Что такое есп в машине

Как работает ESP

Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его.

Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день для обозначения системы динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя комбинация букв может варьироваться: встречаются ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC. Суть везде едина — в опасных ситуациях обозначенная одним из этих индексов электроника помогает вам справиться с автомобилем.

Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994-м. С 1995-го система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz S 600 Coupe, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.

Сегодня система динамической стабилизации доступна хотя бы в качестве опции почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: ESP можно обнаружить даже в относительно недорогой модели Volkswagen Polo. Так как она работает?

Современная ESP взаимосвязана с АБС, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); положения рулевого колеса; давления в тормозной системе.

Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.

Если на дороге что-то пошло не так, вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.

Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.

Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.

Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.

К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.

Главное достоинство ESP — с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль — а машина сама будет думать, как вписаться в поворот. Но имейте в виду — возможности ESP по исправлению опасной ситуации небеспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя. Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.

Как работает ESP и как ей пользоваться. Это должен знать каждый водитель

ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».

Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.

Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.

<p src=

Как устроена система?

Указанная аббревиатура расшифровывается как Electronic Stability Program, что в переводе на русский язык означает «электронная система стабилизации». Следует отметить, что для бюджетных автомобилей данная функция недоступна, а в машины средней ценовой категории устанавливается опционально. Только дорогие авто оснащаются ESP в базовой комплектации, позже вы поймете почему.

Главный элемент схемы – отдельный электронный блок управления (он же – контроллер, ЭБУ), взаимодействующий со следующими датчиками:

  • измеритель вращения передних колес;
  • то же, для задних колес;
  • определитель положения рулевого колеса;
  • датчик динамических боковых нагрузок (другое распространенное название – G-сенсор, измеритель углового ускорения).

Кому доводилось разбираться в принципе действия антиблокировочной системы (ABS), наверняка увидит в приведенном списке знакомые детали – измерители вращения колес, передающие информацию контроллеру ABS.

Электронный блок ESP также управляет клапанами гидроцилиндров передних и задних тормозов плюс соединяется с основными «мозгами» автомобиля, ведающими подачей топлива в цилиндры двигателя. В автомобиле с подобным набором электроники отдельный контроллер противоблокировочной системе попросту не нужен, поскольку ABS входит в состав ESP и получает команды от главного ЭБУ.

Состав системы курсовой устойчивости

Для поддержания курсовой устойчивости легковой машины ESP должна взаимодействовать с другими электронными «помощниками» водителя:

  • система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес (ASR);
  • устройства автоматической блокировки свободного дифференциала (EDS);
  • система, распределяющая тормозные усилия в зависимости от условий движения (EBD).

Справка. В автомобилях премиум – класса ESP тесно связана еще с одним «помощником» – адаптивным круиз – контролем, способным полностью управлять движением авто по трассе и в городских условиях.

Нетрудно догадаться, что в бюджетных авто вышеуказанная электронная «начинка» отсутствует, а в машины средней ценовой категории производители ставят антиблокировку колес и парочку других систем (зависит от марки и комплектации транспортного средства). Вот почему ESP доступна далеко не для каждого нового автомобиля.

Принцип действия электронной стабилизации

Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.

Алгоритм работы ESP стоит показать на примере бокового сноса машины в левом повороте:

  1. Факт заноса отмечает датчик углового ускорения (G-сенсор) и передает информацию контроллеру.
  2. Дополнительные данные ЭБУ получает от датчиков вращения колес и положения баранки.
  3. По совокупности полученных сигналов электронный блок «понимает» скорость бокового смещения и его направление. В результате электромагнитным клапанам гидроблока отдается команда притормаживать левое заднее колесо с определенным усилием.
  4. Одновременно подается сигнал основному контроллеру автомобиля уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры, дабы снизить передачу крутящего момента на ведущую ось.
  5. Результат: независимо от действий водителя автомобиль замедляется и выравнивается в повороте.

Вхождение в левый поворот с ESP

При взаимодействии ESP с другими электронными «помощниками» курсовая устойчивость автомобиля может обеспечиваться дополнительными средствами – временной блокировкой свободного дифференциала (межосевого и межколесного), включением антипробуксовочной системы и точным распределением тормозных усилий. В машине, оборудованной автоматической коробкой передач с электронным управлением (робот, вариатор), ESP может переключиться на пониженную скорость либо ввести в действие зимний режим.

Примечание. Если проблемы с нарушением курсовой устойчивости возникнут под управлением адаптивного круиз – контроля, последний станет действовать синхронно с остальными системами – подруливать передние колеса в нужном направлении.

По сути, активная система стабилизации избавляет автолюбителя от необходимости обучаться экстремальной езде. Входя в поворот, водитель просто вращает баранку, возлагая остальные действия на ESP. Но следует помнить, что возможности электроники не безграничны и не все аварийные ситуации она способна предотвратить.

Преимущества и недостатки ESP

Электронная система стабилизации автомобиля изобретена с единственной целью – повысить безопасность езды независимо от уровня подготовки водителя. Как говорилось выше, она всегда находится настороже и в любой момент готова подкорректировать действия автолюбителя в правильную сторону.

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что скорость реакции электроники на изменения условий движения гораздо выше, чем у любого человека. Датчики фиксируют занос на начальном этапе, а срабатывание распределенных тормозов занимает долю секунды. Дополнительный бонус – повышение комфорта в управлении при езде на длинные дистанции, когда усталость водителя играет большую роль.

Поездка на дальние дистанции

Недостатки системы стабилизации автомобиля в процессе движения выглядят так:

  1. На данный момент контроллер курсовой устойчивости не умеет «вытаскивать» переднеприводный автомобиль из заноса путем повышения крутящего момента на передних колесах. Это очень действенный прием, практикуемый опытными водителями.
  2. То же касается внедорожников и легковых авто, оснащенных полным приводом на 4 колеса. В определенных условиях (например, гололед), разумное нажатие педали акселератора может дать лучший результат, чем торможение и снижение мощности на ведущей оси.
  3. ESP не слишком уверенно ведет себя в специфических условиях – при движении по рыхлому снегу либо по скользкой грунтовой дороге.
  4. Многие производители в инструкции по эксплуатации транспортного средства предупреждают, что стабилизационная электроника станет действовать некорректно, если на авто установлены шины другой размерности или баллоны не накачаны должным образом.

Для подавляющего большинства автомобилистов (особенно новичков) система курсовой устойчивости весьма полезна. Но некоторым категориям водителей ESP доставляет неудобства, например, поклонникам «месить грязь» за пределами асфальта или просто опытным автолюбителям, привыкшим ездить без вмешательства компьютера. На этот случай производители авто предусматривают отключение системы специальной кнопкой либо отдельный режим, активируемый селектором АКПП.

Что такое система ESP в автомобиле

Ежегодно мировые производители стараются улучшить безопасность своих автомобилей. Разрабатываются новые системы, а старые постоянно дорабатываются. Сегодня самыми распространенными системами активной безопасности являются ESP и ABS. И если раньше их ставили только на дорогие авто, либо за доплату, то сейчас их устанавливают в обязательном порядке. Сегодня мы рассмотрим, как устроена и работает ESP, в чем ее особенности и отличия.

Для чего нужен ESP в машине

ESP – что это такое?

Таковыми можно считать любые случаи потери контакта колес с дорогой (занос на снегу, мокром асфальте или на ледяной поверхности). То есть, в случае заноса, возникшего по разным причинам, электроника помогает нам выровнять автомобиль на ходу.

Система ЕСП в работе

Система ЕСП в работе

Разработчиком ЕСП стали немецкие компании Бош и Даймлер. В 1995 году первой системой стабилизации был оснащен Мерседес S-класса. Сейчас ESP устанавливается на большинство автомобилей, произведенных в Европе и Америке. Также есть аналоги данной системы:

  • DSC;
  • ESC;
  • VSA;
  • VDC;
  • VSC;
  • DTSC.

Блок ЕСП

Блок ЕСП

Это те же системы динамической стабилизации, просто разработаны конкретным автопроизводителем. Могут различаться дополнительные функции (о них поговорим позже), но принцип работы тот же.

Устройство ESP

ЕСП – это система безопасности высокого уровня, взаимодействующая с рядом других:

  • АБС;
  • распределения тормозных усилий;
  • электронной блокировкой дифференциала;
  • антипробуксовочной (ASR).

Схема работы ЕСП

Схема работы ЕСП

Противозаносная система объединяет блок управления, датчики, а также гидравлический блок. Последний является исполнительным механизмом. Работа системы во многом зависит от входных датчиков:

  • угла поворота руля;
  • поперечного и продольного ускорения авто;
  • частоты вращения колес;
  • давления в тормозных контурах;
  • угловой скорости авто.

Датчики фиксируют каждый параметр и передают информацию на блок управления ESP. Информация поступает с интервалом в 20 миллисекунд.

По сути, ESP является усовершенствованной версией антиблокировочной системы. Но в отличие от АБС, она принимает все возможные усилия, чтобы выровнять автомобиль –подтормаживает колесо, замедляет двигатель, блокирует коробку, а также и помогает водителю подруливать в правильной траектории.

Как это работает?

Рассмотрим, какой у ESP принцип работы. Система призвана сравнивать параметры движения авто и действия водителя. Если запрограммированные параметры отличаются от фактических, блок ESP определяет ситуацию как неконтролируемую. Далее электроника принимает все возможные меры, чтобы выровнять автомобиль:

  • меняет крутящий момент ДВС;
  • тормозит определенными колесами;
  • меняет угол поворота рулевых колес;
  • изменяет жесткость амортизаторов (на автомобилях с адаптивной подвеской).

Например, если у автомобиля заносят передние колеса, ESP тормозит заднее и меняет крутящий момент ДВС (в машине будто пропадает газ). Так, авто плавно возвращается на свою траекторию. Чтобы в момент выравнивания занос не повторился, система ESP в автомобиле

Читайте также  Датчик уровня топлива ваз 2110 инжектор

дозирует торможение – меняет усилие и интервал сжатия тормозных дисков.

Эта особенность спасла жизни многим водителям, оказавшимся в стрессовой ситуации.

А как меняется крутящий момент? В ЭБУ двигателя поступает сигнал о изменении:

  • импульсов зажигания;
  • впрыска топлива;
  • положения дроссельной заслонки.

То есть, делается все возможное, чтобы «успокоить» двигатель – прекращается подача топлива, воздуха и даже искры в камере сгорания.

Кстати, на некоторых авто электроника даже блокирует переключение передач в этот момент (если речь идет об автомате).

Есть ли различия в ESP на авто разных классов?

Различия есть. И чем дороже авто, тем их больше. В зависимости от класса, ЕСП может включать систему:

  1. Предотвращения столкновений. Эта функция есть только на автомобилях с адаптивным круизом. Датчики приближения контролируют дистанцию до впереди идущего автомобиля и оповещают водителя об опасности. Это может быть звуковой сигнал и изображение на панели. Если водитель проигнорировал опасность, система стабилизации автомобиля принудительно тормозит колеса, вмешиваясь работу активного усилителя тормозов.
  2. Предотвращения опрокидывания. В случае опасности, ЕСП тормозит передние колеса и снижает крутящий момент авто.
  3. Улучшения эффективности торможения при нагреве дисков. Электроника контролирует температуру и увеличивает усилие давления поршня суппорта на одном или нескольких колесах.
  4. Удаления влаги с тормозных дисков. Система включается при скорости более 50 км/ч в мокрую погоду. Как это работает? На ходу колодки передних колес легко касаются дисков. За счет небольшого трения, влага испаряется с рабочей поверхности дисков.
  5. Имитации блокировки дифференциала. На кроссоверах Фольксваген ЕСП подтормаживает колесо, предотвращая его проскальзывание. Машина быстро находит зацеп и выкарабкивается из западни.
  6. Измерения давления в шинах. При разнице давления меняется также скорость вращения колеса. Умная ЕСП это понимает и оповещает водителя о утечке воздуха.
  7. Помощи при старте на подъем. Электроника определяет угол наклона авто и блокирует колеса на пару секунд после отпускания педали тормоза.

Также отличия среди систем стабилизации могут быть в гидроблоке. Последний содержит разное количество поршней, что создают давления (от 2 до 6 в зависимости от класса авто).

Правила использования

Автопроизводители позаботились, чтобы водителю не приходилось постоянно включать систему стабилизации. На всех авто она активируется автоматически, после запуска мотора. Система курсовой устойчивости вмешивается в работу, как только есть предпосылки к заносу, даже на скорости 5 км/ч. Но стоит помнить, что она лишь помогает выровнять автомобиль, и нет никаких гарантий, что в следующий раз вы удачно сохраните контроль над авто. Вся ответственность возлагается на водителя. Старайтесь избегать резких маневров на мокрой или снежной дороге.

Да, есть моменты, когда помощь системы стабилизации не нужна. Производитель предусмотрел это, поэтому систему курсовой устойчивости можно отличить принудительно. Для этого на передней панели есть кнопка ESP-off.

Кнопка ESP

Кнопка ESP

Но в каких случаях можно отключать ЕСП? Систему противозаносной стабилизации стоит выключать только в определенных случаях:

  1. Если предполагается езда по бездорожью. Владельцы дорогих внедорожников могли заметить, как система стабилизации просто «душила» авто, не давая ему выехать из грязи. Выезжая на офф-роуд, нужно предварительно выключать систему курсовой устойчивости. Иначе можно надолго застрять в болоте.
  2. Если зимой нужно ехать на горку. Система стабилизации распознает любое скольжение как занос, поэтому заехать на снежный уклон будет трудно. В таких случаях отличаем систему стабилизации принудительно. Электроника не будет ограничивать мощность и тормозить колеса, что даст возможность спокойно забраться наверх.
  3. Если устанавливаем запасное колесо, отличающееся по диаметру диска и профилю шины. Отличие любой из этих характеристик может вызвать ошибку в работе ЕСП – колесо вращается с другой скоростью, из-за чего электроника пытается «вернуть» автомобиль из виртуального заноса.
  4. Если ставим цепи. Блок по тем же причинам будет получать неверные данные о состоянии колес (так как цепи стоят только на ведущих колесах), из-за чего может даже навредить нам, блокируя вращение.

Также ЕСП отличают гонщики, для быстрого старта авто и входа в управляемой занос. Но нужно обладать отличными навыками вождения и хорошо чувствовать автомобиль. При малейшей ошибке вытянуть авто из заноса будет крайне сложно.

Занос без ЕСП

Занос без ЕСП

Почему ЕСП отключается не полностью?

На некоторых авто производители не предусматривают полное отключение ESP. Например, в Мерседес для этого нужно залазить в меню бортового компьютера. И даже после отключения ЕСП, часть функций ее сохранится. А при скорости выше 50 км/ч система динамической стабилизации принудительно работает в полной мере. Увы, с этим ничего не поделать.

На некоторых корейских авто ЕСП отключается в 2 этапа. Первое нажатие кнопки отличает только систему АБС. Но чтобы отключить ЕСП полностью, нужно нажать и удерживать кнопку в течении 3 секунд. Система будет отключена до момента, когда машина наберет большую скорость, либо до последующего запуска двигателя.

Почему загорается лампочка ESP?

Лампа ESP не должна гореть в течении всего движения авто. Исключением является только момент заноса. В это время лампа горит прерывисто. Это значит, что ЕСП пытается выровнять автомобиль из неконтролируемого заноса.

Лампа ESP

Лампа ESP

Если лампа горит постоянно, при этом машина едет нормально, нужна диагностика. Причем определить неисправность будет трудно: единственный механический элемент ESP – это гидроблок (причем ломается он в последнюю очередь). Все остальное – это десятки датчиков и сотни проводов.

Конечно, можно прозвонить каждый из датчиков и проводов. Но гораздо быстрее подключить диагностический сканер и считать имеющиеся ошибки. ЭБУ сам покажет, на какой элемент не подается сигнал. После замены неисправного датчика или перепайки проводов, неисправность уходит.

Как проверить систему в целом?

Чтобы самостоятельно проверить, работает ли ЕСП, нужно пустить колеса в занос. Это можно сделать на снегу или мокром асфальте, резко тронув авто с 1 передачи. Вы почувствуете, как уменьшаются обороты двигателя. При этом будет моргать лампа ЕСП на панели. Как только машина найдет зацеп, все вернется на прежние места.

Проверка исправности ЕСП

Проверка исправности ЕСП

Но лучше проверить работу системы, используя тормозной стенд и советующее оборудование. Так можно проконтролировать, все ли сигналы поступают от датчиков на блок управления и правильно ли распределяются тормозные усилия гидравлическом блоке. Такой способ дает возможность увидеть те неисправности, которые незаметны визуально. В случае малейшей проблемы будет виден код ошибки на оборудовании.

Можно ли установить систему ESP на автомобиль с ABS?

Имея подержанную иномарку в начальной или средней комплектации, всегда есть соблазн что-то установить из «максималки». Запчасти часто в наличии, да и цена не кусается. Часто производитель даже оставляет заводские штекеры и установочные отверстия для установки детали «болт-он». Но увы, это не касается системы ESP. Даже имея в «базе» систему ABS, не получится просто докупить гидроблок и датчики. Главная проблема в прошивке блоков управления. Часто не совпадают версии прошивки ABS, из-за чего ESP не работает. Иногда даже отличаются составляющие тормозной системы. Поэтому если и удастся установить ESP, заставить ее работать правильно будет сложно

Эксплуатировать такой автомобиль не только некомфортно (так как пропадает часть функций и мощность), но и опасно – в любой момент можно потерять управление.

Но как мы убедились, ЕСП не всегда приносит пользу. Эксплуатируя автомобиль зимой или на пересеченной местности, порой приходится ее отключать. В остальных случаях она должна работать постоянно. Но помните, что ESP – это только вспомогательная система. Какими бы опциями она не была наделена, конечный маневр остается за водителем. Управляйте автомобилем безопасно и будьте бдительны на дороге!

ESP в машине: что это такое

Довольно часто у счастливых обладателей новых и современных автомобилей возникает вопрос – что такое ESP, для чего это нужно и нужно ли вообще? С этим стоит подробно разобраться, что, собственно, и сделаем далее.

Вопреки распространенному мнению управление автомобилем дело не всегда простое. В особенности это утверждение актуально для ситуаций, когда траектория движения затрудняется различными внешними факторами – будь то сложные дорожные изгибы или непростые погодные условия. А нередко и то, и другое вкупе. Главная опасность в таких случаях – занос, который может вызвать сложности с управлением, а в некоторых моментах даже неконтролируемое и непредсказуемое движение транспортного средства, способное привести к аварии. Причем трудности могут возникнуть и у новичков, и у уже достаточно опытных водителей. Справиться с подобной проблемой призвана специальная система, обозначаемая аббревиатурой ESP.

Как расшифровать ESP

Логотип системы ESP

ESP или Electronic Stability Program – это название в русскоязычном варианте означает электронная система динамической стабилизации автомобиля или по-другому система курсовой устойчивости. Другими словами, ESP представляет собой составляющую активной системы безопасности, которая способна компьютером управлять моментом силы одного или даже одновременно нескольких колес, тем самым устраняя боковое движение и выравнивая положение автомобиля.

Подобные электронные устройства выпускаются разными компаниями, но крупнейшим и признанным производителем ESP (и именно под этой торговой маркой) является концерн Robert Bosch GmbH.

Аббревиатура ESP является наиболее распространенной и общепринятой для большинства европейских и американских автомобилей, но не единственной. У разных автомобилей, на которых система курсовой устойчивости устанавливается, ее обозначения могут отличаться, но сути и принципа действия это не меняет.

Читайте также: Чем отличается задний привод от переднего и как это влияет на стабильность автомобиля.

Пример аналогов ESP для определенных марок машин:

  • ESC (Electronic Stability Control) – для Hyundai, Kia, Honda;
  • DSC (Dynamic Stability Control) – для Rover, Jaguar, BMW;
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control) – для Volvo;
  • VSA (Vehicle Stability Assist) – для Acura и Honda;
  • VSC (Vehicle Stability Control) – для Toyota;
  • VDC (Vehicle Dynamic Control) – для Subaru, Nissan и Infiniti.

Удивительно, но широкую известность ESP получила не тогда, когда была создана, а несколько позже. Да еще и благодаря скандалу в 1997 году, связанному с серьезными недостатками, разработанного тогда Mercedes-Benz А-класса. Этот компактный автомобиль ради улучшения комфорта получил довольно высокий кузов, но при этом и высокий центр тяжести. Из-за этого машина обладала склонностью к серьезным кренам, а также подвергалась опасности опрокидывания при выполнении маневра «переставка». Решен вопрос был установкой на компактные модели Мерседес системы курсовой устойчивости. Так ESP получила известность.

Как устроена система ESP

системы обеспечивающие безопасность

Системы обеспечивающие безопасность

Состоит она из специального управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры, и исполняющего механизма (гидроблока). Если рассматривать непосредственно устройство ESP, то само оно может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:

  • Системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS);
  • Системы распределения тормозных усилий (EBD);
  • Электронной системы блокирования дифференциала (EDS);
  • Антипробуксовочной системы (ASR).

Назначение внешних датчиков отслеживать измерение угла поворота руля, системы торможения, положение акселератора (по сути, поведение водителя за рулем) и особенности движения автомобиля. Полученные данные считываются и поступают на управляющий блок, который при необходимости задействует исполняющий механизм, связанный с другими элементами активной системы безопасности.

Кроме того, блок управления системы курсовой устойчивости связан с двигателем и АКПП и способен оказывать воздействие на их работу при возникновении нештатных ситуаций.

Читайте также: Что такое ЭБУ (электронный блок управления) , как он обеспечивает работу ESP и других систем автомобиля.

Как работает ESP

траектория автомобиля без ESP

Траектория автомобиля без ESP

Траектория автомобиля с ESP

Траектория автомобиля с ESP

Система Electronic Stability Program постоянно анализирует поступающие данные о действиях водителя и сравнивает их с реальным движением автомобиля. Если ESP посчитает, что водитель теряет контроль над машиной, то вмешается в управление.

Корректировка курса автомобиля может достигаться:

  • С помощью подтормаживания определенных колес;
  • С помощью изменения оборотов двигателя.

Какие колеса тормозить определяет управляющий блок в зависимости от ситуации. Например, при заносе транспортного средства ESP может тормозить наружным передним колесом и при этом менять обороты двигателя. Последнее достигается за счет корректировки подачи топлива.

Видео об ESP

Отношение водителей к ESP

кнопка выключения ESP

Кнопка выключения ESP

Оно не всегда однозначное. Многие опытные водители недовольны тем, что в некоторых ситуациях вопреки желанию человека за рулем нажатие на педаль газа не срабатывает. ESP не может оценивать квалификацию водителя или его желание «погонять», ее прерогатива обеспечивать безопасное движение автомобиля в определенных ситуациях.

Для таких водителей производители обычно предусматривают возможность отключения системы ESP, более того при некоторых условиях они даже рекомендуют ее отключать (например, на сыпучем грунте).

В остальных случаях данная система реально нужна. И не только начинающим водителям. Зимой без нее особенно нелегко. А учитывая то, что благодаря распространению данной системы аварийность снизилась примерно на 30%, ее «нужность» не вызывает сомнений. Однако нельзя забывать, что как бы не эффективна была такая помощь, 100% защиты она не обеспечит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]