Замена ремня ГРМ на инжекторном и карбюраторном ВАЗ 21099
Автомобили, которые имеют привод на передние колёса завода ВАЗ в г. Тольятти имеют в газораспределительном механизме зубчатый ремень. После некоторого пробега транспортного средства следует поменять ремень ГРМ на ВАЗ. Многие владельцы выполняют замену в специализированных автомобильных центрах, но некоторые из них предпочитают обслуживать автомобиль ВАЗ 21099 самостоятельно. Для таких водителей будет полезно познакомиться с тем, как самостоятельно меняют зубчатый ремень привода ГРМ на этой модели машины.
Об автомобиле ВАЗ 21099
Машина ВАЗ 21099 (Спутник или Samara Forma) была последней моделью завода широко известного «девятого» семейства Самара. Она представляла собой давно производимую девятку, только с вынесенным багажным отделением. Из-за этого её длина увеличилась на 200 мм. Кроме этого, получила изменение решётка радиатора, передние крылья, капот. Приборная панель, которую водители называли «высокая», получила тахометр. До начала производством заводом десятого семейства ВАЗ, она оставалась самой популярной отечественной машиной для того времени.
Автомобиль ВАЗ 21099 комплектовался 8-ми клапанным силовым агрегатом с рабочим объёмом равным 1500 см 3, однако некоторые из них могли иметь движки с рабочим объёмом 1300 см 3. Первое время система питания была с карбюратором, а в дальнейшем завод перешёл на инжектор. Привод механизма ГРМ для обоих типов моторов был ремённой. Конструкция поршней мотора объёмом 1,5 литра была такова, что практически исключалась возможность для встречи поршня с клапанами после повреждения ремня. Использование такой схемы привода позволило снизить массу двигателя.
Этим новшеством была упрощена замена на ВАЗ 21099 с инжектором и карбюратором зубчатого ремня. Для правильной установки фаз газораспределения предусмотрены специальные метки ГРМ на заднем кронштейне для пластиковой защиты привода ГРМ, а также на блоке цилиндров в районе шкива на коленчатом валу двигателя.
Механизм газораспределения устроен таким образом, что на стержень клапана воздействует кулачок распределительного вала, рычаги привода клапана в такой схеме отсутствуют. Тепловой зазор выставляется на холодном моторе установкой регулировочных шайб, которые подбирают необходимой толщины.
Конструкция привода механизма ГРМ для машин с инжектором не отличается от автомобилей с карбюратором в системе питания.
Особое внимание на состояние деталей механизма ГРМ следует уделять моторам с рабочим объёмом 1300 см 3. При обрыве ремня в таком моторе происходит встреча клапанов с поршнями, что вызовет дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата. Чаще проверяйте состояние деталей механизма. Проворачивайте шкивы, осматривайте состояние зубьев ремня. Это позволит избежать негативных последствий во время эксплуатации машины.
Замена на ВАЗ 21099
Эту операцию можно выполнить самостоятельно в гараже или на ровной площадке. Кроме наличия новых запасных частей для замены водителю нужно приготовить:
- Набор гаечных ключей.
- Автомобильный домкрат.
- Надёжную подставку под кузов автомобиля.
- Противооткатные башмаки.
- Ёмкость для сливаемого тосола (если будет меняться помпа).
- Ветошь.
Для быстрого и качественного выполнения запланированной работы нужен помощник, можно без технического образования и навыков слесарных работ. В первую очередь устанавливают авто на ровной площадке, затягивают ручной тормоз и устанавливают противооткатные башмаки. Далее открывают капот, выворачивают три болта крепления защитного пластикового корпуса привода ГРМ, снимают его с мотора.
После этого срывают колёсные болты на правом колесе, поднимают эту сторону машины автомобильным домкратом, устанавливают подставку под кузов, колесо снимают со ступицы. Далее замена ремня ВАЗ 21099 карбюратор будет производиться таким образом:
- Выставляют шкивы распределительного и коленчатого валов по меткам. Для этого гаечным ключом проворачивают шкив коленчатого вала по часовой стрелке. Это выполняет помощник, а водитель следит за положением меток на шкивах и блоке цилиндров.
- Далее снимают ремень привода генераторной установки, достаточно ослабить гайку на натяжном механизме, сдвинуть генератор вплотную к блоку цилиндров. Чтобы снять шкив с коленчатого вала снова потребуется помощь напарника. Он включает четвёртую передачу КПП, нажимает педаль тормоза до упора, а водитель пытается открутить гайку на шкиве коленчатого вала. Если это не получается, можно зафиксировать неподвижно КВ установкой мощной отвёртки или монтировки между зубьями вала и кожухом механизма сцепления.
- Если будет проведена замена помпы, сливают охлаждающую жидкость в заранее приготовленную ёмкость.
- Чтобы снять ремень, нужно ослабить его натяжение. Для этого ослабляют гайку на оси ролика и проворачивают его. Снимаем натяжной ролик с его оси, под ним имеется шайба, старайтесь её не потерять. Это делают в том случае, когда ролик подлежит замене. Если замена ролика не запланирована, то просто ослабляют его натяжение.
- Теперь можно снимать ремень с двигателя. Внимание! Для моторов с рабочим объёмом 1300 см 3 категорически запрещено проворачивать коленчатый вал после снятия зубчатого ремня. После такого действия повреждаются клапана на этом движке.
- После снятия привода тщательно очищают шкивы от посторонних отложений, проверяют наличие протечек моторного масла. Если они имеются, их немедленно устраняют.
- Установку нового изделия проводят в обратной снятию последовательности.
- Перед этим в обязательном порядке проверяют совпадение установочных меток на шкивах. По окончании работ проводят проверку натяжение ремня ГРМ. Для этого двумя пальцами без особого усилия проворачивают его вокруг своей оси. При необходимости снова регулируют натяжение с помощью ролика. Специалисты рекомендуют перед первым запуском силового агрегата сделать два полных оборота коленчатым валом с одновременной проверкой точного совпадения всех установочных меток.
Какой марки ремень ГРМ приобрести
Основным поставщиком резинотехнических изделий является завод РТИ в г. Балаково. Отличие приводных ремней ГРМ заключается в профиле зубьев. Они могут иметь трапециевидную форму, вершина которых закругляется по эвольвенте. А также можно встретить на моторе привод с полукруглыми формами зуба, это в основном импортные изделия. Кроме Балаковских изделий специалисты рекомендуют обратить внимание на продукцию фирмы Gates. Качество у них отменное, но стоимость выше против отечественных деталей.
Из импортных запасных частей можно устанавливать детали фирм Contitech и Lemforder. Хорошо зарекомендовала продукция компаний Roulunds и Bosch.
Периодичность замены механизмов
Инструкция по эксплуатации автомобилей ВАЗ 21099 говорит о том, что нужно менять ремень в приводе ГРМ при пробеге машиной 50 тыс. км. Если не соблюдать эту периодичность, можно серьёзно повредить силовой агрегат. Кроме этого следует проверять состояние этой детали примерно через каждые 10 тыс. км пробега. Это сделать несложно, достаточно демонтировать защитную пластиковую крышку, появится доступ к приводу ГРМ.
Осматривают состояние полотна ремня, его зубья, наличие протечек моторного масла. Если будут обнаружены даже незначительные дефекты в приводе, повреждённую деталь меняют новым изделием. Одновременно с осмотром проверяют натяжение ремня, при необходимости его регулируют.
Износ ремня
Порвать зубчатый ремень у Самары практически невозможно. Чаще всего происходит срезание зубьев приводного ремня. Причин для этого может быть несколько:
- превышен срок использования зубчатого ремня;
- неправильно отрегулировано натяжение привода ГРМ;
- заклинивание насоса подачи охлаждающей жидкости;
- попадание моторного масла в рабочую зону приводного ремня.
Последнее обстоятельство самое нежелательное из перечисленных, так как попадание моторного масла может привести к проблемам в приводе ГРМ раньше рекомендованного срока заводом изготовителем транспортного средства. Замена помпы производится одновременно с зубчатым ремнём, это позволит избежать непредвиденного ремонта двигателя. А также правильно отрегулируйте натяжение привода натяжным роликом, это может легко выполнить даже начинающий водитель.
Замена ремня ГРМ ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 своими руками
Покажем как своими руками произвести замену ремня ГРМ на двигателях автомобилей ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2108.
Открываем капот, демонтируем все элементы, которые нам будут мешать. Откручиваем защиту:
Всего 3 болта крепления кожуха. Ремень можно срезать и вытаскивать, у нас он уже был порванным. Снимаем переднее колесо. Откручиваем пыльник колесной арки, чтобы подобраться к шкиву коленчатого вала:
Включаем 4 передачу и жмём педаль тормоза, в это время откручиваем шкив коленвала, при помощи головки на 19 и удлинённого воротка:
Отпускаем ремень генератора:
После этого монтажкой сдвигаем болт в сторону, ремень ослабляется и его можно снимать. Вытаскиваем шкив коленвала. Отпускаем ролик натяжителя ремня, ключом на 17:
Выставляем метки, одна у нас на звёздочке, другая на крышке, совмещаем их:
Переходим к меткам на коленвале, одна у нас находится на масляном насосе (зарубка) и точка наплыва на шестерёнке, делаем так, чтобы они совпали, для этого снова одеваем шкив и проворачиваем до нужного положения:
Устанавливаем новый ремень ГРМ, обычно его ставят надписями по часовой стрелке, если есть на нём свои стрелки, то ставим по «шерсти».
Теперь необходимо натянуть ремень, специального ключа у нас под рукой нет, поэтому используем в качестве штифтов пару болтиков, вставляем и поджимаем их отвёрткой:
Руками оцениваем натяжку ремня, поворачиваем его на 90 градусов со средним усилием, если у вас получилось, значит всё нормально:
Ставим шкив коленчатого вала, нам нужен помощник, который включит 4 скорость и будет жать на педаль тормоза. В это время вы затягиваете шкив коленвала. Устанавливаем ремень генератора на своё место. Собираем всё в обратной последовательности.
Лучше всего сразу с ремнём ГРМ менять натяжной ролик, если он у вас даже немного шумит, то потом ситуация будет хуже, а переклинивший ролик может стать причиной обрыва.
Видео замена ремня ГРМ в ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Резервное видео как заменить ремень ГРМ ВАЗ 2109, ВАЗ 21099:
Ручная замена ремня грм на ваз 21099 инжектор: инструкции, фото и видео
Многие задаются вопросом почему обрывает ремень грм уже только после того, как это случилось. Вам повезет если такая поломка произойдёт, например где-нибудь во дворах при прогреве двигателя, а не на трассе между городами. Поэтому, что бы Вы не попадали в такие ситуации, необходимо знать почему это происходит. Причин обрывов ремня несколько:
- Естественный износ детали.
- Покупка бракованного ремня.
- Попадание на ремень технических жидкостей.
- Неисправность деталей привода грм.
Давайте обсудим каждый пункт подробнее.
Естественный износ детали.
В процессе работы ремень не только стирается, но и гнётся, в результате, чего возникают микротрещины, которые, в последствии, вырастают и приводят к обрыву ремня.
У каждого узла есть свой срок службы. Ремень газораспределительного механизма восьмиклапанного двигателя ВАЗа период работы составляет 60 тысяч километров.
Покупка бракованного ремня.
Не экономьте на ответственных запчастях. Сэкономив 100-200 рублей вы можете на долго застрять на дороге.
Попадание на ремень технических жидкостей.
На ремень грм запросто может попасть масло или охлаждающая жидкость. Масло попадает из-за износа сальников распредвала и коленвала, а антифриз может вытечь при износе помпы.
Неисправность деталей привода грм.
К деталям привода грм относятся:
- Шестерни распредвала и коленвала.
- Натяжной ролик
- Шестерня привода помпы
За многие тысячи километров шестерни газораспределительного механизма изнашиваются и повышается возможность перескока ремня через зуб шестерни.
Из-за некачественного ролика натяжения ремня или из-за его долгой эксплуатации он может заклинить. Так же не следует перетягивать ремень. Очень сильно перетянутый ремень начинает свистеть и может очень быстро порваться.
В процессе работы подшипники помпы изнашиваются и у вала помпы появляется люфт, в результате, чего шестерня привода помпы стоит криво и ремень грм начинает сползать и тереть о защитный кожух или об блок.
В каких случаях необходима замена?
Ремень ГРМ представляет собой резиновый обод с зубчатой внутренней стороной. Он служит для синхронизации работы валов: коленчатого и распределительного, а также является приводом для водяного и масляного насосов. Он относится к расходникам, которые необходимо регулярно менять. Замена должна выполняется согласно рекомендациям производителя ВАЗ 21099, который рекомендует менять деталь через 50-60 тыс. км пробега. Но это не является главным критерием.
Обрыв ремня во время движения может стать причиной капитального ремонта мотора. Если обрывается ремень, исчезает синхронизация коленвала и распредвала. Тогда клапана начинают биться о поршни, гнуться, тем самым портят поршни и стенки цилиндров. Поэтому проверять состояние ремня ГРМ следует через каждые 15 тыс. км. Если при осмотре обнаружены трещины, то его необходимо поменять.
Как снять ремень грм на ваз 2109.
В первую очередь включаем пятую передачу (это делается для того, чтобы было легче прокручивать двигатель, когда совмещаем метки) ослабляем гайки на переднем левом колесе и поддомкрачиваем его. Открываем капот, снимаем защитный кожух и смотрим в каком положении находится метка на шестерне.
Если Вы меняйте ремень на ВАЗ до того, как он порвался.
Крутим колесо пока метки на шестерне и на пластине не совпадут.
После совпадения меток в этом месте открываем заглушку смотрового отверстия в картер сцепления и проверяем совпала ли прорезь на картере с риской на маховике.
Если риски на маховике не наблюдается, то покрутите колесо, что бы шестерня распредвала сделала еще один оборот. В случае если и на этот раз риска не появилась рядом с меткой в картере сцепления, читайте как поменять ремень грм на ВАЗ 2109 если порвало ремень. Если риска совпала с меткой, откручивайте болт коленвала и переходите к разделу «Нижняя метка грм ВАЗ 2109»
Если ремень грм на ВАЗ 2109 порвало и Вы собрались его менять.
Снимаем колесо, снимаем пластиковый подкрылок, если он у вас есть. Откручиваем болт шкива коленвала.
Если вы не знайте как открутить болт коленвала ВАЗ, то я сейчас расскажу маленькую хитрость.
Если Вам есть кому помочь, то просим помощника не снимая автомобиль с пятой передачи нажать как можно сильнее на тормоз. Сами тем временем берем головку и рычаг побольше и со всей силы крутим против часовой стрелки.
Если Вы в этой сложной ситуации одни тогда действия следующие: проверяйте, что машина на передаче и вкручивайте 2 болта которыми прикручиваются колёса в ступицу и между ними вставляйте лом, арматуру, крепкую палку (что найдёте, лишь бы не сломалось) и упирайте в землю. Далее берете головку, удлинитель и рычаг побольше и откручивайте болт следя за тем, чтобы машина не упала с домкрата.
Нижняя метка грм ВАЗ 2109.
После того, как открутите болт крепящий шкив привода генератора смотрите совпадение меток на шестерне коленвала и на корпусе масло насоса, они должны совпадать.
Когда на верхней и нижней шестернях метки выставлены можно откручивать натяжной ролик и снимать ролик и ремень грм.
Об автомобиле ВАЗ 21099
Машина ВАЗ 21099 (Спутник или Samara Forma) была последней моделью завода широко известного «девятого» семейства Самара. Она представляла собой давно производимую девятку, только с вынесенным багажным отделением. Из-за этого её длина увеличилась на 200 мм. Кроме этого, получила изменение решётка радиатора, передние крылья, капот. Приборная панель, которую водители называли «высокая», получила тахометр. До начала производством заводом десятого семейства ВАЗ, она оставалась самой популярной отечественной машиной для того времени.
Автомобиль ВАЗ 21099 комплектовался 8-ми клапанным силовым агрегатом с рабочим объёмом равным 1500 см 3, однако некоторые из них могли иметь движки с рабочим объёмом 1300 см 3. Первое время система питания была с карбюратором, а в дальнейшем завод перешёл на инжектор. Привод механизма ГРМ для обоих типов моторов был ремённой. Конструкция поршней мотора объёмом 1,5 литра была такова, что практически исключалась возможность для встречи поршня с клапанами после повреждения ремня. Использование такой схемы привода позволило снизить массу двигателя.
Этим новшеством была упрощена замена на ВАЗ 21099 с инжектором и карбюратором зубчатого ремня. Для правильной установки фаз газораспределения предусмотрены специальные метки ГРМ на заднем кронштейне для пластиковой защиты привода ГРМ, а также на блоке цилиндров в районе шкива на коленчатом валу двигателя.
Механизм газораспределения устроен таким образом, что на стержень клапана воздействует кулачок распределительного вала, рычаги привода клапана в такой схеме отсутствуют. Тепловой зазор выставляется на холодном моторе установкой регулировочных шайб, которые подбирают необходимой толщины.
Конструкция привода механизма ГРМ для машин с инжектором не отличается от автомобилей с карбюратором в системе питания.
Особое внимание на состояние деталей механизма ГРМ следует уделять моторам с рабочим объёмом 1300 см 3. При обрыве ремня в таком моторе происходит встреча клапанов с поршнями, что вызовет дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата. Чаще проверяйте состояние деталей механизма. Проворачивайте шкивы, осматривайте состояние зубьев ремня. Это позволит избежать негативных последствий во время эксплуатации машины.
Установка ремня грм на ваз 2109 инжектор.
Перед тем как поставить ремень проверьте ещё раз все метки. Когда ставите ремень не должно быть провисания ремня между шестернями распредвала и коленвала, иначе метки уйдут. Лучше всего чтобы ремень в этом месте был чуть-чуть натянут. Допускается расхождения меток примерно в пол зуба шестерни. Ставим натяжной ролик. Перед ним на болт надевается шайба, а уже потом сам ролик.
Как правильно натянуть ремень грм на ВАЗ 2109.
Ремень можно натягивать как со специальным ключом, так и без него. Специальный ключ может заменить отвертка и 2 гвоздя или самореза. Вставляем гвозди в отверстия ролика, между ними просовываем отвертку и крутим против часовой стрелки. Хорошей натяжкой считается момент, когда ремень между шестернями распредвала и коленвала можно скрутить на 90 градусов с небольшим усилием. На заведённом двигателе в этом месте ремень должен идти прямо как струна, без биений. Так же он де должен издавать шумов таких, как скрипов и свистов.
После натяжки ремня прокручиваем коленвал на 2 оборота и смотрим, совпали ли метки на шестернях. Если всё совпало, то собираем оставшееся в обратном порядке.
Я надеюсь в статье «Как поменять ремень грм на ваз 2109» Вы нашли ответы на все интересующие вопросы. Если что-то непонятно — оставляйте ваш вопрос в коментарии.
Начинаем
Все что нам понадобится.
Откручиваем три болта на десять крепления защитной крышки ГРМ и снимаем ее.
Далее ослабляем гайку на тринадцать крепления генератора и выкручивая натяжной болт на десять.
Генератор отводим к двигателю и снимаем ремень.
Снимаем защиту двигателя и сливаем антифриз. Выставляем метку распредвала, крутя по часовой стрелки коленвал. Отлив на шкиве должен быть напротив загиба крепления защитной крышки.
Откручиваем болт крепления шкива коленвала. Сажаем помощника в салон и заставляем включить пятую передачу и нажать на тормоз. А сами в это время легко и непринужденно откручиваем болт используя головку на 19 и трубу метра полтора. Закручен должен быть на совесть, а еще некоторые умельцы смазывают его герметиком и ждут после этого добрых слов в свой адрес.
С левой стороны видим датчик положения коленвала. Он понадобится нам для последующей проверки правильности установки ремня ГРМ. Снимаем шкив коленвала и видим совпадение меток.
Откручиваем гайку на 17 натяжного ролика и снимаем его вместе с ремнем. После чего откручиваем болт шкива распредвала и снимаем последний. Аккуратно не потеряйте шпонку. Откручиваем все что крепит защитный металлический щиток, а именно одну гайку на десять и болт крепления крышки, три болта крепления помпы.
Снимаем защитную крышку и помпу. Может выльется антифриз, оставшийся в блоке, если вы его не слили. Аккуратно он сладкий.
Отчищаем все детали от масла и остатков ремня, а также посадочное место помпы от старой прокладки и герметика.
Смазываем герметиком прокладку новой помпы и ставим на место. Ставим металлическую защиту и закручиваем все болты и гайки, крепящие ее. Болты помпы закручиваем равномерно по кругу, после проверяем крутится ли помпа. Недавно принес клиент оригинальную помпу у которой оказались лепестки немного больше и после установки она закусывала. Пришлось доработать болгаркой и несколько раз снимать мерку. Вот такие у нас запчасти.
Проверяем не потерялось ли шпонка на распредвале и ставим шкив. Затягиваем его болт на семнадцать.
Замена грм lada 21099 (ваз 21099)
Ремень газораспределительного механизма играет важную роль, поэтому за его состоянием нужно следить и вовремя менять, если обнаружены дефекты. В статье рассказывается, как выполняется замена ремня ГРМ на ВАЗ 21099 инжектор: видео и пошаговая инструкция будут полезны как опытному, так и начинающему водителю.
- 1 В каких случаях необходима замена?
- 2 Пошаговая инструкция по замене
- 2.1 Инструменты
- 2.2 Этапы
В каких случаях необходима замена?
Ремень ГРМ представляет собой резиновый обод с зубчатой внутренней стороной. Он служит для синхронизации работы валов: коленчатого и распределительного, а также является приводом для водяного и масляного насосов. Он относится к расходникам, которые необходимо регулярно менять. Замена должна выполняется согласно рекомендациям производителя ВАЗ 21099, который рекомендует менять деталь через 50-60 тыс. км пробега. Но это не является главным критерием.
Обрыв ремня во время движения может стать причиной капитального ремонта мотора. Если обрывается ремень, исчезает синхронизация коленвала и распредвала. Тогда клапана начинают биться о поршни, гнуться, тем самым портят поршни и стенки цилиндров. Поэтому проверять состояние ремня ГРМ следует через каждые 15 тыс. км. Если при осмотре обнаружены трещины, то его необходимо поменять.
Пошаговая инструкция по замене
Процедура замены ремня ГРМ на ВАЗ 21099, имеющих инжектор или карбюратор, похожи со своими особенностями.
Инструменты
Для процедуры необходимо подготовить инструменты и расходные материалы:
- набор ключей или головок;
- отвертки;
- зубчатый ремень ГРМ;
- натяжной ролик;
- помпу (водяной насос);
- шпильку для натяжителя.
Замена выполняется, если детали износились.
Этапы
Перед заменой рычаг переключения передач на ВАЗ 21099 должен находиться в нейтральном положении. Автомобиль следует поставить на ручник и подставить под колеса опоры, чтобы она не покатилась. Состоит процедура замены из следующих этапов:
- Сначала нужно обесточить авто, отключив клемму с минусом от аккумуляторной батареи.
- Далее процедура продолжается со снятия крышки ГРМ. Для этого следует открутить два болта сбоку и один по центру. После этого крышка легко снимается со своего посадочного места.
Метка на распредвале должна должна находится напротив метки крышки ГРМ.
Он должен выворачиваться со средним усилием. Если это не так, регулируем с помощью натяжителя, поворачивая ролик строго против часовой стрелки, пока не будет достигнута необходимая натяжка изделия. При сильном натяжении сокращается срок службы привода, подшипников помпы и натяжителя.
На этом процедура замены ремня ГРМ на ВАЗ 21099 с инжектором или карбюратором своими руками закончена.
Видео «Замена ремня газораспределительного механизма на ВАЗ 21099»
На этом видео можно наглядно увидеть весь процесс замены ремня ГРМ на ВАЗ 21099.
Калуга, Лазоревая улица, 2 • eжедневно с 9 по 19
8 (910) 510-40-… посмотреть телефон
Марки: Все отечественные, Все иномарки,
Услуги: автоэлектрик, антикор, диагностика АКПП, диагностика автомобиля, замена глушителя, замена двигателя, замена жидкости ГУР, замена катализатора, замена лобового стекла, замена масла, замена масла в АКПП, замена масла в вариаторе, замена охлаждающей жидкости, замена ремня ГРМ, замена ремня генератора и еще 49 услуг.
AFTER DEALER — это АвтоТехЦентр, позиционирующий себя на рынке автоуслуг как автосервис, сопровождающий обслуживание и ремонт вашего а…
Меняем ремень ГРМ на ВАЗ 21099 своими руками
Ремень газораспределительного механизма играет важную роль, поэтому за его состоянием нужно следить и вовремя менять, если обнаружены дефекты. В статье рассказывается, как выполняется замена ремня ГРМ на ВАЗ 21099 инжектор: видео и пошаговая инструкция будут полезны как опытному, так и начинающему водителю.
Замена ремня ГРМ 8 клапанов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109
Опытные автолюбители прекрасно знают всю важность такого элемента, как ремень ГРМ. Его задача – обеспечить работоспособность и согласования целого ряда механизмов и агрегатов. Именно благодаря ремню ГРМ двигатель автомобиля функционирует «как часы» и четко выполняет свои функции. К примеру, обеспечивается точное согласование движения поршней и клапанов, воспламенение топливовоздушной смеси и вывод выхлопных газов. Зачастую ремень ГРМ соединяет между собой множество взаимозависимых узлов – водяного насоса, генератора, привода ГРМ, распределителя зажигания и так далее.
Особенности эксплуатации
Ремню ГРМ приходится работать в условиях максимальной нагрузки. При этом постоянно есть риск его повреждения, попадания на поверхность масла или охлаждающей жидкости, разрегулировки натяжного ролика, естественного старения, воздействия чрезмерно высоких и низких температур, потери эластичности и так далее. В таких условиях даже качественный ремень не способен прослужить служить слишком долго.
Любое повреждение ремня ГРМ может привести к целой серии неприятностей. В частности, сбивается с рабочего ритма работа газораспределительного механизма, проявляется рассогласование кривошипно-шатунного механизма. Кроме этого, нарушаются функции генератора, помпы и прочих узлов, которые связаны одной ременной передачей.
Самая тяжелая ситуация, когда ремень рвется во время движения. В чем опасность? В момент разрыва клапана могут остаться в углубленном положении (то есть уже внутри цилиндра), при этом поршни продолжают движение и со всей силы ударяют по ним. Итог, — проломанные клапана и поврежденная поршневая система. В такой ситуации одной лишь заменой ремня не обойтись – необходим капитальный ремонт двигателя.
Когда производить замену?
При этом учтите, что время от времени необходимо производить осмотр изделия и оперативно реагировать на признаки неисправности. К ним можно отнести:
— появление странных шумов во время работы двигателя;
— сложности при заводе автомобиля;
— появление вибрации (сильная дрожь буквально передается по всему корпусу авто);
— потемнение выхлопных газов больше обычного (они становятся практически черными).
Кроме этого, важно своевременно производить периодический осмотр ремня ГРМ. К примеру, желательно менять изделие при появлении на нем явных дефектов (трещин, повреждений, отслоения корда), протечке масла или охлаждающей жидкости на поверхность, невозможности произвести настройку из-за чрезмерного натяжения ремня. Все это в один «прекрасный» момент может привести к разрыву во время движения. А какие в этом случае будут последствия, мы уже говорили выше.
Меняем ремень ГРМ на ВАЗ-2109
Пример замены ремня мы рассмотрим на весьма популярной и проверенной временем «девятке» с 8-ми клапанным двигателем объемом 1.5 литра. Сразу хотелось бы отметить, что заменой одного лишь ремня ГРМ работа не ограничивается. Необходимо сразу поменять натяжной ролик, помпу и пару шкивов распределительного и коленчатого вала соответственно. Если этого не сделать, то уже через несколько тысяч километров могут понадобиться новые ремонтные работы. Известно множество случаев, когда из-за изношенного шкива ремень постоянно сползал и быстро истирался.
- Подготовьте набор головок и ключей, прочий подручный инструмент и обязательно ключ для натяжного ролика. Многие делают это устройство самостоятельно, но на самом деле проще его купить (цена вопроса 50-100 рублей).
- Выкручивайте три болта, которые крепят защитный кожух ГРМ. Убирайте его в сторону.
- Послабляйте гайку, которая крепит генератор (для этого понадобится ключ на «13»). После этого выкручивайте болт-натяжитель ключом на «10».
- Убирайте в сторону генератор и сбрасывайте ремень ГРМ.
- Демонтируйте защиту с мотора и сливайте охлаждающую жидкость.
- Вращайте коленчатый вал до тех пор, пока метка распределительного вала не совпадет с отливом на шкиве.
- Выкручивайте крепежный болт, удерживающий шкив коленчатого вала. Чтобы это сделать выполните п.8.
- Попросите помощника забраться в салон, включить 5-ую скорость и нажать на педаль тормоза. В этот момент берите головку на «19», метровую трубу и выкручивайте болт шкива.
- Обратите внимание на датчик положения коленчатого вала (он еще пригодится для точной установки ремня ГРМ). Сразу после снятия шкива убедитесь, что метки совпадают.
- Выкручивайте гайку на «17», фиксирующую натяжной ролик, и стягивайте ремень.
- Выкручивайте крепежный болт шкива распределительного вала и снимайте его в последнюю очередь.
- Снимайте металлический щит. Для этого необходимо выкрутить три крепежных болта, фиксирующих помпу, болт, удерживающий крышку, а также гайку на «10».
- Демонтируйте помпу и крышку. Будьте осторожны, в этот момент может вылиться охлаждающая жидкость (если она не была слита ранее).
- Вычищайте все элементы от масла и частиц ремня ГРМ. Особое внимание уделите посадочному месту для помпы.
- Обработайте с помощью герметика прокладку помпы и устанавливайте ее. Возвращайте на место защиту и все крепежные элементы.
- Закручивайте крепежные болты помпы и проверяйте качество протяжки.
- Устанавливайте шкив.
- Ставьте новый ремень. Для этого проверьте совпадение всех меток. При этом первыми необходимо «опоясать» помпу и коленчатый вал. Следующие на очереди – шкив распределительного вала и натяжной ролик. Снова убедитесь, что ничего не сбилось, и регулируйте ремень натяжным роликом. Проверьте качество натяжки. Если не получается провернуть ремень более, чем на 90 градусов, то все нормально.
- Возвращайте на место пластиковый кожух.
- Высчитывайте на шкиве коленчатого вала 20-й зуб (от пропуска). Отсчет необходимо вести против движения стрелки на часах.
- Проследите, чтобы сделанная метка была как раз напротив сердечника ДПКВ. Затягивайте шкив.
- Прокрутите коленчатый вал на два оборота и убедитесь, что метка на шкиве совпала.
- Возвращайте все на место и заливайте антифриз.
Вывод
Конечно, работа по замене ремня ГРМ на ВАЗ-2109 – весьма трудоемкий процесс. Но при желании нет ничего невозможного. Тем более, это ваш шанс подучиться и сэкономить немалую сумму. Удачи.
Снятие старого ремня ГРМ
Итак, замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 инжектор, прежде всего, продиктована тем, что при обрыве может погнуть клапана и потребуется ремонтировать ГБЦ. При этом важно знать не только то, как поменять сам ремень, но и как выставить ГРМ ВАЗ 2109 правильно при замене.
Для замены нужно заранее подготовить набор ключей или головок, отвертки, сам зубчатый ремень ГРМ, натяжной ролик, при необходимости замены также водяной насос (помпу) и шпильку для натяжителя. Теперь можно переходить к самой замене.
- В случае с ВАЗ 2109 следует оставить машину на ручник, после чего под задние колеса подложить противооткатные упоры;
- Затем болты на правом переднем колесе нужно ослабить;
- Далее правую сторону авто следует поддомкратить, снять колесо, подложив его под картер мотора для страховки;
- Теперь можно открыть капот, ключом «10» открутить 3 болта, которыми закреплен защитный кожух ГРМ;
- Следующим шагом будет ослабление гайки на генераторе и снятие ремня привода генератора. Основная задача — ослабить верхний стопорный болт и сдвинуть генератор к двигателю, благодаря чему привод ослабнет и его можно снять. Ремень нужно снимать, так как нужен доступ и потребуется демонтаж шкива коленвала.
На инжекторных версиях потребуется удерживать отверткой маховик, чтобы он не проворачивался, параллельно откручивая болт шкива. Также есть решение пригласить напарника, включить пятую передачу в салоне и нажать на педаль тормоза.
- Открутив болт, далее следует ослабить натяжной ролик ВАЗ 2109 для более легкого снятия ремня. Гайка выкручивается ключом «17». Сам ролик ГРМ ВАЗ 2109 можно снять, так как обычно его нужно менять вместе с ремнем. Обратите внимание, важно не потерять подложенные шайбы.
- Сняв ремень со шкивов, параллельно нужно проверить помпу. Помпа не должна течь, люфтить, шкив должен нормально проворачиваться. Кстати, если водяной насос не в порядке, по краю ремня можно увидеть сильную выработку. Если признаки указывают на проблемы, помпу нужно заменить.
Кстати, помпа меняется каждую вторую смену ремня, так как насос служит около 100 тыс. км. При этом натяжной ролик требуется менять при каждой смене ремня, то есть замена ремня и ролика выполняется параллельно.
Установка ремня
При совпадении меток распределительного и коленчатого валов нужно поставить новый ремень ГРМ. Если на ремень нанесены маркировки или надписи, их нужно сориентировать по часовой стрелке, также нужно сориентировать стрелки, если они нанесены на ремень. Перед этим снимается старый ремень, если он целый, осмотрев его, можно убедиться, что он растрескался и его эксплуатация опасна.
Сначала ремень устанавливают на шестерню коленчатого вала, а затем, с легким усилием на звездочку распределительного вала. При установке он должен огибать приводящую звездочку и натягивающий ролик, делая зигзаг.
Проверка натяжения ремня ГРМ делается посредством регулировки натяжного ролика, который лучше заменить при установке нового ремня. Это делается специальным ключом, если его нет, в отверстия вставляются болтики или штифты длиной 40-50 мм, которые подходят по диаметру. Между ними вставляется отвертка и, проворачивая ролик, натягивается ремень. Он должен быть достаточно тугим, но от среднего усилия руки поворачиваться на 90°, если перетянуть, он будет быстро изнашиваться. После этого гайка натяжного ролика надежно затягивают.
Чем чревато игнорирование проблемы на ВАЗ-2109
В случае обрыва ремня на ВАЗ-2109 с мотором в 1,3 л – получаем следующее:
- коленчатый вал работает дальше;
- распредвал уже остановлен;
- клапаны переходят в открытое состояние;
- далее поршни ударяют по клапанам с достаточной силой для деформации последних.
Поэтому важно наблюдать за состоянием ремня ГРМ постоянно, чтобы не получить таких неприятных последствий, которые потребуют дорогостоящего ремонта.
Установка и регулировка ремня ГРМ
Замене подлежит не только ремень, но и ролик. Последний лучше использовать с пластиковой наружной частью.
Во-первых, он не так съедает ремень. Во-вторых, при заклинивании механизм ГРМ продолжит работать в прежнем режиме, но с некоторыми шумами.
Сначала установите новый ролик и наживите гайку. Наденьте ремень ГРМ на шкив коленчатого вала.
Так как вы перед снятием провели установку валов по меткам, то далее проденьте ремень, установив его на помпу и натяжной ролик, а в последнюю очередь на распредвал.
Но не спешите закругляться, сначала проверьте совпадение меток. Только если они находятся на своих местах, спецключом проведите натяжение ремня ГРМ, повернув ролик.
После натяжки еще раз посмотрите, совпадают ли метки на распределительном валу и маховике.
Если нет, то ослабляете ремень, производите установку, затем снова натягиваете при помощи ролика.
После замены и окончательной установки по меткам нужно собрать все в обратной последовательности.
Устанавливается шкив привода и ремень генератора, производится его натяжение. После прикручивается защита блока ГРМ и заливается охлаждающая жидкость в систему.
В окончании устанавливаете на место колесо и опускаете автомобиль.