Как работает климат контроль в автомобиле

Как работает климат-контроль в автомобиле зимой?

Технический прогресс сделал современные транспортные средства настолько «умными», что некоторые манипуляции они способны осуществлять самостоятельно. Автоматическое выключение наружных осветительных приборов, автопилот, параллельная парковка — это лишь малая толика того, что могут делать машины без вмешательства со стороны человека. Это очень удобно, ведь водитель может не отвлекаться от управления автомобилем, а значит, вождение будет более безопасным.

Добрался прогресс и до системы климат-контроля. Теперь он также функционирует в автономном режиме. Владельцу транспортного средства остаётся лишь настроить в меню комфортную температуру — всё остальное система сделает самостоятельно.

Однако если летом использование этой полезной функции не вызывает вопросов, то с наступлением холодов владельцы транспортного средства часто интересуются: можно ли включать климатическую установку? Чтобы получить ответ, необходимо изучить устройство системы и узнать об особенностях эксплуатации.

Устройство и принцип работы климат-контроля в машине зимой

Первым делом стоит изучить техническую сторону вопроса. Для этого нужно заглянуть внутрь конструкции, чтобы увидеть, из чего она состоит. Конечно, в зависимости от конкретной модели могут быть небольшие особенности, но большинство устройств выглядят так:

  1. Кондиционер. Служит для снижения температуры и уменьшения уровня влажности внутри салона.
  2. Контроллер. Изучает данные, поступающие с различных датчиков. После чего принимает решение на включение или отключение устройствам-исполнителям.
  3. Печка. Гоняет жидкость из салона в двигатель, где последняя нагревается, и обратно.
  4. Вентилятор. Перемешивает воздух в салоне транспортного средства.
  5. Система дефлекторов. Служат для распределения и направления тёплого воздуха в требуемое положение.
  6. Шторки дефлекторов. Открываются с помощью сервоприводов.
  7. Датчики. Измеряют температуру сразу в нескольких областях салона.
  8. Датчик влажности. Определяет уровень влаги внутри транспортного средства. В старых автомобилях отсутствует.

Сама система работает так:

  1. Владелец транспортного средства выбирает необходимый температурный режим внутри салона. Например, 24 ° С.
  2. Климатическому приспособлению задаётся автоматический режим функционирования.
  3. Контроллер изучает информацию, поступающую с установленных измерителей, и сравнивает с заданным значением.
  4. Если температура выше, система запускает кондиционер. При минусовых температурах это практически невозможно.
  5. Если температура ниже, контроллер открывает шторки дефлекторов, в радиатор начинает поступать тосол или антифриз.
  6. Далее контроллер высчитывает разницу между реальной и заданной температурой. Основываясь на полученных значениях, он выставляет необходимую скорость вентиляторов.
  7. Если ситуация этого требует, система дополнительно запускает функция «Рециркуляция».
  8. Когда температура достигает выставленного значения, контроллер понижает скорость обдува вентилятора и устанавливает поддерживающий режим.

Особенности эксплуатации климат-контроля зимой: советы

Пользоваться системой, когда температура «за бортом» принимает отрицательные значения, можно так же, как и в течение остального времени года — без ограничений. Ненужное в холода включение кондиционера для снижения температуры внутри автомобиля будет невозможным: «умная» система не позволит этого сделать. Включение же обогрева никоим образом не сказывается на функционировании устройства, так как главное предназначение отопителя — работать, когда температура «за бортом» принимает отрицательное значение.

Но чтобы уменьшить нагрузку на конструкцию и продлить срок её «жизни», нужно воспользоваться несколькими рекомендациями:

  1. Перед наступлением холодов следует обязательно заменить старый салонный фильтр, особенно если стёкла начинают запотевать изнутри. Новый фильтр сделает вентиляцию внутри салона более продуктивной, а также позволит реже использовать отопитель с целью избавления от образовавшегося конденсата.
  2. При долгом стоянии на морозе стёкла автомобиля обычно покрываются коркой льда. Прежде чем начать движение, их нужно освободить от наледи. Поскольку не все системы поддерживают автоматическую очистку стёкол, делать это придётся в ручном режиме. Скорость вращения лопастей вентилятора также нужно устанавливать самостоятельно. Когда неприятность будет побеждена, можно вернуться к автоматическому режиму.
  3. Следует запастись антизапотевателями. Недорогие и простые в применении спреи помогают избавиться от систематического образования конденсата, особенно в областях с повышенной влажностью.
  4. Многие водители, зная, что температура в салоне будет выше, нежели на улице, пренебрегают тёплой обувью. Но непредвиденные ситуации, могут заставить побегать вокруг автомобиля, например выпавший снег. После откапывания транспортного средства водитель получает своеобразный бонус — замёрзшие конечности. В этом случае самым верным решением будет сменить автоматический режим на ручной и направить струю горячего воздуха на ступни.
  5. Зима — это не только Новый год, мандарины и катание на лыжах, но и затяжные пробки, вызываемые гололёдом и обильным снегопадом. Провести в них можно достаточно много времени, в течение которого двигатель будет заведён. Чтобы пары выхлопных газов не попадали внутрь салона, следует установить опцию «Рециркуляция».

Справка. Лишь небольшое количество современных моделей оснащены продвинутыми системами климат-контроля, которые самостоятельно анализируют количество углекислого газа в салоне и в случае необходимости включают режим «Рециркуляция».

Как работает функция влажности

Многие знают, что во время работы кондиционер делает воздух более сухим. А о том, что климатическая установка помогает бороться с этим, осведомлены немногие. Для этого конструкция оснащена специальными датчиками, измеряющими влажность внутри салона. Данные, получаемые приборами, отправляются на контроллер, который их анализирует.

При достаточно низких температурах снижение уровня влажности обычно не требуется. Ситуация меняется, когда столбик термометра устремляется к нулю, а вместо солнечной погоды начинаются обильные снегопады. В этом случае внутри автомобиля начинает образовываться конденсат. Тогда и активируется работа функции влажности. Выглядит это следующим образом:

  • приборы передают контроллеру информацию о том, что требуется уменьшить уровень влажности;
  • последний одновременно запускает печку и кондиционер;
  • влажный воздух проходит сквозь испаритель, установленный в кондиционер, после чего частички влаги оседают на находящихся внутри устройства сотах;
  • затем воздух поступает в печку, где ещё дополнительно высушивается.

Немного о замене фильтра

Прежде чем запускать климатическую установку, следует внимательно изучить инструкцию, прилагаемую к автомобилю. Обычно производитель подробно описывает процесс замены салонного фильтра. Эта деталь играет важную роль в корректной работе конструкции. Если он загрязнён, забился пылью, климат-контроль не сможет нормально функционировать — на стёклах начнёт оседать конденсат, салон будет плохо и долго прогреваться. Потому необходимо регулярно менять старый фильтр на новый. Производители советуют воспользоваться одним из трёх вариантов:

  1. Бумажный. Это самый недорогой и простой способ очистить воздух.
  2. Угольный. Стоит дороже, но и справляется с возложенной задачей лучше, чем изделие из бумаги.
  3. Антибактериальный. Не только чистит воздух, но и препятствует образованию и размножению болезнетворных микроорганизмов.

Справка. Менять фильтр необходимо не менее двух раз в год. При езде по просёлочным дорогам проводить манипуляции нужно чаще.

Использовать климатическую установку в холодное время года не только можно, но и нужно. Салон нагревается до нужной температуры в кратчайшие сроки, стёкла оттаивают, уровень влажности снижается. Всё это делает вождение более безопасным.

Что такое климат-контроль в автомобиле и для чего он нужен?

Что такое климат контроль в автомобиле? Это специальная система, предназначенная для создания оптимального температурного режима и влажности, а также очистки поступающего воздуха. Состоит из блока управления и исполнительных механизмов, бывает одно-, двух-, трех— и четырехзонной. Ниже рассмотрим, что это за устройство, для чего необходимо и как работает. Разберемся, как пользоваться, выделим главные плюсы и минусы.

Что такое климат в машине и как он выглядит

Для начала разберемся, что такое климат контроль в машине, в кондиционере транспортного средства. Это комплекс узлов, включающих в себя отопитель, датчики температуры, блок управления, систему фильтрации, испаритель и другие узлы. В комплексе эти устройства обеспечивают охлаждение или нагрев воздуха в салоне. В отличие от обычного кондиционера, здесь имеется больше контролирующих органов в виде датчиков и интеллектуальная система управления.

Отвечая на вопрос, как выглядит климат контроль в машине, запутаться невозможно. Это специальный блок с дисплеем, кнопками и регуляторами. На экране отображается информация о скорости вращения вентилятора, температуре и выбранном режиме. Форма климат контроля в авто может быть любой — квадратной, прямоугольной и даже овальной. Наиболее распространенным в автомобилях является второй вариант.

Не менее важный вопрос — как обозначается климат контроль в машине. Чаще всего его можно распознать по надписи А/С на устройстве или значку в виде снежинки. При этом отличить блок управления системой не составляет труда по признакам, которые мы рассмотрели выше.

Выделим особенности климатконтроля в машине, и что это за устройство, стоит выделить его главные отличительные черты (в сравнении с кондиционером):

  1. Расширенный функционал и способность создавать нужную температуру в автоматическом режиме. Система сама принимает решение, какой узел запустить. По желанию доступна и ручная регулировка.
  2. Более сложная конструкция. Выше мы уже рассматривали, что входит в климат контроль автомобиля. Все эти устройства ориентированы на контроль температуры / влажности и поддержание оптимального микроклимата в салоне.
  3. Наличие блок управления. Контроль всеми функциями ложится на так называемый «мозг» — систему управления. Она собирает данные с разных датчиков, а после раздает команды на исполнительные органы.

Разбирая, что значит климат контроль в автомобиле, нельзя не затронуть вопрос разновидностей системы. Она бывает одно-, двух-, трех- или четырехзонной. Главное отличие состоит в возможности выбора отдельной температуры для разных зон: от одной до четырех соответственно.

Для чего он нужен

Следующий вопрос, требующий рассмотрения — для чего предназначен климат контроль на автомобиле, ведь в машине есть и ряд других полезных устройств. К основным функциям системы стоит отнести:

  1. Поддержание заданной температуры путем охлаждения салона летом или нагрева в зимний период.
  2. Контроль активности ультрафиолетового излучения с помощью специального датчика.
  3. Рециркуляция и очистка воздушного потока с помощью специальных фильтров.
  4. Создание разной температуры в отдельных зонах автомобиля (при наличии такой опции).
  5. Защита от запотевания стекол зимой и т. д.

При этом основная функция, для чего нужен климат контроль — создание комфортной температуры. Остальные опции являются вспомогательными.

Как работает

С учетом сказанного возникает вопрос, как работает климат контроль в автомобиле. Для понимания этого момента необходимо знать, какие составляющие входят в систему:

  1. Блок управления (электроника). Это главный компонент устройства, в состав которого входит контроллер с ПО и система ввода данных. Информацию в блоки вводят цифровым способом, к примеру, с помощью пульта. На базе полученной сведений блок руководит другими устройствами — вентилятором, заслонками и т. д.
  2. Датчики. Рассматривая, как устроен климат контроль в автомобиле, нельзя проигнорировать важность контролирующих органов. В функции датчиков входит сбор и передача информации о температуре в салоне / на улице, уровня загрязнения воздуха, яркости солнечных лучей и т. д.
  3. Исполнительные элементы. В вопросе, как работает климат контроль в автомобиле летом / зимой, ключевую функцию берут на себя исполнительные элементы. В эту группу входит сам кондиционер, печка, заслонки, трубы, привода, вентиляторы, воздуховоды, дефлекторы и т. д. Именно эти устройства обеспечивают работоспособность всех узлов.

Несмотря на сложность системы, принцип работы климат контроля в автомобиле достаточно прост. Датчики определяют температуру за бортом транспортного средства. Вентилятор забирает воздух с улицы и подает его в салон. Далее поток охлаждается и нагревается, а на выходе происходит смешивание и подача внутрь машины с учетом установленного режима.

Принцип работы климат контроля в автомобиле летом подразумевает выдачу холодного воздуха, а зимой, наоборот, теплого. Все зависит от установок, которые делает пользователь с помощью имеющихся регуляторов. Подробнее на этом вопросе мы остановимся ниже.

Как пользоваться

Благодаря простому исполнению, разобраться, как включается климат контроль, не составляет труда. Первое, что необходимо сделать — нажать на клавишу ON/OFF или сразу на Auto.

В последнем случае устройство сразу начинает работать в автоматическом режиме. После этого сделайте следующее:

  1. Установите комфортную температуру в автомобиле с помощью информации на дисплее. Для этого применяется специальный регулятор.
  2. Выберите место, куда будет направляться воздух — лобовое стекло, грудь, ноги и т. д.
  3. Выставьте рециркуляцию, чтобы быстрей нагреть или охладить салон.

Для более быстрого достижения результата можно использовать опции Lo или Hi, которые позволяют выставить максимальный параметр на охлаждение и обогрев соответственно. Остальной алгоритм управления климат контролем очень похож. Более точные сведения можно найти в мануале, который идет вместе с транспортным средством.

Плюсы и минусы

Выше мы разобрались с особенностями климат системы в автомобиле. В завершение рассмотрим преимущества и недостатки.

  1. Создание оптимальных условий для людей, которые находятся в салоне машины.
  2. Множество регулировок.
  3. Способность автоматически поддерживать установленную температуру.
  4. Очистка поступающего внутрь воздуха.
  5. Возможность создания индивидуального микроклимата в каждой зоне.
  6. Простой интерфейс.

  • Повышение расхода топлива.
  • Наличие климат контроля означает увеличение стоимости автомобиля.
  • Более высокая стоимость обслуживания и ремонта.
  • Невозможность самостоятельного восстановления в случае поломки.

Теперь вы знаете, что такое климат контроль в автомобиле, как он работает, и из каких элементов состоит. В комментариях укажите, приходилось ли вам пользоваться таким устройством, и с какими трудностями приходилось столкнуться.

Климат-контроль в автомобиле: принцип работы, типы и эксплуатация

Климат-контроль — это специализированная, электронная система по созданию и поддержанию в салоне авто приемлемой влажности и температурных показателей. Идеальность созданных условий в салоне авто в данном случае тесно связана с температурными показателями за бортом. Тщательно продуманная автоматика полностью освобождает водителя от необходимости осуществления ручной настройки системы.

Типы климат-контроля

Специфика климатообраующей системы, оснащенной разнообразными датчиками, дает ей шанс успешно варьировать температурные режимы в разных зональных отсеках авто. Так, к основным типам систем климат-контроля относятся:

  • 1-зонный;
  • 2-зонный;
  • 3-зонный;
  • 4-зонный.

Благодаря новейшей, прогрессивной электронике вариант четыреххзонной климатообразующей системы позволяет создавать комфортные температурные условия как для водителя авто, так и для его пассажиров.

Основные функции климатических систем в автомобиле на видео:

Как работают системы климат-контроля

Климатообразующая система представляет собой оборудование, состоящее из непосредственно самой климатической установки и программы по ее управлению. Климатическая установка является элементом гармоничного совмещения функций вентилирования, отопления и кондиционирования. Система управления отвечает за регулировку и контроль над используемым оборудованием. Она состоит из ряда датчиков:

  • Датчик определения давления системы кондиционирования;
  • Датчики определения температурных показателей воздуха внутри авто и за его бортом;
  • Датчик определения степени излучения солнца.

Суть ее работы заключается в приеме сигналов датчиков блоком управления и их передаче конкретному исполнительному устройству. На основе полученных данных происходит регуляция изменившихся показателей.

Как работает климат-контроль показано на видео:

Эксплуатационные особенности системы климат-контроля

Удобство эксплуатации климатообразующей системы состоит в ее полной автоматизации. Водителю достаточно указать на дисплее желаемые температурные показатели, после чего программа сама установит порядок действий, направленных на достижение указанного результата.

Самым оптимальным считается функционирование климатообразующей системы, когда внутренняя циркуляция системы вентилирования авто находится в режиме «ON». В данном случае климатообразующая система всегда находится в ждущем режиме, готовая своевременно произвести «корректировку» температурных условий в салоне авто. Тем не менее, операции по перекрытию дефлекторов и выбору необходимого направления воздушного потока водителю рекомендуется выполнять самостоятельно.

К рециркуляции воздуха нужно подходить максимально серьезно. Следствием нахождения охлаждения в режиме «OFF» может стать образование конденсата на испарителе , запотевание стекол и образование в салоне авто неприятного запаха.

В жаркое время года работа системы климат-контроля должна происходить следующим образом:

  1. Водитель должен приоткрыть двери и окна авто и дождаться момента, когда температурные показатели салона и окружающей среды сравняются.
  2. Закрыть двери и окна, поставить режим рециркуляции на максимум.
  3. На некоторое время выйти из авто.

В процессе движения автомобиля при включенной системе климат-контроля следует избегать попадания воздуха извне. Он может повлиять на изменение показателей датчиков. В любом случае вне зависимости от времени года климатообразующая система способствует увеличению показателей расхода топлива.

Диагностика исправности климат-контроля на видео:

Особенности управляющего механизма

Вся работа системы климат-контроля базируется на взаимодействии ЭБУ (электронного блока управления) и датчиков. Выступая в роли мозгового центра, ЭБУ принимает решение о корректировке температурных условий в салоне авто. Помощником в достижении необходимых температурных показателей также выступает устройство, именуемое блоком испарителя-отопителя. Вся работа климатообразующей системы носит исключительно автоматизированный характер.

Оперируя вентилятором и заслонками, ЭБУ определяется с выбором наиболее оптимального направления, температурного режима и силы воздушного потока. Так, существуют следующие варианты направления потока воздуха:

  • В область стекла;
  • В область ног;
  • В область стекла и ног;
  • В область лица;
  • В область ног и лица.

Осуществление работ по монтажу климатообразующей системы

Монтаж климат-контроля — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, в котором лучше всего довериться профессионалам. Специфика установки климатообразующей системы в зависимости от модели авто, производителя климатообразующей системы и ее комплектации вынуждает производить эту процедуру в автосервисе несмотря на высокий ценовой диапазон. Сэкономив на этой услуге и установив климатообразующую систему самостоятельно, можно стать инициатором поломки ряда важнейших элементов.

Этапы монтажа системы климат-контроля (могут быть отличными для различных моделей авто):

  1. Демонтаж бардачка автомобиля и его центральной консоли.
  2. Осуществление слива антифриза – демонтаж печки – удаляется аккумуляторное крепление.
  3. Вырезание отверстия, необходимого для рециркуляции с учетом произведенной разметки — создание для испарителя крепёжных отверстий и их подсоединение.
  4. Аккуратное проделывание отверстия в области моторного щита.
  5. Осуществление замены имеющейся проводки вентилятора охлаждения специализированной проводкой датчиков климатообразующей системы.
  6. Монтаж и последующее подключение таких датчиков, как потолочный и датчик с вентилятором.
  7. Протягивание провода АКБ и проводки – подключение колодок – монтаж блока отопителя и испарителя.
  8. Подсоединение ЭБУ.
  9. Осуществление предварительного контроля работоспособности всей системы.
  10. Монтаж радиатора, установка магистрали фреона и кронштейна для компрессора – закрепление компрессора – прикручивание шлангов – монтаж вентилятора.
  11. Установка осушителя и дросселя.
  12. Проверка всех рабочих магистралей и герметичности системы – заправка климатообразующей системы фреоном.
  13. Осуществление контроля правильности поступаемых с датчиков данных.

Специфика ухода за системой климат-контроля

Обязательными условиями надлежащей эксплуатации климатообразующей системы является промывание радиатора кондиционера (не менее 2-х раз в год) и осуществление своевременной дозаправки. Выполняя все правила эксплуатации устройства, можно долгие годы наслаждаться исправной и эффективной работой системы климат-контроля.

Как отремонтировать заслонки климат-контроля своими руками:

Цена климатообразующих систем

Системы климат-контроля отличаются высокой ценой. Как показывает статистика, средние ценовые предложения рынка колеблются в пределах 1 000 – 15 000$. Дешевые модели, как правило, отличаются ограниченным функционалом и низким качеством.

Что такое климат контроль в автомобиле

Немаловажным критерием при выборе автомобиля является уровень его комфорта. В современных автомобилях кондиционеры сменила система климат-контроля. Она поддерживает в салоне заданную температуру и влажность в автоматическом режиме. Какие бывают разновидности климат-контроля, устройство системы, как им пользоваться, в чем преимущества? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Что такое климат-контроль (КК)

Система климат-контроля состоит из кондиционера, механизма фильтрации воздуха и отопительного устройства. Специальные датчики системы приводит в действие электронный блок управления. Эти комплектующие оптимизируют все климатические показатели салона. Кроме поддержания заданного уровня температуры и влажности, многие системы климат-контроля, регулируют интенсивность потоков воздуха и очищают загрязненный воздух. Современные КК способны учитывать влияние солнечного освещения на температуру в салоне, и обеспечивать действительно высокий уровень комфорта.

Система климат-контроля обеспечивает комфорт водителю и пассажирам, не зависимо от температуры на улице. Климатическое устройство работает в автоматическом режиме, считывая информацию с датчиков. Водителю, или пассажиру, необходимо только задать первоначальные оптимальные параметры.

Типы климат-контроля

В зависимости от класса, автомобили оборудуются различными системами климат-контроля. Они отличаются по мощности, удобству контроля, наличию дополнительных режимов.

Каждый человек по своему воспринимает тепло и холод. Климатические системы могут создать индивидуальную зону комфорта для каждого пассажира, разбив климат в салоне на зоны. На этом основана основная классификация систем КК :

Обычный тип климат-контроля, работающий в общей зоне всего салона. Это самая простая система. Параметры регулируются в зоне водителя и переднего пассажира. Такой же воздух подается в область задних сидений

2-х зонный тип климатической системы. Он позволяет создать комфортные условия для водителя и переднего пассажира индивидуально. Максимально допустимая разница температур составляет 3-4 градуса.

3-х зонный тип климат-контроля. Индивидуальные условия, помимо зоны передних сидений, задаются и для пассажиров задних сидений.

4-х зонный тип КК, устанавливает различную температуру в автомобиле, по четырем местам салона. Этот тип контроля чаще устанавливают на элитных автомобилях.

В автомобилях с многозонным климат-контролем, водитель может управлять всеми зонами. Это позволяет синхронизировать водительскую настройку температурного режима с пассажирскими. Многозонный климат-контроль осуществляется при помощи заслонок и воздуховодов. Они расположены в каждой части автомобиля. Датчики передают значения температур блоку управления. Блок регулирует угол закрытия заслонок, добиваясь нужных значений.
Климатические системы с тремя или четырьмя зонами, обеспечивают повышенный уровень комфорта, при этом значительно повышают стоимость автомобиля.

Читайте также  Замена щеток генератора ваз 2109

Устройство системы

Микроклимат салона автомобиля поддерживается за счет совместной работы систем кондиционирования, отопления и вентиляции. Обеспечивает работу этих систем электронный блок управления, через компоненты исполнительного узла.

Климатическая установка состоит из:

компонентов отопительного узла, включая радиатор отопления;

элементов системы вентиляции с вентилятором приточного воздуха;

системы кондиционирования воздуха, включая конденсатор, ресивер, испаритель и компрессор.

Составляющие системы управления разделены на три основных блока:

Группа датчиков

Они устанавливаются внутри и снаружи автомобиля. Их количество зависит от уровня сложности климатической установки. Перечислим датчики системы КК:

измерители температуры воздуха на улице;

сенсоры уровня солнечной активности и датчик положения солнца;

измерители выходной температуры;

потенциометры заслонок, которые фиксируют их положение;

датчики температуры испарителя и давления, они обеспечивают работу системы кондиционирования.

Считываемая датчиками информация преобразуется в электронные импульсы и поступает в ЭБУ.

Выходные температурные датчики измеряют показатели в салоне автомобиля. В многозонных системах климат-контроля их устанавливают больше, по количеству рабочих зон в автомобиле.

Электронный блок управления

Он, в считанные секунды, перерабатывает поступающие данные, создает команды, и передает их на исполнительные устройства. При поломке любого датчика, блок управления будет использовать то значение температуры, которое заложено у него в программе.

Исполнительные устройства

К ним относятся электродвигатель вентилятора приточного воздуха и приводы заслонок. Приводы могут быть механические и электрические. В климатическую систему входят следующие заслонки:

входного потока воздуха;

температурного регулирования (в многозонных системах);

Заслонки обеспечивают правильную работу системы в целом. Они распределяют теплые и холодные потоки воздуха, в нужную часть автомобиля.

Водителю не обязательно знать все элементы системы климат-контроля. Главное — правильная эксплуатация системы и проведение профилактики неисправностей.

Как работает климат-контроль

Работа климатических установок на разных автомобилях отличается в зависимости от программы, типа установки, количества датчиков, конструкции заслонок. Общая схема работы выглядит так:

На пульте управления выставляется нужная температура.

Происходит забор воздуха с улицы.

Воздух, сквозь фильтр, поступает в климатическую установку. В радиаторе испарителя воздушные потоки охлаждаются и осушаются.

Охлажденный воздух поступает в нагревательную часть. Радиатор нагревателя подключен к охлаждающей системе постоянно.

Автоматическая заслонка регулирует нужное для подогрева количество воздуха.

Холодный и горячий воздух смешивается и подается в воздуховоды, которые распределяют смешанный воздух по салону.

Автоматические заслонки каналов подают воздух в разные точки салона.

При смешивании воздуха, система учитывает температуру в автомобиле и снаружи. Летом комфортные условия в салоне обеспечивает испаритель, а зимой — радиатор отопления.

Установка климатической системы

Климат-контроль — привередливая система, которой можно оборудовать не каждое авто. Для ее установки может потребоваться значительная доработка узлов и агрегатов.

Владелец автомобиля может установить полноценную систему, либо какую-то ее часть, для выполнения определенных функций, например, размораживания стекол. Установка климатического контроля, достаточно сложный процесс, требующий знаний в области механики и электроники. Если автовладелец уверен в своих силах, можно установить КК самостоятельно, не обращаясь к специалистам.

Устанавливать лучше систему климат-контроля из вариантов для своей модели автомобиля, но с более совершенной комплектацией. Такая установка лучше интегрируется с авто.

Оборудуя автомобиль климат-контролем, нужно установить следующие элементы:

Электронный блок управления.

Электропроводку. Предусмотреть выводы для подключения к ЭБУ и датчикам.

Приводы с обратной связью. Механические приводы заменяются на электрические.

Установка системы на разных автомобилях имеет свои нюансы, общим является алгоритм действий:

Все компоненты подключаются и настраиваются с помощью программы самого устройства.

Координируется работа блока управления с заслонками и двигателем.

Датчики реагируют на помехи от других электроприборов, поэтому их нужно экранировать.

При установке электронного блока, необходима схема электропроводки. Нужно правильно «запитать» блок, чтобы не возникла дополнительная нагрузка на другие элементы авто.

Проводится калибровка всей системы, чтобы приводы, датчики и блок работали единым механизмом.

Установка климатического контроля кропотливый и трудоемкий процесс, но комфортная езда стоит потраченных усилий.

Климат-контроль не работает

Встроенная самодиагностика системы позволяет провести тестирование автомобиля, и выявить причину неисправностей. Самодиагностику и небольшой ремонт, владелец может провести самостоятельно, если у него есть нужные навыки. Но, если самодиагностика не предусмотрена комплектацией, лучше обратиться в автосервис.

Алгоритм проведения самодиагностики индивидуален для каждого автомобиля. В инструкции по эксплуатации можно посмотреть, как проводится процедура. Рассмотрим, какие виды ремонта автовладелец может произвести самостоятельно:

При неработающем компрессоре, проверяется предохранитель. Он расположен в монтажном блоке под капотом авто. Часто перегорает вставка плавкая, которую нужно заменить. При ее повторном сгорании, нужно искать причину в электрической цепи.

В вентиляторе могут окислиться контакты проводки. Их достаточно зачистить и промазать токопроводящей пастой.

Могут износиться щетки двигателя, которые заменяются новыми.

При обнаружении трещин на радиаторе кондиционера, его необходимо заменить, или отремонтировать на СТО.

Часто причиной неисправности блока климат-контроля, становится отслаивание дорожек пайки. Припайка всех разъемов, контактов экрана, ножек микросхемы устраняет эту проблему.

Ремонт двигателя, привода заслонок — дело очень трудоемкое. В автомобиле установлено не меньше четырех заслонок, и существует более сотни их положений. Поэтому, лучше провести полную компьютерную диагностику системы, чтобы найти неисправный узел.

Следует помнить, что неквалифицированный ремонт может повлечь зо собой еще большие повреждения и денежные затраты.

Профилактика неисправностей

Всякую поломку можно предотвратить или отсрочить, соблюдая правила эксплуатации. Чтобы как можно дольше наслаждаться комфортной ездой, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

ежегодно проверять герметичность системы, чтобы избежать вытекания хладагента;

периодически менять салонный фильтр;

ежемесячно очищать радиатор о пыли;

своевременно проводить дозаправку хладагента;

проверять работу электронного блока;

периодически чистить вентиляцию салона;

включать и отключать систему за минуту перед запуском и остановкой мотора.

Желательно доверять ремонт и обслуживание автомобиля специалистам.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны наличия системы климатического контроля.

Преимущества:

повышенный комфорт в салоне;

автоматический режим работы не отвлекает водителя;

возможность пассажирам выбирать свою оптимальную температуру;

можно запрограммировать режимы самостоятельно;

стекла не запотевают;

быстрое оттаивание стекол в зимний период;

рециркуляция воздуха позволяет с комфортом проехать загазованные участки пути;

возможность длительной эксплуатации системы, без риска для здоровья.

Недостатки климатической установки:

значительно повышается стоимость автомобиля;

обслуживание и ремонт желательно проводить на автосервисе;

увеличивается расход топлива;

датчики могут работать не точно, вследствие чего заданная температура, будет отличаться от фактической в салоне.

Системы КК постоянно совершенствуются, и они уже не являются чем-то недостижимым. Большинство современных автомобилей оснащены системой климат-контроля в базовой комплектации. А конкуренция на рынке производителей, позволяет снижать стоимость автомобиля с установленной климатической системой, сохраняя уровень комфорта.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

Виды и устройство климат контроля в автомобиле

При выборе автомобиля не последнее место в характеристиках занимает наличие климат контроля. Это климатическое оборудование, которое опережает по уровню комфорта привычный многим кондиционер. Он требует минимум внимания к управлению и осуществляет контроль температуры в автоматическом режиме.

Задав определённые параметры, система автоматически поддерживает их

Умное оборудование, позволяющее не отвлекаться от управления самим автомобилем, не страдая от жары или чрезмерного холода в салоне.

Особенности системы

Сначала узнаем, что же такое климат контроль в автомобилях и зачем он там нужен. С функциями всё понятно, поскольку это оборудование для создания комфорта внутри машины.

Климатический контроль (КК) включает в себя:

  • кондиционер;
  • датчики считывания температуры;
  • датчики уровня влажности;
  • отопительное оборудование;
  • электронный блок управления;
  • системы фильтрации.

Суммарно эти компоненты создают единую систему, которая поддерживает оптимальный микроклимат внутри авто, вне зависимости от климатических условий за его пределами (на улице).

У КК простой принцип работы. Он основан на электронном процессоре, который имеет так называемую обратную связь. На этот процессор поступает актуальная информация с разных датчиков, определяя параметры температуры на разных участках салона.

С помощью управляющего блока климат контролем каждый водитель выбирает необходимые ему параметры. Процессор постоянно поддерживает предварительно заданные режимы, опираясь на поступающую от датчиков информацию.

Если где-то температура падает или растёт, режим работы меняется, снижая или повышая активность отопительной и охладительной систем

Климатический контроль состоит из отопления и охлаждения, а кондиционер работает только на охлаждение. Отопительное оборудование функционирует отдельно от него. Такое устройство позволяет использовать возможности КК зимой и летом. Дополнительно система способна подсушивать воздух, устраняя проблему повышенной влажности в салоне. Так приятнее себя чувствуют водитель и его пассажиры, и в салоне транспортного средства не запотевают стёкла.

Современные КК дополнительно оснащаются датчиками УФ-излучений. Они нужны для того, чтобы отопительно-охлаждающая система учитывала влияние солнечных излучений на параметры температуры внутри автомобиля.

Приятным бонусом может стать функция рециркуляции поступающего в машину воздуха. Это актуально, если наружный забираемый воздух загрязнён. Если он окажется опасным для пассажиров, тогда КК переходит на многократное использование того воздуха, который находится внутри машины. На большинстве авто это происходит в автоматическом режиме, водителю ничего нажимать и переключать не приходится.

Автопроизводители устанавливают в машине разные виды климат контроля. Их классифицируют в зависимости от:

  • мощности;
  • наличия разных рабочих зон;
  • удобства контроля;
  • дополнительных функций.

Основным критерием различия является количество зон. Системы могут быть:

  • однозонными;
  • двухзонными;
  • трёхзонными;
  • четырёхзонными.

Они имеют между собой отличия, о которых стоит узнать до покупки автомобиля с тем или иным видом системы:

    . Это самые простые системы, которые функционируют по описанному ранее принципу и позволяют регулировать рабочие параметры в зоне водителя и переднего пассажира.
  1. Двухзонные системы. Пространство между передним пассажиром и водителем разделено так, чтобы для каждой части можно было выставлять индивидуальные параметры. Это обеспечивает дополнительный комфорт.
  2. Трёхзонные и четырёхзонные. С их помощью индивидуальные настройки доступны для пассажиров, которые сидят сзади. Четырёхзонные КК самые современные и комфортабельные.

Ключевым недостатком кондиционера перед климатическим контролем является наличие только двух функций. Кондиционер может осушать и охлаждать поступающий воздух в машине, но обратной связи у него нет. Потому водитель должен вручную регулировать все параметры.

Обратная связь выгодно отличает климат контроль и делает машины, оснащённые этой системой, предпочтительнее тех автомобилей, в которых установлен обычный кондиционер.

Даже самые простые КК однозонного типа могут автоматически подогревать и охлаждать внутренний воздух в следующих зонах:

  • голова и ноги;
  • только ноги;
  • только голова;
  • ноги и ветровое (лобовое) стекло;
  • лобовое стекло (такой режим нужен для защиты от запотевания).

У многозонных автомобильных систем режимов работы больше, и они позволяют адаптировать работу под индивидуальные потребности водителя и пассажиров его автомобиля.

Устройство

Нетрудно разобраться в том, как пользоваться климат контролем и включать разные режимы его работы. Но автовладельцу рекомендуется предварительно познакомиться с устройством этой системы.

Она включает в себя большое количество элементов, но основными являются 3:

  1. ЭБУ. Блок управления считается главной составляющей климат контроля, поскольку он отвечает за рабочие процессы. Состоит из контроллера, программного управления и системы для ввода данных. Используются электронные и механические регуляторы, в зависимости от модели. Современные ЭБУ позволяют осуществлять управление с помощью цифровых данных и пульта ДУ.
  2. Датчики. Их устанавливают внутри и снаружи транспортного средства. На многозонных системах в машинах используется большее количество считывающих устройств, передающих полученную информацию на ЭБУ.
  3. Исполнительные устройства. Это отопительная система, охлаждающее оборудование, заслонки, электроприводы двигателей, вентиляторы, дефлекторы, разные фильтры и прочие компоненты.

Необязательно знать каждый элемент, входящий в состав климатического оборудования. Для водителя важно уметь грамотно управлять системой и проводить периодические профилактические мероприятия. Это позволит избежать серьёзных поломок и дорогостоящего ремонта.

Принципы управления

В зависимости от модели, марки и года выпуска машины, на них используются разные управляющие органы. Но обозначения применяют стандартизированные, чтобы у водителей не возникало проблем с включением системы при пересадке на другие автомобили.

  • для включения системы предусмотрена кнопка On/Off или клавиша, на которой изображается разорванный кружок;
  • чтобы перейти в режим использования кондиционера, есть кнопка A/C;
  • для регулирования общей температуры или параметров разных зон применяют валики или кнопки, стандартный регулировочный шаг составляет 0,5 градуса Цельсия;
  • нажав кнопку Auto, вы переведёте климатическую систему в удобный режим автоматического поддержания заданных ранее параметров;
  • на блоках управления климатическим контролем есть несколько клавиш, с помощью которых меняют направление движение воздуха внутри салона автомобиля, минимум их бывает 3. Они переводят систему на обдув в зоне ног, ног и голову и лобового стекла. Но на современных автомобилях их намного больше.

Управлять системой в машине достаточно просто. Вам нужно вращающимися регуляторами и кнопками выставить нужные параметры и выбрать требуемую область обдува подогретым или охлаждённым воздухом.

Но каждый автомобиль может иметь свои уникальные нюансы. Потому с правильно работающим отоплением и охладителем рекомендуем разбираться с помощью руководства по эксплуатации для конкретной модели автомобиля.

Для достижения оптимальных рабочих характеристик рекомендуется использовать высокие обороты двигателя. Если вы хотите, чтобы салон быстрее охладился или прогрелся, после выбора нужных параметров перейдите на низкую передачу и поднимите обороты мотора. Как только температура дойдёт до оптимальных показателей, можно возвращаться к нормальному режиму работы силового агрегата.

Профилактика и грамотная эксплуатация

Кондиционер или отопитель, работающий в составе климат контроля, нужно поддерживать в оптимальном техническом состоянии.

Водители допускают элементарные ошибки при эксплуатации системы и толком не понимают, как работает климат контроль в автомобиле.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут избежать нежелательных поломок и дорогостоящего ремонта КК:

  • минимум раз в год проверяйте систему на предмет герметичности, поскольку используемый хладагент может вытекать через треснувшие патрубки, ослабшие крепления и другие повреждённые участки;
  • следите за уровнем охладителя и по мере его снижения проводите дозаправку (это дешевле, чем полностью заправить систему);
  • для ремонта и обслуживания обращайтесь только в специализированные сервисные центры, поскольку самостоятельно чинить такое оборудование не рекомендуется;
  • параллельно с дозаправкой делайте диагностику работы электронного блока;
  • систему рекомендуется включать минимум через 1 минуту после запуска мотора и отключать её хотя бы за 1 минуту до остановки двигателя;
  • чтобы избежать проблем со здоровьем, выставляйте температуру внутри салона не ниже 10 градусов по сравнению с наружной температурой (если на улице 30 градусов Цельсия, кондиционер рекомендуется включать не холоднее 20 градусов);
  • периодически меняйте салонный фильтр, особенно при регулярном использовании охлаждения и отопления;
  • проводите чистку радиатора (кондиционера) для избавления от накопившейся пыли, включая режим продува раз в месяц на 5 – 10 минут;
  • очищайте вентиляцию салона с помощью доступных методов, чтобы избавиться от загрязнений и скапливающихся вредных микроорганизмов.

Простые меры, которые помогут продлить жизнь вашему климатическому оборудованию. Если не придерживаться этих рекомендаций, будете регулярно сталкиваться с проблемами и дорогостоящим ремонтом.

Сильные и слабые стороны

Подводя итоги, хотим рассмотреть преимущества и недостатки, характерные для климат контроля в современных автомобилях.

Начнём с положительных качеств. К ним можно отнести:

  • высокий уровень комфорта при нахождении внутри машины;
  • быстрое охлаждение и обогрев задних пассажиров (на многозонных системах);
  • работа в автоматическом режиме минимизирует необходимость контроля со стороны водителя;
  • система обладает большим количеством настраиваемых характеристик;
  • удобный и понятный интерфейс, позволяющий даже при первой посадке в машину быстро разобраться с управлением.

Но не всё так радужно. Наличие КК в машине подразумевает некоторые недостатки:

  1. Стоимость автомобиля. Машины с климат контролем стоят дороже тех, где стоит кондиционер или отсутствует функция охлаждения вовсе.
  2. Обслуживание и ремонт. Эти процедуры стоят больше, потому при серьёзных поломках и заправках хладагентом придётся вложить приличную сумму денег.
  3. Воздействие на расход топлива. Включение КК увеличивает количество затрачиваемого горючего во время поездок.
  4. Ремонт своими руками. Он практически невозможен, поскольку здесь требуются специализированное оборудование и навыки. Покупать всё необходимое для самостоятельного ремонта личной машины не имеет смысла, потому проще обратиться в автосервис. А это дополнительные расходы.

Да, недостатки есть, но они не такие существенные, чтобы отказываться от очевидных преимуществ климат контроля. Потому большинство современных автомобилей производители оснащают КК уже в начальных комплектациях. Конкуренция на рынке и новые разработки позволяют постепенно снизить стоимость машин с установленным климатическим оборудованием, что приятно радует покупателей с ограниченным бюджетом.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и рассказывайте о нашем сайте своим знакомым!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]