Привод газораспределительного механизма (ГРМ) Chery Indis / Beat с 2011 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
грм Chery S18D , ремень грм Chery S18D , замена грм Chery S18D , замена цепи грм Chery S18D , метки грм Chery S18D , замена ремня грм Chery S18D , грм Chery Indis , ремень грм Chery Indis , замена грм Chery Indis , замена цепи грм Chery Indis , метки грм Chery Indis , замена ремня грм Chery Indis , грм Chery Beat , ремень грм Chery Beat , замена грм Chery Beat , замена цепи грм Chery Beat , метки грм Chery Beat , замена ремня грм Chery Beat
Привод газораспределительного механизма (ГРМ)
Снятие
Примечание:
Для нормальной работы двигателя, рекомендуется заменять ремень привода ГРМ каждые 50000 км.
1. Снять с двигателя насос гидроусилителя рулевого управления, компрессор системы кондиционирования и генератор (см. выше).
2. Используя шестигранный ключ отвернуть пять болтов крепления верхней крышки ремня привода ГРМ (газораспределительного механизма), как показано на рисунке.
Примечание:
На рисунке ниже кругами отмечены места расположения пяти болтов крепления верхней крышки ремня привода ГРМ.
3. Используя торцовый ключ с головкой (№13) отпустить болт регулировочный болт, как показано на рисунке ниже (регулировочный болт расположен над стартером).
4. Установить специальное приспособление (СН-20003) в отверстие регулировки, затем завернуть его. Специальным ключом, проворачивать коленчатый вал в направлении работы двигателя, аккуратно заворачивая специальное приспособление до тех пор, пока коленвал не заблокируется.
5. Используя торцовый ключ, отвернуть шесть болтов крепления шкива коленчатого вала. При установке момент затяжки болтов крепления 55±5 Н∙м.
6. Используя торцовый ключ с насадкой (№10), отвернуть шесть болтов крепления нижней крышки ремня привода ГРМ, как показано на рисунке ниже.
Примечание:
Расположение болтов крепления нижней крышки указано на рисунке ниже кругами.
7. Используя торцовый ключ отпустить болт крепления ролика натяжителя приводного ремня ГРМ. Затем снять ремень привода ГРМ, как показано на рисунке. При установке, момент затяжки болта крепления 27±3 Н∙м.
Примечание:
При повторном использовании ремня привода ГРМ, перед снятием с двигателя, необходимо нанести на его поверхность стрелку, указывающую направление его движения.
Установка
1. Отпустить болт крепления, затем отвести ролик натяжителя в сторону минимального натяжения ремня привода ГРМ.
2. Установить приводной ремень ГРМ (соблюдая направление вращения ремня), как показано на рисунке ниже.
3. Используя специальный ключ (5 мм), переместить ролик до положения, когда болт крепления ролика и регулировочный болт установятся на одной горизонтальной линии, как показано на рисунке ниже.
4. Установить нижнюю крышку приводного ремня ГРМ, затянуть болты крепления с требуемым моментом затяжки.
5. Установить шкив коленчатого вала, затянуть болты крепления.
6. Установить верхнюю крышку приводного ремня ГРМ, затянуть болты крепления с требуемым моментом затяжки.
Внимание:
Во время снятия/установки приводного ремня ГРМ, необходимо быть предельно осторожным, чтобы исключить перемещение коленчатого вала или распределительного вала. В противном случае собьются фазы газораспределения.
2.3 Регулировка натяжения приводного ремня ГРМ
1. Провернуть коленчатый вал в направлении рабочего вращения и установить все поршни на одной линии – посредине хода поршня. Завернуть специальный инструмент в сервисное отверстие в блоке цилиндров, чтобы зафиксировать положение коленчатого вала.
2. После того как впускной и выпускной распределительные валы установятся должным образом, установить зубчатые шкивы распределительных валов. Распределительные валы установить так, чтобы выборки меток находились в одной горизонтальной плоскости, затем установить специальное приспособление в выборку, чтобы зафиксировать положение.
3. После того, как впускной и выпускной распределительные валы зафиксированы, установить приводной ремень ГРМ. Не затягивать полностью болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Натянуть приводной ремень привода ГРМ до требуемой величины, затем зафиксировать ролик натяжителя и затянуть болт крепления зубчатого шкива привода распределительного вала. После регулировки, установить все снятые ранее элементы в последовательности обратной снятию.
Простая замена ремня ГРМ Chery Indis S18d (фотоотчет)
После окончания гарантии, на очередное обслуживание приехала Chery Indis 2011 года, нам предстоит замена ремня ГРМ, всех жидкостей и поскольку при торможении слышен скрежет то и колодок.
Рекомендуемый интервал замены зубчатого ремня привода газораспределительного механизма 50 000 км. пробега, но что бы не рисковать меняем на 40 000.
Второе название машины Chery Beat/S18d, двигатели устанавливаются двух вариантов SQR473H с механизмом регулирования фаз газораспределения и SQR473F без такового. Оба двигателя рабочим объемом 1,3 литра.
По правде сказать, я скептически отношусь к автомобилям китайского производства. На этих машинах неисправности встречаются в таких местах, где в принципе на всех остальных не ломается. Но это все лирика, вернемся к процедуре замены ремня ГРМ. Поскольку меток на шкивах нет вообще, у нас есть два варианта: по книги и простой. Умные книги нам советуют выставить верхнею мертвую точку путем хитрой махинации с коленвалом и специальным приспособлением, но мы пойдем другим путём.
Подготовительные операции
Для начало осмотр.
А вот и сам пациент.
Поскольку все расположено очень близко, то что бы поменять ремень ГРМ нужно обладать ловкостью и желательно маленькими руками.
Пошаговая инструкция
Ослабляем два болта крепящих гидроусилитель и раскручиваем регулировочный до конца.
Подвигаем насос ГУР к блоку цилиндров и снимаем ремешок.
Та же самая процедура предстоит и с генератором. Сначала ослабляем регулировку.
Затем отодвигаем генератор к блоку и снимаем ремешок.
Отворачиваем пять болтов шестигранником на 5 верхней крышки ГРМ и снимаем ее.
Посмотрев на шкивы распределительных валов убеждаемся в отсутствии меток.
Держа головкой на 17 коленчатый вал, откручиваем шесть винтов крепящих шкив коленвала и снимаем его.
Откручиваем пять болтов нв 10 крепящих нижнею крышку ГРМ.
А теперь самое интересное.
Как быть с ВМТ?
Ставим свои метки. На шкивах распредвалов две друг напротив друга и две вверху, напротив зуба ремня и на ремне.
Так же поступаем с коленвалом, одну метку на шкив и блок, а вторую на зуб ремня.
Откручиваем натяжной и обводной ролик и снимаем их вмести с старым ремнем ГРМ.
Установка нового ремня ГРМ
Устанавливаем новые ролики, болт крепления натяжного не затягиваем.
Ставим на новом ремне ГРМ метку напротив любого зуба. На старом считаем количество зубов между метками распредвалов и через такое же количество ставим вторую метку на новом ремне ГРМ. После считаем количество зубов между правой распредвальной меткой и меткой коленвала и на таком же расстояние ставим еще одну метку на новом ремне. Если приложить два ремня друг к другу метки должны совпасть. Ставим новый на место совмещая все метки, а тек же по направлению.
Аналогично и для коленчатого вала.
Натяжка ремня ГРМ
Шестигранником против часовой стрелки натягиваем ремень до того момента как стрелка на натяжном ролике совпадет с меткой и затягиваем болт крепления ролика.
Проверяем совпадение всех меток. Проворачиваем коленвал два оборота и если клапана не встретились с поршнями, а такого не произойдет, если вы внимательно все делали, проверяем еще раз метки. Метки на ремне уедут в сторону, из-за того что число зубьев на звездочки коленвала в два раза меньше чем распредвала и в разы меньше чем на ремне, на них не обращаем внимание. Смотрим совпадение меток между звездочками распределительных валов и звездочки коленвала и блока.
Убедившись, что все совпало, устанавливаем все детали в порядке обратном снятию.
Заводим автомобиль и забываем про замену ГРМ еще на сорок тысяч.
И как советует товарищ слева, после сборки обработать напильником до нужной формы.
Замена ремня грм на Чери Индис своими руками
Автолюбители России познакомились с Чери Индис в августе 2011 года. Прошло уже достаточно времени, чтобы можно было сделать выводы об этой модели. Пользователи оставили как положительные, так и отрицательные отзывы. Многие владельцы обслуживают машину самостоятельно, поэтому им будет полезно узнать, как самостоятельно, без особых затрат произвести замену деталей в приводе механизма ГРМ.
Об автомобиле
Chery indiS S18D представляет собой компактный внедорожник, которому сделали «высокую» крышу. В создании внешнего облика принимали дизайнеры из Италии. Облик небольшого внедорожника устраивает многих потенциальных покупателей в регионах РФ, других стран СНГ. Хоть автомобиль относится к бюджетному классу, комплектация его весьма приличная. Автомобиль оснащен системой ABS, противотуманными фарами и другими функциями.
В качестве силового агрегата пока используют один двигатель, работающий на бензине. Его рабочий объём равен 1300 см 3, который выдаёт 83 лошадиные силы. Мотор совмещают с пятиступенчатой механической коробкой передач, но возможен вариант приобретения машины с роботизированной КПП. В приводе механизма ГРМ используется зубчатый ремень, поэтому замена ремня ГРМ процедура обязательная.
Гнёт ли клапана
По отзывам специалистов, а также владельцев «индейца», имели место случаи повреждения клапанов при обрыве зубьев в передаче. В то же время, есть свидетельства обратного толкования, клапана оставались не повреждёнными. Объяснение такому «феномену» дать трудно, многое зависит от частоты оборотов силового агрегата, формы головки поршней.
Процедура замены
Эта операция не содержит больших проблем для водителя, который решил самостоятельно выполнить замену изношенных деталей в приводе ГРМ. Неудобства оказывает тесный моторный отсек машины, придётся как-то изловчиться, чтобы выполнить работу. До начала процедуры замены следует приготовить:
- Новые расходные материалы привода ГРМ.
- Набор инструмента, в том числе шестигранники.
- Ветошь.
- Блокиратор коленвала (код СН-20003).
Заменить изношенные запасные части можно в таком порядке:
- Открывают моторный отсек, ослабляют болты крепления гидроусилителя руля, выворачивают полностью регулировочный винт.
- Далее следует сдвинуть насос ГУР как можно ближе к блоку цилиндров, снять ремень.
- Те же действия выполняют с генераторной установкой, также снимают привод, ослабляем регулировочный болт.
- После этого открывается доступ к защитной крышке механизма ГРМ. Она фиксируется 5 болтами, которые следует вывернуть, крышку снимают.
- Специальным инструментом СН-20003 блокируют коленвал от проворачивания
- Следующим шагом будет снятие шкивов на коленвале мотора. Для этого головкой на «17» удерживают его от проворачивания, шесть болтов крепежа выворачивают.
- После этого снимают 5 болтов крепления нижней защитной крышки привода механизма ГРМ, снимают крышку.
- А также демонтажу подлежат ролики, натяжной, обводной. Регулируйте натяжение ключем на 5 мм.
Установочные метки
Производители автомобиля установочные метки в приводе механизма ГРМ не наносят, ремонтникам приходится отмечать их самостоятельно. Это можно сделать таким образом:
- В первую очередь отмечают белой краской среднюю часть шкивов распредвалов в том месте, где зубья обоих шкивов располагаются рядом. Далее отмечают в верхней части метками как ремень на каждом шкиве, так и зубья напротив меток. Такая же процедура выполняется на шкиве коленвала. Метку ставят на шкив и блок, вторую на ремень.
- Снимают изношенную деталь вместе с роликами.
- Далее совмещают изношенный ремень с новой запасной частью, переносят все метки на новое изделие.
- Новый привод ставят по меткам на ремне, шкивах распредвалов, коленвала. Обходят ролики, помпу, натягивают привод. О правильности натяжения будет свидетельствовать совпадение меток натяжного ролика.
После затягивания крепёжного болта натяжного ролика проворачивают коленвал двигателя на два оборота, если метки совпадают, можно продолжать собирать всё в обратном порядке.
Сроки замены
Производители Чери Индис рекомендуют проводить замену зубчатого ремня в приводе механизма ГРМ при пробеге не более 50 тыс. км. Бо́льшая часть владельцев эту операцию проводит несколько раньше, при пробеге 40 тыс. км, этому есть причины. Чаще всего страдает качество запасных частей для комплектации силовых агрегатов. И также ускоренному износу ремня способствует плохое состояние силового агрегата.
Наибольший вред материалу ремня приносят технические жидкости, которые могут попасть в зону работы ремня. Если замечены протечки этих жидкостей, их немедленно устраняют. При большом пробеге мотора происходит износ зубьев шкивов, которые также ускоряют износ привода. При каждом техническом обслуживании следует внимательно проверять состояние деталей привода, при необходимости производить замену изношенных запасных частей.
Отзывы
Виктор из г. Калуга
Приобрёл «индейца» два года назад. За это время пробег чуть более 40 тыс. км. Менять зубчатый ремень решил самостоятельно, так как опыт проведения подобных работ имеется. Ремень практически был полностью изношен, менял совместно с роликами. В моторном отсеке мало места, очень неудобно выполнять работу.
Николай из г. Тверь
Приобрёл машину с пробегом, поэтому решил поменять все «расходники», моторную смазку. Выполнить замену своими руками получилось, но были сложности при разборке привода ГРМ. Сказывается мало места в моторном отсеке. А также как минус можно отметить отсутствие меток в приводе ГРМ. Даже не могу представить, что делать при обрыве ремня.
Александр из г. Всеволожск
Владею машиной S18D более пяти лет. Замену ремня выполнил при пробеге 49 тыс. км. Ремень был цел, но состояние его было не «ахти». Долго пришлось повозиться при нанесении установочных меток на шкивах в приводе. При следующей замене обязательно поменяю шкивы распредвалов, коленвала. На одном из них заметен явный износ, а это может ускорить выход из строя зубчатого ремня.
грм на чери индис замена помпу тоже надо
Производитель Chery Indis рекомендует менять ремень ГРМ каждые 50 тысяч километров. Но если автовладелец не любит рисковать 40 тысяч километров. Автомобиль на рынок поставляется с двигателем в двух вариантах, которые имеют схожий объем 1,3 литра. Многие не доверяют машинам КНР, однако, за последние несколько лет они все больше завоевывают доверие, улучшая качество производимых моделей. Под капотом этого автомобиля все расположено достаточно близко. Ловкость рук нам не помешает, так как замена ремня ГРМ Чери Индис сложное задание. Шаг 1 Слегка откручиваем два винта, которые крепят устройство гидроусилителя рулевого колеса и максимально ослабляем другой болт (регулировочный).
Шаг 2 Двигаем его предельно близко к блоку цилиндров, одновременно стараемся снять ремень. Точно также проделываем с генератором, предварительно ослабевая регулировочный болт. Шаг 3 Крышка газораспределительного механизма закреплена на 5 болтов. Нам необходим шестигранник на 5 мм, откручиваем и снимаем. Шаг 4 Получив доступ к шкивам ГРМ, анализируем расположения меток (скорее всего, они отсутствуют). Шаг 5 Берем головку на 17 мм. Упираем ее для неподвижности к валу, откручиваем несколько болтов, которые держат шкив.
Вынимаем его. Шаг 6 Снизу видим скрывающую часть механизма крышку. Крепится она на пяти болтах на 10 мм. Берем соответствующий инструмент и отвинчиваем ее. Шаг 7 Если меток все-таки нет, делаем два параллельно друг другу обозначения на распредвале, две в верхней части, затем рядом с ремнем у зуба и на самом ремне. Эту процедуру проделываем и с другим валом, отмечая меткой блок и шкив, а другую зуб ремня. Шаг 8 Снимаем вместе с изношенным ремнем ролик обводки и натяжения. Шаг 9 В комплекте с ремнем должны поставляться ролики.
Устанавливаем их, ставим болт крепления и затягиваем с хорошим усилием. Шаг 10 Делаем обозначение на ремне в произвольном месте. Берем изношенный ремень и определяем число зубцов между обозначениями. Берем новый ремень и обозначаем через соответствующее число зубчиков другую метку. Для проверки прикладываем два ремня параллельно если метки совпадают, смело устанавливаем его на место, совмещая остальные в правильном порядке. Шаг 11 Болт, благодаря которому крепится ролик, не затягиваем до регулировки совпадения пометок на приобретенном ремне.
Установка ремня грм Чери м11
После соответствия обозначений при помощи соответствующего ключа крутим коленвал два полных раза. Клапана не должны соприкасаться с поршнями (этого не будет, если метки были отмечены правильно). Их положение меняется в результате несоответствия зубьев на коленвале и распредвале. На это не смотрим главное, чтобы совпали метки между блоком и звездочками обоих механизмов. Если все соответствует, собираем в обратной последовательности необходимые элементы, а затем заводим автомобиль. Помним про замену ремня раз в 40P000 километров пробега.
замена ремня ГРМ чери тигго
Некоторые ГРМ при сборке мотора дорабатывают напильником до необходимой посадочной формы.
Насколько я вижу по описанию, ремень не при делах: я нашел причину почему на ремне срезало зубья, просто помпа клина словила Кстати, общепринято менять приводимую ремнем грм помпу при замене ремня. Но вопрос, зачем на годовалом авто менять ремень — остается в силе. Неужели под 100ткм прошла за год? антифриза. Я когда перед вскрытием движка сливал ее, цвет был черный как земля И антифриз заводской, китайский. Шиииикарное авто! В общем, самый правильный совет имхо Продай это какашко!
Замена грм чери индис
Производитель Chery Indis рекомендует менять ремень ГРМ каждые 50 тысяч километров. Но если автовладелец не любит рисковать – 40 тысяч километров. Автомобиль на рынок поставляется с двигателем в двух вариантах, которые имеют схожий объем – 1,3 литра. Многие не доверяют машинам КНР, однако, за последние несколько лет они все больше завоевывают доверие, улучшая качество производимых моделей.
Под капотом этого автомобиля все расположено достаточно близко. Ловкость рук нам не помешает, так как замена ремня ГРМ Чери Индис сложное задание.
Шаг 1
Слегка откручиваем два винта, которые крепят устройство гидроусилителя рулевого колеса и максимально ослабляем другой болт (регулировочный).
Шаг 2
Двигаем его предельно близко к блоку цилиндров, одновременно стараемся снять ремень. Точно также проделываем с генератором, предварительно ослабевая регулировочный болт.
Шаг 3
Крышка газораспределительного механизма закреплена на 5 болтов.
Нам необходим шестигранник на 5 мм, откручиваем и снимаем.
Шаг 4
Получив доступ к шкивам ГРМ, анализируем расположения меток (скорее всего, они отсутствуют).
Шаг 5
Берем головку на 17 мм. Упираем ее для неподвижности к валу, откручиваем несколько болтов, которые держат шкив. Вынимаем его.
Шаг 6
Снизу видим скрывающую часть механизма крышку. Крепится она на пяти болтах на 10 мм. Берем соответствующий инструмент и отвинчиваем ее.
Шаг 7
Если меток все-таки нет, делаем два параллельно друг другу обозначения на распредвале, две в верхней части, затем рядом с ремнем у зуба и на самом ремне.
Эту процедуру проделываем и с другим валом, отмечая меткой блок и шкив, а другую – зуб ремня.
Шаг 8
Снимаем вместе с изношенным ремнем ролик обводки и натяжения.
Шаг 9
В комплекте с ремнем должны поставляться ролики. Устанавливаем их, ставим болт крепления и затягиваем с хорошим усилием.
Шаг 10
Делаем обозначение на ремне в произвольном месте. Берем изношенный ремень и определяем число зубцов между обозначениями. Берем новый ремень и обозначаем через соответствующее число зубчиков другую метку. Для проверки прикладываем два ремня параллельно – если метки совпадают, смело устанавливаем его на место, совмещая остальные в правильном порядке.
Шаг 11
Болт, благодаря которому крепится ролик, не затягиваем до регулировки совпадения пометок на приобретенном ремне.
После соответствия обозначений при помощи соответствующего ключа крутим коленвал два полных раза. Клапана не должны соприкасаться с поршнями (этого не будет, если метки были отмечены правильно). Их положение меняется в результате несоответствия зубьев на коленвале и распредвале. На это не смотрим – главное, чтобы совпали метки между блоком и звездочками обоих механизмов.
Если все соответствует, собираем в обратной последовательности необходимые элементы, а затем заводим автомобиль. Помним про замену ремня раз в 40 000 километров пробега. Некоторые ГРМ при сборке мотора дорабатывают напильником до необходимой посадочной формы.
Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
После окончания гарантии, на очередное обслуживание приехала Chery Indis 2011 года, нам предстоит замена ремня ГРМ, всех жидкостей и поскольку при торможении слышен скрежет то и колодок. Рекомендуемый пробег для замены 50 000, но что бы не рисковать меняем на 40 000. Второе название машины Chery Beat/S18d, двигатели устанавливаются двух вариантов SQR473H с механизмом регулирования фаз газораспределения и SQR473F без такового. Оба двигателя рабочим объемом 1,3 литра.
По правде сказать, я скептически отношусь к автомобилям китайского производства. На этих машинах неисправности встречаются в таких местах, где в принципе на всех остальных не ломается. Но это все лирика, вернемся к процедуре замены ремня ГРМ. Поскольку меток на шкивах нет вообще, у нас есть два варианта: по книги и простой. Умные книги нам советуют выставить верхнею мертвую точку путем хитрой махинации с коленвалом и специальным приспособлением, уж очень похоже это на .
Перечисление плановых работ:
«Братеево-Авто» предлагает своим клиентам широкий спектр услуг по обслуживанию и ремонту Chery Indis.
Востребованные услуги: плановое обслуживание, ремонт двигателей, подвески, замена деталей ГРМ, замена сцепления, диагностика, замена фильтров, обслуживание тормозов, замена жидкостей. Подготовим авто к смене сезонов, зима-лето (шиномонтаж).
Мы не меняем исправное на новое. Вы платите только за деталь и работу мастера. На территории автосервиса находится магазин автозапчастей, с широким ассортиментом оригинальных деталей. При необходимости заказа, доставка происходит в кратчайшие сроки, благодаря налаженным контактам с поставщиками за долгий период совместного сотрудничества.
Как поменять ремень ГРМ?
Чтобы удобнее проводить процедуру следует установить автомобиль на подъемное устройство или смотровую канавку.
Набор инструментов
Для проведения работ по замене нужно запастись следующим инструментарием:
- набором накидных ключей;
- набором головок;
- динамометрическим ключом,
- отверткой;
- домкратом;
- опорой под двигатель.
Расходные материалы желательно покупать оригинальные, иначе есть вероятность приобретения подделки. Некачественные материалы служат меньше и могут привести к различным неприятностям в пути.
Ремкомплект для Чери Фора
Этапы
Процесс замены ремня ГРМ на автомобиле Чери Фора состоит из таких этапов:
- Сначала машину приподнимаем с помощью домкрата, снимаем переднее правое колесо и ставим авто на приготовленную опору.
- Далее обесточиваем автомобиль путем отсоединения клеммы с минусом от аккумуляторной батареи.
- Затем снимаем оборудование, которое будет мешать. Нужно ослабить хомуты и демонтировать корпус воздухофильтра.
- Открутив крепежные болты, нужно отодвинуть в сторону расширительный бачок.
Совмещаем метки на валах
Если все в порядке можно выполнять обратную сборку.
Почему выгодно покупать запчасти у нас?
- Мы закупаем оригинальные, лицензионные и неоригинальные автозапчасти напрямую у производителей – проверенных заводов с многолетним опытом и репутацией.
- Предлагаем доступные цены и гарантируем качество.
- Собственный автосервис и магазины автозапчастей в Москве, куда вы можете прийти проконсультироваться или/и купить необходимые детали.
- Также мы рады дать информацию и помочь с выбором по телефону и по заявке, если вы точно знаете, какие запчасти нужны.
- Вы можете забрать заказ в магазинах по адресам, указанным в разделе «Контакты» или получить по EMS, почтой России, а также воспользоваться услугами транспортной компании. В пределах Москвы возможна курьерская доставка до подъезда.
- Удобные способы оплаты: наличными после получения товара, пластиковыми картами, деньгами с электронных кошельков.
- Система скидок и бонусов постоянным и оптовым покупателям.
Наша компания заботится о репутации и высоком уровне обслуживания, чтобы вы были довольны и в случае надобности обращались к нам с уверенностью, что мы не подведем
Звоните! Узнайте о наличии товара на складах и возможности заказа. Обращайтесь, если возникли вопросы! Купите запчасти на Cherry Indis на выгодных условиях, чтобы автомобиль служил верой и правдой, долго и исправно!