Как снять датчик температуры охлаждающей жидкости

Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности

Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Назначение

Датчиков в автомобиле существует множество. Все они контролируют работу различных систем автомобиля и его двигателя. Если датчики выдают некорректные показания, то работоспособность автомобиля ставится под угрозу. То же самое можно сказать и о ДТОЖ.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, из которой вы сможете узнать, как производить замену охлаждающей жидкости.

ДТОЖ предназначен для поддержания стабильной работы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС). За счёт ДТОЖ автомобиль быстрее прогревается и меньше достигает слишком высоких температур. Некоторые путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости. Это — два совершенно разных прибора.

ДТОЖ предоставляет свои показания электронному блоку управления двигателем, а второй датчик уведомляет водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Выход из строя второго датчика не приводит к серьёзным последствиям в отличие от первого.

Говоря о ДТОЖ, следует также упомянуть о назначении системы охлаждения двигателя, так как работа этих двух агрегатов неразрывно связана. Чаще всего используется жидкостная система охлаждения, главной задачей которой является отведение тепла от двигателя.

Кроме этого, система также несёт функции охлаждения масла в системе смазки, воздуха, который циркулирует в системе турбонаддува, отработавших газов, рабочей жидкости коробки передач. Также у неё имеется функция нагревания воздуха в системах вентиляции и отопления.

Работа столь важной системы автомобиля напрямую зависит от такой маленькой детали, как ДТОЖ. Поэтому не стоит недооценивать датчик и пренебрегать его диагностикой.

Устройство и принцип работы

ДТОЖ по своему устройству напоминает резистор. Конструкция датчика предусматривает изменение его сопротивления электрическому току при колебаниях температуры окружающей среды. Эти изменения фиксируются и используется для подачи команд ДВС.

Предшественниками современных ДТОЖ были термореле. Термореле были установлены в системах впрыска. Когда контакты находились в открытом положении, двигатель нагревался. Если контакт замыкался — значит двигатель уже достаточно прогрелся (достиг рабочей температуры).

В основе устройства современных ДТОЖ лежит термистор, который и устанавливает зависимость сопротивления от температуры. В основе термистора лежат оксиды кобальта и никеля. При росте температуры в этих веществах растёт количество свободных электронов, за счёт чего и падает сопротивление.

Некоторые термисторы в ДТОЖ характеризуются отрицательным температурным коэффициентом. При этом термистор выдаёт максимальные показатели при холодном двигателе. На датчик подаётся напряжение около 5 вольт. После этого по мере прогревания силового агрегата сопротивление понижается. Электронный блок управления (далее ЭБУ) двигателем следит за изменением напряжения и рассчитывает температуру жидкости. После нагревания двигателя ЭБУ начинает обеднять топливную смесь. Неисправность ДТОЖ может также привести к ошибочному обогащению топливной смеси. Результатом этого будет усиленное загрязнение атмосферы и преждевременный выход из строя свечей.

Если количество оборотов двигателя при запуске будет недостаточным — может произойти остановка двигателя. Уплывающая команда ЭБУ на повышение оборотов может это предотвратить. Для поддержания управляемости в процессе запуска двигателя клапан рециркуляции должен быть закрыт до тех пор, пока двигатель не достигнет своей установленной рабочей температуры.

Здесь результатом неисправности ДТОЖ будут плавающие обороты двигателя. Двигатель при этом тоже может остановиться. Угол зажигания также зависит от функционирования датчика, так как этот параметр регулируется системой. Выброс вредных газов при такой регулировке значительно снижается. В конечном итоге мощность и тяга двигателя, а также уровень потребления топлива напрямую зависят от работы ДТОЖ.

Таким образом, ДТОЖ очень важен для корректного функционирования автомобиля.

Место установки датчика

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле? У разных моделей место установки ДТОЖ различается. Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров возле корпуса термостата или на нём. Обязательным является расположение датчика возле отводящего патрубка, по которому охлаждающая жидкость поступает обратно в радиатор. Такое расположение необходимо для точности передачи данных в ЭБУ.

Виды датчиков

Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:

  1. Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
  2. Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.

Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.

Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.

Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости легко проводится самостоятельно. Перед заменой необходимо предварительно слить охлаждающую жидкость в подготовленную ёмкость. Далее выполняется демонтаж старого датчика. ДТОЖ вкручен в специальное отверстие с резьбой. Выкрутите и извлеките его, а затем в обратном порядке установите новый датчик. Перед монтажными работами уточните в инструкции по эксплуатации автомобиля точное расположение датчика.

После приобретения нового датчика рекомендуется проверить его на предмет брака методами, описанными выше. Перед вкручиванием нового датчика в посадочное место резьбу рекомендуется обработать герметиком. После установки нового датчика к нему подсоединяется проводка. Затем охлаждающая жидкость в системе должна быть доведена до нормы. То есть недопустимы протекания жидкости. Убедившись в их отсутствии, можно запускать двигатель.

Как осуществляется замена датчика температуры?

Температурный сенсор представляет собой маленькое устройство, отвечающее за отслеживания изменений в климате хладагента движка. Благодаря его данным бортовой процессор решает вопрос о включении дополнительных вентиляторов.

  • Принцип работы
  • Виды ДТОЖ
  • Какие бывают причины неисправностей ДТОЖ?
  • Ремонт датчика
  • Дополнительная информация

Замена датчика температуры

Неисправности ДТОЖ вызывают определенные недомогания транспортного средства:

  • повышение износа двигательных систем;
  • повышение расхода топлива;
  • грязный выхлоп;
  • спонтанная остановка двигателя.

Обычно устройство располагается в корпусе радиатора или в наружной части силового агрегата. Сам по себе детектор является маленьким устройством, помещающимся в ладонь.

Принцип работы

Функционирование прибора ведется за счет изменения электрического сопротивления материала используемого в чувствительном элементе находящемся внутри от температуры. Аппарат состоит из чувствительного конуса и пары электропроводящих контактов позволяющих сообщаться ему с эбу через подключение к электронной цепи.

Измерения прибора на поверку оказывают влияние не только стабилизацию температуры двигателя, но и на ряд других элементов системы:

  1. увеличение оборотов двигателя при прогреве. Это стабилизирует переход мотора в рабочий режим;
  2. регулировка открытия и закрытия клапана рециркуляции выхлопа;
  3. калибровка угла опережения зажигания.

Виды ДТОЖ

Существуют два основных типа измерителя: механический и цифровой.

Механический аппарат осуществляет свою работу в «аналоговой» форме через передачу электронного сигнала. Такой прибор напрямую подсоединен к температурному указателю или с реле, замыкающимся при достижении определенной температурной отметки. Такое подключение использовалось на старых карбюраторных моторах в особенности в популярных в России «Жигулях».

Цифровой детектор работает аналогичным образом, только подключается он к цифровому блоку – он же ЭБУ.

Уже в этом блоке совершается первичный анализ полученной информации. Происходит отражение информации на соответствующий элемент приборной панели. В том числе ЭБУ определяет, когда отдавать команду на зажигание вентилятору.

Цифровые приборы используются на всех современных автомобилях любой марки от рено логан до ламборджини диабло.

При неисправности ДТОЖ ЭБУ автоматически принимает решение о запуске дополнительного охлаждения в виде работы вентиляторов. Иными словами без датчика вентиляторы работают на протяжении всего времени активности двигателя.

Какие бывают причины неисправностей ДТОЖ?

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости считается последним шагом в деле ремонта неисправности. Так как чаще всего сложности с датчиком вовсе не связаны с конкретно его неисправностью просто по той причине, что ломаться в нем практически нечему.

К основным неисправностям относят:

  1. низкое качество охлаждающей жидкости. В результате использования некачественной продукции поверхность прибора может разъедаться и покрываться осадком. Как результат детектор начинает давать неверные показания, чаще всего в сторону понижения. В результате несвоевременный запуск системы охлаждения приводит к закипанию движка;
  2. некачественный прибор. К некачественному устройству относят не только дефекты самой заводской сборки, но и отсутствие герметичной прокладки, или чрезмерное усилие, при вкручивании устройства приводящее к его срыву или поломке;

  1. утечканехватка антифриза. В результате плохой герметичности прибора, износа уплотнителя, трещинах в термостате могут возникать протечки. Также нехватка охлаждающей жидкости может быть вызвана и просто несвоевременным пополнением бака. Результатом, так или иначе, становиться отсутствие контакта между прибором и жидкостью, и как следствие отсутствие измерений.
  2. Нарушение в электросети. Сбой в электронике считается одним из самых распространённых дефектов. Проблемы на линии, замыкания, окисления контактов. Все это приводит к неисправности в работе прибора. К этому же пункту можно отнести и проблемы в самом ЭБУ. Они приводят к сбоям в контроле над измерительным прибором.

Ремонт датчика

Независимо от транспортного средства замена прибора везде происходит примерно по одному алгоритму действий. Прежде чем поменять его необходимо заглушить мотор и желательно дать остыть двигателю. Это делается с единственной целью – чтобы слития антифриза не происходило под большим напором. Дальше после остывания двигательной системы как раз предстоит слить антифриз и отключить прибор от электронной сети.

После этого происходит изъятие прибора из своего гнезда путем откручивания. Ремонт прибора в кустарных условиях невозможен, поэтому чаще всего этап диагностики игнорируется и на его место просто устанавливается новый сенсор вместе с новым уплотнителем.

Когда новый измеритель встал на свое место, его подключают к электросети, а антифриз возвращают обратно в бак. Дальше происходит проверка мотором работы датчика, а также проверяется наличие течи охлаждающей жидкости. Если всё исправно и течи нет, можно приступать к дальнейшей эксплуатации.

Дополнительная информация

В некоторых моделях машин измерителей охлаждающей жидкости в машине два, а то и больше. Так распространенной практикой является установка одного измерителя для работы с ЭБУ, а другого для передачи данных прямиком на приборную панель. Более же качественной версией является установка второго прибора для измерения хладагента на подступе к радиатору.

Своевременные данные измерений антифриза на входе и выходе позволяют анализировать эффективность работы радиатора и аппаратного процесса охлаждения в том числе, позволяя вести более гибкую регулировку климатических механизмов.

Помимо антифризного сенсора в машине имеют место быть и другие температурные измерители. К таким относятся приборы для измерения наружного воздуха, внутреннего, кислорода идущего на впуск и т.д. Все они выполняют свои важные функции исправной работы транспортного средства.

Приборы, следящие за наружным воздухом, позволяют отслеживать появление наледи на дороге, принимать данные на дисплее, и анализировать работу автомобиля. Внутренние сенсоры, как правило, работают в паре с климатической системой, обеспечивая своевременно отопление или охлаждение воздуха в салоне.

Детектор температуры входящего воздуха и вовсе отслеживает его для измерения плотности воздушной массы обогащающей топливную смесь. Слишком высокая плотность может привести к детонации, а низкая к перерасходу топлива и грязному выхлопу. Этот прибор напрямую влияет на исправную работу транспортного средства.

Все подобные им устройства обеспечивают машине продолжительный срок жизни всех частей, а также постоянно обеспечивают экономный расход ресурсов. Выход из строя любого из них может привести к повышению расхода на обслуживание автомобиля без учета самой замены прибора. Таким образом, своевременная замена снижает в целом уровень расходов.

Для примера можно привести неисправный детектор антифриза. Достаточно проехать около пяти сотен километров (в зависимости от модели автомобиля) с неисправным устройством, чтобы перерасход превысил стоимость самого датчика. И это без учета невероятного износа самого двигателя и охлаждающей системы, которые за это время вполне могут выйти из строя навсегда.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Где находится и как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Интересное

Система охлаждения — один из важных узлов в любом автомобиле. Современные автомобили оснащены рядом регуляторов и измерительных приборов, направленных на обеспечение правильной работы двигателя. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, почему он используется и как его заменить, мы расскажем ниже.

Предназначение устройства

Не следует путать датчик температуры с контроллером уровня теплоносителя. В то время как первый используется для определения температуры чиллера, второй используется для управления объемом расходного материала — хладагента. По показаниям датчика температуры блок управления распознает изменения температуры и передает данные о состоянии двигателя на бортовой компьютер. Контроллер определяет время прогрева двигателя, его перегрев и оптимальную рабочую температуру ДВС. Импульсы, посылаемые в модуль управления, определяют работоспособность системы управления двигателем внутреннего сгорания в целом.

Температура двигателя определяет такие нюансы, как

  • расход топлива на 100 км;
  • объем и качество газа;
  • горение топливно-воздушной смеси;
  • оптимальная работа редуктора.

За всеми этими факторами следит блок управления, который на основании полученной информации определяет оптимальный режим работы двигателя. Поэтому для автомобиля важна эффективность датчика температуры. Если устройство неисправно и передает ошибочные импульсы на модуль управления, это может привести к проблемам.

Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?

В зависимости от параметров, подаваемых на управляющее устройство, модуль выполняет следующие функции:

  • Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер обнаруживает, что температура слишком низкая, он начинает увеличивать продолжительность сигнала, подаваемого на форсунки, что обогащает топливную смесь. В соответствии с нормализацией температуры топливо постепенно истощается, что предотвращает возможный перерасход бензина и уменьшает объем выхлопных газов.В случае неисправности датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, вызывая загрязнение топлива и повышенный расход топлива.
  • Блок управления регулирует зажигание. Это может быть рано или поздно. Если температура повышается, контроллер регулирует угол опережения зажигания, чтобы уменьшить выбросы выхлопных газов.
  • Воспламеняющие газы правильно рециркулируют во время прогрева благодаря индикатору зажигания. Клапан рециркуляции плотно закрывается после прогрева двигателя. Если двигатель машины еще холодный, рециркуляция вызовет колебания холостого хода, и двигатель случайно остановится.
  • Блок управления использует дроссельную заслонку для продувки системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Для лучшего управления автомобилем воздух из угольного фильтрующего элемента удаляется только после полного прогрева двигателя.
  • Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогретом двигателе. Модуль управления не должен ограничивать работу машины, пока машина не прогрета.
  • ЭБУ контролирует работу охлаждающего вентилятора устройства. По показаниям терморегулятора модуль включает и выключает вентиляторное устройство для правильного выбора температуры устройства. Если код неисправности выдает неправильные импульсы, двигатель может перегреться.

Обзор видов ДТОЖ: устройство и принцип работы

Разберем подробно принцип работы и виды регуляторов.

Магнитные

Эти регуляторы состоят из катушек, размещенных по бокам стального якоря. К последнему подключена стрелка контроллера, расположенная на панели приборов в салоне. Первая катушка подключена к бортовой сети автомобиля, а вторая катушка подключена к кабелю переменного сопротивления. Он меняется в зависимости от температуры в двигателе. Напряжение, проходящее через катушки, создает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Параметр смещения элемента определяется разностью полей в зависимости от текущего значения.

Биметаллические

Принцип действия биметаллических регуляторов основан на расширении элементов при нагреве. Устройство оснащено змеевиком, размер которого изменяется при повышении температуры двигателя внутреннего сгорания. Полосы в катушке вращают стрелку на панели управления в салоне в соответствии с текущим значением.

Современные датчики температуры антифриза могут использовать датчики двух типов:

  • полупроводник;
  • биметаллический.

Последние сегодня практически не используются. Лента в таких драйверах движется к катушке и размыкает контакты, способствуя изменению величины тока, протекающего в коммутатор. А полупроводники используются везде. Блок управления посылает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через элемент постоянного сопротивления. С повышением температуры сопротивление в этой цепи уменьшается. Соответственно снижается и уровень напряжения. Модуль управления обнаруживает падение этого параметра и определяет температуру расходных материалов, отображая ее на плате управления с индикатором.

Капиллярные

Считается, что это самый старый тип датчика, не имеющий отношения к сегодняшним приложениям. Стрелка на устройстве напрямую связана с устройством. Регулятор выполнен в корпусе в виде емкости с пониженной температурой кипения. Бак соединен стрелой, а также стальной трубой. Когда чиллер нагревается, хладагент в резервуаре начинает кипеть и испаряться, в результате чего давление в баллоне повышается. Этот параметр подается на прибор, содержащий трубку Бурдона. Под давлением этот элемент начинает расплющиваться и перемещает стрелку на контрольной пластине.

Драйверы такого типа практически не используются по нескольким причинам:

  • Сам чувствительный элемент проходит через весь моторный отсек, сообщаясь с трубкой с одной стороны и панелью управления с другой;
  • капиллярная трубка довольно тонкая и очень быстро повреждается во время работы.

Фотогалерея «Разновидности ДТОЖ»

Где расположен датчик?

Перед проверкой и заменой устройства узнайте, где находится устройство. Расположение датчиков зависит от производителя автомобиля.

Расположение устройства может быть следующим:

  • В ГБЦ;
  • вверху радиатор в сборе;
  • корпус термостата.

Независимо от того, где установлен регулятор, устройство монтируется рядом со сливным шлангом, по которому хладагент поступает в радиатор. Это важно, потому что именно место установки позволяет точно определить температуру расходных материалов.

Признаки неисправности

Основным признаком неисправности контроллера является отсутствие вентиляции после прогрева генератора. Устройство также может быть оснащено датчиком включения вентилятора, который выполняет функцию активации. В этом случае причину следует искать в выходе из строя электрической схемы или выходе из строя контроллера.

Какие еще симптомы могут помочь определить неисправность модуля детектора:

  • повышенный расход топлива;
  • Сложность запуска двигателя в горячем состоянии, когда машина прогрета;
  • высокие обороты холостого хода;
  • детонация двигателя;
  • перегрев двигателя.

Многие современные автомобили оснащены электронной системой обнаружения неисправностей. Ошибки могут появиться на специальном экране на приборной панели, когда код неисправности неисправен. Однако обычно коды ошибок указывают на возможную причину. Неисправен датчик, но также повреждена проводка или разъем контроллера.

Проверка ДТОЖ на авто

Таблица параметров температуры, сопротивления и напряжения, соответствующих испытаниям датчика зажигания

Суть диагностики включенных и выключенных контроллеров автомобиля заключается в проверке сопротивления и напряжения.

Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – один из элементов системы управления двигателем. Его назначение — контролировать температуру жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.

На всех современных автомобилях ЛАДА (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости выполняются аналогично.

Признаки неисправности ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые симптомы, говорящие о том, что датчик может быть не исправен:

  • плохой запуск двигателя в холодную погоду;
  • повышенный расход топлива;
  • плохой выхлоп на холодном двигателе;
  • проблемы в работе вентилятора системы охлаждения двигателя.
Читайте также  Как снять стартер на ниссан примера

Замена

Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.

Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует:

    (автоумельцы не сливают);
  1. Отсоединить разъем с проводами;
  2. Вывернуть датчик (ключ «на 19»).

Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.

Как проверить

После снятия датчика следует провести его визуальный осмотр на предмет повреждений или коррозии. Самый простой способ проверки ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.

  • мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерений от 100 Ом до 10 кОм);
  • термометр (с пределом измерений не менее 100 о С);
  • термостойкая емкость объемом 0,5 л.

Порядок проверки цепи питания ДТОЖ:

  1. Перевести мультиметр в режим вольтметра;
  2. Снять колодку с проводами с датчика и включить зажигание;
  3. Подсоединить «минусовой» щуп мультиметра к «массе» двигателя, а другой к выводу №1 колодки;
  4. Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В.

Если напряжение нет или они меньше 12 В, значит, разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ.

Порядок проверки ДТОЖ:

  1. Перевести мультиметр в режим омметра;
  2. Подготовить емкость с горячей водой (около 100 о С);
  3. Подсоединить щупы мультиметра к выводам датчика и опустить его рабочую часть в воду;
  4. Измеряем сопротивление ДТОЖ по мере остывания воды.

Сопротивление датчика должно быть близким к данным, указанным в таблице:

Температура ОЖ, °ССопротивление ДТОЖ, Ом
100177
90241
80332
70467
60667
50973
451188
401459
351802
302238
252796
203520
154450
105670
57280
9420

Процесс проверки также показан на видео:

Если ДТОЖ оказался исправным, возможно причина неисправности в плохом контакте разъема, обрыве проводки или неисправном ЭБУ.

Не забывайте вовремя менять тосол/антифриз в системе охлаждения, и использовать охлаждающую жидкость рекомендованную производителем.

Изучаем, проверяем и меняем датчик температуры охлаждающей жидкости

Охладительная система выполняет важную роль в работе двигателя — ее предназначение заключается в охлаждении компонентов силового агрегата, которые сильно нагреваются в процессе его работы. Одним из основных элементов этой системы является датчик температуры охлаждающей жидкости. Подробнее о его назначении, принципе работы и замене вы сможете узнать из этой статьи.

Характеристика датчика температуры ОЖ

Итак, что представляет собой основной или дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), какое его устройство, какие функции выполняет установленный в системе охлаждения элемент? Для начала предлагаем узнать, где находится датчик температуры двигателя и какие функции он выполняет.

Назначение и местонахождение

Датчик ТОЖ представляет собой устройство, использующееся для поддержки оптимальной работы основных узлов транспортного средства. Этот регулятор позволяет обеспечить быстрый прогрев двигателя, а также не допустить его перегрева. Датчик ТОЖ имеет небольшие размеры, тем не менее, его важность отрицать нельзя. Если датчик охлаждающей жидкости по каким-то причинам неисправен, это может привести к более серьезным последствиям. Особенно, если неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости обнаружена несвоевременно.

Место установки регулятора в Ладе

Сам регулятор представляет собой достаточно небольшое по размерам устройство, выполненное в пластмассовом корпусе и оснащенное стальной резьбой. Если вам интересно, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, то сейчас мы дадим на него ответ. С помощью резьбы устройство может устанавливаться и подключаться к выпускной магистрали головки БЦ, просто вкручиваясь в нее.

В зависимости от конструктивных особенностей авто, он также может стоять рядом с корпусом термостата или прямо на корпусе. Автомобильный температурный датчик должен стоять таким образом, чтобы он напрямую контактировал с расходным веществом. Соответственно, если уровень антифриза в системе будет слишком низким, то показания датчика могут быть некорректными.

Некоторые автолюбители путают понятия, для них ДТОЖ — это то же самое, что датчик уровня охлаждающей жидкости или датчик температуры и давления воздуха. Это в корне неправильно, поскольку датчик уровня охлаждающей жидкости используется для определения объема расходного материала. Его роль не так значима, как у ДТОЖ. Тем более, что датчик уровня охлаждающей жидкости стоит в расширительном бачке хладагента. В зависимости от конструктивных особенностей авто, может использоваться два ДТОЖ — один из них определяет температуру на выходе из мотора, а другой — из радиатора.

Устройство и принцип работы

Как работает датчик температуры охлаждающей жидкости? С расположением и предназначением разобрались, теперь рассмотрим конструкцию и принцип работы. Основным конструктивным компонентом является термистор-резистор, который меняет сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости в соответствии с температурным режимом. Этот компонент устанавливается в стальной корпус с резьбой, к которому подключена хвостовая пластмассовая часть, где находятся контакты, использующиеся для подключения проводки. Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости довольно простая. Один контакт регулятора — это плюс, он подключается к ЭБУ, а второй — это минус, он соединяется с массой (автор видео — канал Valerii1986).

Чтобы устройство нормально работало, ему необходимо питание 5 вольт, которое подается от ЭБУ с помощью резистора, обладающего постоянным сопротивлением. Так как сам термистор имеет отрицательный коэффициент, уровень его сопротивления при увеличении температуры будет снижаться. Соответственно, будет падать и уровень напряжения, которое питает регулятор. В соответствии с падением этого параметра ЭБУ рассчитывает температурный режим мотора, а показания выводятся на приборную панель. Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости, о чем водитель может узнать по контроллеру с сигнальной стрелкой на приборке, может свидетельствовать о его неисправности.

Признаки неисправности контроллера

Теперь рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В целом этот контроллер достаточно надежен, поскольку его конструкция простая. Тем не менее, и в работе этого устройства могут произойти поломки. Как правило, они обусловлены нарушение градуировки, которая, в свою очередь, влияет на некорректную работу ЭБУ, так как часть опций этот узел выполняет, учитывая температурный режим мотора. Если не работает указатель температуры, то первостепенным признаком его выхода из строя считается отсутствие включения вентилятора.

Тем не менее, этот симптом не является основополагающим, более точно о выходе из строя регулятора могу сказать такие симптомы:

  • повышенный расход горючего;
  • увеличенные обороты двигателя при движении на холостом ходу;
  • если не работает датчик, это также может привести к появлению детонации в работе двигателя;
  • есть вероятность, что на горячую мотор будет запускаться с трудом;
  • перегрев двигателя (автор видео — Денис Циркунов).

С последним признаком необходимо быть наиболее внимательным, поскольку этот симптом может привести к повреждению головки блока. В старых авто определить неисправность позволяет контроллер на приборной панели — если вы увидели, что стрелка устройства перешла за стандартную отметку — авто нужно остановить и выявить причину проблемы. В более современных машинах на экране бортового компьютера при перегреве мотора либо выходе из строя ДТОЖ может появиться соответствующее сообщение. Как показывает практика, замена датчика температуры охлаждающей жидкости обычно производится в случае окисления или повреждения его контактов, также причина может заключаться и в обрыве проводки.

Способы самостоятельной диагностики

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Перед тем, как снять и заменить датчик, нужно удостовериться в том, что проблема неисправности заключается именно в нем. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости может быть произведена в домашних условиях, для этого есть несколько способов.

Для начала опишем первый способ — как проверить термодатчик путем помещения его в воду:

  1. Для начала нужно положить термометр в емкость с холодной водой. Как вариант, можно использовать чайник. Желательно использовать электронный девайс, так как нужно будет измерить температурный показатель при повышенных температурах.
  2. Затем к контроллеру нужно подключить тестер — мультиметр, который нужно настроить в режим замера сопротивления.
  3. Затем сам ДТОЖ устанавливается в чайник.
  4. Произвести замер показаний регулятора и записать их на бумажку.
  5. Далее, емкость ставится на печку и нагревается, при этом вы должны снимать значения сопротивления ДТОЖ при достижении основных точек нагрева — 15, 15, 20, 25 градусом и т.д.
  6. После этого необходимо сравнить полученные значения с теми, которые приведены в таблице.

Фотогалерея «Диагностика своими руками»

В том случае, если показания отличаются от наиболее оптимальных, это говорит о поломке регулятора, соответственно, его надо будет менять. Есть еще один вариант диагностики. Как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости без термометра?

Принцип этого метода заключается в том, что при нагреве температурный показатель воды будет составлять максимум 100 градусов, не больше. Поэтому эту точку можно взять за основное значение и произвести замер сопротивления. Когда вода закипит, уровень сопротивления регулятора должен составлять около 177 Ом. Если взять во внимание погрешности, то данный показатель может составлять примерно 190-210 Ом.

Действия автовладельца в случае поломки датчика

Если регулятор работает некорректно, то у вас есть несколько вариантов:

  • удостовериться в том, что проблема заключается не в обрыве проводки, если это так, то поврежденную цепь нужно восстановить;
  • проверить контакты на предмет окисления — для этого провод питания нужно отсоединить, а контакты зачистить;
  • если эти действия не помогли, то единственным выходом будет замена.

Инструкция по снятию, замене и подключению ДТОЖ

Демонтаж контроллера ТОЖ

Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками? Перед тем, как заменить контроллер, нужно точно знать, где он расположен в вашем авто, для уточнения можно воспользоваться сервисной книжкой.

Процесс замены выглядит так:

  1. Откройте капот автомобиля и открутите крышку заливного отверстия бачка с антифризом.
  2. Затем под сливное отверстие хладагента нужно подставить емкость, а крышку отверстия нужно выкрутить.
  3. Отсоедините провод, который питает контроллер.
  4. Сам контроллер, в зависимости от конструктивных особенностей авто, может быть зафиксирован при помощи защелки, хомута, или закручен резьбой. Произведите демонтаж устройства.
  5. Далее, производится установка датчика температуры охлаждающей жидкости. Замененный девайс перед монтажом можно обработать герметиком, в частности, речь идет о соприкасающихся поверхностях.
  6. Залейте обратно антифриз.

Цена вопроса

Стоимость устройства определяется моделью авто, в котором оно будет использоваться, а также производителем. Регуляторы JP GROUP стоят около 200 рублей, от производителя BERU — в районе 350 рублей, от производителя Hella — примерно 700 рублей. Цены указаны средние, без учета модели авто.

Видео «Секреты диагностики»

Наглядная инструкция и секреты диагностики приведены на видео ниже (автор — Дмитрий Мазницын).

Датчик температуры охлаждающей жидкости — устройство, неисправности, проверка.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в системе охлаждения автомобиля и передает информацию о температуре жидкости (тосола) на плату управления двигателем. В соответствии с этой информацией электронный блок управления корректирует работу двигателя, т.ч. подачу топлива .

Из-за некорректной работы датчика температуры охлаждающей жидкости в двигатель может поступать увеличенное количество топлива

Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости может любой, даже начинающий автолюбитель. Процедура эта несложная и проводится достаточно быстро. Поэтому, при возникновении неполадок с ним, выявить их можно просто. Но отметим, что контролировать состояние детали стоит постоянно, поскольку она может принести много хлопот владельцу. Рассмотрим особенности этой датчика, основные поломки и их признаки, а также способ проверки и замены.

Как работает датчик температуры охлаждающей жидкости

Деталь представляет собой термистор, т.е. резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры. Таким образом он передает данные о температуре охлаждающей жидкости системы. Данные с него фиксируются блоком управления, и на его основании выдаются соответствующие команды.

Блок управления, в зависимости от температуры при запуске настраивает необходимое количество шагов регулятора холостого хода и регулирует подачу топлива.

Датчики бывают всего двух видов:

  1. С отрицательным коэффициентом. В таком случае сопротивление падает при увеличении температуры.
  2. С положительным коэффициентом. Отличается обратным принципом работы, и сопротивление растет пропорционально температуре.

Наиболее популярным вариантом является именно первый тип. В некоторых случаях, устанавливаются оба сразу.

Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости и способы их устранения

Конструкция датчика достаточно проста, а потому он является надежным. Но, несмотря на это, датчик температуры охлаждающей жидкости может выйти из строя. Основными неисправностями датчика выделяют:

  1. Длительный нагрев мотора.
  2. Длительный нагрев мотора.
  3. Падение оборотов без видим причины.
  4. Снижение управляемости.
  5. Нестабильная работа ДВС.
  6. Черный дым из глушителя.
  7. Повышение расхода топлива.
  8. Стуки в двигателе.

В любом из этих случаев потребуется замена датчика температуры охлаждающей жидкости. Главными причинами возникновения таких неисправностей становится некачественный антифриз, плохое моторное масло, утечка жидкости, замыкания и скачки напряжения. Устранение этих поломок требует замены элемента, а также удаления первопричины поломки.

Признаки выхода из строя датчика охлаждающе жидкости

Основные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости следующие:

  1. Ошибка Check Engine. Но стоит понимать, что она может свидетельствовать и о других поломках, а потому следует провести сканирование для определения кода ошибки.
  2. Повышенный расход топлива, который вызван получением некорректной информации блоком управления. В итоге, он не может определить нужные настройки и повышает подачу топлива.
  3. Сложности с запуском двигателя и его нестабильная работа двигателя на холостых оборотах.
  4. Мотор глохнет при нагреве, независимо от использованной жидкости.
  5. Наличие проблем в работе охлаждения. Например, неполадки в запуске вентилятора охлаждения.

Если вы заметили одну из этих проблем, то потребуется найти, где находиться датчик температуры охлаждающей жидкости и провести его проверку. Об этом мы поговорим далее.

Расположение датчика на двигателе

Для того, чтобы провести проверку запчасти, нужно знать, где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости. Его расположение отличается, в зависимости от типа двигателя, марки автомобиля и даже модели. Но есть несколько основных признаков, которые помогут его обнаружить, в частности :

  1. Чаще всего расположена деталь на патрубке головки блока цилиндров.
  2. На детали имеется металлическая резьба, которая вкручивается в отверстие, по ней его также можно обнаружить.
  3. Главным требованием является контакт элемента с охлаждающей жидкостью, а значит он находиться возле ее отсека.

Также стоит обратить внимание на то, что деталей может быть несколько. В таком случае, расположение датчика температуры охлаждающей жидкости может меняться. Обычно один устанавливается у цилиндров, второй на выходе радиатора.

Причины поломки датчика температуры охлаждающей жидкости

Главными причинами, по которым деталь может выйти из строя, отмечаются:

  1. Механическое повреждение корпуса. Выявляется это потеками жидкости по резьбе и корпусу детали.
  2. Окисление контактов. Как любой электрически разъем контакты датчика могут с течением времени окислятся.
  3. Повреждение группы контактов, которые подсоединяются к датчику. Это одна из распространенных причин выхода из строя датчика.
  4. Нарушение контакта внутри датчика.
  5. Повреждение изоляции питающих датчик проводов.

В некоторых случаях замена не требуется, а достаточно выполнить чистку детали. Но при сильных повреждениях потребуется только замена.

Проверка диагностическим прибором

Первым вариантом, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, считается использование специализированного прибора. Применяется он в случае, если поводом проверки становится лампа Check Engine.

Прибор подключается к бортовому компьютеру, выполняется сканирование и в режиме реального времени вы можете увидеть температуру на датчике и проанализировать, корректно ли он работает.

Проверка с термометром

Для такого теста потребуется выполнить следующие действия:

  1. Снять датчик, почистить и смазать его.
  2. Налить воду в чайник или другой сосуд для нагрева.
  3. Поместить датчик в воду и начать ее нагревать.
  4. Провести измерение сопротивления датчика при повышении температуры.

Таким образом проверяется корректная работа. Сопротивления стоит сверять с таблицей от производителя датчика.

Проверка датчика на ВАЗ 2110

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на автомобилях Лада в целом проводится идентично, как на ВАЗ 2110, так и на других моделях. Для этого необходимо заменять сопротивление и выход напряжения, показатели должны быть:

  1. В холодном состоянии сопротивление от 4000 до 4800 Ом и напряжение 92-93%.
  2. При нагреве до 128 градусов сопротивление от 76 до 85 Ом и напряжение 18-19,7%.

Демонтаж датчика проводится достаточно просто, для чего нужно немного слить жидкость и открутить деталь с помощью ключа на 19 мм. Измерения рекомендуется проводить с шагом температуры в 5-10 градусов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]