Сборка двигателя ваз 2109

Сборка бензинового двигателя ВАЗ 21083

Появление бензинового двигателя ВАЗ 21083 напрямую связано с низким качеством отечественных резинотехнических изделий. Дело в том, что в самом начале выпуска на машины семейства Лада Самара устанавливался мотор ВАЗ 2108, первый отечественный силовой агрегат, разработанный специально для поперечного размещения под капотом переднеприводного автомобиля.

Однако у двигателя ВАЗ 2108 имелась неприятная особенность, свойственная и иностранным моторам с ременным приводом ГРМ. При обрыве ремня ГРМ поршни мотора встречались с клапанами головки блока цилиндров, и последние обязательно гнулись, что приводило к дорогому ремонту двигателя ВАЗ 2108. На иномарках подобная поломка случалась крайне редко из-за высокой надежности ремней ГРМ. Однако на первых Самарах обрыв некачественного ремня был столь частым явлением, что пришлось в срочном порядке осуществить доработку мотора с помощью специалистов немецких автоконцернов. В результате появился новый двигатель, который стал прародителем целого семейства силовых агрегатов. Сборка двигателя ВАЗ 21083 не является сложной задачей, ее можно выполнить без помощи специалистов.

Установка коленвала на ВАЗ

Капремонт двигателя ВАЗ 21083 обычно состоит из разборки агрегата, дефектовки деталей, расточки коленвала и цилиндров и сборки мотора. Разборка движка — дело простое, дефектовка и расточка — тоже несложные процедуры. А вот собирать мотор необходимо крайне аккуратно, тщательно придерживаясь инструкции.

Начнем, пожалуй, с установки коленвала в блок цилиндров. Запомните: номера цилиндров и коренных подшипников считаются справа налево по ходу движения авто. То есть 1 цилиндр находится возле помпы и привода ГРМ, а 4 — возле сцепления и КПП.

  1. Переворачиваем блок вверх тормашками.
  2. Укладываем вкладыши коренных подшипников фиксирующими выступами в пазы постелей. В 3 постель (среднюю) кладем вкладыш без канавки, а в остальные 4 — с канавками.
  3. Мажем вкладыши моторным маслом.
  4. Смазываем шейки коленвала маслом и кладем его в постели, фланцем маховика к 4 цилиндру.
  5. Вставляем в проточки среднего коренного подшипника упорные полукольца. На каждое полукольцо с одной стороны нанесены 2 насечки. Этими сторонами и устанавливаем полукольца к щекам коленвала. Белое полукольцо ставим спереди (со стороны шкива), желтое — сзади (со стороны маховика).
  6. Поворачиваем полукольца таким образом, чтобы их кончики были заподлицо с торцами постели.
  7. Кладем в крышки коренных подшипников вкладыши без канавок, фиксирующими выступами в пазы, и смазываем их.
  8. Ставим крышки коренных подшипников на соответствующие им постели насечками в сторону крепления генератора. 1 крышка обозначена одной насечкой, 2 — двумя насечками и 2 дырочками, 3 — тремя, 4 — четырьмя, 5 — двумя.
  9. Прихватываем крышки болтами.
  10. Затягиваем болты крышек в такой последовательности — сначала болты 3 крышки, затем 2 и 4 и в конце болты 1 и 5 крышек.
  11. После этого вращаем вал, если он заедает, ищем причину и устраняем. Если не заедает, проверяем осевой зазор коленвала, если он больше 0,26 мм, заменяем полукольца более толстыми. Если зазор в норме, приступаем к установке сальников и масляного насоса.

Монтаж сальников и масляного насоса

Система смазки двигателя 21083 состоит из масляного насоса, маслоприемника, фильтра и каналов. После разборки движка все каналы необходимо промыть растворителем и продуть сжатым воздухом. Масляный насос следует устанавливать вместе с сальниками коленвала, а маслоприемник — после монтажа ШПГ и маховика.

Порядок монтажа сальников и насоса.

    1. С помощью толстой медной или латунной проставки и молотка загоняем задний сальник в держатель до конца.
    2. Литолом или другой консистентной смазкой приклеиваем прокладку на другую сторону держателя.
    3. Смазываем моторным маслом внутреннюю кромку заднего сальника и фланец коленчатого вала.
    4. Надеваем сальник в сборе с держателем на фланец, для этого осторожно заправляем внутреннюю кромку сальника на фланец при помощи острой и мягкой деревянной палки.

    Замена сальника в масляном насосе

    1. После этого медленно двигаем держатель по фланцу до самого блока цилиндров, прихватываем его болтиками и выравниваем так, чтобы его край полностью совпадал с краем блока. Только после этого затягиваем все болтики окончательно.
    2. Так же как и задний, забиваем передний сальник коленвала в отверстие маслонасоса.
    3. Смазываем внутреннюю кромку сальника и шестеренки насоса маслом. Для равномерности смазки прокручиваем шестеренки пальцем.
    4. Литолом или любой другой консистенткой приклеиваем прокладку к маслонасосу.
    5. Поворачиваем ведущую шестеренку таким образом, чтобы выступы на ней совпадали со срезами на передней части коленвала.
    6. Надеваем маслонасос на вал, острой мягкой деревянной палкой заправляем кромку сальника на шейку коленвала.
    7. Так же как и держатель, сдвигаем маслонасос до самого блока, прихватываем болтиками, выравниваем края и затягиваем болтики окончательно.

    Устанавливаем шатунно-поршневую группу

    Шатунно-поршневую группу (ШПГ) необходимо устанавливать в сборе. Запрессовывать поршневой палец в головку шатуна без специальных инструментов не рекомендуется. Эту процедуру лучше доверить профессионалам.

    Для установки ШПГ нужна стальная оправка в форме кольца. Высота кольца — 2-3 см, диаметр отверстия — чуть больше диаметра цилиндра. Монтировать поршни нужно таким образом, чтобы стрелка на их днище (части, примыкающей к клапанам) была повернута в сторону маслонасоса. Номер шатуна и поршня должен соответствовать номеру цилиндра. Перед установкой нужно развести замки маслосъемного и компрессионных колец под углом в 120 градусов.

    1. Переворачиваем блок.
    2. Протираем сухой тканью стенки цилиндров и шатунные шейки коленвала.
    3. Тщательно смазываем маслом стенки цилиндров, боковые поверхности поршней и внутреннюю часть оправки.
    4. Ставим оправку на цилиндр и вставляем через нее поршень в сборе с шатуном. Проталкиваем поршень в цилиндр с помощью круглой деревянной палки (ручки молотка).
    5. Кладем вкладыш в крышку шатуна, смазываем его маслом.
    6. Укладываем блок на бок и устанавливаем шатунную крышку таким образом, чтобы номер цилиндра на ней и на шатуне были на одной стороне. Прихватываем крышку гайками.
    7. Таким же образом монтируем остальные поршни в сборе с шатунами. После этого переворачиваем блок цилиндров вверх тормашками и затягиваем все 8 гаек, крепящих крышки шатунов.

    Если у вас нет оправки, ее можно вырезать самому из куска стальной толстостенной трубы.

    Сборка маховика, маслоприемника и помпы

    Важно установить маховик так, чтобы насечка на нем была расположена против крышки 4 шатуна, а зубчатый венец примыкал к сцеплению.

    1. Наносим тонкий слой автогерметика на болтики, крепящие коленвал.
    2. Надеваем маховик и его шайбу на вал и закручиваем болтики, крепящие его, до упора.

    Все, маховик установлен. Монтируем маслоприемник и картер движка.

      1. Меняем кольцо-уплотнитель маслоприемника.
      2. Смазываем новое колечко маслом.
      3. Ставим маслоприемник на положенное место и прикручиваем болтом к маслонасосу.
      4. Прикручиваем деталь 2 болтиками ко второму коренному подшипнику.
      5. Затягиваем болты.

      1. Обрезаем лишние части прокладок держателя сальника и маслонасоса.
      2. Наносим на нижние кромки блока консистентку и приклеиваем прокладку картера.
      3. Аккуратно ставим картер на место, чтобы не сдвинуть прокладку.
      4. Прихватываем картер болтами по периметру.
      5. По очереди затягиваем все болтики.

      Теперь можно передохнуть, поскольку сборка почти завершена. А после перерыва нужно вернуть на место помпу.

      1. Ставим прокладку на помпу и смазываем ее литолом или другой консистентной смазкой.
      2. Устанавливаем помпу маркировкой вверх и прикручиваем деталь к блоку 2 болтами.

      Вот и все, блок цилиндров собран. После этого необходимо установить на него головку, сцепление, шкивы, крышки ГРМ, генератор и остальное навесное оборудование.

      Выше размещены видео о демонтаже и сборке двигателя, которые следует изучить до проведения работ.

      Разборка и сборка двигателя ВАЗ 2108-21099

      Разборка и сборка двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

      После демонтажа устанавливаем двигатель на разборочный стенд. Снимаем генератор, головку блока цилиндров, верхнюю крышку картера сцепления, маховик и масляный насос .
      Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости.

      Снимаем трубу и прокладку.

      Ключом «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.

      Снимаем держатель и прокладку.

      Головкой «на 14» отворачиваем гайки крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ).

      Снимаем крышку шатуна.

      Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

      Упираемся деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна и выталкиваем поршень с шатуном из цилиндра.

      Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатун а.

      Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
      Зажимаем шатун в тиски с накладками из мягкого металла.


      Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замки поршневых колец и поочередно снимаем с поршня два компрессионных кольца и одно маслосъемное .

      Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

      На двигателе ВАЗ-21083 поршневой палец вставлен в верхнюю головку шатуна с натягом.


      Выпрессовываем палец ударами молотка по оправке, держа шатун навесу или уложив поршень в деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под палец.

      Снимаем поршень с шатуна.

      На двигателе ВАЗ-2111 применяются поршневые кольца плавающего типа, свободно вращающиеся в бобышках поршня и втулке шатуна. Для разборки поршня с шатуном зажимаем шатун в тиски с накладками из мягкого металла.
      Поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

      Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо.
      Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна.

      Головкой «на 17» отворачиваем десять болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.

      Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

      Вынимаем коленчатый вал.

      Вынимаем из проточек опоры среднего коренного подшипника упорные полукольца.

      Вынимаем из опор в блоке цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

      Собираем двигатель в обратной последовательности.
      В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности.
      В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью постель — вкладыш без проточки (такой же, как и в крышке).

      Cмазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.
      Метки на крышках коренных подшипников

      Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис.), нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ). При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

      Затягиваем болты крепления крышек. Поршни к цилиндрам подбираются по классам.
      Класс цилиндра , обозначаемый буквами A, B, C, D, E клеймится на нижней плоскости блока цилиндров.

      Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец, а также группа по массе поршня маркируются на его днище.

      При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца. Для запрессовки пальца в верхнюю головку шатуна двигателя ВАЗ-21083 монтируем палец на универсальную оправку (см. рисунок).
      Размер А вычисляем по формуле:

      А = 0,5 x (D – B – C + Е) мм,
      где D — диаметр поршня,
      В — длина пальца,
      С — расстояние между бобышками,
      Е — ширина головки шатуна.
      Винт 7 не затягиваем, т.к. при нагреве от шатуна палец удлиняется и винт может заклинить.
      Для сборки поршней с шатунами нагреваем шатун на электроплитке или в муфельной печи (до 240°С).
      Нагретый шатун зажимаем в тиски.
      Сборку поршня с пальцем и нагретым шатуном производим быстро, т.к. после охлаждения шатуна изменить положение поршневого пальца не удастся.

      Надеваем поршень на шатун, обеспечивая совпадение отверстий в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Вводим оправку с пальцем в отверстие бобышки поршня и проталкиваем в головку шатуна. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к головке шатуна в направлении запрессовки пальца.
      Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:
      замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца;
      замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
      замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.
      Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», кольцо располагаем меткой вверх.
      При установке маслосъемного кольца замок расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.
      Перед установкой деталей смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.


      При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.

      Перед установкой поршня с шатуном в цилиндр сжимаем регулируемой оправкой поршневые кольца.

      Упираясь деревянной ручкой молотка в днище поршня, вталкиваем его в цилиндр.

      Устанавливаем крышку шатуна с вкладышем и затягиваем гайки крепления крышки предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Аналогично устанавливаем другие поршни.
      При установке крышки шатуна номера на шатуне и крышке должны располагаться с одной стороны.

      Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

      Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна

      1 – оправка;
      2 – регулировочная гайка;
      3 – поршень;
      4 – поршневой палец;
      5 – направляющая втулка;
      6 – шатун;
      7 – винт.

      ВАЗ 2109. Замена вкладышей коленвала не снимая двигатель

      Что делать, если горит лампочка низкого давления масла на девятке? А как насчёт вкладышей коленчатого вала — давно вы их меняли? К чему это я? Да к тому, что возможно этим деталям «хана» и они уже не обеспечивают того уровня смазки коленвала, который был до этого. Как следствие, повышенный износ трущихся поверхностей и возможный выход из строя силового агрегата, как всегда, в самый неподходящий момент. Меняем? Безусловно! Замена вкладышей коленвала не снимая двигатель — реально ли? Скажу сразу — да, это возможно, ну а далее, обсудим данное мероприятие подробней.

      Однако для начала разберёмся, какую роль в двигателе играют вкладыши коленвала.

      Назначение вкладешей коленчатого вала

      Эти детали являют собой подшипники скольжения, обеспечивающие приемлемую работу шатунов, при вращении ими коленвала. В этой самой точке, при работе силового агрегата возникают колоссальные нагрузки на детали. Представьте себе, поршень после воспламенения топливно-воздушной смеси, набирает просто чудовищную скорость и при этом, в самой нижней точке его хода, он сталкивается с препятствием в виде колена вала, которое и обеспечивает ему возвратно-поступательный манёвр. Вот именно этот «возврат» и даёт самую большую нагрузку на шатунные вкладыши.

      Безусловно, законы физики ещё никто не отменял, поэтому из-за трения вкладыши рано или поздно будут выходить из строя, то есть, перестанут обеспечивать соприкасающимся деталям минимизацию трения. От их износа, будет снижаться давление масла и так называемая масляная плёнка, уже не будет обеспечивать должную степень защиты.

      Стоит также знать, что вкладыши делятся на две группы: шатунные и коренные. Дабы увидеть разницу между ними, смотрим на изображении ниже, какие и где, находятся:

      В каких случаях необходимо менять вкладыши?

      1. Основная причина — это банальный физический износ. По мере износа вкладышей, будет проявляться свободный ход коленчатого вала, а также пониженная степень смазки из-за падения давления масла.

      • смазка стала предельно вязкой, в неё попали абразивные соединения, а может быть и такое, что она вообще пропала;
      • крышки подшипников натянуты в недостаточной степени;
      • излишне жидкая консистенция моторного масла, а также эксплуатация силового агрегата на предельных режимах.

      Как поменять вкладыши не снимая двигатель на Ваз 2109?

      Большинство не слишком осведомлённых автолюбителей, излагая, на форумах свои повествования придерживаются той точки зрения, что замена вкладышей на двигателе без его изъятия из подкапотного пространства, что-то из разряда фантастики. Однако, это не так! Замена шатунных вкладышей без снятия коленвала — типичная ремонтная процедура корабельных мастеров. Детали судовых двигателей имеют существенную массу и размер, так что снимать раз за разом многотонный силовой агрегат — не рационально. Но у них есть методика, которую вполне можно применить и для обыкновенных автомобилей.


      В зависимости от кондиций шеек коленвала, замена вкладышей осуществляется как на месте, так и после демонтажа силового агрегата. Для измерения зазоров на установленном моторе, нужно приподнять вверх коленвал. Для диагностики, как правило, применяют микрометр, однако, произвести замеры можно как говориться «на глазок». Сразу же следует оценить и возможность расточки коленвала.

      Без вопросов, вкладыши меняются в той ситуации, когда их провернуло. Как узнать что это произошло? Да механизм станет издавать заметный стук, а силовой агрегат, будет постоянно предпринимать попытки заглохнуть. Бывают и такие случаи, при которых коленвала просто клинит. Когда такое проходит, ехать дальше на своём автомобиле вы уже не сможете.

      Итак, работаем.

      1. Первое о чём стоит побеспокоиться автолюбителю желающему расправиться с дефективными вкладышами — яма или эстакада. Это поможет нам получить непринуждённый доступ к двигателю.

      2. Если установлена какая-либо защита силового агрегата — демонтируем её и сливаем масло.

      3. Изымаем картер, масляный нагнетатель и свечи. Отсоединяем крышку коренного подшипника в котором нужно подвергнуть замене вкладыши.

      4. Мостим приспособление для установки вкладышей. Если не хотим с этим заморачиваться, применяем обыкновенный шплинт, изогнув его по месту.

      5. Проворачиваем коленвал походу часовой стрелки, с ориентировкой на передок движка. При таком манёвре, вместе с валом провернётся и вкладыш, что обусловит его выход наружу.

      6. Смазываем новое изделие и ставим его стороной которая без замка. Вкладыш должен влезть своей гладкой поверхностью. Поворачиваем его на место и изымаем монтажное устройство.

      7. Смазываем новый вкладыш и вставляем его в крышку коренного подшипника.

      8. Приспосабливаем на место крышку. Стрелка, нанесённая на неё должна направляться к фронтальной стороне силового агрегата.

      9. Закручиваем болтики крышки с силой 50 Нм + (40–60).

      10. Собираем всё в обратной последовательности.

      В заключении

      В теме рассмотрена замена вкладышей коленвала без снятия мотора и самого вала. Однако автолюбителю стоит знать и то, что каков бы ни был повод для замены вкладышей, вал лучше подвергнуть расточке. Так, считают специалисты. Даже если неприятности произошли только с одной шейкой, то всё равно, под неё придётся подгонять все остальные.

      При выпуске силовых агрегатов на Волжском автозаводе, производитель осуществляет монтаж стандартных вкладышей. Для ВАЗовских моделей, предусмотрено две пары ремонтных разновидностей, а из этого следует, что и сам вал можно будет растачивать не больше четырех раз.

      Что касается приобретения вкладышей, то в продажу они идут комплектами. Это касается всех их разновидностей.

      Как ставить полукольца коленвала ваз 2109

      На упорных полукольцах со стороны проточек нанесен антифрикционный покрытие. Этой стороной полукольца обязаны ставиться к щекам коленчатого вала.

      С передней стороны постели (со стороны привода распределительного вала) устанавливается сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета), а с другой стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

      На крышках коренных подшипников нанесены метки в виде насечек: на первой одна, на второй две, на третей три, на четвертой четыре, на пятой две. На второй крышке, кроме меток, есть 2 отверстия для крепления приемника масляного насоса. Первой считается крышка со стороны привода распределительного вала.

      • Поставьте в постели коренных подшипников вкладыши. При этом фиксирующий выступ вкладыша обязан войти в углубление постели. В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью – без канавки.
      • Смажьте вкладыши моторным маслом.
      • Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и уложите вал в постели коренных подшипников. При этом фланец крепления маховика долженрасполагаться со стороны четвертого цилиндра.
      • Введите в проточки постели третьего коренного подшипника 2 упорных полукольца.
      • Проверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.
      • Введите вкладыши в крышки вкладыши без канавок. При этом фиксирующий выступ вкладыша обязан войти в углубление крышки.
      • Смажьте вкладыш крышки моторным маслом. Поставьте крышку на область в соответствии с меткой.
      • Крышка устанавливается так, чтобы знак на ней была установлена со стороны генератора (с левой стороны двигателя). Аналогичным образом поставьте остальные крышки в соответствии с метками.
      • Заверните болты крепления крышек, не затягивая их.

      • Зажмите болты крепления крышек моментом 69-84 Н·м (6,9-8,4 кгс·м). Первыми закручивайте болты третьей крышки, далее второй и четвертой, после первой и пятой. Дальше затяжки болтов прокрутите коленчатый вал – он обязан вращаться легко, без заеданий.
      • С помощью индикатора проверьте осевой промежуток коленвала. Он обязан быть в пределах 0,06-0,26 мм. Если промежуток преувеличивает 0,26 мм, подмените упорные полукольца (см. замечание 1).

      Чтобы измерить осевой промежуток коленчатого вала, поставьте индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до ограничения от индикатора и поставьте индикатор
      на 0. Сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону. Индикатор покажет величину зазора.

      В качестве запасных звеньев постовляются полукольца номинального размера (толщиной 2,31-2,36 мм) и увеличенного на 0,127 мм размера (толщиной 2,437- 2,487 мм).

      • Запрессуйте с помощью оправки задний сальник коленчатого вала в держатель до ограничения.
      • Приклейте консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для комфорта монтажа.
      • Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.
      • Смажьте фланец коленчатого вала моторным маслом.
      • Задний сальник коленчатого вала устанавливается в держатель с помощью особой оправки. При отсутствии оправки насадите сальник с держателем на фланец коленчатого вала, аккуратно заправив рабочую кромку сальника на фланец вала заостренной палочкой из мягкого дерева.
      • Аккуратно сдвиньте держатель по фланцу до ограничения и наживите болты крепления.
      • Поправьте держатель так, чтобы его верхняя остроумие совпала с плоскостью блока.
      • Зажмите шесть болтов крепления держателя.
      • Запрессуйте с помощью оправки передний сальник коленчатого вала в основание масляного насоса. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.
      • Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через проем под маслоприемник.
      • Прокрутите несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.
      • Проверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне обязаны совпасть …

      • …. лысками на коленчатом валу.
      • Приклейте консистентной смазкой уплотнительную прокладку к насосу для комфорта монтажа.
      • Передний сальник коленчатого вала устанавливается с помощью особой оправки. Если оправки нет, насадите насос с сальником на коленчатый вал до посадочного места на валу. Далее заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.
      • Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до ограничения и наживите болты крепления. Поправьте позиция насоса, чтобы его верхняя остроумие совпала с плоскостью блока. Заверните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Н·м (0,85-1,0 кгс·м).
      • Досконально протрите зеркала цилиндров…
      • …. шатунные шейки коленчатого вала мягкой тканью без ворса.
      • Смажьте зеркало первого цилиндра моторным маслом.
      • Смажьте моторным маслом оправку для установки поршней.
      • Смажьте моторным маслом поршень 1-го цилиндра.
      • Разведите замки колец поршня под углом 120° относительно друг друга.
      • Введите поршень в сборе с шатуном в оправку и с ее помощью поставьте поршень в цилиндр так, чтобы стрелка на дно поршня была направлена в сторону масляного насоса.
      • Поставьте крышку шатуна с вкладышем в соответствии с маркировкой, заранее смазав вкладыш моторным маслом (см. примечание).

      Крышки на шатуны монтируются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с единственной стороны.

      • Заверните две гайки крепления крышки. Аналогичным образом поставьте остальные поршни.
      • Зажмите динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Н·м (4,4-5,4 кгс·м).
      • Смажьте тонким слоем герметика резьбу болтов крепления маховика.
      • Поставьте маховик, далее стопорную шайбу и заверните болты крепления маховика (см. примечание).

      Поставьте маховик так, чтобы знак на маховике была напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены ассимметрично.

      • Зажмите болты крепления маховика моментом 62-89 Н·м (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от прокручивания.
      • Смажьте уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом.
      • Поставьте маслоприемник на область (см. примечание) и заверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу моментом 7,0-8,0 Н·м (0,7-0,8 кгс·м).

      Перед монтажом рекомендуем заменить уплотнительное кольцо маслоприемника.

      • Заверните 2 болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника моментом 8-10 Н·м (0,8-1,0 кгс·м).
      • Срежьте выступающие концы прокладок держателя сальника и масляного насоса.
      • Смажьте привалочную остроумие блока цилиндров консистентной смазкой.
      • Поставьте уплотнительную прокладку масляного картера.
      • Поставьте маслянный картер.
      • Заверните болты крепления масляного картера моментом 5-8 Н·м (0,5-0,8 кгс·м).
      • Поставьте шпонку в углубление коленчатого вала.
      • Поставьте шкив коленчатого вала штифтом наружу.
      • Оденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала.
      • Поставьте шкив на коленчатый вал, совместив проем в шкиве со штифтом на зубчатом шкиве ремня привода распределительного вала. 53. Заверните моментом 99,0-110,0 Н·м (9,9-11,0 кгс·м) болт крепления шкива с шайбой, зафиксировав его от прокручивания.
      • Поставьте уплотнительную прокладку на водяной насос и смажьте прокладку консистентной смазкой.
      • Поставьте водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена в сторону привалочной поверхности блока цилиндров, так как болты крепления расположены асимметрично.
      • Поставьте заднюю крышку привода распределительного вала.
      • Заверните четыре болта крепления задней крышки к блоку цилиндров моментом 7,8-8,0 Н·м (0,78-0,80 кгс·м).
      • Поставьте подчиненный диск в кожух нажимного диска так, чтобы менее выступающая часть ступицы была направлена в сторону маховика.
      • Введите центрующую оправку в шлицы ведомого диска со стороны диафрагменной пружины.
      • Поставьте сцепление на маховик.
      • Заверните шесть болтов крепления сцепления к маховику равномерно по диагонали моментом 19,0-31,0 Н·м (1,9-3,1 кгс·м). Рекомендуем заменить болты крепления при монтировании.
      • Извлеките центрующую оправку.

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

      Устройство двигателя Ваз 2109

      1 — колодки с проводами карбюратора, 2 — шланг обратного слива топлива ,3 — шланги отопителя, 4 — шланг вакуумного усилителя, 5 — шланг подачи топлива, 6 — наконечник троса привода сцепления, 7 — провод катушки зажигания, 8 — шланги радиатора, 9 — тяга дроссельной заслонки, 10 — тяга воздушной заслонки, 11 — провод датчика контрольной лампы аварийного давления масла

      Двигатель Ваз 2109 вид снизу:

      1 — генератор, 2 — правая передняя опора, 3 — двигатель, 4 — коробка передач, 5 — стартер, 6 — выключатель света фонарей заднего хода, 7 — растяжка, 8 — левая передняя опора, 9 — левый привод передних колес, 10 — пробка маслосливного отверстия коробки передач, 11 — задняя опора, 12 — тяга привода переключения передач, 13 — масляный картер, 14 — правый привод передних колес, 15 — пробка маслосливного отверстия двигателя

      Снятие двигателя Ваз 2109

      Перед снятием двигателя отсоедините провод от клеммы минус аккумуляторной батареи. Слейте охлаждающую жидкость с системы охлаждения, моторное масло и масло с коробки переключения передач. Демонтаж двигателя Ваз 2109 рекомендуется производить в сборе с КПП и с использованием подъемника для снятия вниз.

      Порядок выполнения работ по демонтажу двигателя

      Отверните болты крепления и снимите защиту картера

      Снимите приемную трубу глушителя

      Снимите воздушный фильтр

      Ослабьте затяжку хомута и отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя

      Отверните болт и отсоедините провод «массы» от картера сцепления

      Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от термостата

      Отсоедините высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя зажигания

      Отожмите отверткой пружинный зажим и отсоедините колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания

      Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса

      Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления

      Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления

      Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера

      Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера

      Отсоедините колодку с проводом от клеммы генератора

      Отверните гайку и отсоедините провода от клеммы генератора

      Отсоедините колодку с проводом от клеммы запорного электромагнитного клапана карбюратора

      Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг обратного слива топлива от карбюратора

      Ослабьте болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой

      Ослабьте болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос

      Снимите пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок

      Снимите возвратную пружину привода дроссельных заслонок

      Снимите трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок

      Отверните гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов

      Отсоедините колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода

      Отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости

      Отсоедините провод от датчика давления масла

      Ослабьте затяжку хомута и отсоедините подводящий шланг отопителя

      Ослабьте затяжку хомута и отсоедините отводящий шланг отопителя

      Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира

      Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра

      Отсоедините колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач

      Ослабьте затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески

      Отверните три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отведите левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата

      Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу

      Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги

      Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника

      Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака

      Выдавите с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отведите его в сторону

      Вставьте вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня. После этого отсоедините второй ШРУС аналогично первому

      Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления

      Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров

      Зацепите двигатель за рымы и натяните тросы тали

      Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову

      Отверните гайку, слегка приподнимите двигатель и выньте болт правой передней опоры силового агрегата

      Отверните гайку и выньте болт левой передней опоры силового агрегата. Опустите двигатель на подставки, приподнимите автомобиль и выньте из-под него двигатель. ВНИМАНИЕ: Перед тем как опускать двигатель, проверьте, все ли провода и шланги отсоединены от двигателя

      Установка двигателя на ВАЗ 2109

      Монтаж двигателя Ваз 2109 проводится в обратном порядке его снятия. При подсоединении приводов передних колес к коробке передач замените стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. Не устанавливайте бывшие в употреблении стопорные кольца на шлицевые хвостовики шарниров — это может привести к отсоединению приводов передних колес от коробки передач во время движения. После установки двигателя на автомобиль отрегулируйте приводы воздушной и дроссельной заслонок карбюратора, привод сцепления, а также углы установки передних колес.

      Залейте охлаждающую жидкость системы охлаждения, моторное мало и масло коробки переключение передач.

      Запустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков. Проверьте работу контрольных ламп в комбинации приборов.

      Читайте также  Ремонт коробки передач ваз 2107
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]