Перегрев Тормозов — первопричины и признаки возможных проблем.
Привет всем, решил затронуть тему перегретых тормозных дисков. Ниже будет одно коротенькое, но весьма интересное видео о том, что подлежать замене может даже относительно новый диск (диски), с пробегом менее 10 тысяч км.
Итак, что же такое «перегрев тормозов», чем он плох (опасен) и чем он отличается от работы тормозной системы «на пределе»? Начнем с самого простого и основного — штатно, автомобиль оснащен тормозной системой, достаточной для 4-х кратного последовательного замедления с крейсерской скорости до минимальной. Это норма и она практически является догмой для производства 90% серийных машин. То есть, если машину разогнать до 90 км/ч и затормозить до 10 км/ч 4 раза подряд без использования режима «экстренного» торможения, и параметры снижения скорости будут отличаться не более 8-10% (время торможения и длина отрезка пути), то тормозная система считается эффективной. Кроме того, есть еще параметры экономической целесообразности и разные другие факторы, влияющие на то, какая именно конфигурация тормозных элементов будет установлена на какую-то конкретную модель. В большинстве случаев, качество работы такой системы, устраивает 90% пользователей.
Однако, есть и те, кому такой подход не обеспечивает необходимых параметров торможения, на них мы остановимся поподробнее.
Вариант 1: При одинаковой конфигурации тормозов, машина оснащается разными типами моторов, существенно отличающимися по мощности. Типичный пример — наша с вами любимая Вольво-940. Моторы были разные — дизель 2,4л, турбодизель 2,4л, 2лТурбо16Клапанов, 2,3лТурбо8Клапанов, атмо 8- и 16-клапанники 2,3 литра — все они оснащались одной системой, в рамках производственного года, несмотря на то, что мощность моторов могла отличаться, порой, в 2 раза.
Вариант 2: Владелец машины использует весьма активный (агрессивный) стиль езды — постоянные циклы «разгон-торможение» и частая смена ряда, что, практически всегда, связано с использованием тормозной системы — если и не для замедления, то для возможности его применения, при необходимости. Ясно, что это не тот «овощной» режим, который использовался заводом как эталон поведения среднестатистического пользователя.
Вариант 3: Чрезвычайные условия — Экстренное торможение с максимальной скорости, подолжительный спуск с горного перевала, торможение машины с тяжелогруженым прицепом, длительное буксирование автомобиля (буксируемая машина постоянно на тормозах), использование авто в качестве машины конвойного сопровождения — педали газа и тормоза почти все время нажаты одновременно (чаще всего джипы).
Все эти факторы далеко перекрывают по своим нагрузкам базовые расчеты любых «стоковых» тормозов и являются причинами недостаточно эффективной работы штатной тормозной системы в наиболее ответственный момент — когда именно от нее зависит контроль над управлением автомобиля и безопасность его пассажиров.
Признаками работы тормозов «на пределе» являются синие полосы на передних тормозных дисках, хруст и скрежет при торможении (при нормальном состоянии торм. колодок), неадекватное замедление машины по мере наращивания усилия на педали — «нажал педаль — сначала вроде начала тормозить, а потом замедление перестало ощущаться, хотя давишь сильнее», — так это описывают клиенты. Все эти признаки происходят из-за того, что металл на поверхности тормозных дисков, непосредственно контактирующий с поверхностью тормозных колодок, подвергается температурным нагрузкам, выходящим за рамки допустимых для эксплуатации. В результате — поверхность металла, нагреваясь и остывая, буквально за несколько циклов таких нагрузок ПОЛУЧАЕТ ЗАКАЛКУ, а закаленный металл, если кто-то не знал — это металл с иной структурой. В практическом плане, закаленный металл — крепче «сырого» и не дает колодкам скрести по себе, меняя часть своей поверхности на погашенную скорость. По закаленной поверхности диска КОЛОДКИ ПРОСТО СКОЛЬЗЯТ — как бы сильно вы не давили на педаль тормоза и какие бы тормоза ни стояли, если диск перекален, то это сравнимо с заклиненными суппортами.
Теперь посмотрите вот это старое видео — оно снято 2 года назад и не потеряло ни актуальности, ни свежести:
Обратите внимание — заменяемый диск практически новый, на нем даже нет кромки по внешнему краю, где колодка не трется. Со слов хозяина, он ездит крайне агрессивно и диски меняет из-за этого раз в 6-8 тысяч.
Тут, конечно, сочетание чрезмерно мощного мотора и активной манеры езды, однако разговор о том, что замена дисков чаще смены масла в машине — это ненормальность.
Подводя итог данной записи, обнародую свой вывод, который я для себя определил уже давно: возможности тормозной системы Вашего автомобиля должны иметь запас производительности, превосходящий отдачу Вашего мотора на 30-40% МИНИМУМ. То есть, если у Вас мотор имеет 140 «лошадок», то Ваши тормоза должны выдерживать отдачу мотора, мощностью 180 «лошадок». Иначе — Houston, we have a PROBLEM.
Как сильно должны греться тормозные диски в автомобиле
Тормозные диски предназначены именно для того, чтобы нагреваться. Это единственный способ перевести кинетическую энергию разогнавшегося автомобиля в тепловую и рассеять её затем в пространстве. Но происходить это должно строго по команде водителя. Нагрев тормозов во всех прочих случаях свидетельствует о наличии неисправности, как и варианты аварийного, то есть чрезмерного перегрева.
Особенности работы тормозной системы автомобиля
Задача тормозов – максимально быстро и безопасно остановить автомобиль. Сделать это проще всего с помощью силы трения, которая и происходит в тормозных механизмах.
Располагаются тормоза в современных авто на каждом колесе, чтобы максимально эффективно использовать силу сцепления шин с дорогой.
В работе используются:
- тормозные диски или барабаны, металлические детали, связанные со ступицами колёс;
- тормозные колодки, состоящие из основы и накладок, изготовленных из материала, имеющего высокий коэффициент трения по чугуну или стали и выдерживающего при этом высокие температуры при минимальном износе как самих колодок, так и дисков (барабанов);
- тормозной привод, механические, гидравлические и электронные устройства, передающие усилие от органов управления водителя к тормозным механизмам.
Различаются несколько видов тормозных систем, значительную роль в нагреве дисков играют рабочий и стояночный тормоза.
Оба они работают примерно одинаково – водитель через привод создаёт механическое усилие на тормозных колодках, которые прижимаются к дискам или барабанам. Возникает сила трения, направленная против инерции движения автомобиля, кинетическая энергия уменьшается, скорость падает.
Должны ли греться тормозные диски и барабаны?
Если посчитать тормозную мощность, а это энергия, выделяющаяся в виде тепла при торможении в единицу времени, то она во много раз превысит мощность двигателя.
Как греется двигатель, включая энергию, уносящуюся с выхлопными газами и уходящую на полезную работу по перемещению машины с грузом, представить достаточно легко.
Выделять такое колоссальное количество энергии можно только при значительном росте температуры. Из физики известно, что плотность потока энергии пропорциональна температурному напору, то есть разнице между нагревателем и холодильником. Когда энергия не успевает уходить в холодильник, в данном случае это атмосферный воздух, то растёт температура.
Диск может светиться в темноте, то есть набирать несколько сот градусов. Естественно, что между торможениями остыть он не успеет, будет горячим всю поездку.
Причины перегрева
Между нагревом и перегревом есть очень большая разница. Нагрев – это явление штатное, то есть рассчитанное и проверенное разработчиками автомобиля, а перегрев – аварийное.
Что-то пошло не так, температура критически выросла. В случае тормозов это очень опасно, поскольку перегретые детали не могут нормально работать, очень быстро теряют прочность, геометрию и ресурс.
Последствия движения на ручнике
Самое простое, с чем встречаются практически все начинающие водители – это забыть снять автомобиль со стояночного тормоза в начале движения.
Инженеры давно и успешно борются с этой забывчивостью. Появились световые и звуковые сигнализации, срабатывающие при попытке тронуться при затянутых колодках, а также автоматические ручники, взводящиеся и отпускающиеся электроприводом при остановке автомобиля и трогании с места.
Но если всё же проехаться с прижатыми колодками – значительная передаваемая мощность нагреет барабаны настолько, что накладки колодок обуглятся, металл деформируется, а гидроцилиндры дадут течь.
Замечают такое часто только когда дымить начинают шины на дисках. Потребуется объёмный и дорогой ремонт.
Заклинил поршень цилиндра суппорта
В дисковых механизмах отдельных устройств отвода поршней от колодок нет. Снимается давление в гидросистеме, сила прижима становится нулевой, а сила трения равно произведению давления на колодку и коэффициент трения. То есть «ноль» на всё равно какое число – будет «ноль».
Но не всегда так получается. Колодка должна отводиться на долю миллиметра хотя бы за счёт упругости уплотняющей манжеты. Но если между поршнем и цилиндром суппорта возникла коррозия, и поршень подклинивает – колодки останутся прижаты с ненулевым усилием.
Начнётся выделение энергии и неконтролируемый нагрев. Закончится он только после стирания некоторой толщины слоя с накладки в результате перегрева и потери свойств. Заодно перегреется и диск.
Воздух в системе торможения
Редко, но замечался эффект, когда колодки самопроизвольно прижимаются к дискам из-за плохой прокачки привода от воздуха.
Он расширяется от нагрева и начинает поджимать колодки к дискам через цилиндры. Но всё же гораздо раньше, чем наступит перегрев, водитель заметит, что машина практически не тормозит.
Износ тормозных дисков
При износе диски теряют свою идеальную геометрическую форму. На них появляется заметный рельеф, колодки пытаются к нему приработаться.
Всё это ведёт к непредсказуемости контакта между поверхностями дисков и накладок, а любые контакты и будут означать перегрев со всеми вытекающими последствиями.
Неправильная замена тормозных колодок
При нарушении технологии замены колодок, при всей её простоте в случае дискового тормоза, возможно заклинивание колодок в суппорте.
Возникающее трение будет перегревать диск и направляющий аппарат суппорта, что только усугубит ситуацию. Заканчивается это обычно тем, что водитель замечает посторонние звуки и резкое снижение эффективности торможения.
Как устранить нагревание дисков
Есть простые правила сбережения тормозов от перегревов:
- использовать тормоза только в экстренных случаях и для окончательной остановки, во всех других ситуациях применяя движение накатом под положительной или отрицательной тягой двигателя;
- не пользоваться тормозами на затяжных спусках в горах, только двигателем или горным тормозом, служебная система вряд ли доживёт до низшей точки первого серьёзного спуска, чтобы в этом убедиться, достаточно посчитать потенциальную энергию, которую имеет автомобиль на вершине горы;
- поддерживать тормозные механизмы в идеальном состоянии, убеждаясь в отсутствии коррозии гидравлики и направляющих при каждой замене колодок, пользуясь специальной смазкой и картой её нанесения;
- вовремя заменять диски с предельным износом, не дожидаясь их полной прозрачности.
Перегретые диски подлежат замене. Они утеряли прочность, у них изменился коэффициент трения даже с новыми колодками, а главное – он неравномерен по площади, что приведёт к рывкам и новым перегревам.
Последствия неправильной работы тормозной системы
Перегретые диски обычно заменяют, когда ощущается биение на тормозной педали в такт вращения колеса. Если пренебрегать этой обязательной мерой, то возможно разрушение диска при торможении.
Обычно это заканчивается катастрофическим заклиниванием колеса и уходом автомобиля с траектории в непредсказуемом направлении. При плотном скоростном потоке тяжёлая авария неизбежна, скорее всего с жертвами.
При каждом ТО диски внимательно осматриваются. Не должно быть цветов побежалости, возникающих от перегрева, тем более заметного рельефа, искривления или сетки трещин.
Меняются диски всегда вместе с колодками, а при неравномерном износе – ещё и с ревизией суппортов.
Греются тормозные диски – учитесь правильному вождению
Любое транспортное средство, особенно такое, как высокоскоростной легковой автомобиль, несущее в себе потенциальную угрозу для жизни и здоровья, как водителя, так и окружающих, невозможно представить без устройств экстренной остановки.
Таким механизмом является тормозная система и поддержание ее в рабочем состоянии, прежде всего для обеспечения своей же безопасности – прямая обязанность владельца «железного коня».
Почему греются тормозные диски
Принцип ее работы основан на попытке «вставить палки в колеса, чтобы остановить телегу», только в нашем случае это тормозные накладки, которые с двух сторон сдавливают, вращающийся вместе с колесом, тормозной диск и за счет трения останавливаю его.
Энергия, выделяемая при трении и поглощаемая затем дисками, и есть причина их нагрева – это результат нормальной, рабочей функции.
При торможении они нагреваются быстро, а вот остывают медленнее, но с расчетом, что до следующего нажатия тормоза успеют остыть. К сожалению, при частом пользовании тормозами в городском цикле, да еще в жаркую погоду, этого не происходит, что и проводит к их перегреву.
Основной же причиной перегрева является стиль вождения. Агрессивная езда, с резкими ускорениями и жесткими торможениями, не дает возможности остыть тормозам, да и приводит это, в конечном итоге, к быстрому износу элементов тормозной системы.
Причем сильнее греются передние тормозные диски, это объясняется их большей загруженностью, в связи с тем, что передняя часть машины, всегда тяжелее задней. Усиливается этот эффект и установкой на автомобиле, на заднюю ось барабанных тормозов, у которых рабочий коэффициент полезного действия ниже, поэтому передние диски вынуждены брать их недоработку на себя.
Неисправности тормозной системы, при которых накладки постоянно трутся о поверхность дисков, тоже являются причинами их перегрева.
Новые колодки, изготовленные из некачественных материалов, так же становятся источником интенсивного нагрева. Для повышения износостойкости кустарные производители в фрикционную смесь колодок добавляют металлическую стружку, она то и служит причиной повышения температуры.
Какая нормальная температура при работе тормозного диска
Теплопроводность стали и легированного чугуна, из которых изготавливаются тормозные диски, позволяет поддерживать их в рабочем состоянии только при нагреве до температур в пределах +200 – 300˚С, дальнейший перегрев может, в лучшем случае, привести к образованию на диске пленки окаливания, ухудшающей коэффициент трения, а в худшем – к залипанию накладок или короблению самого диска.
По цвету его поверхности можно определить, насколько мощным было на него температурное воздействие:
- при +150-280˚С она желтеет и это норма;
- от температуры +300-450˚С – синеет;
- +450-500˚С вызывают ее почернение, что должно серьезно насторожить водителя.
Как проявляется неисправность
Неисправность, следствием которой становится интенсивное нагревание тормозного диска, проявляет себя характерным металлическим скрипом от трения металлов между собой. Как правило, подклинивать начинает какая-нибудь одна тормозная колодка, поэтому перегревается тормозной диск с одной стороны.
Искривление передних дисков, поскольку именно они чаще всего страдают таким дефектом, сопровождается, кроме перегрева, еще и биением в руль при движении.
Сильный износ накладок и дисков (ниже минимально допустимых значений) проявляется в ухудшении их тормозных качеств и увеличении пути, необходимого для остановки машины. Кроме этого он может сопровождаться скрипом от соприкосновения металлической части колодки с буртиком диска и понижением уровня тормозной жидкости в бачке главного цилиндра.
Как не допустить перегрева
Для того чтобы не перегревались тормоза основной вклад вносят, конечно, производители, применяя наиболее теплопроводимые материалы для их изготовления и разрабатывая вентилируемые конструкции, в которых тормозные диски состоят из двух частей, со встроенным между ними специальным вентилятором.
Конструкция же самого тормозного диска, способного самоочищаться от грязи и вентилироваться встречным потоком, считается одной из самых удачных конструктивных находок.
Чтобы не допускать перегрева тормозов в процессе эксплуатации, необходимо, прежде всего, поддерживать тормозную систему в рабочем состоянии, а для этого нужно регулярно проверять:
- уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра;
- толщину тормозного диска;
- износ тормозных колодок.
Это позволит своевременно проводить техническое обслуживание и замену элементов до их выхода за критические пределы.
Ни в коем случае нельзя остужать горячие тормозные диски холодной водой – резкий перепад температур и есть основная причина их коробления. Перед помывкой машины после поездки, тоже необходимо дать им время на остывание.
Важно также поменять стиль своего вождения, избавиться от рывковой езды, чаще использовать торможение двигателем, переключая его на пониженные передачи перед остановками и на спусках. Это позволит не только исключить перегревы тормозов, но и сохранит ресурс его элементов и многих других деталей автомобиля.
Длительное хранение машины вне гаража, приводит к тому, что под воздействием атмосферных осадков металлические части тормозных колодок покрываются коррозией и это становится причиной их подклинивания.
С такой проблемой, также как и с заменой колодок, любой автомобилист может справиться сам, поскольку это несложная процедура. Для этого нужно снять колесо, открутить суппорт, выдернуть подклинившую колодку, зачистить от ржавчины и поставить на место (при этом она должна двигаться по направляющим легко).
Если же толщина накладок окажется около 2 мм, то лучше их заменить на новые, не дожидаясь, когда они сотрутся до размеров, ниже критических, причем это надо на обоих колесах оси, иначе при торможении машину будет заносить в сторону.
Покоробленные диски производители рекомендуют сразу менять, но наши «Кулибины» научились их протачивать и даже рекомендации есть – делать это после трех замен колодок.
Регулярный осмотр тормозной системы, поддержание их «в постоянной боевой готовности», аккуратное вождение – залог безопасности, а зачастую и сохранения жизни и здоровья водителя и окружающих лиц.
Почему тормозные диски в автомобиле могут нагреваться
Владельцы автомобилей должны разбираться во всех особенностях работы транспортного средства, если они проводят обслуживание самостоятельно. Но даже в том случае, если машина получает уход в сервисе, полезно будет знать, как именно функционируют наиболее важные узлы, например, тормозная система. Именно от ее исправности зависит то, насколько будет обеспечиваться безопасность в процессе движения. Многие не знают, но тормозные диски в конструкции автомобиля предназначены для того, чтобы нагреваться — это их первое и неотъемлемое свойство, вопреки убеждениям автомобилистов.
Первый вопрос почти всех автовладельцев — должны ли греться тормозные диски и барабаны?
Дело в том, что нагревание тормозных дисков — единственный способ перевести кинетическую энергию разогнавшегося транспортного средства в тепловую. После этого она просто рассеивается в пространстве. Но происходить данное явление должно строго по действиям автомобилиста. Если нагрев тормозов происходит во всех остальных случаях, это может указывать на наличие различных неисправностей.
Первый вопрос почти всех автовладельцев — должны ли греться тормозные диски и барабаны? Если посчитать тормозную мощность, она во много раз превышает отдачу силового агрегата в машине. Данная величина выражается в виде энергии, которая выделяется при появлении тепла во время торможения в единицу времени. Выделять такое большое количество энергии можно только при значительном повышении температуры.
Кто знаком с физикой, знает, что плотность потока энергии пропорциональна температурному напору — разнице между нагревом и охлаждением. Когда энергия не успевает охладиться в атмосферном воздухе, повышается температура. В некоторых случаях при сильном нагревании диски даже могут светиться в темноте. Если в поездке автомобилист часто применяет торможение, диски естественным образом будут нагреваться и сохранять температуру определенное время.
В некоторых механизмах нет отвода поршней от колодок
Между нагревом и перегревом есть большая разница, хотя многие автомобилисты ее не замечают. Нагрев — стандартное явление, которое должно появляться во время работы тормозной системы. Перегрев можно отнести к аварийным ситуациям — что-то пошло не так, и температура критически повысилась. Если рассматривать данную ситуацию в отношении тормозной системы, это может представлять опасность. Перегретые детали не могут нормально функционировать и достаточно быстро теряют свою прочность, геометрию и ресурс. У такой неполадки есть несколько причин.
Движение на ручнике. Самая распространенная ошибка всех новичков за рулем — не снять ручной тормоз перед началом движения. Инженеры пытаются бороться с такой забывчивостью разными методами — световые и звуковые сигнализации, электронный ручник и прочие разработки. Но если проехать с прижатыми колодками, передаваемая мощность сильно нагреет барабаны. Из-за этого накладки могут обуглиться, а металл потеряет свою форму. Чаще всего такая проблема становится очевидной в момент, когда из-под колес валит дым.
Поршень цилиндра суппорта. В некоторых механизмах нет отвода поршней от колодок. Давление в гидросистеме снижается, сила прижима становится нулевой, а сила трения равна произведению давления на колодку и коэффициент трения. Но в любом случае ноль, умноженный на любое число, будет нулем. Но не во всех случаях так бывает.
Колодка должна отводиться хотя бы на долю миллиметра. Но если между элементами тормозной системы образуется коррозия, и поршень начнет подклинивать — колодки будут прижаты с ненулевым усилием. В результате выделяется энергия и происходит неконтролируемый нагрев. Завершится этот процесс только после стирания определенного слоя с накладки.
При износе диски могут терять свою геометрическую форму
Воздух в системе торможения. Достаточно редко, но такое явление тоже может быть — колодки начинают самопроизвольно прижиматься к дискам из-за недостаточной прокачки привода от воздуха. Он начинает расширяться от нагрева и поджимает колодки к дискам через цилиндры. В один момент водитель может заметить, что транспорт совсем не тормозит. Это наиболее опасное явление.
Износ тормозных дисков. При износе диски могут терять свою геометрическую форму. На поверхности выступает заметный рельеф, к которому колодки пытаются приработаться. Все это может приводить к нестабильному контакту между дисками и накладками. Любые контакты могут стать причиной перегрева.
Замена тормозных колодок. Если нарушена технология замены колодок, может произойти заклинивание в суппорте. Возникающее трение приводит к перегреву диска и направляющего суппорта. Это только усугубляет ситуацию. Чаще всего такой дефект заканчивается тем, что водитель слышит новые звуки, а эффективность торможения постепенно снижается.
Итог. Перегрев тормозных дисков — неприятное явление, которое часто путают с обычным нагревом. У такой проблемы есть несколько причин возникновения.
Почему греются тормозные диски? Основные причины
На форумах и тематических сайтах автовладельцы часто жалуются на тот факт, что сильно греется тормозной диск.
Почему греются тормозные диски
В результате тормозная система работает нестабильно, появляются подозрительные стуки и рывки, увеличивается расход горючего и ухудшается динамика.
Повышается риск отказа тормозов. Для устранения проблемы нужно понять, почему греются тормозные диски, в каких случаях это возможно, как поступить в сложившейся ситуации.
Общие положения
При рассмотрении вопроса важно понять принцип работы дисковых тормозов. По правилам они должны отличаться надежностью, высокой функциональностью и эффективностью эксплуатации.
Такую систему часто сравнивают с тормозными колодками на велосипеде. Главное отличие состоит в принципе работы. В случае с велосипедом воздействие имеет механический характер, а в автомобиле — гидравлический.
В процессе трения возникает тепло. Оно приводит к повышению температуры соприкасающихся поверхностей. Если сильно греется тормозной диск, это свидетельствует о конструктивных недостатках, неэффективном охлаждении или загрязнении важных элементов.
Признаки неисправности
Многие автовладельцы не сразу определяют, что греются тормозные диски после замены или в процессе эксплуатации. Проблема обнаруживается, когда во время торможения или движения с области колес идет дым. Но это не единственный фактор, позволяющий определить неисправность.
Существуют и другие признаки:
• блокировка тормозных колодок и занос транспортного средства при повороте;
• появление вибраций, посторонних звуков или задымления в области колес;
• увеличение «прожорливости» авто в среднем на 10-15%;
• ухудшение динамики, проявляющееся трудностями в наборе необходимой скорости.
Возникновение одного или нескольких факторов — повод заглянуть на СТО и выяснить причину. Возможно, тормозная система требует оперативной диагностики и ремонта.
Требования к дискам, оптимальная температура
При изготовлении дисков производители придерживаются действующих норм и правил, чтобы готовое изделие соответствовало ряду требований.
Выделим основные:
• стойкость к тепловым воздействиям;
• сохранение прежних параметров при повышении температуры;
• умеренная реакция на адгезию;
• высокая теплопроводность применяемого материала;
• прочность;
• достаточный коэффициент трения.
Если диск не соответствует одному из приведенных выше требований, вероятность попасть в аварию возрастает.
Наибольшего внимания заслуживает стойкость тормозных дисков к температуре. Эти параметры проверяются в первую очередь, ведь рабочая температура изделия достигает 250-300 градусов Цельсия.
При изготовлении тормозных дисков применяется чугун и сталь. Все чаще используется керамика, способная выдерживать до 1000 градусов Цельсия. Не меньший интерес вызывает и карбон, но такой вариант применяется только под заказ из-за высокой цены.
В качестве основного материала используется именно чугун или сталь, которые не любят перегрева выше 300 градусов Цельсия. При отсутствии охлаждения на диске появляется пленка, снижается коэффициент трения, возрастает риск прилипания накладок или искривления.
Чтобы определить, насколько сильно греется тормозной диск, необходимо глянуть на цвет изделия. Желтый оттенок является нормой.
Он свидетельствует о прогреве металла до 150-280 градусов Цельсия. Появление синего цвета говорит об опасности и повышении температуры до 300-450 градусов Цельсия. О дальнейшем росте свидетельствует почернение.
Причины
Теперь разберемся, почему греются тормозные диски. Распространенная причина — клин суппорта, из-за чего колодка неравномерно сдавливает плоскость. Не редки случаи повреждения элементов тормозной системы. Но обо всем подробно.
Выделим главные причины:
1. Некачественные колодки. За границей уже не продаются изделия с асбестом, но в России они еще встречаются. Чтобы исключить риски, важно выбирать качественные и оригинальные товары. Иногда небольшой перегрев имеет место до притирания колодок с дисками. На это может уйти 150-200 км пути.
2. Появление бортика. Если греются тормозные диски после замены колодок, причиной может быть трение о старое возвышение. Решение — проточка тормозного диска. Работа актуальна при достаточной толщине и отсутствии повреждений.
3. Несвоевременная замена рабочей жидкости. С развитием автомобилестроения на смену механики пришла гидравлика, обеспечивающая работу тормозной системы. Благодаря тормозной жидкости, водителю нужно приложить меньше усилий для остановки транспортного средства. Эксперты рекомендуют менять тормозной состав 1 раз в 2 года. Причина — способность этой жидкости впитывать в себя влагу, которая снижает эффективность тормозов в целом. Иногда поршни «зависают» в определенном положении, что приводит к перегреву дисков.
4. Проблемы с электрикой. На машинах с АБС перегрев тормозных дисков возможен из-за проблем с контролирующими датчиками. Чтобы найти поломку, необходимо протестировать систему.
5. Сбои в работе вакуумного усилителя. Для выявления неисправности требуется диагностика элемента.
6. Ошибки вождения. Любители активной езды не задумываются, что с увеличением сопротивления повышается и трение. В результате сильно греется тормозной диск. Такая проблема актуальна в условиях города или горной местности, когда необходимо часто жать на тормоз.
7. Заклинивание суппорта. Это еще одна распространенная причина, которая приводит к росту коэффициента трения и, соответственно, температуры. Во избежание отказа тормозов нужно проверять наличие смазочного состава и контролировать состояние самого суппорта. Появление трещин или загрязнений — повод для замены детали.
Выделяются и другие проблемы:
• чрезмерная выработка дисков или колодок;
• искривление диска из-за резкого перепада температур;
• использование низкокачественной тормозной жидкости;
• неисправность главного тормозного цилиндра.
Стоит учесть, что на машинах с барабанными задними тормозами перегрев тормозных дисков — обычное явление из-за повышенной нагрузки.
Последствия
Выявление проблемы с нагревом требует оперативного решения. Бездействие в этом вопросе может привести к последствиям, в том числе к сбоям в работе системы. Сначала меняется структура детали, появляется дополнительный налет (пленка).
В результате появляется эффект скольжения, снижающий скорость торможения. Если ничего не предпринимать, ситуация может усугубиться. Нередки ситуации, когда колодки или суппорт механически повреждаются. В ответственный момент тормоза отказывают, и авто попадает в ДТП.
Как защититься
Чтобы не задаваться вопросом, почему греются тормозные диски и не рисковать безопасностью, важно уметь избегать негативных последствий.
Простое, но дорогое решение — установка вентилируемых тормозов, изготовленных из специальных материалов. Такие конструкции собираются из двух элементов с установленным между ними вентилятором.
Особенность таких моделей состоит в способности самостоятельно очищаться от загрязнений, а также вентилироваться встречным потоком.
Во избежание негативных последствий важно проверять работу тормозов, а именно:
• достаточность рабочей жидкости в системе;
• уровень износа колодок;
• толщину дисков (не меньше 2 мм) и т. д.
Запрещено охлаждать тормозные диски холодной водой, ведь резкий перепад может привести к искривлению металла. Перед мойкой авто нужно дать время тормозам остынуть.
Желательно изменить стиль вождения и стараться равномерно ускоряться и снижать скорость в транспортном потоке. Негативный момент — хранение авто на улице, из-за чего высок риск появления коррозии.
Если греются тормозные диски после замены колодок, причиной может быть неправильная эксплуатация. Первые 150-200 км рекомендуется ездить без резких ускорений и снижения скорости.
Этого периода достаточно для притирания. В ином случае водитель вынужден сильнее давить на педаль тормоза, что и приводит к перегреву.
Греются тормозные диски: причины, как проявляется, как исправить?
Исправность тормозной системы – главная гарантия безопасности передвижения на автомобиле. А потому важно следить за тем? как она функционирует, вовремя обнаруживать неполадки и исправлять их. Распространенная проблема – нагрев тормозных дисков. Какие же причины возникновения этой неполадки и к чему она приводит?
Почему греются тормозные диски
Современные производители, которые заботятся о своем имидже, изготавливают качественные тормозные диски из стали и легированного чугуна. Такие изделия прочные, обладают хорошим коэффициентом трения и теплопроводностью.
Диски устойчивы к повышенным температурам и адгезии. Норма для таких дисков – показатели 200-300°С.
Есть и другие тормозные диски, которые пока еще не стали на массовое производство из-за дорогой стоимости. Это – керамические и карбоновые изделия, которые выдерживают температуру 1000°С, не деформируются и отличаются длительным сроком эксплуатации.
Нагревание – естественный процесс для диска и происходит при торможения транспортного средства. Так, тормозная колодка воздействует на поверхность диска, выполняя главные функции – трение и сцепление. Это и становится причиной нагрева. В таком случае, речь идет не о проблеме, а об исправной работе диска. Во время езды по городу тормозная система нагревается, но остывать не успевает, так как педаль тормоза нажимается много раз: на каждом светофоре или пешеходном переходе.
Получили “письмо счастья”? Узнайте, как и где обжаловать штраф ГИБДД.
Собираетесь отправиться далеко по бездорожью? Не забудьте взять с собой ручную автомобильную лебедку.
Постоянный нагрев системы происходит и в тех случаях, когда автомобилист – приверженец экстремального вождения. Резкое торможение на высокой скорости приведет к тому, что тормозная система сильно нагреется и не успеет охладиться.
Еще одна причина нагрева тормозных дисков – неисправность системы. Здесь несколько вариантов:
- износились тормозные колодки;
- стерся тормозной диск;
- используется тормозная жидкость низкого качества;
- деформировался диск;
- требуется замена тормозной жидкости;
- используются низкокачественные колодки;
- нарушена герметичность соединения деталей ТС;
- установлена смешанная тормозная система (задние барабанные тормоза) из-за чего вся нагрузка приходится на переднюю ось.
[stextbox истинную причину нагрева тормозных дисков и системы самостоятельно сложно. Поломка диагностируется только во время осмотра транспортного средства механиком.[/stextbox]
Однако о том, что проблема в работе тормозной системы присутствует, можно понять самостоятельно. Об этом свидетельствуют такие признаки:
- металлический скрежет при торможении;
- авто движется рывками;
- вибрации, дребезжание.
Если во время самостоятельного осмотра обнаружены деформации: сколы и трещины на заднем тормозном диске, то стоит немедленно обратиться за помощью к автомеханику.
Как исправить проблемы в работе тормозных дисков?
При сильном нагревании диск может и прикипеть
Некоторые из перечисленных механических поломок решаются быстро и без серьезных финансовых затрат. Если деформировался диск, то деталь стачивают до правильной формы. Но это возможно только, если толщина запчасти позволяет.
Если используется низкокачественная тормозная жидкость, то ее достаточно заменить на подходящую. В случае, если установлены колодки плохого качества, либо они износились, то потребуется монтаж новых автозапчастей.
Чем может грозить?
Неисправность тормозных дисков ведет к проблеме в работе тормозной колодки. Эти две детали работают в паре, а потому в случае перегрева диска, колодка будет скользить по его поверхности без сцепления. Это влияет на эффективность работы тормозной системы. Транспортное средство не остановится при нажатии тормозной детали. А значит, вождение станет опасным для жизни водителя и пассажиров.
[stextbox неисправности колодки при нагреве тормозных дисков могут произойти и другие неполадки. Одна из них – закипание тормозной жидкости. Такой дефект в работе автозапчасти приведет к выходу из строя системы полностью.[/stextbox]
Как избежать нагревания тормозов?
Причин нагрева тормозной системы много, а потому способы избегания проблемы могут быть разными. Нужно следить за стилем вождения. Не следует слишком разгонятся при езде в городе, так как резкое торможение будет необходимым, и диски будут регулярно перегреваться.
Не стоит забывать, что транспортное средство нуждается в своевременной диагностике и замене изношенных деталей. Это сэкономит средства, так как ремонт поломки обойдется гораздо дороже, и сделает передвижение на автомобиле безопасным для жизни и здоровья водителей, пассажиров.
Практических советов, как сохранить тормозные диски исправными на долгое время, много. Одно из правил, которое соблюдают опытные автомобилисты, касается мытья транспортного средства. Так, не рекомендуют мыть авто сразу после остановки летом. При высоких температурах после движения диски сильно нагреваются. Если мыть транспортное средство сразу, то деталь деформируется, поэтому нужно подождать, чтобы она остыла, и только после этого приступать к мытью.
Охарактеризовать состояние диска можно по цвету. Поэтому нужно регулярно проводить самостоятельную визуальную диагностику. Так, если диск желтый, то он регулярно нагревается до нормальной температуры 150-280°С. Если диск посинел, то температура использования составит 300-400°С, а если почернел – 450-500°С.
Популярны сегодня перфорированные диски. Они легче очищаются и охлаждаются. Но даже такие диски иногда дают сбои, а потому детали нужно регулярно осматривать, сдавать авто на СТО для проведения диагностики.
Смотрите, как снять прикипевшие тормозные диски
Среди советов, как избежать перегрева тормозных дисков, выделяют следующие:
- следить за стилем управления автомобилем (ехать плавно, без рывков и резкого торможения);
- не мыть авто сразу после движения;
- устанавливать только качественные запчасти и тормозную жидкость;
- следить за состоянием деталей (за толщиной дисков, колодок);
- регулярно сдавать авто на диагностику;
- вовремя заменять детали и ремонтировать запчасти.
Следуя этим советам, владелец авто сэкономит средства и сохранит в безопасность жизнь и здоровье пассажиров. Вовремя отремонтировав и заменив запчасти на новые, можно сэкономить время и деньги. А установка только качественных деталей и запчастей продлит срок службы тормозной системы и транспортного средства.