Инструкция по замене трансмиссионного масла в КПП ВАЗ-2109
Замена масла в коробке передач является важной частью ухода за любым автомобилем. Со временем смазочный материал стареет и перестаёт выполнять свои функции, тем самым обуславливая износ деталей устройства. КПП вазовской «девятки» отличается надёжностью и долговечностью, но без обслуживания она не обходится. Процедура замены несложна, с этой задачей автомобилисту под силу справиться самостоятельно. Перед тем как залить масло в коробку «ВАЗ-2109», важно ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя.
Периодичность замены
Несмотря на выносливость КПП, она тоже имеет свойство изнашиваться и периодически требует к себе внимания со стороны автовладельца. Плановая замена масла в коробке «ВАЗ-2109» должна осуществляться через каждые 70 тысяч км. пробега или спустя 5 лет работы. Однако если из устройства начали появляться посторонние звуки, процедуру необходимо осуществить раньше. Также необходимо учитывать тот факт, в каких условиях эксплуатируется автомобиль. Иногда сроки замены сокращаются практически вдвое, например, для машин, подвергающихся большим нагрузкам, периодичность обслуживания составит около 40 тысяч пробега.
Проверяем объём и состояние масла
Через каждые 5 – 10 тысяч км. рекомендуется проверять уровень, состояние масла, а также коробку на предмет течей. Постоянный контроль позволяет уберечь детали от износа, своевременно предупредив необходимость ремонта. Автомобиль при проведении процедуры должен располагаться на ровной поверхности.
Проверить уровень масла в КПП «ВАЗ-2109» можно с помощью измерительного щупа, находящегося под капотом. Для этого вытащите прибор, протрите от смазки и вставьте обратно до упора, затем снова выньте и оцените результаты.
В идеале уровень масла находится на верхней отметке измерителя, если же нет – то обязательно следует долить жидкость до нужного показателя, при этом важно не переливать смазку выше, чем положено. Нижняя метка прибора показывает минимально допустимое значение, а в случае его понижения уже существует опасность скорого выхода из строя коробки.
Кроме того, важно проследить за состоянием жидкости. О многом скажет её цвет, который имеет свойство меняться со временем и часто далёк от изначального. Если масло сохранило прозрачность, но немного потемнело, то это считается нормой, но если оно помутнело и выглядит грязным, значит, в нём накопилось большое количество металлической стружки и других отложений. Также важно обратить внимание на наличие горелого запаха. В таком случае коробка срочно нуждается в замене смазочного материала.
Варианты масла для коробки передач «ВАЗ-2109»
То, что от качества заливаемого смазочного материала зависит работа трансмиссии – давно не секрет, а известный факт. Неграмотно выбранный продукт может отразиться на функционировании устройства и привести к очень нежелательным последствиям. Для КПП «девятки» не требуется покупки сверхдорогого масла, но всё же его технические характеристики играют не последнюю роль в обеспечении стабильной работы. Существуют определённые рекомендации по подбору подходящей данному автомобилю смазки. К выбору следует отнестись со всей ответственностью, ведь от того, какое масло залить в коробку «ВАЗ-2109», и будут зависеть исправность, срок службы устройства, а также периодичность замены.
Разберём заводские рекомендации
При подборе трансмиссионной жидкости лучше придерживаться рекомендаций автопроизводителя. Это гарантирует совместимость продукта с коробкой и обеспечивает стабильность работы устройства.
Изготовитель рекомендует применять всесезонные минеральные масла отечественных марок с характеристиками вязкости 80W-85, 80W-90:
- Омскойл Транс П класса GL-4/5;
- Рексол Т GL-4;
- Волнез ТМ4 GL-4.
Завод лил в автомобили минеральную смазку от Лукойл, но на практике в зимний период жидкость не приспособлена справляться с очень низкими температурами.
Ассортимент составов для трансмиссии «девятки» достаточно широк и не ограничивается несколькими брендами. Производителем рекомендовано к применению масло классификаций GL-3 и GL-4, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российским стандартам. Вы можете подобрать любое, соответствующее этим требованиям. Полусинтетические и синтетические смазки ведут себя гораздо лучше на морозе, обеспечивая быстрый разогрев и сохранение своих свойств даже при очень низких температурах.
Не менее важно также приобрести оригинальный продукт, не нарвавшись на подделку, поэтому покупать масло нужно у проверенных продавцов, которые имеют соответствующие сертификаты, подтверждающие качество продукции.
На самых первых выпущенных автомобилях для трансмиссии использовалось то же масло, что заливалось и в мотор. Это рекомендовал и производитель. Сейчас же дефицита автохимии не наблюдается, поэтому лучше использовать специализированную продукцию по назначению.
Сколько заливать
Сколько масла заливать в коробку «ВАЗ-2109», зависит от типа конструкции трансмиссии. Ранее «девятки» оснащались четырёхступенчатой КПП, немногим позже – пятиступенчатой. В любом случае приобрести можно канистру ёмкостью от четырёх литров.
Количество масла, которое понадобится для замены:
- четырёхступенчатая коробка вмещает 3 литра смазки;
- для пятиступенчатой объём масла составит 3,3 литра.
Инструменты и материалы
Чтобы обновить трансмиссионное масло в коробке «ВАЗ-2109», необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:
- новая смазывающая жидкость;
- ключи;
- воронка (можно с трубкой) или шприц для залива (если щуп отсутствует);
- чистая ветошь;
- тара для сбора отработки.
Доливка масла
Регулярная проверка уровня жидкости в коробке «ВАЗ-2109» позволит поддерживать устройство в исправном состоянии на протяжении долгих лет.
Сориентировавшись по меткам на щупе, при необходимости долейте масло. Очень важно поддерживать уровень трансмиссионной жидкости на максимальной отметке. Падение объёмов до минимума приводит к сильному износу коробки автомобиля, в результате чего ей грозит ремонт или полный выход из строя. Доливка проводится с использованием щупа и воронки в отверстие измерительного прибора, куда заливать масло следует, если КПП обслуживаемая. На случай, если щуп у автомобиля отсутствует, применяется шприц, а жидкость добавляется в отверстие заливной горловины.
Доливать следует продукт исключительно идентичный тому, что использовался ранее, смешивание различных составов может крайне отрицательно отразиться на коробке.
Пошаговая инструкция по замене в КПП на «девятке»
ВАЗ выпускал «девятки» с обслуживаемыми коробками, не оснащёнными измерительным щупом.
Перед процедурой необходимо разогреть трансмиссионную жидкость, чтобы она лучше сливалась. Для этого достаточно проехать 5 – 10 км., после чего загнать машину на яму или установить на подъёмник.
Как залить масло в коробку «ВАЗ-2109» без щупа
Процесс замены масла в МКПП состоит из трёх основных этапов. Когда подготовка уже осуществлена и доступ к днищу автомобиля получен, переходим к следующему шагу.
Сливаем масло
Снимите резиновый колпачок сапуна КПП, очистите его и установите обратно. Выверните болт сливного отверстия ключом на 17, затем докрутите вручную. Отработку сливаем в заранее подготовленную тару, её из коробки должно вытечь около трёх литров, при условии, что уровень масла находился в норме. После того как удалось слить из КПП всю жидкость, пробку закручиваем.
Заливаем новое масло
Для коробок с наличием щупа новая трансмиссионная жидкость заливается непосредственно в отверстие измерительного прибора при помощи воронки, при этом легко контролировать уровень заливаемой смазки.
Замену масла в КПП «ВАЗ-2109» без щупа проводить сложнее. Заливная горловина располагается чуть выше справа от сливного отверстия, а измерять уровень придётся по её кромке. Откручиваем пробку и льём масло специальным шприцем с маслопроводом на конце. По достижении жидкостью верхней кромки отверстия залив прекращаем, возвращаем крышку на место.
Существует также вариант замены масла через отверстие привода спидометра. При этом уровень заливаемой смазки легко просматривается, но такой способ предполагается использовать в крайнем случае, если нет возможности осуществить процедуру стандартным образом.
Замена масла в коробке передач ВАЗ 2108, 2109, 21099
Рассмотрим некоторые нюансы замены трансмиссионного масла в коробке передач автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
На этих автомобилях его придется заменить раз в пять лет или каждые 75.000 км пробега. Проверку уровня рекомендуется проводить раз в 15.000 км пробега.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
— Канистра трансмиссионного масла (4 литра)
— Емкость для слива старого масла (не менее 5 литров)
— Толстая трубка и воронка для залива масла в коробку
Подготовительные работы
Прогреваем коробку (проезжаем километров 10-15)
Устанавливаем автомобиль на смотровую яму
Снимаем защиту моторного отсека
Очищаем от загрязнения поверхность коробки передач рядом со сливной пробкой
Подставляем под сливную пробку емкость для слива масла
Особенности замены трансмиссионного масла в коробке передач автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливались как минимум две коробки передач: 2108 и 2109. Менять масло в них одинаково, но в коробке 2108 нет щупа, поэтому заливать новое масло придется через отверстие для контроля уровня сбоку коробки.
Порядок действий при замене трансмиссионного масла в коробке 2109 таков.
— Отворачиваем пробку сливного отверстия
Используем накидной ключ на «17». Пробку очищаем от загрязнения.
Пробка отверстия слива трансмиссионного масла в коробке передач 2109
— Сливаем старое трансмиссионное масло
В заранее подставленную емкость.
— Заворачиваем обратно и затягиваем сливную пробку
Используем тот же ключ на «17».
— Заливаем новое трансмиссионное масло
Вставляем шланг с воронкой в отверстие под щуп в верхней части коробки передач. Постепенно, небольшими порциями, заливаем масло. Полностью четыре литра заливать не нужно. Заливаем три, выжидаем и проверяем уровень по щупу. Если нужно, доливаем еще немного, пока уровень не придет в норму.
Щуп для проверки уровня масла в коробке передач 2109 и сапун вентиляции
На коробке 2108 отверстия под щуп нет, но есть в боковой стенке коробки отверстие для заливки и контроля уровня масла. Для замены масла нужно вывернуть его пробку, вставить туда шланг, залить новое масло по нижнюю кромку контрольного отверстия. После чего завернуть пробку.
Все, замена трансмиссионного масла в коробке передач автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью произведена. Осталось только проехаться и посмотреть не потекли ли сальники внутренних ШРУСов (например, в случае если было залито густое минеральное, а поменяли на жидкое полусинтетическое масло).
Если все в порядке радуемся исчезновению гула в коробке и четкости переключения передач.
Примечания и дополнения
В коробку передач автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций можно лить различное трансмиссионное масло. Как минеральное, так и полу и полностью синтетическое. На автомобилях первых годов выпуска туда с завода лили вообще моторное, как в двигатель.
В настоящее время лучше всего лить полусинтетику. Зимой с ним коробка легче выходит на рабочий режим, и ее сальники не должны потечь (по крайней мере сразу).
Замена смазки в коробке ВАЗ 2109: сколько масла нужно в КПП
Если допустить снижение уровня смазочной жидкости в механической коробке передач автомобиля ВАЗ 2109 и его модификациях, может возникнуть «масляный голод» компонентов КПП и, как следствие, поломка агрегата. Поэтому автовладельцу необходимо знать, сколько масла в коробке ВАЗ 2109.
Периодичность замены
Инструкция по эксплуатации авто ВАЗ 2109 и его модификаций рекомендует производить смену смазочной жидкости в КПП машины через 75 тыс. км пробега. В случае когда годовой пробег незначительный, такую процедуру проводят через пять лет эксплуатации машины.
Некоторые водители меняют смазочную жидкость через 12 месяцев эксплуатации, это не противоречит рекомендациям производителя авто, но экономически нецелесообразно. Так как современные расходные жидкости за такой срок не теряют свои качества. Но иногда может возникнуть необходимость во внеплановой замене масла, если произошла его утечка по каким-то причинам, а тип смазки неизвестен.
Выбор масла
Первые экземпляры ВАЗ 2109 имели в системе питания карбюратор и выходили с КПП, которая была четырехступенчатой. В ее картер заливали рекомендованную моторную смазку, которая обеспечивала работоспособность агрегата как в летнее время, так и зимой. После замены главной гипоидной передачи деталями косозубого зацепления потребовалось улучшенное масло. В таком качестве хорошо себя зарекомендовали смазки ТМ-1 и ТМ-2. Кроме того, было разработана и внедрена в производство трансмиссионная жидкость Лукойл ТМ-5.
Рекомендуемое масло для ВАЗ 2109
Специалисты советуют использовать в трансмиссиях ВАЗ 2109 и их модификациях смазки, которые соответствуют стандартам API GL-4. Если владелец не знает, какая смазка в коробке его «Девятки», лучше всего использовать смазочную жидкость класса API GL-4. Соответствующим требованиям отвечают также масла ТМ-4 или ТМ-5-9П. К сожалению, последний тип смазочной жидкости найти в продаже проблематично, поэтому его можно успешно заменить маслом ТМ-4-12. Допускается использование жидкостей, которые соответствуют классу 75W-90, 80W-85, 80W-90 любых производителей, но при условии, что они имеют высокие показатели качества.
Контроль уровня и необходимый объем
Ремонт, вышедшей из строя КПП ВАЗ 2109, операция не из дешевых, поэтому проверять уровень смазочной жидкости следует регулярно. Специалисты рекомендуют делать это через каждые 5 тыс. км пробега или один раз в год. Если обнаружен низкий объем масла, его следует пополнить. Это позволит обеспечить длительный срок эксплуатации коробки.
Для проверки уровня масла в КПП нужно воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. При этом разместить машину следует так, чтобы правая сторона несколько возвышалась. Это можно легко выполнить, если под колесо подложить доску, кирпич или другой подходящий предмет. После чего можно приступить к проверке уровня смазки в КПП «Девятки».
Обслуживаемые
Таким словом водители называют автомобили с пятиступенчатыми коробками передач, в которых имеется измерительный щуп, находящийся в моторном отсеке рядом с аккумуляторной батареей. Им контролируют уровень смазки. Перед извлечением щупа место вокруг него тщательно протирают от грязи и пыли, чтобы исключить возможность ее попадания в картер коробки. После этого щуп вынимают и протирают ветошью, далее его устанавливают на свое место. Теперь измеритель снова необходимо достать и посмотреть на след от трансмиссионной жидкости. Он должен находится между двумя метками, которые обозначены как MIN и MAX. Если это так, можно продолжать использование машины.
Проверка уровня смазки щупом в КПП ВАЗ 2109
Инструкция по эксплуатации этого автомобиля предписывает заливать в трансмиссионный механизм не менее чем 3,3 литра жидкости. Специалисты рекомендуют несколько увеличить данный литраж смазки до 4. Они объясняют это тем, что детали пятой передачи находятся отдельно от основного механизма и периодически для них может наступать «масляный голод».
Необслуживаемые
Такое название имеют КПП первых выпусков ВАЗ 2109, которые не оснащались пятой передачей. Для контроля уровня смазочной жидкости в таких авто служит заливное отверстие. Чтобы проверить количество смазки, ключом на 17 немного отворачивают заливную пробку для стравливания давления воздуха. Если из отверстия появится смазка, это значит, что ее уровень в норме. В противном случае следует долить смазочную жидкость. Кроме этого, проверить достаточное ли количество смазки в агрегате можно через отверстие для установки привода спидометра. В него хорошо виден уровень жидкости, и не требуется доступ под машину.
По инструкции в коробку передач четырехступенчатых ВАЗ 2109 входит 3 литра масла. Но приобретать смазку также желательно в количестве 4 литров. Небольшой остаток жидкости может понадобиться для доливки в картер КПП в процессе эксплуатации машины.
Доливка масла
Сколько масла заливается в коробку ВАЗ 2109, уже известно, можно приступить к доливке. Процесс добавления смазки в необслуживаемые и обслуживаемые коробки отличается, это связано с конструктивными особенностями этих узлов. Важно учитывать, что добавлять следует только тот тип смазки, который используется в этой КПП.
В четырехступенчатые агрегаты смазку льют через заливное отверстие, до которого можно добраться только снизу моторного отсека. Процедуру выполняют шприцем для жидких масел. На его носик одевают гибкий шланг и фиксируют доступным способом на шприце. После чего приспособление вставляют в заливное отверстие и добавляют смазку. Лить масло в коробку необходимо до нужного уровня.
Для пятиступок этот процесс выполняется иначе. Добавить необходимое количество смазочной жидкости можно через отверстие измерительного щупа. Место его установки тщательно протирают ветошью от грязи, затем вынимают щуп из гнезда. Выполнять доливку удобно при помощи шприца, резиновой груши большого объема или воронки. Приспособление устанавливают в измерительное отверстие и добавляют нужное количество масла.
Замена масла своими руками
Выполнить эту операцию можно самостоятельно, так как особых сложностей при замене смазочной жидкости нет, специального оборудования или инструментов не понадобится.
Инструкцией о том, как поменять смазку в КПП ВАЗ своими руками, поделился канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Инструменты и материалы
Для замены необходимо приготовить следующее:
- Новую смазку для заливки в КПП. Объем жидкости зависит от конструкции механизма.
- Пустую емкость для сбора отработанной жидкости, вместимость которой должна быть немного более 3 литров.
- Ветошь.
- Ключи гаечные накидные на 12 и 17.
- Шприц со шлангом для КПП без щупа, воронку или резиновую грушу для коробок со щупом.
Перед началом работ надо прогреть смазку в трансмиссии, для этого достаточно проехать 10 км.
Сливаем масло
Прежде чем залить новую смазочную жидкость, необходимо слить отработавшее свой ресурс старое масло. Этот процесс занимает не более 15 минут.
Порядок действий будет таким:
- Машину устанавливают на подъемник или смотровую яму.
- Ветошью протирают пробки заливного и сливного отверстия.
- Ключом на 17 слегка отворачивают заливную крышку для выпуска воздуха из КПП.
- Пустую тару подставляют под сливное отверстие и отворачивают пробку.
- Сливают отработку, по окончании вытекания жидкости крышку устанавливают на место.
Пока сливается отработанная жидкость, осмотрите сливную пробку на наличие металлической стружки. Если она обнаружится, следует промыть картер КПП.
Слив масла из КПП ВАЗ 2109
Заливаем новое масло
Алгоритм по заливке масла в обслуживаемые и в необслуживаемые КПП ВАЗ 2109 такой же, как и при доливке масла.
Заливка свежего масла
Как еще можно залить смазку
Для того чтобы залить нужный объем свежей смазки, можно прибегнуть к еще одному способу.
Эта операция выполняется через место установки привода спидометра:
- Тщательно очищают место возле привода спидометра от различных загрязнений.
- Затем отворачивают гайку крепления троса спидометра.
- Привод спидометра отводят в сторону и прикрывают от возможного загрязнения.
- Выполняют заливку смазочной жидкости с помощью резиновой груши большого размера — чем она больше, тем быстрее пойдет процесс добавления.
Необходимый уровень трансмиссионного масла в коробке определяется по появлению смазки из заливного отверстия. Как только увидели струю жидкости, пробку заливного отверстия необходимо завернуть.
На видео от канала Домашний мастер можно узнать о процедуре замены масла в КПП ВАЗ 21099, которая аналогична процессу в ВАЗ 2109.
Цена вопроса
Если нет возможности самостоятельно заменить трансмиссионную смазку в «Девятке», владельцы обращаются в сервисные центры или СТО. Стоимость проведения такой операции определяется несколькими факторами и будет зависеть от типа смазки, количества жидкости, а также от категории сервисного центра. Цена 4 литров трансмиссионного масла на ВАЗ 2109 составляет примерно от 1300 руб. Плата за выполненную работу может варьироваться в пределах 300–500 рублей.
Последствия несвоевременной замены
Если не соблюдать периодичность замены смазки в КПП ВАЗ 2109, могут возникнуть следующие проблемы:
- Когда наступает «масляное голодание» в агрегате, ускоряется износ шестеренок, синхронизаторов и подшипников в коробке.
- Превышение срока использования смазки приводит к ухудшению ее технических характеристик.
- Происходят изменения химического состава масла, что неизбежно сказывается на качестве смазывания трущихся элементов.
- В результате ускоряется выход из строя деталей, продукты их износа в виде металлической стружки могут привести к заклиниванию коробки передач.
- Низкий уровень масла ухудшает охлаждение механизма КПП во время движения автомобиля.
Фотогалерея
На фото представлены масла, рекомендуемые к применению в коробке передач ВАЗ 2109.
Масло Лукойл ТМ-4 Масло LIQUI MOLY 75W-90 Масло ZIC G-FF
Как залить масло в коробку ваз 2109 своими руками
Механические коробки передач отечественных автомобилей, в отличие от некоторых других узлов и механизмов, получились довольно надежными. В частности, на автомобиле ВАЗ 2109 коробка передач имеет большой запас прочности, и если не нарушать режим эксплуатации и своевременно обслуживать – она с легкостью отрабатывает пробеги, исчисляемые сотнями тысяч километров.
Более подробно о том, какое масло заливать в коробку передач можно прочитать тут.
Одним из важных пунктов в обслуживании МКПП на рассматриваемом автомобиле выступает замена трансмиссионного масла. Стоит отдать должное конструкторам АвтоВаза: они спроектировали КПП таким образом, что поменять в ней масло своими руками вполне реально.
При этом не понадобится никаких специальных приспособлений и специфических знаний. О том, как залить новое масло в коробку передач ВАЗ 2109 – читайте в нашем материале.
Что потребуется для замены масла
Для самостоятельной замены потребуется как минимум следующее:
- домкрат, смотровая яма или подъемник;
- баллонный ключ для колесных болтов;
- рожковый или торцевой ключ на 17;
- пустая емкость для отработки;
- шприц или другое приспособление для заливки масла;
- чистая ветошь.
При подготовке к замене есть несколько моментов, о которых следует упомянуть.
- Нужно учитывать, сколько масла в коробке передач ВАЗ 2109. То есть емкость для старой смазки нужно подбирать соответствующую, чтобы впоследствии не собирать пролитую отработку. Если вы единственный владелец авто, производите замену впервые и уверены, что до этого не было неквалифицированных вмешательств, то максимальный объем масла в коробке не будет превышать 3,3 литра. Соответственно, канистра объемом 4-5 литров вполне подойдет для этой цели. Если на коробке предусмотрен щуп, то предварительно можно проверить уровень смазки. Часто в качестве емкости для отработки используется пластиковая 5-литровая бутылка из-под технических жидкостей.
- Необходимо позаботиться о безопасности. Замена масла в МКПП предусматривает частичное нахождение человека под передней колесной аркой. Поэтому важно соблюсти как минимум два элементарных правила: надежно застопорить автомобиль и установить страховочную подставку на случай падения домкрата.
Как часто нужно менять масло
По техническому регламенту замена масла в коробке передач ВАЗ 2109 должна производиться каждые 75 тысяч километров пробега или один раз в 5 лет. Учитывается тот параметр, который наступает первым.
С завода в коробку передач заливается минеральное трансмиссионное масло. Это означает, что срок его службы относительно невелик. А чрезмерные нагрузки на МКПП и прочие негативные факторы могут существенно снизить регламентный эксплуатационный период.
Рассмотрим несколько ситуаций, когда смазку нужно поменять вне зависимости от того, сколько осталось времени или пробега до очередной замены:
- Рычаг переключения передач становится тугим или невнятным. Часто причиной этому становится именно деградировавшая смазка. Механизм переключения на автомобиле ВАЗ 2109 находится в самой коробке и омывается трансмиссионным маслом.
- Зимой, при запуске двигателя на нейтральной передаче, машина немного дергается. Минеральное масло, помимо своей естественной склонности к загустению зимой, после определенного срока становится еще более чувствительным к низким температурам.
- Появление посторонних звуков со стороны МКПП. Этот фактор свидетельствует о том, что процесс разрушения деталей МКПП уже начался. Но часто оперативная замена масла устраняет шумы и продлевает срок службы шестерен и подшипников на довольно большой срок.
- Течь масла. Причин здесь может быть множеств. Неисправная система вентиляции МКПП, повреждение после наезда на препятствие, плохо завернутая сливная или контрольная пробка, сальники фланцев полуосей и т. д. Если до срока замены осталось немного, то лучше вместо доливки поменять трансмиссионную смазку полностью.
Процесс замены масла своими руками
Для замены масла в механической коробке передач ВАЗ 2109 подойдут смазки класса GL-3 или GL-4. Вязкость подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.
Например, для северных районов понадобится более жидкая смазка с вязкостью 75W-80, 75W-85 или 75W-90. Для более теплого климата можно заливать 80W-85 или 80W-90.
Класс вязкости зимних трансмиссионных масел | Температура запуска двигателя на морозе, °С |
---|---|
70W | -55 |
75W | -40 |
80W | -26 |
85W | -12 |
Класс вязкости летних трансмиссионных масел | Температура эксплуатации масла |
80 | 20 |
85 | 30 |
90 | 40 |
110 | 45 |
140 | 50 |
190 | 55 |
250 | 60 |
Брать густые трансмиссионные масла с индексом зимней вязкости 85W не желательно, так как зимой это создаст дополнительную нагрузку на МКПП и станет причиной перерасхода топлива.
Также рекомендуется заливать полусинтетическое масло. Оно по праву считается наиболее рациональным вариантом, если рассматривать соотношение цена-качество.
Сколько заливать масла в коробку? Исходя из того, что должно слиться немногим более трех литров, приобретать нужно не менее этого объема. Сегодня многие производители выпускают трансмиссионное масло в 4-литровых емкостях. Этого количества как раз хватит. И еще немного останется в запасе на случай доливки или другой непредвиденной ситуации.
Сливаем старое мало
Перед тем как поменять масло в коробке, желательно его разогреть. Для этого в летний период будет достаточно проехать 5-10 км, зимой чуть больше. После этого ставим автомобиль на яму или приподнимаем левую переднюю часть на домкрате и снимаем колесо.
В нижней левой части МКПП есть два болта. Один закрывает сливное отверстие. Второй – контрольно-заливное. Подставляем под коробку порожнюю емкость.
Сначала откручивается верхний болт. Извлекать его нужно аккуратно, так как под ним установлен пружинный клапан. Иногда шарик залипает в отверстии. В этом случае его нужно подцепить отверткой или любым другим подходящим предметом. С верхнего отверстия может слиться немного масла.
После этого откручивается нижний болт. Через сливное отверстие выходит основной объем отработавшей смазки. Если на коробке предусмотрен щуп, то контрольный болт можно не выкручивать. Достаточно извлечь щуп, чтобы не создавалось разряжение воздуха, и процесс слива не затягивался.
Заливаем новое масло
Перед заменой смазки нужно тщательно взболтать канистру. Некоторые присадки могут частично оседать на дно.
На МКПП ВАЗ 2109 трансмиссионное масло может заливаться двумя способами в зависимости от конструктивных особенностей. Если предусмотрен щуп – удобнее производить заливку через него. Если щупа нет – заливка осуществляется через контрольное отверстие на коробке.
Для этой операции понадобится шприц или специальная лейка со шлангом. Изготовить ее можно из пластиковой бутылки и трубки с диаметром до 10 мм.
Смело заливаем 3 литра масла. После этого проверяем его уровень при помощи щупа или путем извлечения заливной трубки из контрольного отверстия на МКПП.
В случае с контрольным отверстием заливать нужно до тех пор, пока смазка не начнет вытекать через него.
Видео по замене масла на Ваз 2109
Заключение
Процедура замены трансмиссионного масла в МКПП ВАЗ 2109 – довольно простая, но в то же время важная процедура. Своевременная замена с соблюдением технологии позволит коробке отработать свой регламентный срок без появления проблем, связанных со смазкой.
Как заливать масло в коробку ваз 2109
Существуют две основных причины затрудненного переключения передач на вашем автомобиле ВАЗ 2109. Первая из них – это плохая работа сцепления. Однако, прежде чем начинать заменять и разбирать узел сцепления, необходимо проверить уровень масла в КПП. Инструкция по эксплуатации «девятки» предписывает заменять масло в коробке передач при достижении 80 тыс. километров пробега. Однако, усиленная эксплуатация авто и частое переключение передач может привести к тому, что срок службы масла в КПП существенно сократится.
Регулярный уход за коробкой передач предотвратит преждевременный износ ее деталей и механизмов и позволит избежать аварийных ситуаций.
Проводить процедуру замены масла в ВАЗ 2109 лучше всего с использованием подъемного устройства. Перед началом работ найдите емкость с широким горлом, куда будет сливаться отработанное трансмиссионное масло.
Количества масла, заливаемого и сливаемого в КПП автомобиля ВАЗ 2109 зависит от модификации коробки. Если в вашей КПП четыре передачи, то в нее входит 3 литра трансмиссионного масла, а в 5-и ступку войдет 3,5 литра трансмиссионного масла.
Слив старое трансмиссионное масло, установите обратно пробку сливного отверстия. В заправочное отверстие вставьте воронку и через нее залейте свежее масло. Количество заливаемого масла определяйте исходя из модификации коробки передач.
При обслуживании модификации КПП, не имеющей масляного щупа, заливку масла необходимо производить непосредственно в заливное отверстие, расположенное непосредственно рядом со сливным.
В этом случае заливку масла можно производить только с использованием специализированного шприца.
Новое трансмиссионное масло в КПП позволит передачам переключаться более плавно, и вы сможете в полной мере насладиться процессом вождения вашего авто.
Странные шумы и неприятный гул, а также затрудненное переключение между передачами — наиболее распространённые проблемы такого надёжного и проверенного временем агрегатного узла автомобиля, как коробка переключения передач. Именно низкий уровень масла или его плохая выработка является первой причиной указанных симптомов.
Замена масла в коробке ВАЗ 2109 не требует каких-либо специфических навыков или дорогостоящих инструментов. Вполне можно обойтись собственными силами. Рассмотрим, как залить масло в коробку ВАЗ 2109 без щупа самостоятельно. После данной процедуры (в том случае, если она не поможет) следует ехать на СТО и искать причины неполадок в механизме коробки и даже в сцеплении.
Выбор трансмиссионного масла для КПП ВАЗ 2109
Перед тем как поменять масло в коробке, надо определиться, какое именно масло для этого потребуется. Неправильный выбор чреват выходом из строя КПП вашего автомобиля и созданием аварийной ситуации. В инструкции по эксплуатации сказано, что для КПП вазовской «девятки» отлично подходят масла классов ТМ-3 и ТМ-4 по отечественной классификации, что соответствует классам GL-3 и GL-4 классификации зарубежной для автомобилей, оснащённых передним приводом.
Не следует гнаться за дешевизной и выбирать трансмиссионную смазку на минеральной основе, так как низкая цена — и есть её единственное преимущество.
При минусовых температурах оно меняет свои свойства, застывая и усложняя запуск двигателя. Имеет смысл отдать предпочтение жидкостям на синтетической или полусинтетической основе. Несмотря на цену выше, они имеют преимущества в виде специальных присадок, снижающих износ деталей КПП. У них гораздо ниже температура замерзания, что позволит быстрее заводить автомобиль даже в относительно сильный мороз. Отсюда же следует, что они быстрее прогреваются, обретая текучесть и начиная смазывать детали трансмиссии.
Приступая к работе
После того, как решили, какое масло лить, следует определиться с условиями проведения процедуры и с тем, какой инструмент для этого понадобится. Конечно, лучше осуществлять замену на подъёмнике или на яме в гараже, но, если нет ни того, ни другого — ничего страшного, машину можно просто приподнять на домкрате. Имейте в виду, что ВАЗ выпускал для «девятки» КПП двух типов: необслуживаемая и обслуживаемая.
Разница между ними в наличии или отсутствии специального щупа для проверки уровня масла в трансмиссии. В зависимости от того, какой тип КПП установлен на ваш автомобиль, понадобятся следующие инструменты:
- ветошь или тряпка для вытирания щупа, масляных потёков и рук;
- ёмкость для слива отработавшего масла (подойдёт ведро или таз);
- накидной ключ на 17;
- воронка;
- специальный шприц (для заливки масла в коробку необслуживаемого типа).
Непосредственно перед процедурой разогрейте коробку передач и её механизмы, совершив короткую поездку (примерно 10 минут). Это сделает смазку жидкой и позволить слить её в заранее приготовленную ёмкость в полном объёме.
Замена масла в КПП разных типов
Если вы используете специальный подъёмник, либо у вас в гараже имеется яма, добраться до КПП вообще не составит труда, а если вы поднимаете автомобиль на домкрате, чтобы добраться до коробки, придется под него залезть с головой. Снятие переднего колеса существенно упростит процесс.
Далее найдите на сапуне коробки передач резиновый колпачок. Снимите его, очистите, также прочистите отверстие сапуна, а затем установите колпачок на место. Затем в нижней части КПП найдите сливную пробку, которая представляет собой болт. Ключом на 17 выверните его и дайте старой смазке вытечь полностью в подставленную под отверстие емкость. Процесс вытекания займет где-то 15 минут. После того как масло слилось, закрутите пробку сливного отверстия.
Теперь самое время заглянуть под капот и найти там щуп для проверки уровня смазки. Выкрутите щуп и отложите его в сторону. Именно в отверстие указателя уровня и следует заливать новую смазку. Сколько масла лить, зависит от того, сколько передач имеет КПП вашего ВАЗ 2109.
Для разных коробок | Количество масла |
Для 4-ступенчатой КПП | 3 литра |
Для 5-ступенчатой КПП | 3,3 литра |
С помощью воронки (для удобства доступа можно её удлинить шлангом) заливайте новое масло для КПП. Предварительно очистив щуп ветошью, установите его на место, после чего указатель нужно снова извлечь и проверить уровень смазки. Отметка «min» на указателе уровня соответствует минимально допустимому количеству масла, соответственно, отметка «max» — максимальному. Если необходимо, долейте масло в КПП.
Для необслуживаемого типа коробок процесс осложняется тем, что горловина для заливки масла находится чуть выше и правее сливного отверстия и не имеет щупа, а смазку заливать в коробку следует только специализированным шприцем, имеющим на конце изогнутый маслопровод. Для этого нужно просто выкрутить пробку и влить новую смазку, используя шприц. Когда уровень масла дойдёт до верхней кромки заливного отверстия, закрутите пробку обратно.
Кроме того, масло в коробку передач ВАЗ 2109 можно залить через отверстие привода спидометра. Это альтернативный способ в случае, если нет возможности залезть под машину. К тому же, легко определить нужное количество жидкости в коробке передач, так как сверху виден её уровень.
Производителем рекомендуется менять масло в коробке передач ВАЗ 2109 каждые 75 000–80 000 километров пробега. Удачи на дорогах!
Заменить масло в коробке передач на ВАЗах 2108, 2109, 21099 работа не сложная, вполне справится любой человек своими руками. Первый раз будет дольше всех последующих. Поэтому просто нет смысла ехать на сервис по такому пустяку. Основная сложность всей работы — залить масло в кпп, так как конструкция не позволяет подобраться к отверстию любой емкости с новым маслом. Мы расскажем о замене масла с щупом и без него, на карбюраторных и инжекторных моделях. Но обо всем по порядку будет разложено в этой статье.
Многие спрашивают: «когда нужно производить замену масла?». Все зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если машина постоянно используется в тяжелых погодных уловиях(сильный мороз, жара, снег, грязь, пыль и т.д.), то рекомендуем менять масло каждые 35тыс км. В городских асфальтовых условиях эксплуатации достаточно проводить замену раз в 40 тыс. км.
Ближе к 35-40 тыс км. пробега с момента последней замены масла, кпп автомобиля может работать не стабильно. Вы можете почувствовать усилившуюся вибрацию коробки, лишний шум, неточность в переключении скоростей. И если проблем со сцеплением нет, то это всё сигналы к диагностике и замене масла в коробке передач на ВАЗ 2108, 2109, 21099. Инжектор, карбюратор, с щупом и без него — не важно, это касается всех моделей. Рекомендуем поменять масло во всех агрегатах б/у автомобиля после его покупки.