте и при необходимости замените предохранитель вентилятора |
Неисправен переключатель вентилятора | Проверьте напряжение на ограничительных резисторах. Если напряжение отсутствует, снимите и проверьте переключатель | |
Неисправен электродвигатель вентилятора | Проверьте напряжение на выводах электродвигателя при включённом зажигании и задействованном переключателе вентилятора. Если напряжение отсутствует, замените электродвигатель | |
Вентилятор отопителя не работает в одном из положений переключателя | Неисправен ограничительный резистор | Проверьте соответствующий резистор |
Недостаточная мощность отопителя | Понижен уровень охлаждающей жидкости | Проверьте уровень жидкости, при необходимости доведите его до нормального |
Неисправен термостат | Проверьте и при необходимости замените термостат | |
Не открывается клапан радиатора отопителя | Проверьте проходимость электромагнитного клапана | |
Шум вентилятора отопителя | Попадание грязи, листьев | Снимите и очистите вентилятор, очистите воздушный канал |
Дисбаланс рабочего колеса, повреждение подшипника | Снимите вентилятор, проверьте лёгкость его вращения и зазор в подшипниках |
Как снять печку ГАЗ 3110
Снятие печки ГАЗ 3110 — процесс длительный и трудоёмкий, а, кроме того, подразумевающий снятие панели, из-за чего многие автолюбители предпочитают с ним не связываться.
К счастью, для замены печки необязательно снимать панель полностью — достаточно её немного отодвинуть.
Какие инструменты нужны
Чтобы снять печку ГАЗ 3110, хватит обычного набора инструментов, который наверняка найдётся в гараже каждого автолюбителя.
В частности, понадобятся:
- два ключа на «10»;
- ключ на «13»;
- шлицевая отвёртка.
Для снятия печки ГАЗ 3110 достаточно простого набора инструментов
А также могут пригодиться крестовая отвёртка, кусачки, плоскогубцы и молоток.
Кроме того, пригодится ветошь и ёмкость объёмом не менее 10 литров.
Как снять печку ГАЗ 3110, не снимая панели
Производить снятие печки с автомобиля ГАЗ 3110 следует в светлом, защищённом от влаги месте, например, в гараже или на даче под навесом.
И также стоит отметить, что производить снятие печки с «Волги» в одиночку достаточно проблематично, поэтому лучше пригласить кого-нибудь помочь вам.
Первое, что необходимо сделать, приступая к демонтажу печки, — снять минусовую клемму аккумулятора.
Так производится обесточивание всех электронных компонентов автомобиля, а значит, при работе вас не ударит током.
На первом этапе потребует произвести ряд манипуляций под капотом автомобиля.
- Необходимо слить охлаждающую жидкость. Для этого следует ослабить хомуты на патрубках, ведущих к радиатору. Жидкость сливается в заранее подготовленную ёмкость.
- Далее нужно снять кран печки. Для этого откручиваются гайки крепления и снимается кран со шпилек.
Необходимо открутить гайки крепления к брызговику и снять краник со шпилек
Следующий этап работ производится со стороны салона.
- Отодвигается торпеду. Для этого обычно снимают пепельницу и прикуриватель, удаляют облицовку рулевой колонки и откручивают крепление торпеды, которое состоит из двух болтов и шести саморезов.
Откручиваем верхние и нижние крепления, отсоединяем проводку и вынимаем пепельницу
Снимаем распределитель отопителя ГАЗ 3110
После этих манипуляций вновь нужно переместиться к капоту.
- Ослабив хомуты, отсоединить шланги от радиатора и снять прокладки с патрубков.
- Открутить гайки, которыми корпус печки крепится к кузову и воздухозаборнику. Действовать нужно максимально аккуратно, потому что на этом этапе работ особенно легко повредить радиатор.
- Наконец, осторожно опустить правый край корпуса и потянуть печку на себя.
Финальный этап работы — снимаем отопитель
Видео: замена печки своими руками
Благодаря описанным ранее манипуляциям можно заменить печку или вышедшие из строя детали, тем самым обеспечив в машине комфортные условия для водителя и пассажиров на долгое время.
Снятие радиатора отопителя автомобиля ГАЗ-3110
Полностью открываем кран радиатора отопителя (переводим верхний переключатель панели управления отопителем в крайнее правое положение).
Открываем кран радиатора двигателя и сливаем жидкость из системы охлаждения в чистую емкость, вместимостью не менее 10 л.
Плоской отверткой ослабляем затяжку хомута шланга.
Снимаем его с верхнего патрубка радиатора отопителя.
Ослабляем хомут нижнего шланга.
Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления крана радиатора к брызговику.
Снимаем его со шпилек и снимаем шланг с нижнего патрубка радиатора отопителя
С обоих патрубков радиатора отопителя снимаем резиновые уплотнительные кольца
Снимаем консоль панели приборов (снятие консоли).
Снимаем панель приборов (см. Снятие панели приборов), не отсоединяя от нее блоки предохранителей и жгут проводов (полного демонтажа панели не требуется).
Опускаем панель на пол салона автомобиля.
Ключом на 10 ослабляем затяжку стопорного винта тяги.
Поддеваем плоской отверткой и «отщелкиваем» пружинящий зажим оболочки тяги.
Таким же образом поступаем и с нижней гибкой тягой привода.
Поворачивая механизм привода, выводим из зацепления с флажком верхнюю жесткую тягу и откладываем механизм привода в сторону.
Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления отопителя к коробу воздухопритока (вторая гайка находится с противоположной стороны короба).
Ключом или головкой на 13 отворачиваем гайку верхнего крепления отопителя и снимаем со шпильки «массовый» провод
Ключом на 10 отворачиваем болт крепления распределителя отопителя к тоннелю.
Разъединяем воздуховоды обогрева ветрового стекла
Придерживая винты отверткой или ключом на 10, ключом на 8 отворачиваем 5 гаек
Снимаем верхнюю крышку отопителя с резиновой прокладкой
Вынимаем из пазов радиатор отопителя.
Сборку отопителя производим в обратной последовательности.
Старый радиатор перед установкой рекомендуем промыть изнутри и снаружи струей воды для удаления загрязнений, ухудшающих теплообмен.
Замена отопителя салона 3110
Если отопитель родной, то:
1. Под капотом — ослабить хомуты на патрубках радиатора отопителя, слить ОЖ.
2. Открутить гайки крепления крана отопителя к брызговику, снять кран со шпилек.
3. В салоне — при помощи отвертки отщелкнуть вверх и снять накладки дефлекторов лобового стекла, под ними 4 коротких самореза крепления торпеды открутить (они по краям, внутри — крепления самих дефлекторов, не путать).
4. Снять полку под документы, ослабив 3 винта, затем снять бардачок, выкрутив 2 винта крепления петель снизу, не забыв при этом про провода лампы бардачка!
5. Снять электродвигатель отопителя, выкрутив 3 винта, не забыв при этом про провода электродвигателя! (может, его можно и вместе с печкой достать?)
6. По бокам торпеды, слева и справа, открутить по одному саморезу крепления нижней кромки торпеды к проушинам на боковинах.
7. Снять пластмассовые кожухи боковин слева от ног водителя (крышка блока реле) и справа от ног пассажира (крышка ЭБУ), выкрутив крепежные саморезы.
8. Кожух рулевой колонки снять, под ним 4 болта «на 12» выкрутить полностью (2 крепят рулевую колонку, 2 крепят торпеду), рулевую колонку опустить.
9. На панели управления режимами работы отопителя снять пластмассовые головки с рычажков управления, панель (в прорезях которой живут рычажки) снять, открутив 2 самореза по бокам.
10. Отщелкнуть квадратную рамку чехла кулисы КПП, под ней 2 нижних самореза крепления блока прикуривателя – открутить.
11. Открыть блок прикуривателя – по бокам найдутся еще 2 самореза крепления блока, их также открутить.
12. Вынуть блок прикуривателя, не забыв про провода самого прикуривателя, выключателя аварийной сигнализации и еще чего-нибудь наколхоженного за долгие годы))).
13. В нише блока прикуривателя нащупать на верхней стенке 2 гайки на шпильках – крепление торпеды к тоннелю, открутить.
14. Сунуть голову к месту, где был бардачок – увидеть и/или понять 3 точки крепления отопителя к кузову, справа 2 шпильки на коробе воздухоподачи (одна сразу под торпедой ближе к вам, вторая, наоборот, между моторным щитом и коробом, гайки отвернуть), слева одна горизонтальная шпилька торчит из моторного щита, отопитель висит на ней при помощи металлического кронштейна, гайку отвернуть.
15. Под капотом – снять полностью шланги с патрубков радиатора отопителя и отвести в сторону.
16. В салоне — торпеду отодвинуть от стекла на себя и поддеть вверх так, чтобы шпильки, которые в нише прикуривателя откручивали, вышли из тоннеля, и торпеда отделилась от тоннеля.
17. Приготовиться к неблагодарной работе, помолиться, вспомнить все запрещенные слова, достать сигареты/вино/нож для харакири и начать снимать отопитель.
Держать его будут:
— прямой короткий патрубок от верхнего распределителя воздуха на центральные дефлекторы – снимается легко и быстро;
— воздуховоды от верхнего распределителя воздуха на края торпеды, налево и направо – снимаются не очень легко, но снимаются;
— 2 «массовых» провода от блока клавиш на торпеде – снимаются путем рассоединения разъемов «папа-мама»;
— нижний распределитель воздуха – остается на месте, отопитель вынимается как бы из него, чуть вверх и вправо;
— блок управления режимами работы отопителя, ибо от него к отопителю идет тяга, управляющая заслонкой «печки», а также трос, управляющий краном под капотом – здесь пути решения разные, найдете свой;
— собственно, в первую очередь держать отопитель будут те самые 3 точки его крепления к кузову, о которых мы говорили выше – с этих шпилек снять его легко;
— во вторую очередь нельзя забывать о выступающих в моторный отсек патрубках радиатора – нужно отопитель выдвигать на себя, чтобы патрубки «ушли» из моторного отсека;
— по ближнему к вам краю корпуса отопителя может быть проложен кабель антенны – его хорошо видно, также нужно ослабить скобы.
Сам отопитель состоит из 3-х частей, нам важно «располовинить» правую большую секцию, для этого нужно раскрутить 5 крепежных точек.
Все. Путь к радиатору открыт!)))
В первый раз готовьтесь потратить уйму времени, разбирать только будете полдня. Лучше делать в гараже или на даче под навесом с наличием источников света, но никак не у дома во дворе.
Как правильно поменять радиатор печки на автомобиле ГАЗ 3110 Волга
Волга или ГАЗ 3110 заслуженно относится к категории раритетных транспортных средств. Но это совершенно не мешает машине оставаться востребованной и популярной. Подобные авто можно встретить буквально в каждом уголке нашей необъятной страны.
Автомобилисты и специалисты отмечают завидную долговечность двигателей на ГАЗ 3110, которой позавидуют многие современные отечественные и зарубежные транспортные средства. Одной из причин долговечности называют эффективную и качественную работу системы охлаждения, неотъемлемой частью которой выступает отопитель. Или просто печка.
Но даже печка ГАЗ 3110 имеет свой ограниченный ресурс. Во многом долговечность радиатора отопителя зависит от грамотного отношения к узлу, своевременного обслуживания и ухода. Если элемент выходит из строя, ему требуется обязательная замена.
Снимать панель или нет
Отыскать руководство по эксплуатации для автомобиля ГАЗ 3110 не сложно даже в наше время. С его помощью можно выполнить ряд ремонтно-восстановительных работ, поменять множество деталей и узлов в сборе.
Если изучить это руководство, там вы найдёте и мануал о том, как выполняется замена радиатора отопителя в составе штатной печки ГАЗ 3110. Но основная проблема заключается в необходимости снимать всю панель в салоне. Задачу нельзя считать невыполнимой, но она требует много времени, усилий и стараний.
Ещё больше проблем и вопросов вызывает обратная сборка панели после замены радиатора. Кто-то неправильно выставляет зазоры, другие путают местами провода, патрубки и пр. В итоге появляются заметные и ощутимые проблемы с работой отопителя, обдув функционирует неправильно и пр.
Учитывая потенциальные сложности, многие даже не решаются самостоятельно поменять печной радиатор. Они обращаются за помощью в автосервисы, платят большие деньги и получают свою Волгу с уже заменённым радиатором.
Но если знать о нюансах замены, которая не требует снятия панели, можно сэкономить солидную сумму денег и провести работы своими руками. Замена без снятия панели объективно лучше и предпочтительнее схемы, предлагаемой в руководстве по эксплуатации и ремонту автомобилей ГАЗ 3110.
Демонтаж панели в ГАЗ-3110
Инструменты и материалы
Для замены старого радиатора печки вам потребуется не только новый элемент, но также и определённый набор инструментов и вспомогательных материалов.
Но искать какие-то особые инструменты или профессиональные приспособления не придётся. Подходящий набор состоит из:
- набора гаечных ключей различных размеров,
- плоскогубцев,
- молотка,
- кусачек,
- плоской отвёртки,
- крестовой отвёртки,
- ёмкости примерно на 10 литров, но не меньше,
- приборов для лучшего освещения,
- ветоши и пр.
Всё необходимое с лёгкостью можно найти в гараже любого автолюбителя, который хотя бы периодически выполняет простейшие работы по ремонту и обслуживанию своего автомобиля. И не важно, будет это ГАЗ 3110 или какая-то современная иномарка.
Последовательная процедура замены
При работе с радиатором отопителя на ГАЗ 3110 Волга вы всё равно будете контактировать с проводами. Потому начните с самого важного и элементарного действия. Просто откройте капот, отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, и откиньте её в сторону. Теперь никаких коротких замыканий и ударов током бояться не придётся.
Прежде чем демонтировать радиатор печки, следует слить из системы жидкость охлаждения. Чаще всего в Волгу 3110 заливают тосол, но некоторые применяют антифриз или даже обычную воду. С последним вариантом злоупотреблять не стоит, поскольку простая вода быстро приводит к образованию накипи в радиаторе, и промыть его уже не так просто. Вскоре снова придётся всё разбирать и менять. Потому будет лучше, если вы приучите себя заливать в расширительный бачок системы охлаждения двигателя исключительно качественные ОЖ.
Медный радиатор печки ГАЗ-3110
Первым этапом на пути к снятию и замене радиатора отопителя на автомобиле ГАЗ 3110 будет слив жидкости охлаждения. Для этого:
- открутите кран на радиаторе отопителя, провернув его до упора в правую сторону,
- под заглушкой предварительно разместите пустую ёмкость подходящего объёма,
- выкрутите саму заглушку и выпустите наружу жидкость охлаждения,
- дождитесь, пока весь объём тосола стечёт в тару,
- верните заглушку на место.
Лучше проводить эту процедуру после того, как двигатель остынет. Иначе из радиатора хлынет горячая жидкость, способная оставить на вашей коже серьёзные ожоги.
Когда жидкость из системы охлаждения слита, можно приступать к демонтажным работам. Теперь из патрубков если и будет литься антифриз или тосол, то в небольшом количестве. Держите под рукой сухую ветошь, чтобы при необходимости вытереть остатки, а не разливать их по полу, в салоне или под автомобилем.
Дальнейшие процедуры по замене радиатора отопителя в Волге ГАЗ 3110 предусматривают следующие действия:
- поднимите капот и зафиксируйте крышку в устойчивом и безопасном положении,
- на верхней части радиатора отопителя снимите патрубок, предварительно с помощью отвёртки ослабив хомут,
- далее снимите патрубок по аналогичной схеме, но уже с нижней части радиатора,
- открутите пару крепёжных гаек, с помощью которых кран печки удерживается на брызговике,
- снимите краник печки со шпилек, проверьте его состояние и при необходимости замените,
- с двух патрубков радиатора печки снимите уплотнители, выполненные из резины (их также в дальнейшем лучше заменить на новые).
Работы со стороны подкапотного пространства фактически завершены. Далее переходите уже непосредственно в салон вашего автомобиля Волга 3110. Для удобства можете снять передние кресла. Но вряд ли в этом есть острая необходимость. Просто сдвиньте их до упора назад, освободив побольше места в и без того просторном транспортном средстве.
Алюминиевый радиатор отопителя для автомобиля Волга
Последовательность дальнейших операций, направленных на снятие и замену радиатора отопителя на Волге 3110, выглядит следующим образом:
- Открутив всего 3 крепёжных винта, снимается нижняя полка со стороны салона автомобиля.
- На двух винтах удерживается бардачок. Их также следует открутить и снять вещевой ящик, откинув его пока в сторону.
- Ещё предстоит снять боковину, которая закрывает доступ к ЭБУ, демонтировать накладку стойки. Последняя удерживается ещё 3 винтами.
- Следом идёт этап откручивания панели. Один саморез располагается справа внизу, и ещё 4 крепления вверху. Найти их вы сможете непосредственно под декоративными накладками, прикрывающими сопла обдува для подачи воздуха на лобовое стекло.
- Выполнив все эти процедуры, можно будет на некоторое расстояние оттянуть панель в свою сторону.
- Далее откручивайте правую нижнюю половинку отопителя. Тут есть в общей сложности 7 крепёжных винтов. 6 из них располагаются по кругу, и ещё один прямо в центре конструкции. Откручивание этих креплений процесс не из лёгких. Ещё сложнее будет вернуть их на место. Но снимать всю панель ещё тяжелее. Выбор за вами.
- Оттягивая панель, сначала аккуратно вытаскивайте нижнюю часть отопителя, а затем расположенный в корпусе радиатор. Тут не помешает помощь второго человека.
Таким методом можно снять всю печку в сборе, либо же демонтировать только составные компоненты отопителя, такие как радиатор. Всё зависит от того, в каком состоянии находится печка, и что требует вмешательства для последующего ремонта или замены.
Когда все эти манипуляции будут выполнены, берёте новый радиатор, вставляете его точно так же, как и снимали старый, только в обратном порядке. Далее уже по обратной схеме выполняется сборка всех ранее демонтированных узлов и креплений.
Если будете снимать печку в сборе, не забудьте отключить колодки электропитания, демонтировать держатели печки путём отсоединения тяги, а также открутить 3 гайки. Именно на них удерживается корпус отопителя.
Будьте внимательными в процессе обратной сборки. Рекомендуется ещё на этапе демонтажа делать пометки или маркировать элементы, в правильном подключении которых вы не уверены. Не экспериментируйте и не полагайтесь на удачу. Если сделать что-то не так, перепутать патрубки или провода, можно спровоцировать довольно серьёзные негативные последствия, вплоть до полного отказа печки или других узлов автомобиля ГАЗ 3110.
Классическая Волга далека от совершенства в плане своей конструкции, и менять радиатор отопителя здесь не просто. Но всё же существуют альтернативные решения, позволяющие обойтись без полного снятия всей панели.