Регулятор холостого хода
Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.
Принцип работы и местонахождение РХХ
Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.
ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.
Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; ротор; 9) пружина.
Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.
Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.
В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:
- соленоидный;
- шаговый;
- роторный.
Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.
Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.
Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.
Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.
Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.
Неисправности регулятора холостого хода
Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.
О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:
Обрыв электропроводки на РХХ
- Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
- Снижение или повышение оборотов без причины.
- Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
- При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
- Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.
Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:
- естественный износ направляющей иглы регулятора;
- обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.
Как проверить регулятор холостого хода
Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.
Проверка мультиметром
Несколько способов проверить РХХ
Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.
Проверка самодельным тестером
На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.
Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.
Визуальный осмотр
Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.
Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.
РХХ и дроссельная заслонка
Снятие/замена РХХ
Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:
- Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
- Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
- Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
- Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.
Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.
Как не попасться на подделку при выборе РХХ
Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.
Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.
Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.
Как проверить регулятор холостого хода
Выход из строя регулятора холостого хода может произойти уже спустя полгода езды — на высоких оборотах его просто разрывает на куски. Иногда устройство заклинивает — автомобиль глохнет, если во время запуска двигателя отпустить педаль газа. Чтобы избежать попадания в неприятности на дороге, проверку датчика холостого хода стоит проводить регулярно.
Где находится и как работает РХХ?
Устройство прикреплено к кожуху заслонки дросселя. Крепится оно при помощи двух винтов. Точное место расположения регулятора зависит от того, где на авто находится обходной воздушный канал. РХХ производит его открытие и закрытие — этим обеспечивается впуск воздушной массы.
Холостые обороты мотора, при которых вращение коленвала замедляется, оказывают на мотор большую нагрузку. Причина в нестабильности сгорания топлива при пониженном давлении. Во времена карбюраторных моторов, которые ставили, например, на машины ВАЗ, водители выходили из положения с помощью отвертки и тахометра. Теперь же выстроена четкая цепь:
Последний элемент цепи — небольшой моторчик c конусной иглой и с намотанной на нее пружиной. Пружина — основная деталь механизма. Ее задача — регулировка геометрических параметров канала, подающего воздушные массы мимо дросселя. Включение электрического моторчика происходит после подачи контроллером соответствующей команды регулятору. Она подается по показаниям датчика коленвала.
После этого величина иглы изменяется, происходит открытие обходного канала. Работать это будет так:
- поступивший во впускной коллектор воздух обогащает топливо;
- топливо начинает сгорать более устойчиво, за счет чего стабилизируется работа двигателя и устраняется падение оборотов.
Поэтому РХХ стабилизирует работу даже непрогретого мотора.
Признаки поломки регулятора холостого хода
Имея представление о работе устройства, легко запомнить признаки его поломки:
- Двигатель перестает «держать» холостой ход.
- На холостых оборотах мотор троит.
- Нагрузка на силовой агрегат перестает компенсироваться.
- Мотор бывает трудно запустить.
- Прогревочных оборотов нет (или не достаточно).
- Авто глохнет при смене передач и уменьшении скорости.
Типичные неисправности
Проблемы с электрической проводкой становятся причиной обрыва питания. Также в разъемах могут окислиться контакты. Из-за ненадежного соединения диагностику провести трудно, и тогда неисправность может проявляться время от времени.
Типичной неполадкой является поломка электрического моторчика — загрязнение штока приводит к его некорректному ходу. Кроме этого, уплотнительное кольцо может разрушиться (вследствие чего начинается подсос воздуха), а шток — износиться. Исправный шток работает без «закусываний», «червяк» должен функционировать без проскальзываний.
Среди названных неисправностей самая распространённая — загрязнение штока. В каналах дросселя копится грязь. Если вы давно не чистили заслонку дросселя, наверняка именно нагар на штоке создает проблемы, но точно причину можно определить, только выполнив РХХ. Нужно снять устройство с дросселя, промыть его средством для очистки карбюратора.
Критического накопления грязи лучше не допускать, ведь повышенные нагрузки на электромоторчик способны сильно навредить этому элементу. Из-за повышенных нагрузок может выйти из строя резистор ЭБУ. Также нагрузка провоцирует сопротивление нагара движению штока. Стоит резистор недорого, но для его замены придётся обращаться в сервис, а там ещё возьмут и за работу.
Как проверить датчик холостого хода?
Работа РХХ не связана с ЭБУ. Блок управления силовым агрегатом устанавливает необходимый вылет штока. Делает он это, подавая определенное количество электрического тока на шаговый моторчик. Но электроника не способна определить расположение штока, из-за чего фиксации настоящих и необходимых значений не происходит. Поэтому при появлении проблем не загорается Check Engine. При самостоятельной диагностике обычно удаётся выявить только незначительные повреждения.
Ниже типичные ошибки с расшифровками:
- Р0505 — означает, что неисправность кроется в цепи управления;
- Р0506 — произошла блокировка датчика, обороты понижены;
- Р1509 — цепь устройства перегружена;
- Р1513 — в цепи управления произошло КЗ;
- Р1514 — в цепи обрыв (замыкание также возможно).
Проверка РХХ мультиметром
Наиболее эффективной является проверка РХХ мультиметром. Этот способ подразумевает измерение тока на разъеме регулятора при включенном зажигании. Если тестер покажет, что питания нет — это явный признак обрыва цепи. Также можно проверить напряжение статорной обмотки. Во время процедуры важно следить за тем, чтобы клеммы тестера были подключены правильно, так как у ШД 2 обмотки.
Обязательно нужно протестировать наличие тока на самом датчике. Его можно проверить тем же самым тестером. Сначала щупами нужно коснуться клемм А и В, потом С и D. Сопротивление должно находиться на уровне 53 Ом.
Затем то же следует проделать и с другими парами — В и D и А и С. На них сопротивление должно стремиться к бесконечности.
Для применения другого способа датчик (зонд) придется демонтировать. Его можно вынуть из посадочного места, отсоединив колодку и открутив 2 винта. Подсоединяем клеммы, пальцем касаемся иглы ДХХ. Усилий прилагать не нужно — во время отключения датчик просто обязан максимально выдвинуть иглу. Это значит, что во время прокручивания ключа зажигания обязательно должен чувствоваться толчок. Если иголка не выдвинулась, это говорит о неисправности датчика.
Полноценный осмотр РХХ может быть проведен только на станции техобслуживания с применением специального оборудования. Хотя и мультиметр тоже даёт неплохие результаты.
Регулятор холостого хода (РХХ) — как работает, неисправности, симптомы, проверка
Во всех современных автомобилях есть регулятор, поддерживающий обороты холостого хода. Если ХХ теряет стабильность, возможно причина в датчике. Чтобы узнать это, нужно проверить регулятор холостого хода (РХХ).
Виды и конструкции РХХ
Внешний вид датчика напоминает электрический двигатель, имеющий коническую иглу. Прибор ответственен за подачу нужного количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу.
Существуют несколько разновидностей подобных датчиков:
- На основе соленоида. Это наиболее простой вариант устройства. При подаче напряжения на обмотки прибора срабатывает сердечник и помещается в специальное гнездо для сокращения диаметра проходного канала. В результате становится меньше объём подачи воздуха. Данный регулятор стоит дёшево из-за простоты конструкции. Работает этот прибор только в закрытом либо открытом положении.
- Шаговый. В него входят обмотки и кольцевой магнит. Вращение основного ротора происходит благодаря шаговой подачи напряжения на все элементы конструкции под воздействием электромагнитной силы. Открытие воздушного протока регулируется исполняющим механизмом в зависимости от того, где расположен ротор.
- Роторный. Подача воздуха регулируется поочерёдными частотными импульсами. Конструкция датчика похожа на соленоидную PXX. Главную роль в конструкции играет ротор.
Как работает регулятор
Когда двигатель работает на холостом ходу, через дополнительный канал подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает воздух, необходимый для его стабильной работы. Сечение этого канала регулируется РХХ. Количество воздуха учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). В соответствии с его количеством, контроллер подаёт топливо в двигатель через топливные форсунки.
По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя. В зависимости от заданного режима работает РХХ, добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки .
На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора увеличивает обороты, обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах.
Признаки неисправности
Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена. Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода часто лампа «CHECK ENGINE» не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа «CHECK ENGINE».
Симптомы проблем с РХХ:
- плавающий холостой ход;
- плохой запуск двигателя, особенно зимой;
- машина может глохнуть при сбросе газа, после переключения на нейтраль;
- неконтролируемое повышение или понижение оборотов ХХ при штатной температуре двигателя;
- падение оборотов после включения фар, кондиционера, отопительной системы;
- дёрганье машины на ходу при небольших оборотах;
- мотор глохнет при переходе с низшей передачи на высшую и наоборот.
Приведённые признаки могут проявляться все сразу, либо по отдельности.
Диагностика датчика
Проверить клапан холостого хода можно самостоятельно. Его неисправности можно разделить на две части: механические и электрические. Есть несколько методов проверки.
Визуальный осмотр
Для начала необходимо провести визуальный осмотр. Таким образом можно обнаружить дефекты корпуса, износ иглы, образование нагара. В случае образования отложений, почистить можно средством очистки карбюратора. Также рекомендуется почистить весь дроссельный узел, т. к. он в похожем состоянии.
Использование диагностических программ
Работу РХХ можно проверить с помощью диагностического адаптера и специальных программ. Например, можно использовать самый простой адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. В меню программы нужно выбрать желаемое положение регулятора ХХ и посмотреть за работой клапана. Лучше выставлять минимум на 20 шагов больше, чем текущее положение.
Проверка проводки
Для этого нам понадобится мультиметр. На заглушенном двигателе снимаем разъём с датчика. Выставляем на измерительном приборе предел измерения 0-20 В постоянного напряжения. Измеряем напряжение на разъеме. В обычном случае должно быть 12 В.
Проверка сопротивления регулятора
Для этого нам понадобится измерить сопротивление между выводами A, B, а также C и D после отсоединения клеммы датчика. Мультиметр переводим в положение измерения сопротивления на пределе 0-200 Ом (Ω).
Нормальным значением является показатель в пределах 50-55 Ом. Сопротивление между A и C, B и D должно быть равно бесконечности.
Проверка с дроссельным узлом
Есть ещё один способ диагностики РХХ. Для этого понадобится снять дроссельный узел со шпилек вместе с датчиком.
При подключении разъема клапана и включении/отключении зажигания можно вживую наблюдать за работой РХХ. Посмотреть как работает игла, не затирает ли где-нибудь, проверить равномерность хода, услышать подозрительные звуки.
Калибровка нового РХХ
Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик подлежит замене? Нужно откалибровать его.
- Проверяем расстояние от конца штока до монтажной пластины, оно должно быть не более 23мм.
- Отключаем минус от аккумулятора, обесточивая ЭБУ.
- Устанавливаем регулятор.
- Подключаем аккумулятор обратно.
- Включаем зажигание на 5 сек, не заводя двигатель. В это время происходит калибровка РХХ.
- Выключаем зажигание, завершая калибровку.
- Заводим двигатель и наблюдаем за холостым ходом.
Теперь вы знаете как работает регулятор холостого хода, как его проверить и в случае необходимости заменить. Как вы поняли в этом нет ничего сложного и все операции доступны даже начинающему автолюбителю.
Напоследок, видео о диагностике РХХ:
Регулятор холостого хода
Для чего служит регулятор холостого хода? Он предназначен, прежде всего, для выравнивания значений оборотов самого двигателя, но не на скорости, а во время холостого хода.
Каким образом работает РХК и где его можно отыскать?
Рассмотрим все по порядку. Если двигатель осуществляет движение на холостом ходу, то происходит поступление в него определенного количества воздуха, он необходим для беспрепятственной работы.
ДПКВ призван фиксировать количество осуществляемых оборотов, которые последовательно поступают на блок, а тот в свою очередь передает данные на РХХ, благодаря которой регулируется подача воздуха. РХХ в свою очередь это и делает, не обращая внимания на закрытую дроссельную заслонку.
Как устроен РХХ, из чего он состоит
- Клапан
- Корпус РХХ
- Обмотка статора
- Винт ходовой части
- Выход штекера
- Шариковый подшипник
- Ротор и пружина
Если двигатель нагреется до необходимой температуры, тогда контроллер уже автоматом сохраняет необходимые обороты холостого хода. Если же нагреть двигатель не удалось, тогда необходимо воспользоваться РХХ, чтобы поспособствовать увеличению оборотов, вот так можно прогреть двигатель на увеличенном количестве оборотов.
Благодаря этому режиму можно сразу автомобиль заставить двигаться и для этого его прогревать не обязательно.
Где же расположен сам регулятор холостого хода?
Он находится в самой дроссельной заслонке, привинченный с помощью двух винтов.
Можно встретить у автомобилей головки винтов, которые могут быть совсем рассверленными, а могут быть прикреплены и вовсе с помощью лака. В таких ситуациях вы столкнетесь с рядом трудностей, чтобы сменить и очистить воздушный канал регулятора во время холостого хода. Поэтому в таких ситуациях лучше всего снять корпус дроссельной заслонки.
Проблемы в работе регулятора холостого хода
Конечно, РХХ в любой момент может вас подвести и сломаться, впрочем, как и любая составляющая автомобиля. И определить поломку в нем можно по признакам, которые похожи на признаки поломки датчика положения. Но при этом, ошибка чек энджин не осведомит вас о поломке, потому что РХХ исполнительная деталь.
Какие признаки возникают при выходе из строя РХХ:
- Нестабильные обороты на холостом ходу.
- Скачки оборотов то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения.
- Заглушка двигателя в случаях переключения скоростей передач.
- Если двигатель заводить на холодную, то он начинает работать на завышенных оборотах.
- Резкое уменьшение оборотов во время включения фар и печки.
Каким образом проверяется исправность регулятора холостого хода?
Если обнаружены следующие моменты, то можно сразу с уверенностью утверждать, что проблема в РХХ, его стоит осмотреть и проверить. Рассмотрим основные из них.
Диагностика при помощи мультиметра
Это наиболее популярный способ проверки, для этого в первую очередь стоит отключить зажигание и избавиться от фишки жгута на регуляторе. После чего измеряем им сопротивление, появляющееся на обмотке. Если между звеньями С и В либо А и D происходит обрыв сопротивления, то не стоит паниковать, это вполне нормально. А сопротивление между звеньями А и В, и С и D должно достигать от 40 до 80 ОМ.
Диагностика при помощи самодельного тестера
Если автомобиль впрысковой, то от последнего метода не будет необходимого эффекта, достаточно часто причина состоит в несовершенной работе РХХ в открытом либо закрытом состоянии.
В таком случае можно воспользоваться обычным тестером, который можно создать самостоятельно, соорудить его получится из трансформатора переменного тока, вполне пригодна обычная зарядка от телефона. При помощи выключателей измеряем ход штока на самом регуляторе во время холостого хода. Если все в порядке, тогда лампочка будет иметь тусклый цвет, а вот при ярком горении, можно опознать, что в штоке проблемы имеются.
Регулятор холостого хода и заслонка
Изъятие и смена регулятора холостого хода
Для изъятия регулятора стоит отключить зажигание, после чего демонтировать четырехконтактный разъем, после чего избавиться от двух винтов, закрепляющих его. Произвести изъятие стоит от обратного, но для начала необходимо измерить расстояние фланца по отношению конечной точки конусной иглы. Это расстояние должно составлять 23 мм, после чего обработать уплотнительное кольцо маслом.
Как правильно выбрать РХХ, чтобы он не подвёл в самый нужный момент
При помощи диагностики, определив неисправности регулятора, нужно готовиться к его смене, проводить замену стоит по схеме, описанной выше. Для автомобиля марки Ваз подойдут регуляторы марки Омега и КЗТА, другими словами — Калуга. Использовать стоит оригиналы, а не подделки, чтобы не попасть впросак.
Внешне можно определить, какой РХХ вы приобретаете, хороший или нет. Если коробка содержит непонятый шрифт, смазанную печать, тогда однозначно можно говорить о подделке. Да и не только коробка может выдавать подделку, но и сама деталь, косяки может содержать сам люфт, направляющий втулки, а также на самой шляпке. Во время работы люфт будет становиться больших размеров, что приведет к быстрому выходу из строя РХХ. Любые зазоры на регуляторе поспособствуют проникновению воздуха, также может быть плохая спайка контактов.
Также, хороший производитель не даст вам облажаться в этом вопросе, применяющий специальные меры защиты. К таким относятся соответствующие коды защиты, сверить которые вполне можно даже благодаря мобильному телефону по смс.
Датчик холостого хода: зачем нужен и как работает
Это изделие (правильнее его называть регулятором – РХХ, т. к. это исполнительное устройство) в автомобиле выполняет функцию настройки и стабилизации холостых оборотов. Датчик холостого хода подает в смесительную камеру необходимо количество воздуха по особому каналу, минуя дроссельную заслонку. Т. е. последняя будет закрыта, если двигатель работает на холостом ходу.
Принцип действия РХХ
Установленный на моторе датчик (ДМРВ) определяет объем входящего воздуха и подает сигнал ЭБУ, который «отдает команду» на «отправку» к форсункам необходимого количества топлива. Одновременно блок управления снимает показания датчика положения коленчатого вала и контролирует работу РХХ. Последнее действие выражается в подаче «команды» на открытие дополнительного канала.
Еще одна функция РХХ – регулировка холостых оборотов (700-900 в минуту) в зависимости от прогрева мотора. Если температура недостаточна, ЭБУ «приказывает» датчику увеличить проходимость канала: в итоге в камеру сгорания поступает больше воздуха, а блок управления одновременно подает больше топлива – в результате число оборотов увеличивается и силовой агрегат прогревается быстрее. Точно также, используя РХХ, ЭБУ учитывает изменение нагрузки на двигатель, связанные с подключением дополнительных потребителей: например, фар, салонного отопителя, обогрева заднего стекла, зеркал, сидений и т. д. В итоге мотор при любой нагрузке работает стабильно.
Конструкция РХХ
По своей сути это электродвигатель шагового типа, оснащенный конусообразной иглой, прижимаемой пружиной. Устройство размещается на дросселе с парой обмоток. Когда на одну из них подается импульс от бортового блока управления, игла делает шаг вперед. Присутствие напряжения на второй обмотке заставляет иглу перемещаться назад. На торце корпуса РХХ имеется фланец для удобства крепления с помощью винтов или специального лака. Уплотнение осуществляется посредством прорезиненного кольца.
Разновидности датчиков холостого хода
Самый простой вариант прибора изготавливается на основе соленоида – катушки. Когда на ее обмотки подается напряжение, находящийся внутри сердечник выскакивает и входит в специальное гнездо, уменьшая диаметр проходного канала. В итоге объем подачи воздуха уменьшается. Простота конструкции этого типа регулятора холостого хода гарантирует его небольшую стоимость. Но есть и серьезный минус: невозможность тонкой настройки пропускаемой способности дополнительного канала. Это связано с тем, что регулятор холостого хода функционирует лишь в открытом или закрытом положении.
Есть и другой тип РХХ – роторный. Принцип работы этого устройства схож с предыдущим. Но есть важное отличие: открытие и закрытие байпасного канала производится посредством ротора, который обеспечивает плавность работы регулятора. Однако на сегодня популярность завоевало шаговое устройство. В его конструкцию входит кольцевой магнит, ротор и 4 обмотки. На каждую из них поступает напряжение от ЭБУ. В итоге начинает вращаться стержень-ротор, который ввинчивается в канал, перекрывая его на нужное значение.
Где находится РХХ
Если у вас карбюраторный двигатель, то регулятор (в этом случае его обычно называют электромагнитным клапаном холостого хода) находится сбоку на самом устройстве, приготовляющем топливно-воздушную смесь. К устройству подходит одиночный провод (второй контакт катушки-соленоида подключен к «массе» автомобиля через корпус карбюратора). Определить местоположение датчика на инжекторном моторе не так сложно: обычно регулятор устанавливается рядом с дроссельной заслонкой и датчиком ДПДЗ, определяющего ее положение. Контактная колодка РХХ имеет четыре провода. В большинстве случаев регулятор холостого хода прикрепляется посредством пары винтов, иногда фиксируется на корпус заслонки при помощи лака.
Если на вашей машине использован последний способ, то при демонтаже устройства соблюдайте аккуратность: лучше всего сначала демонтировать дроссельный узел.
Наиболее характерные признаки неисправности датчика холостого хода
Определить их можно сразу же после пуска двигателя: в первую очередь:
- мотор может «схватить» и сразу же заглохнуть после успешного пуска;
- неустойчивая работа силовой установки при ее прогреве (плавание холостых оборотов как на «холодную», так и «горячую»);
- после пуска силовой установки ее обороты не повышаются, чтобы быстрее набрать нужные градусы;
- после достижения двигателем штатной температуры наблюдается самопроизвольное увеличение либо уменьшение числа оборотов на холостом ходу;
- при подключении потребителей электроэнергии – фар, отопителя, кондиционера и т. п. обороты коленвала падают, а не стабилизируются.
- авто дергается на ходу при малых оборотах ДВС;
- После перехода с высшей передачи на низшую или наоборот (нейтральное положение КПП), мотор может заглохнуть прямо на ходу.
Здесь стоит отметить, что все вышеперечисленные признаки могут проявляться как по отдельности, так и одновременно. При этом лампа «Check» на проблемы с датчиком холостого хода может и не реагировать (что в большинстве случаев и происходит). Если же ошибка на панели приборов высвечивается, то это говорит о неисправности ДПДЗ – датчика заслонки.
Причины неисправностей
Наиболее часто клапан не работает из-за грязи, скопившейся внутри обводного канала. Гораздо реже бывает нарушена целостность обмоток соленоида. Еще может быть:
- несоответствие прошивки ЭБУ разновидности РХХ (характерна для инжекторных двигателей).
- чрезмерная изношенность иглы;
- обрыв в катушке;
- отсутствие контактов обмотки с выводами внутри датчика.
Как проверить регулятор холостого хода
Определить неисправность данного устройства в автомобилях, оснащенных бортовым компьютером, можно по выдаваемому им коду ошибки. Например, для ВАЗ2114-15 это 0505 (неисправность РХХ). Цифры 0507 говорят о чрезмерно высоких оборотах коленчатого вала, а 0506 – о низких. Идеальный вариант – протестировать регулятор холостого хода на специальном стенде в автосервисе. Однако это достаточно дорого, особенно если учитывать сравнительно небольшую стоимость самого РХХ. Поэтому стоит рассмотреть доступные методы проверки.
Диагностика РХХ на карбюраторном двигателе
Найдите электромагнитный клапан, который ввернут сбоку в карбюратор. Включите зажигание и отсоедините провод от клапана, потом снова подключите. Должны быть слышны характерные щелчки. Их отсутствие (при условии наличия напряжения 12 вольт на проводе, подходящего к клапану) говорит о неисправности устройства.
Ручное диагностирование
Это простейший метод, для реализации которого потребуется помощник. Алгоритм действий:
- вытащите из гнезда штекер РХХ;
- демонтируйте регулятор;
- подсоедините разъем обратно, держа в руках РХХ;
- попросите помощника завести мотор: шток исправного устройства в момент пуска полностью войдет в соленоид, а затем выдвинется обратно на некоторое расстояние.
Данным способом можно проверить работоспособность иглы и целостность обмоток катушки. Однако невозможно определить соответствие прошивки: игла должна выходить на строго определенное расстояние. Если следовать принципу «от простого к сложному», то выше рассмотрен начальный этап тестирования. Что дальше?
Как проверить датчик холостого хода с помощью мультиметра
Потребуется тестер, измеряющий сопротивление и напряжение. Чтобы определить возможные неисправности регулятора холостого хода, прикоснитесь щупами к контактам С, D и А, В: тестер должен показать 40-80 Ом. Далее измерьте сопротивление между контактами A, D и C, D: оно будет бесконечно большим. Теперь включите зажигание и переведите мультиметр в режим измерения напряжения. Между контактами А, В и C, D напряжение должно находиться в пределах 12-20 вольт.
Диагностика РХХ на самодельном стенде
Если вы обладаете минимальным опытом пайки радиодеталей, то простейшую схему можно собрать самостоятельно. Для этого понадобятся:
- припой с флюсом;
- паяльник;
- зарядное устройство от мобильного телефона;
- неполярный конденсатор 10 мкф на напряжение не ниже 10 вольт;
- штекерная колодка от РХХ;
- лампочка на 6 В;
- любой выключатель на два положения.
Данный «стенд» поможет проверить устройство с помощью импульсов. Один из выводов «зарядки» подключите через разъем к контактам А и С датчика холостого хода. Ко второму проводу блока питания подсоедините последовательно лампочку – к ее другому контакту подключите тумблер. Параллельно его выводам припаяйте конденсатор, который одновременно нужно присоединить к контактам B и D. Включите блок в сеть 220 В и щелкните тумблером: яркое свечение лампы говорит о неисправности регулятора, если же она горит вполнакала, РХХ в норме.
Восстановление работоспособности регулятора холостого хода
Демонтируйте устройство, предварительно отсоединив электрический разъем. Включите зажигание и убедитесь с помощью тестера или любой лампочки с двумя проводками, что на устройство поступает питание от бортовой сети. Если здесь все в порядке, прочистите контакты ватной палочкой, обрызганной спреем WD40. Им же обработайте дополнительный канал, а также шток, пружину и иглу. Вылет последней регулирует блок управления автомобиля. Однако в спокойном состоянии у датчика холостого хода можно проверить расстояние от конца иглы до фланца РХХ: оно составляет 23 мм.
Особенности выбора РХХ производства РФ
Оригинальное изделие имеет собственную маркировку, в которой пара последних цифр показывает совместимость устройств. Взаимозаменяемыми являются четные и нечетные числа. Например, вместо датчика, где в конце маркировки стоит 01, можно установить прибор с последними цифрами 03. То же самое относится к четным цифрам: РХХ с обозначением 02 и 04 взаимозаменяемы. Т. е вместо 01 ставить 04 нельзя.
В последнее время на рынке автозапчастей появилось множество контрафактной продукции, в т. ч. и регуляторов холостого хода. Иногда удается их опознать по характерным признакам:
- упаковка не фирменная – нет специальных меток, штрих-кодов, голографических наклеек;
- на корпусе датчика стикер желтый и без наружной рамки;
- игла имеет темный оттенок;
- на корпусе регулятора у заклепок нет шляпок, диаметр которых должен составлять 3 мм;
- герметизирующая прокладка-кольцо очень тонкая, имеет черный цвет вместо красного;
- пружина – белая с редкой навивкой (должна быть черной);
- корпус короче «родного» на 1 мм.
Как заменить датчик холостого хода
Перед началом работ снимите минусовую клемму с аккумулятора. От заменяемого датчика отсоедините четырехконтактныю колодку, предварительно нажав на фиксатор из пластика (если он имеется). Выкрутите пару винтов, крепящих регулятор. Возьмите новое устройство, смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо, пружину и шток: это увеличит срок службы регулятора.
Теперь нужно произвести калибровку вновь установленного изделия. Для этого поставьте минусовую клемму аккумулятора на место и включите зажигание на 15 секунд, не запуская двигатель. За это время блок управления произведет калибровку в автоматическом режиме. Далее заведите мотор и проверьте, как функционирует датчик на работающем силовом агрегате. Если холостые обороты выше нормы, то процедуру нужно повторить (возможно, не один раз). При нормально работающем регуляторе холостого хода на непрогретом двигателе тахометр покажет примерно 1000 об/мин. После достижения рабочей температуры, они упадут в район 800 об/мин. Стоит отметить, что расхождение с этими показателями может быть вызвано использованием некачественного топлива.
Как почистить датчик холостого хода и когда это делать
Регулятор холостого хода, он же РХХ, он же датчик холостого хода, он же клапан холостого хода – очень скромная, по своим размерам, но, не смотря на это, очень важная составляющая часть вашего автомобиля. Из названия уже можно понять, какую функцию он выполняет – стабилизация холостых оборотов двигателя, путем изменения проходного сечения в канале, через который проходит воздух.
Несмотря на скромные размеры, РХХ выполняет в автомобиле достаточно важную роль. Фото: marketingpluspr.ru
Для чего нужен датчик холостого хода
РХХ выполняет две основные поставленные задачи:
- Когда двигатель приходит в действие, клапан холостого хода помогает ему набрать необходимое количество оборотов
- Когда вы двигаетесь на «нейтралке», переключаете скорости, стоите заведенные и только собираетесь трогаться – регулятор холостого хода поддерживает обороты на необходимом уровне, не дает им «скакать» и глохнуть автомобилю.
Как работает клапан холостого хода
Если не вдаваться в подробности, которые-то и не очень нужны простому автовладельцу, регулятор холостого хода работает по следующему принципу:
Когда двигатель работает на холостых, он получает определенное количество воздуха. Датчик каленвала учитывает количество оборотов, подает данные на блок управления, который, в свою очередь, уже отдает команды РХХ.
[stextbox увеличивает либо уменьшает количество поступаемого воздуха в независимости от положения дроссельной заслонки. Кстати, датчик находится именно в ее корпусе.[/stextbox]
Что касается автомобилей с карбюраторным типом двигателя, то они оснащены немного другой системой регулирования холостого хода. Там необходима ручная настройка. При обладании определенными умениями, знаниями и опыте, отрегулировать холостой ход можно всего лишь крутя специальные винты. Если вы не уверены в правильности и точности своих действий, данную работу лучше доверить мастерам на СТО.
Как и любая другая часть автомобиля, регулятор холостого хода имеет «привычку» изнашиваться, выходить из строя, давать сбои в работе. Фото: drive2.ru
При малейшей неисправности РХХ сразу же даст сразу о себе знать, а точнее компьютеру сообщит об этом датчик, а он уже, в свою очередь, покажет, что в машине что-то не так. Отнестись к этому нужно с полным осознанием проблемы и ответственности. Ни в коем случае не эксплуатировать транспортное средство со сломанным датчиком, либо же с указывающими на выход из строя регулятора холостого хода, явно выраженными признаками. Но большой проблемой может стать то, что РХХ не подает каких-либо определенных знаков своей неисправности. Симптомы могут быть абсолютно разными и схожими с поломками других деталей.
Что может послужить причиной поломки? Вариантов здесь великое множество, но самые распространенным являются эти три:
- В самом датчике оборвался провод;
- Из-за долгого срока активной эксплуатации стерлись направляющие иглы;
- Засорился шток.
/>Появился стук в задней подвеске? Разобраться в причинах вам поможет этот материал.
Среди щеток для мытья автомобилей последнее время выделяются телескопические щетки. Об их особенностях вы узнаете из нашей статьи.
Основные признаки выхода из строя датчика холостого хода:
- Машина заводится без проблем, но, буквально через пару минут, глохнет. Это повторяется регулярно.
- Обороты «скачут» как бешенные.
- При включении кондиционера, печки или дополнительных источников освещения холостые обороты резко падают.
- Автомобиль глохнет во время переключения передач.
- При холодном запуске двигателя количество оборотов минимально, либо же вообще нулевое
- Двигатель явно «троит» на холостом ходу
Последствия бездействия
Длительное игнорирование любых проявлений неисправностей регулятора холостого хода губительно для двигателя вашего автомобиля. Фото: remontautomobilya.ru
Откладывая диагностику и решение проблемы, вы сами же приближаете «гибель» двигателя. «Реанимация» может обойтись в очень крупную и круглую сумму. Да и езда в этот период будет не самым приятным занятием, а наоборот, сплошной головной болью и полным разочарованием. Каждая попытка завести автомобиль будет длиться не менее десяти – пятнадцати минут.
[stextbox вы заметили хоть один из вышеперечисленных признаков, то не нужно начинать паниковать, и бежать покупать и меня датчик регулятора холостого хода. [/stextbox]Те же самые признаки могут сигнализировать и о других неисправностях в двигателе автомобиля. Сначала необходимо убедиться, что проблема именно в РХХ. Обратитесь в СТО. Там вашей машине проведут полную диагностику.
Самым элементарным и относительно быстрым способом проверки является временная замена установленного датчика на другой, работающий. Очень важно, чтобы сам датчик был качественным. Сейчас очень легко нарваться на подделку, помните поговорку про того, кто платит дважды? Цены на РХХ варьируются от пятисот рублей и выше.
Если «симптомы» не исчезли, то проблему необходимо искать более тщательнее в других деталях двигателя.
Неисправности регулятора холостого хода и как их устранить
Полная компьютерная диагностика обнаружит неполадки с регулятором холостого хода и выведет на экран оповещение об ошибке. Чаще всего проблема заключается в обрыве цепи. Его диагностируют с помощью мультиметра.
Еще одной распространенной поломкой РХХ является засорение штока и его заклинивание. Это происходит оттого что при езде туда попадает влага, жидкость, пыль, грязь, мусор. Из-за этого он забивается или ржавеет.
Чистим РХХ
Чтобы прочистить РХХ, необходимо:
- Заглушить двигатель автомобиля
- Отсоединить разъем
- Открутить болты
- После прочистки все действия выполняются в обратную сторону
- Повернуть зажигание буквально на пять – десять секунд. [stextbox НЕ ЗАВОДИТЬ. В этот момент «мозги» производят калибровку вновь присоединенного датчика[/stextbox]
Чистить его можно широко распространёнными средствами, которые есть в гараже практически у каждого автовладельца:
- Растворителем
- Спиртом
- Средством для карбюратора
- «ВД-шкой-40»
Сам процесс чистки тоже предельно прост: область штока замачивается в одном из средств на минут десять – пятнадцать, а потом тщательно продувается компрессором.
Видео-инструкцию по чистке РХХ вы найдете в этом видео:
Простые советы по профилактике
Чтобы маленький датчик не доставил вам больших хлопот, а срок его службы увеличился, необходимо соблюдать несколько основных правил:
- Следить, чтобы в зону дроссельной заслонки не попадала жидкость, чтобы там не накапливалась влага и грязь
- Поскольку РХХ является «контролёром» поступления воздуха, то необходимо не забывать вовремя менять все воздушные фильтры.
- Оставлять машину на улице зимой категорически запрещено, всем это известно, но не у всех есть возможность найти для своего авто крытое, отапливаемое помещение. Поэтому, если ваша машина зимует на улице, и на ней практически не ездят, то хотя бы время от времени заводите ее, прогревайте двигатель, производите перегазовки. Для чего? Чтобы регулятор холостого хода «приходил в чувства» разрабатывался. Иначе весной, при первой же попытке завестись, его заклинит.
Очень важно содержать в порядке салон и внешний вид машины. Но еще важнее следить за исправностью ее внутренних деталей, а особенно двигателя. Ведь он для машины – как сердце для человека. В нем нет неважных деталей. Каждая мелочь «железного сердца» вносит вклад в его оптимальную работу. Одной из них является и регулятор холостого хода, привести который в порядок не так и сложно.